Типичные ошибки в заданиях 9 — 15 ЕГЭ (по материалам «Методических рекомендаций для учителей… 2023 года»)

ЕГЭ

В данной статье хочу привести выдержки из «Методических рекомендаций для учителей, подготовленных на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2023 года»  (Р. А. Дощинский и др.)

Скачать «Методические рекомендации…» можно на сайте ФИПИ.

Рассмотрим типичные ошибки в заданиях по орфографии 9 — 15 ЕГЭ, которые допускают одиннадцатиклассники на реальном экзамене.

Их анализ поможет сделать подготовку к этим заданиям более эффективной.

ЗАДАНИЕ 9

Фрагмент из «Методических рекомендаций…»:

Типичные ошибки в заданиях 9 - 15 ЕГЭ (по материалам "Методических рекомендаций для учителей... 2023 года")

Резюмирую с комментариями:

Проверяемые гласные:

  1. вОрс/истый — вОрс
  2. о/богАщ/ение — богАтый
  3. благо/слОв/ить — слОво
  4. раз/рЯд/ить (обстановку) — разрЯд
  5. (московский) стАр/ожил — стАрый
  6. (металл) на/кАл/ился — накАл

Непроверяемые гласные:

  1. бЕрёз/овый
  2. дИриж/ёр
  3. озОр/ной
  4. трАфарет/
  5. эксперИмент/

Чередующиеся гласные:

  1. вы/чИт/ка (рукописи)  — искл.
  2. рОст/окискл.
  3. со/чЕт/ание — искл.
  4. плОв/чихаискл.
  5. чинопо/чИт/ание — есть -А-
  6. при/нИм/ать — есть -А-
  7. со/твОр/ить — без ударения

ЗАДАНИЕ 10

Фрагмент из «Методических рекомендаций…»:

Типичные ошибки в заданиях 9 - 15 ЕГЭ (по материалам "Методических рекомендаций для учителей... 2023 года")

Резюмирую с комментариями:

Неизменяемые приставки:

  1. прО/образ
  2. прО/российский
  3. прА/язык (древний язык)

Приставки, оканчивающиеся на З/С:

  1. беС/хозный (Х – глухой)
  2. иС/коверкать (К – глухой)
  3. череС/чур (Ч – глухой)

Приставки ПРЕ-/ПРИ-:

  1. прЕ/успеть (= очень/пере-)
  2. прЕ/смыкаться (= очень низко прижиматься/наклоняться к земле)
  3. прЕ/неприятный (= очень)
  4. (камень) прЕ/ткновения (= пере-, препятствие)

И/Ы после приставок:

  1. вз/Ыскать — после русской приставки на согласную
  2. без/Ынициативныйпосле русской приставки на согласную
  3. пост/Индустриальный — после иноязычной приставки на согласную

Правописание разделительных Ь/Ъ:

  1. вЬюг/а (в корне и перед Ю)
  2. карЬер/а (в корне и перед Е)
  3. трёх/Ъярусный (после трёх- и перед Я)
  4. пан/Ъевропейский (после приставки на согласную и перед Е)

ЗАДАНИЕ 11

Фрагмент из «Методических рекомендаций…»:

Типичные ошибки в заданиях 9 - 15 ЕГЭ (по материалам "Методических рекомендаций для учителей... 2023 года")

Резюмирую с комментариями:

Правописание суффиксов существительных:

  1. маслИце (ударение падает на корень, а не на окончание)
  2. креслИце (ударение падает на корень, а не на окончание)
  3. вишЕнка (образовано от сущ. «вишн/я», основа которого не оканчивается на -ИН, сравните: солом/ИН/ка — от солом/ИН/а)
  4. башЕнка (образовано от сущ. «башн/я», основа которого не оканчивается на -ИН, сравните: солом/ИН/ка — от солом/ИН/а)

Правописание суффиксов глаголов и причастий:

  1. рассчитЫвать (ВА без ударения, в 1 лице ед. ч. сохраняется — я рассчитываю)
  2. завидОвать (ВА без ударения, в 1 лице ед. ч. не сохраняется — я завидую)
  3. заведОвать (ВА без ударения, в 1 лице ед. ч. не сохраняется — я заведую)
  4. разведЫвать (ВА без ударения, в 1 лице ед. ч. сохраняется — я разведываю)
  5. продлЕвать (ВА под ударением)
  6. увещЕвать (ВА под ударением)
  7. запотЕвавший (ВА под ударением)

Правописание Е/И в суффиксе глаголов с приставкой ОБЕЗ-/ОБЕС-:

  1. обеспамятЕть (непереходный глагол, который не сочетается с сущ. в В. п. без предлога)
  2. обезоружИть (переходный глагол, который сочетается с сущ. в В. п. без предлога: обезоружить кого? что? врага)

ЗАДАНИЕ 12

Фрагмент из «Методических рекомендаций…»:

Типичные ошибки в заданиях 9 - 15 ЕГЭ (по материалам "Методических рекомендаций для учителей... 2023 года")

Резюмирую с комментариями:

Правописание гласной в окончаниях глаголов и суффиксах причастий, выбор которой зависит от спряжения:

  1. мелЕт — от молОТЬ, 1 спр.
  2. (кузнечик) стрекочЕт — от стрекотАТЬ, 1 спр.
  3. колеблЕшься — от колебАТЬся, 1 спр.
  4. рыщУщие (волки) — от рыскАТЬ, 1 спр.
  5. хлещУщие (струи) — от хлестАТЬ, 1 спр.
  6. брезжУщий (рассвет) — запомнить
  7. неприемлЕмый — от принЯТЬ, 1 спр.
  8. неминуЕмый — от миноваТЬ, 1 спр.
  9. расклеИшь — от расклеИТЬ, 2 спр.
  10. (снега) припорошАт — от припорошИТЬ, 2 спр.
  11. рушАщееся (здание) — от рушИТЬ, 2 спр.

