ОГЭ 2024 37 текстов из ОБЗ ФИПИ для написания сжатого изложения

ОГЭ

Источник данных материалов — аудиозаписи из ОБЗ (открытого банка заданий) ФИПИ.

ОБЗОР ИЗМЕНЕНИЙ

  • на данный момент ВСЕГО аудиозаписей 37 (было 35)
  • УБРАЛИ 7

1. Мы часто говорим о сложностях, …

2. Одному человеку сказали…

3. Сущность понятия «власть» …

4. Если отнять у человека способность мечтать, …

5. Что такое хорошая книга?

6. Слово «культура» многогранно.

7. Что такое дружба?

  • ДОБАВИЛИ 9 новых + в старом тексте «Чтобы оценить доброту…» 2 и 3 абзацы объединили в один и добавили новый абзац (в файлах для скачивания это текст под номером 8).

ИЗЛОЖЕНИЕ 1     «Необычной была дружба этих двух людей…»

ЧИТАТЬ ТЕКСТ

Необычной была дружба этих двух людей — Александра Сергеевича Пушкина и Ивана Ивановича Пущина. Шесть лет они учились вместе в Царскосельском лицее. Затем были довольно редкие встречи в Петербурге у общих знакомых. И вот единственный день, проведённый вместе, — 11 января 1825 года, когда Пущин первым из друзей посетил Пушкина, который находился в ссылке в Михайловском. И всё. Больше они никогда не виделись. 11 лет Пущин-декабрист провёл в тюрьме и на каторге. Но дружба не слабела. Многие стихотворения Пушкин посвятил другу.

После смерти Пушкина настал черёд Пущина одного за двоих хранить верность старой дружбе. Он словно и не считал Пушкина погибшим, непрестанно обращался к лицейским годам, к Михайловскому свиданию, добывал неизвестные ему прежде стихи Пушкина, письма, прозу и как бы во второй раз узнавал лицейского товарища.

Влияние личности и образа мысли Пущина на Пушкина, начавшееся ещё в лицее, очень значительно. Большой Жанно (так называли лицеисты Пущина) не раз охлаждал горячую голову темпераментного друга, никогда с отроческих лет не боялся сказать другу правду. Столько же, несомненно, велико и влияние Пушкина на Пущина. Огромный талант, глубокий ум, острота чувств, доброе сердце — всё это могло оставить равнодушной личность мелкую, но такого человека, как Пущин, покорило навсегда. (По Владимиру Владимировичу Кунину)

194 слова

 

ИЗЛОЖЕНИЕ 2     «Лучше всего проявляет свою воспитанность человек…»

ЧИТАТЬ ТЕКСТ

Лучше всего проявляет свою воспитанность человек, когда он ведёт дискуссию, спорит, отстаивая свои убеждения. В споре сразу же обнаруживается интеллигентность, логичность мышления, вежливость, умение уважать людей и самоуважение.

Как же ведёт спор умный и вежливый спорщик? Прежде всего он внимательно выслушивает своего противника — человека, который не согласен с его мнением. Если что-либо неясно в позиции противника, он задаёт ему дополнительные вопросы, переспрашивает. Если вы с самого начала ведёте спор вежливо и спокойно, без заносчивости, то тем самым вы обеспечиваете себе спокойное отступление с достоинством. Нет ничего красивее в споре, чем в случае необходимости признать полную или частичную правоту оппонента. Этим вы завоёвываете уважение окружающих. Этим вы как бы призываете к уступчивости и своего противника, заставляете его смягчить крайности своей позиции. Но человек не должен уступать оппоненту только для того, чтобы ему понравиться или из трусости, из карьерных соображений. Нужно уступать с достоинством в вопросе, который не заставляет вас отказаться от своих убеждений или с достоинством принять свою победу, не злорадствуя над побеждённым в споре, не оскорбляя его самолюбие.

Одно из самых больших интеллектуальных удовольствий — следить за спором, который ведётся умелыми и умными противниками. (По Дмитрию Сергеевичу Лихачёву)

185 слов

 

ИЗЛОЖЕНИЕ 3    «Хороших книг о школе написано немало»

ЧИТАТЬ ТЕКСТ

Хороших книг о школе написано немало. Но мне интересно было бы исследовать одну линию в этой огромной теме: что остаётся от учителя, от класса в характере человека, кроме знаний? В сущности, у каждого взрослого есть свои впечатления, свои воспоминания о школе — плохие или хорошие. Одни учителя помнятся, другие нет. Одни классные товарищи врезались в память, другие забылись. И не всегда это можно объяснить степенью дружбы. Нет, тут действуют иные, глубоко скрытые, очевидно, сложные причины.

