Анализ причинно-следственной связи между примерами

ЕГЭ

В данной статье представлены материалы, которые помогут отличить причинно-следственную связь между примерами от других видов связи и правильно проанализировать её.

Что такое ПРИЧИНА?

  • ПРИЧИНА — это такое явление, процесс или предмет, который уже в силу своего существования вызывает определенные изменения окружающего мира.
  • ПРИЧИНА всегда предшествует РЕЗУЛЬТАТУ. Она лежит как бы в основе ПОСЛЕДСТВИЯ.

Что такое СЛЕДСТВИЕ?

СЛЕДСТВИЕ — это то, что влечёт за собой ПРИЧИНА.

  • СЛЕДСТВИЕ всегда вторично и зависимо, определяемо ПРИЧИНОЙ.
  • Синонимы к слову СЛЕДСТВИЕ: ПОСЛЕДСТВИЯ, РЕЗУЛЬТАТ, ИТОГ, ИСХОД

Особенности ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связи

  1. ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ представляют собой логическое единство.
  2. ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ связь — это сцепка причин и последствий, к которым всё это привело.
  3. Ни одно СЛЕДСТВИЕ невозможно представить себе без ПРИЧИНЫ, ведь последняя является своего рода отправной точкой.

Приведем пример: Ударила молния — лес загорелся.

Очевидно, что здесь ПРИЧИНОЙ является молния, если именно она спровоцировала пожар.

Без такой ПРИЧИНЫ не могло быть и СЛЕДСТВИЯ.

Как определить наличие ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связи?

Определить наличие ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связи можно с помощью вопросов:

  • ПОЧЕМУ / ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ / БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ это произошло?
  • К ЧЕМУ / К КАКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ПРИВЕЛО такое поведение /  поступок героя?

Как могут РАСПОЛАГАТЬСЯ примеры, связанные ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связью?

Рассмотрим на примере сложного предложения.

НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Ударила молния — лес загорелся.

  • Ударила молния — ПРИЧИНА, лес загорелся — СЛЕДСТВИЕ
  • Так какударила молния, лес загорелся.
  • Лес загорелся, так какударила молния.
  • Ударила молния, вследствие этого лес загорелся.

ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ

Спасатели прибыли быстро — пожар был потушен вовремя.

  • Спасатели прибыли быстро — ПРИЧИНА, пожар был потушен вовремя — СЛЕДСТВИЕ.
  • Благодаря тому что спасатели прибыли быстро, пожар был потушен вовремя.
  • Пожар был потушен вовремя, благодаря тому что спасатели прибыли быстро.
  • Спасатели прибыли быстро, в связи с этим пожар был потушен вовремя.

Итак, пример, содержащий ПРИЧИНУ, может предшествовать примеру, содержащему СЛЕДСТВИЕ. И наоборот.

СЛЕДСТВИЕ может быть как НЕГАТИВНЫМ, так и ПОЗИТИВНЫМ.

Союз БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО (или предлог БЛАГОДАРЯ) используется только в том случае, если речь идёт о ПОЗИТИВНЫХ последствиях.

ПЛАН анализа ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связи примеров

  1. Назвать СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ.
  2. РАСКРЫТЬ причинно-следственную связь, опираясь на 1 и 2 примеры.
  3. Какова РОЛЬ названной смысловой связи в данном тексте? или Какие ВОЗМОЖНОСТИ открывает перед автором данный вид смысловой связи? или ДЛЯ ЧЕГО/С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ  автор использует указанные смысловые отношения?

ШАБЛОН

  1. Приведённые примеры связаны ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗЬЮ или Я думаю, что эти события (поступки и др.), связаны как ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ или Приведенные примеры показывают ПРИЧИНУ и СЛЕДСТВИЕ поступков героя или Анализируя эти примеры, мы понимаем ПРИЧИНУ и СЛЕДСТВИЕ изображённых событий или Между двумя примерами, приведенными мною из текста, установлены ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ отношения или Данные примеры помогают выявить ПРИЧИНУ и СЛЕДСТВИЕ происходящего или Автор демонстрирует ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННУЮ связь (между чем?) и т.п.
  2. Это помогает нам понять, что, ТАК КАК / ПОСКОЛЬКУ / ИЗ-ЗА ТОГО ЧТО / В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО / ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО / БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО (1 пример),  (2 пример) или В 1 примере автор рассказывает (о чём?), что является ПРИЧИНОЙ последующих за этим явлений / событий, а 2 пример позволяет нам увидеть, К КАКИМ РЕЗУЛЬТАТАМ / ПОСЛЕДСТВИЯМ это привело.
  3. Данный / этот / указанный / вышеназванный вид связи / смысловых отношений примеров ПОЗВОЛЯЕТ / ПОМОГАЕТ автору (что сделать?).

Роль ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связи примеров в тексте

Данный вид смысловой связи / смысловых отношений ПОМОГАЕТ/ ПОЗВОЛЯЕТ автору …

  • подчеркнуть мысль о том, что …
  • отметить важность (чего?) / подчеркнуть, насколько важно …
  • обратить наше внимание (на что?)
  • заострить внимание (на чём?)
  • сделать акцент (на чём?)
  • убедить нас в том, что …
  • напомнить каждому из нас о том, что …
  • глубже понять характер / поступок героя
  • понять переживания / эмоции / тревогу / возмущение автора и т.п.

Как можно НАЧАТЬ 2 пример, чтобы НЕ ДОПУСТИТЬ логическую ошибку?

Если 1 пример — ПРИЧИНА, 2 пример — СЛЕДСТВИЕ:

  • Рассмотрим / проанализируем, к каким последствиям привело то, о чём шла речь в 1 примере.
  • К чему же привели в итоге данные события?

Если 1 пример — СЛЕДСТВИЕ, 2 пример — ПРИЧИНА:

  • Рассмотрим / проанализируем причину происходящих событий.
  • Что же послужило причиной произошедшего? Попробуем разобраться в этом вопросе.
  • Что же заставило героя поступить именно так, а не иначе?
  • Причиной происходящего, по мнению автора, является (что?).

Анализ смысловой связи примеров НЕ ДОЛЖЕН ДУБЛИРОВАТЬ авторскую позицию!

ОБРАЗЦЫ анализа ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связи примеров

По тексту Ф. Г. Углова (К Оле все в клинике привязались.) 

Приведённые примеры имеют причинно-следственную связь. Это помогает нам понять, что, благодаря тому что врачи приложили все усилия, Оля стала здоровой и счастливой. Данный вид смысловых отношений между примерами позволяет автору подчеркнуть важность труда врачей в жизни человека.

По тексту М. Гелприна (Звонок раздался, когда Андрей Петрович ...) Рассказ «Свеча горела»

Приведённые примеры раскрывают причину и следствие происходящего. В первом примере автор рассказывает о неактуальности литературы в обществе будущего, что является причиной последующих за этим явлений, а второй  позволяет нам увидеть, к каким последствиям это привело и как отразилось на подрастающем поколении. Указанный вид связи примеров помогает автору убедить нас в том, что без литературы общество деградирует.

Читаем также:

Анализ смысловой связи. Дополнение

Анализ смысловой связи. Противопоставление

Анализ уступительной связи 

 

Подписывайтесь на TELEGRAM-канал сайта

Блог в помощь!

Читайте также:  Анализ смысловой связи. Противопоставление
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!
Добавить комментарий