Правописание гласной в причастиях перед НН:

  1. увешАнная (игрушками) — от увешАТЬ, А сохраняется перед НН
  2. сдержАнное (обещание) — от сдержАТЬ, А сохраняется перед НН
  3. настоЯнное (снадобье) — от настоЯТЬ, Я сохраняется перед НН
  4. рассеЯнный — от рассеЯТЬ, Я сохраняется перед НН
  5. замешЕнная (глина) — от замесИТЬ, перед НН пишем Е, так как не от глагола на -АТЬ/-ЯТЬ
  6. пересушЕнное (бельё) — от пересушИТЬ, перед НН пишем Е, так как не от глагола на -АТЬ/-ЯТЬ

Правописание гласной в причастиях перед суффиксом -ВШ-:

  1. обидЕвшись — от обидЕТЬ, Е сохраняется перед -ВШ-
  2. зачистИвший (напильником деталь) — от зачистИТЬ, И сохраняется перед -ВШ-

ЗАДАНИЕ 13

Фрагмент из «Методических рекомендаций…»:

Типичные ошибки в заданиях 9 - 15 ЕГЭ (по материалам "Методических рекомендаций для учителей... 2023 года")

Резюмирую с комментариями:

  1. Это был НЕСПОКОЙНЫЙ во все времена южный город. (НЕ с прилагательным пишем слитно, так как его можно заменить синонимом «оживлённый», наличие зависимого слова «во все времена» не имеет значения, так как «неспокойный» — это не причастие)
  2. Яма оказалась НЕГЛУБОКАЯ, но широкая. (НЕ с прилагательным пишем слитно, так как его можно заменить синонимом «мелкая», наличие «но широкая» не имеет значения, так как здесь нет противопоставления с союзом А)
  3. Посетители НЕ СПЕША проходят по залам музея, открывшегося после реставрации. (НЕ с наречиями, которые не оканчиваются на -О/-Е, пишется раздельно, если наречие употребляется без НЕ, и наоборот)

ЗАДАНИЕ 14

Фрагмент из «Методических рекомендаций…»:

Типичные ошибки в заданиях 9 - 15 ЕГЭ (по материалам "Методических рекомендаций для учителей... 2023 года")

Резюмирую с комментариями:

  1. Небо ВСПЛОШНУЮ заволокло тучами, сверкнула молния, и в ТО ЖЕ мгновение послышался гром. (ВСПЛОШНУЮ — заволокло как? наречие, образовано от прилагательного, которое начинается на согласную, сравните: в сплошную линию; ТО ЖЕ — можно опустить ЖЕ)
  2. Задача НА ПОДОБИЕ треугольников оказалась трудной, ЗАТО интересной. (НА ПОДОБИЕ — существительное с непроизводным предлогом НА, есть поясняемое слово — подобие чего? треугольников; ЗАТО — союз, синонимичный НО)
  3. Муравьи, почувствовав опасность, СРАЗУ засуетились и НАПЕРЕГОНКИ устремились к своему дому. (СРАЗУ — наречие, имеет значение «тотчас, немедленно»; НАПЕРЕГОНКИ — наречие, отвечает на вопрос как?, образовано от существительного, которое начинается на согласную)
  4. Моя лучшая подруга очень пунктуальный человек: она всегда приходит НА ВСТРЕЧУ ВОВРЕМЯ. (НА ВСТРЕЧУ — существительное с непроизводным предлогом НА, между которыми можно вставить определение: на нашу встречу; ВОВРЕМЯ — наречие, нет поясняемого слова, сравните: во время каникул)
  5. Гости приехали ВОВРЕМЯ и, сидя за столом в гостиной, болтали БЕЗ УМОЛКУ. (ВОВРЕМЯ — наречие, нет поясняемого слова, сравните: во время каникул; БЕЗ УМОЛКУ — наречие, образовано от существительного с предлогом БЕЗ-)

ЗАДАНИЕ 15

Фрагмент из «Методических рекомендаций…»:

Типичные ошибки в заданиях 9 - 15 ЕГЭ (по материалам "Методических рекомендаций для учителей... 2023 года")

Типичные ошибки в заданиях 9 - 15 ЕГЭ (по материалам "Методических рекомендаций для учителей... 2023 года")

Резюмирую с комментариями:

  1. безветреННая — в слове «ветреный» — одна Н, так как это исключение, но при наличии приставки, кроме НЕ, подчиняется общему правилу: в отымённом прилагательном в суффиксе -ЕНН- пишем НН
  2. золочёНая — образовано от глагола «золотить», поэтому количество Н зависит от наличия/отсутствия приставки/зависимого слова, сравните: золочёНая мебель, золочёННая (кем?) искусным мастером мебель, позолочеННое кольцо
  3. ориентироваНо (на норму) — краткое причастие, наличие ОВА не имеет значения
  4. (оставалось) неизмеННо — наречие, образованное от «неизменный», в наречиях на -О/-Е пишется стольк же Н, сколько в слове, от которого оно образовано

Для подготовки к заданиям 9 — 15 вы можете приобрести авторские материалы:

Задание 9

Задание 10

Задание 11

Задание 12

Задание 13

Задание 14 (в разработке)

Задание 15

Блог в помощь!

Читайте также:  ЕГЭ 9 аргументов для сочинения по теме "Воспитание"
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!
Добавить комментарий