Кроме талантливых учителей, есть и другие, любимые учителя. Наверное, любимых учителей больше, чем талантливых. Наверное, можно заслужить любовь, даже не имея отпущенных природой педагогических способностей. Талантливым стать нельзя, а вот любимым стать можно.

Наша любовь к учителям рождалась по-разному. Как и все, я вспоминаю бывших своих учителей. Кто из них получал нашу любовь? Физику преподавал нам известный профессор. Он блестяще ставил опыты, умел рассказать материал доходчиво, образно, но… но физику мы полюбили раньше. Полюбили благодаря молоденькой учительнице — Ксении Евгеньевне. Кажется, она преподавала тогда первый год и не очень хорошо сама знала некоторые тонкости, но всё равно мы её любили. Вероятно, за то, что она любила нас, за то, что ей было весело с нами, интересно, за то, что она не скрывала своих промахов и открыто переживала их. (По Даниилу Александровичу Гранину)

203 слова

 

ИЗЛОЖЕНИЕ 4    «Каждый писатель тревожится о том, …»

ЧИТАТЬ ТЕКСТ

Каждый писатель тревожится о том, как его будут читать, поймут ли, почувствуют ли то, что любило его сердце. От этого зависит так много, и прежде всего — состоится ли у него желанная духовная встреча с теми далёкими, но близкими, для которых он писал свою книгу.

И вот мы, читатели, берёмся за эту книгу. Перед нами чувства, идеи, образы, целое здание духа, которое даётся нам как бы при помощи шифра. Оно скрыто за буквами, общеизвестными словами и образами. Жизнь, яркость, силу, смысл должен из них добыть сам читатель. Он должен воссоздать в себе созданное автором, и если он не умеет, не хочет и не сделает этого, то за него не сделает этого никто — книга пройдёт мимо него.

Обычно думают, что чтение доступно всякому грамотному. Но, к сожалению, это совсем не так. Ведь настоящий читатель отдаёт книге всё своё внимание, все свои душевные способности, которые необходимы для понимания этой книги. Настоящее чтение не сводится к механическому соединению слов — оно требует твёрдого желания услышать голос автора. Искусство чтения побеждает одиночество, разлуку, время и расстояние, оно помогает чувствовать связь с другими людьми и вместе с автором постигать сущность мира. Читать — значит искать и находить, потому что читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад. Это творческий процесс, потому что воспроизводить — значит творить. (По Ивану Александровичу Ильину)

212 слов

 

ИЗЛОЖЕНИЕ 5    «В умении любоваться природой…»

ЧИТАТЬ ТЕКСТ

В умении любоваться природой заключается один из секретов постижения красоты. Если человека привести на берег моря, показать ему катящиеся валы прибоя, а через минуту увести от моря подальше, то это одно. Если же человек просидит на берегу несколько часов или проживёт несколько дней, то это совсем другое.

Все сходятся на том, что на море можно смотреть часами, как на огонь или на водопад. Море с его синевой, запахом, грохотом волн, волнующей игрой красок, шуршанием гальки, с необъятным простором, с чайками и облаками наполнит вас, очистит, облагородит, останется в душе навсегда. Но этого не произойдёт, разумеется, если взглянуть и тотчас уйти или наблюдать за этой красотой из окна поезда.

Каждый раз, когда я видел что-нибудь очень красивое в природе — цветущее дерево, цветочную поляну, светлый быстрый ручей, уголок леса с ландышами в еловом сумраке, закатное небо, россыпь брусники вокруг старого пня — у меня появлялось чувство, похожее на досаду. Я не знал, что мне делать, как себя вести. Потом я понял: нужно остановиться и смотреть, любоваться, созерцать, исцеляя душу. Надо остановиться перед красотой, не думая о времени, без суеты. Только тогда красота, которой конца и края нет, пригласит тебя в собеседники. Только тогда возможен с ней глубокий духовный контакт. Только тогда она и принесёт радость. (По Владимиру Алексеевичу Солоухину)

204 слова

 

ИЗЛОЖЕНИЕ 6    «Книга — великий хранитель и двигатель…»

ЧИТАТЬ ТЕКСТ

Книга — великий хранитель и двигатель человеческой культуры. Книгу ничем нельзя заменить. Издавна её называют источником мудрости. И действительно: сложный философский текст можно передать только через книгу. Читатель сам владеет текстом. Он может читать быстрее или медленнее, поверхностно проглядывать его или внимательно перечитывать, возвращаясь к уже прочитанному месту, или заглянуть в конец книги. Читатель, в отличие от слушателя или зрителя, абсолютно свободен.

