Задание 25 ЕГЭ: о чём предупреждают разработчики КИМ

ЕГЭ

Данная статья освещает 2 основных вопроса:

  1. Какие понятия входят в перечень средств связи предложений в тексте?
  2. Знание каких основных подходов к разработке задания 25 поможет избежать ошибок?

Какие понятия входят в перечень средств связи предложений в тексте?

Официального перечня средств связи предложений нет.

Поэтому список был составлен на основе анализа задания 25 в сборниках Р. А. Дощинского и И. П. Цыбулько (36 вариантов) и Р. А. Дощинского (50 вариантов).

В него вошли следующие понятия:

  1. антонимы (в том числе контекстные)
  2. синонимы (в том числе контекстные)
  3. однокоренные слова
  4. формы слова
  5. лексический повтор
  6. местоимения (личные, притяжательные, определительные, указательные)
  7. наречия
  8. сочинительный союз
  9. вводные конструкции

Знание каких ОСНОВНЫХ ПОДХОДОВ к разработке задания 25 поможет избежать ошибок?

Источник информации: Методические рекомендации обучающимся по организации самостоятельной
подготовки к ЕГЭ 2024 года

ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ ОБРАТИТЕ на п. 5

1. Первое предложение в указанном в задании диапазоне не может войти в правильный
ответ. Оно нужно лишь для того, чтобы установить связь последующего предложения с данным предложением.

2. Предполагается, что при указании средств связи в задании 25 ЕГЭ по русскому языку каждое средство связи закрепляется за отдельным словом.

3. Как правило, задание требует отследить связь последующего предложения с предыдущим. Однако иногда встречается формулировка «с предыдущими».

4. В правильном ответе указывается(-ются) только номер(а) предложений, которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(и). Номер(а) же предыдущего(-их) предложения(-ий) не фиксируется(-ются). В противном случае ответ будет признан неправильным.

5. Правильный ответ «по умолчанию», априори подразумевает наличие только указанных в задании средств связи и отсутствие иных средств связи. Например:

Среди предложений 38–43 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи синонимов и лексического повтора. Напишите номер(а) этого(-их) предложения(-ий) на основе следующего текста.

(38)Зачем нужен страх с биологической точки зрения, понятно – срабатывает инстинкт самосохранения. (39)Но страх необходим и для развития личности. (40)Страх нужен затем, чтобы у тебя было, что побеждать. (41)Смелость – это не бесстрашие, а умение побеждать амигдалу. (42)Трусость – наоборот. (43)Когда амигдала побеждает тебя.

В этом задании правильным ответом является только предложение 40, поскольку в предложении 39, кроме синонимов и лексического повтора, присутствует ещё и союз как средство связи.

6. При этом такие средства связи, как единство видовременных форм глагола, слова одной тематической группы, синтаксический параллелизм, анафора, эпифора, в задании 25 не рассматриваются / не учитываются.

7. В рамках задания 25 ЕГЭ по русскому языку чётко разводятся следующие понятия: лексический повтор как повтор слова в абсолютно одинаковой форме (мама – мама; он – он) и использование форм(ы) слов(а) как средства связи (мама – маму; он – его).

При этом глаголы, причастия и деепричастия в силу неоднозначной трактовки явлений (однокоренные слова или формы одного и того же слова) в задании 25 не используются. Например: пилить – пилящий; расколоть – расколотый; спиливший – спиленный; распилить – распилив.

«Он» и «они» являются разными словами, а не формами одного и того же слова.

Слово «им» может быть морфологическим омонимом. Например, дан фрагмент текста:

И к законам этим надо прислушиваться, к ним можно приспособиться, в их живой поток надо войти, повинуясь им, но не требуя от них повиновения… А когда он настанет, этот радостный миг жизни, надо его беречь, ограждать, любить; всё забыть и жить им одним, как замкнутым, кратковременным, но прелестным мирозданьицем…

Повтор «им» в данном контексте является формальным повтором одинаково звучащих слов.

В одном предложении «им» выступает как падежная форма личного местоимения «они», а в другом – как падежная форма личного местоимения «он».

То же самое касается слов «ним» и «им». Это не формы одного и того же слова, так как слова в контексте разные, следовательно, они не играют роли средств связи предложений в тексте.

8. Личное местоимение только тогда является средством связи, когда заменяет существительное из предыдущего предложения. Например:

(5)В самом деле, где же эта шкатулка и лежащие в ней тысячи? (6)Её, представьте себе, не было! (7)Да, да, её-то одной только и не было ни в комнатах между внесёнными вещами, ни в повозке – словом, нигде… В этом фрагменте правильным ответом будет только предложение 6. В предложении 7 слово «её» выступает в качестве лексического повтора. Приведём ещё один пример: (1)Вот и всё объяснение. (2)Для меня лично оно основательно. (3)В меру возможностей следую ему, понимая свою малую силу.

Правильный ответ – только предложение 2.

А предложение 3 связано с предыдущим при помощи такого средства, как форма одного и того же слова.

9. Притяжательное местоимение может заменить либо имя существительное, либо другое личное местоимение. Например:

(11)Юрий Викторович Подлипчук школьных учебников не признавал. (12)Учились мы по конспектам его вдохновенных лекций, которые торопливо записывали неумелой рукой (всё-таки не студенты,девятый класс). (13)Ещё считалось важным знать тексты, то есть собственно литературу (при этом Достоевский, например, требовался почти весь, вплоть до «Братьев Карамазовых»). (14)Сейчас уже не вспомнить всего, что он говорил и как объяснял, какие имена попутно всплывали. (15)Его эрудиция и начитанность были феноменальны.

В приведённом фрагменте правильным ответом будут предложения 12 и 15.

ВОПРОС. Вы спрашиваете: могут ли в задании 25 встретиться контекстные синонимы
и антонимы?

ОТВЕТ. Да. При этом важно знать: контекстные синонимы и антонимы – это, как правило,
слова одной и той же части речи, но не всегда в одной и той же форме. Исключения могут
составлять местоимения, перифразы, фразеологизмы, соотносимые со словами
определённой части речи.

Если вы хотите приобрести ТАБЛИЦУ с необходимым теоретическим материалом к заданию 25 со всеми нюансами, напишите автору блога. Это можно сделать следующими способами:

Вы также можете приобрести авторские материалы для подготовки к другим заданиям ЕГЭ и ОГЭ.

Блог в помощь!

Читайте также:  Типичные ошибки в заданиях 9 - 15 ЕГЭ (по материалам "Методических рекомендаций для учителей... 2023 года")
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!
Добавить комментарий