В данной статье представлены материалы, которые помогут отличить причинно-следственную связь между примерами от других видов связи и правильно проанализировать её.
Что такое ПРИЧИНА?
- ПРИЧИНА — это такое явление, процесс или предмет, который уже в силу своего существования вызывает определенные изменения окружающего мира.
- ПРИЧИНА всегда предшествует РЕЗУЛЬТАТУ. Она лежит как бы в основе ПОСЛЕДСТВИЯ.
Что такое СЛЕДСТВИЕ?
СЛЕДСТВИЕ — это то, что влечёт за собой ПРИЧИНА.
- СЛЕДСТВИЕ всегда вторично и зависимо, определяемо ПРИЧИНОЙ.
- Синонимы к слову СЛЕДСТВИЕ: ПОСЛЕДСТВИЯ, РЕЗУЛЬТАТ, ИТОГ, ИСХОД
Особенности ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связи
- ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ представляют собой логическое единство.
- ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННАЯ связь — это сцепка причин и последствий, к которым всё это привело.
- Ни одно СЛЕДСТВИЕ невозможно представить себе без ПРИЧИНЫ, ведь последняя является своего рода отправной точкой.
Приведем пример: Ударила молния — лес загорелся.
Очевидно, что здесь ПРИЧИНОЙ является молния, если именно она спровоцировала пожар.
Без такой ПРИЧИНЫ не могло быть и СЛЕДСТВИЯ.
Как определить наличие ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связи?
Определить наличие ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связи можно с помощью вопросов:
- ПОЧЕМУ / ПО КАКОЙ ПРИЧИНЕ / БЛАГОДАРЯ ЧЕМУ это произошло?
- К ЧЕМУ / К КАКИМ ПОСЛЕДСТВИЯМ ПРИВЕЛО такое поведение / поступок героя?
Как могут РАСПОЛАГАТЬСЯ примеры, связанные ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связью?
Рассмотрим на примере сложного предложения.
НЕГАТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Ударила молния — лес загорелся.
- Ударила молния — ПРИЧИНА, лес загорелся — СЛЕДСТВИЕ
- Так какударила молния, лес загорелся.
- Лес загорелся, так какударила молния.
- Ударила молния, вследствие этого лес загорелся.
ПОЗИТИВНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ
Спасатели прибыли быстро — пожар был потушен вовремя.
- Спасатели прибыли быстро — ПРИЧИНА, пожар был потушен вовремя — СЛЕДСТВИЕ.
- Благодаря тому что спасатели прибыли быстро, пожар был потушен вовремя.
- Пожар был потушен вовремя, благодаря тому что спасатели прибыли быстро.
- Спасатели прибыли быстро, в связи с этим пожар был потушен вовремя.
Итак, пример, содержащий ПРИЧИНУ, может предшествовать примеру, содержащему СЛЕДСТВИЕ. И наоборот.
СЛЕДСТВИЕ может быть как НЕГАТИВНЫМ, так и ПОЗИТИВНЫМ.
Союз БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО (или предлог БЛАГОДАРЯ) используется только в том случае, если речь идёт о ПОЗИТИВНЫХ последствиях.
ПЛАН анализа УСТУПИТЕЛЬНОЙ связи примеров
- Назвать СМЫСЛОВУЮ СВЯЗЬ.
- РАСКРЫТЬ причинно-следственную связь, опираясь на 1 и 2 примеры.
- Какова РОЛЬ названной смысловой связи в данном тексте? или Какие ВОЗМОЖНОСТИ открывает перед автором данный вид смысловой связи? или ДЛЯ ЧЕГО/С КАКОЙ ЦЕЛЬЮ автор использует указанные смысловые отношения?
ШАБЛОН
- Приведённые примеры связаны ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ СВЯЗЬЮ или Я думаю, что эти события (поступки и др.), связаны как ПРИЧИНА и СЛЕДСТВИЕ или Приведенные примеры показывают ПРИЧИНУ и СЛЕДСТВИЕ поступков героя или Анализируя эти примеры, мы понимаем ПРИЧИНУ и СЛЕДСТВИЕ изображённых событий или Между двумя примерами, приведенными мною из текста, установлены ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННЫЕ отношения или Данные примеры помогают выявить ПРИЧИНУ и СЛЕДСТВИЕ происходящего или Автор демонстрирует ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННУЮ связь (между чем?) и т.п.
- Это помогает нам понять, что, ТАК КАК / ПОСКОЛЬКУ / ИЗ-ЗА ТОГО ЧТО / В СВЯЗИ С ТЕМ ЧТО / ВСЛЕДСТВИЕ ТОГО ЧТО / БЛАГОДАРЯ ТОМУ ЧТО (1 пример), (2 пример) или В 1 примере автор рассказывает (о чём?), что является ПРИЧИНОЙ последующих за этим явлений / событий, а 2 пример позволяет нам увидеть, К КАКИМ РЕЗУЛЬТАТАМ / ПОСЛЕДСТВИЯМ это привело.
- Данный / этот / указанный / вышеназванный вид связи / смысловых отношений примеров ПОЗВОЛЯЕТ / ПОМОГАЕТ автору (что сделать?).
Роль ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связи примеров в тексте
Данный вид смысловой связи / смысловых отношений ПОМОГАЕТ/ ПОЗВОЛЯЕТ автору …
- подчеркнуть мысль о том, что …
- отметить важность (чего?) / подчеркнуть, насколько важно …
- обратить наше внимание (на что?)
- заострить внимание (на чём?)
- сделать акцент (на чём?)
- убедить нас в том, что …
- напомнить каждому из нас о том, что …
- глубже понять характер / поступок героя
- понять переживания / эмоции / тревогу / возмущение автора и т.п.
Как можно НАЧАТЬ 2 пример, чтобы НЕ ДОПУСТИТЬ логическую ошибку?
Если 1 пример — ПРИЧИНА, 2 пример — СЛЕДСТВИЕ:
- Рассмотрим / проанализируем, к каким последствиям привело то, о чём шла речь в 1 примере.
- К чему же привели в итоге данные события?
Если 1 пример — СЛЕДСТВИЕ, 2 пример — ПРИЧИНА:
- Рассмотрим / проанализируем причину происходящих событий.
- Что же послужило причиной произошедшего? Попробуем разобраться в этом вопросе.
- Что же заставило героя поступить именно так, а не иначе?
- Причиной происходящего, по мнению автора, является (что?).
Анализ смысловой связи примеров НЕ ДОЛЖЕН ДУБЛИРОВАТЬ авторскую позицию!
ОБРАЗЦЫ анализа ПРИЧИННО-СЛЕДСТВЕННОЙ связи примеров
По тексту Ф. Г. Углова (К Оле все в клинике привязались.)
Приведённые примеры связаны причинно-следственной связью. Это помогает нам понять, что, благодаря тому что врачи приложили все усилия, Оля стала здоровой и счастливой. Данный вид смысловых отношений между примерами позволяет автору подчеркнуть важность труда врачей в жизни человека.
По тексту М. Гелприна (Звонок раздался, когда Андрей Петрович ...) Рассказ «Свеча горела»
Приведённые примеры раскрывают причину и следствие происходящего. В первом примере автор рассказывает о неактуальности литературы в обществе будущего, что является причиной последующих за этим явлений, а второй пример позволяет нам увидеть, к каким последствиям это привело и как отразилось на подрастающем поколении. Указанный вид связи примеров помогает автору убедить нас в том, что без литературы общество деградирует.
Читаем также:
Анализ смысловой связи. Дополнение
Анализ смысловой связи. Противопоставление
Анализ уступительной связи