А теперь обратимся к телевидению. Оно оборачивается бедой, только когда становится пожирателем человеческого времени, когда оно лишает человека свободы, предоставляемой ему книгой, когда сидящий у телевизора слепо подчиняется зрительным и слуховым впечатлениям. И телевидение — величайшее благо тогда, когда оно показывает то, что мы иным способом не могли бы увидеть, когда оно позволяет совершить небольшое путешествие в те области бытия, к которым у нас нет иного доступа.

Человек должен быть внутренне свободен, а для этого он должен уметь сам оценивать окружающее и быть образован. Образование и самостоятельность же даёт именно книга. Видеть и слышать — это ещё не всё. Надо ещё и думать, воспринимать мир разумом, а для этого недостаточно сидеть у телевизора, необходимо уметь задумываться о важном в тишине, той тишине, что рождает самостоятельную мысль. (По Дмитрию Сергеевичу Лихачёву)

189 слов

 

ИЗЛОЖЕНИЕ 7    «Андерсен считал свою жизнь прекрасной…»

ЧИТАТЬ ТЕКСТ

Андерсен считал свою жизнь прекрасной и почти безоблачной, но, конечно, лишь в силу детской своей жизнерадостности. Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. Таким людям, как Андерсен, нет нужды растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропустить то мгновение, когда весна прикоснётся губами к деревьям. Как бы хорошо никогда не думать о житейских невзгодах. Что они стоят по сравнению с этой благодатной, душистой весной?

Андерсену хотелось так думать и так жить, но действительность совсем не была милостива к нему. Было много огорчений и обид, особенно в первые годы, когда он был неизвестен и беден. Андерсен говорил о себе, что за свою жизнь он выпил не одну чашу горечи. Его замалчивали, на него клеветали, над ним насмехались. За что? За то, что он был сыном сапожника, что он не был похож на благополучных обывателей, что ставил творчество выше богатства.

Да, жизненный путь этого человека, умевшего видеть по ночам свечение шиповника, похожее на мерцание белой ночи, и умевшего услышать воркотню старого пня в лесу, не был усыпан цветами. (По Константину Георгиевичу Паустовскому)

190 слов

 

ИЗЛОЖЕНИЕ 8    «Самая большая ценность народа  — его язык»

ЧИТАТЬ ТЕКСТ

Самая большая ценность народа  — его язык. Язык, на котором он читает, пишет, говорит, думает. Думает! Ведь это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык. Эмоции, ощущения только окрашивают то, о чём мы думаем, или подталкивают мысль в каком-то отношении, но все наши мысли формулируются языком.

Вернейший способ узнать человека, его умственное развитие, его моральный облик, его характер —  прислушаться к тому, как он говорит. Если мы замечаем манеру человека себя держать, его походку, его поведение и по ним судим о человеке (иногда, впрочем, ошибочно), то язык человека гораздо более точный показатель его человеческих качеств, его культуры.

Каждый человек пользуется языком народа. В языке отразились внутренние силы нации, её склонность к эмоциональности, разнообразии характеров и типов отношения к миру. Если верно, что в языке народа сказывается его национальный характер, то национальный характер русского народа чрезвычайно внутренне разнообразен, богат, противоречив. И всё это отразилось в языке. Именно поэтому нужно понимать историю слов и выражений, знать фразеологизмы, поговорки и пословицы, родную литературу. Язык, отторгнутый от истории народа, станет песком во рту. (По Дмитрию Сергеевичу Лихачёву)

175 слов

 

ИЗЛОЖЕНИЕ 9    «Человек соприкасается с искусством каждый день…»

ЧИТАТЬ ТЕКСТ

Человек соприкасается с искусством каждый день не только в музеях. С самого рождения и на протяжении всей жизни люди погружены в волшебный и таинственный мир искусства. Здания, интерьер квартиры, одежда и ювелирные украшения — всё это может быть произведениями искусства. Но может и не быть. Далеко не каждую картину, статую, песню и каждый фарфоровый сервиз считают шедеврами. Как отличить произведение искусства от ремесленных поделок? Не существует рецепта, где было бы точно изложено, что и в каких пропорциях можно соединить, чтобы получилось подлинное произведение искусства. Однако можно развить в себе способность чувствовать и ценить прекрасное, которую мы называем вкусом.

Искусство — это форма познания мира, но методы искусства совершенно не похожи на научные. Кинофильмы сжимают целую человеческую жизнь до двухчасового действия. Некоторые художники сознательно сжимают пропорции тела человека. Именно такие художественные эксперименты позволяют зрителю сосредоточиться на главном, рассмотреть то, что в повседневной жизни он просто не замечает.

Иногда происходит чудо — искусство меняет людей. Человек, попадая в притягательный мир искусства, задумывается о тайне красоты, начинает чувствовать в себе стремление к творчеству. Весь смысл жизни может стать совершенно другим. Может быть, это и есть главное предназначение искусства — позволить человеку познать самого себя. (По Марии Дмитриевне Аксёновой)

190 слов

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: количество микротем в текстах не изменилось.

Ниже находится ссылка на файл, который содержит все 37 текстов, включая новые, а также ссылка на аудиозаписи.

Тексты сгруппированы по темам.

Каждому тексту присвоен порядковый номер, который соответствует номеру аудиозаписи.

 

СКАЧАТЬ 37 ИЗЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТОВОМ ФОРМАТЕ

СКАЧАТЬ 37 СЖАТЫХ ИЗЛОЖЕНИЙ

СКАЧАТЬ 37 ИЗЛОЖЕНИЙ В ИСХОДНОМ И СЖАТОМ ВИДЕ В ТАБЛИЦЕ

СКАЧАТЬ 37 АУДИОЗАПИСЕЙ ТЕКСТОВ ДЛЯ ИЗЛОЖЕНИЯ

 

Блог в помощь!

Читайте также:  ОГЭ 2024 Подготовка к заданию 8 (по материалам из ОБЗ ФИПИ)
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!
Добавить комментарий

  1. Роза

    скажите, пожалуйста, это тексты 2023 или 2024 г?

    Ответить
    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Тексты актуальны и для 2024 года.

      Ответить
  2. Наталья

    Спасибо большое за информацию

    Ответить
  3. Incognito

    замечательная статья, рекомендую
    👍👍👍👍

    Ответить
  4. Барият

    сомневаюсь🤣, не здать, а сдать
    Источник: http://po-ushi.ru

    Ответить
  5. Светлана

    Марина Анатольевна, большое спасибо Вам за помощь. Но у меня возникла проблема. В школе писали изложение по 6 тексту «Выбор». Учитель снизила балл за абзацное членение текста: второй абзац должен начинаться (как она сказала) со слов: «Этот выбор мы делаем уже в детстве…». Смотрела текст этого изложения на других сайтах — везде разное деление на абзацы. Сравниваю другие тексты изложений из Вашего списка, и в некоторых встречается другое деление на абзацы. Что делать? Что посоветуете? Спасибо.

    Ответить
    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Светлана, вопрос сложный. Я делю тексты на абзацы, ориентируясь на более длительные паузы, которые делает диктор в аудиозаписи. Но, к сожалению, не всегда эти паузы отчётливые, а ФИПИ не даёт информацию о микротемах.

      Ответить
  6. Райхана

    Марина Анатольевна, выражаю Вам свою благодарность за помощь в работе. В течение многих лет я пользуюсь Вашим сайтом, и это здорово помогает в подготовке выпускников. Спасибо за Ваш труд.

    Ответить
    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Райхана, очень рада быть полезной! 😊

      Ответить
  7. Елена Владимировна

    Огромная Вам благодарность!
    От лица всех бабушек девятиклассников желаю Вам здоровья! Спасибо!!!

    Ответить
    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Елена Владимировна, спасибо за добрые слова! 💖

      Ответить
  8. Земфира

    Марина Анатольевна! Спасибо Вам за такой большой труд!

    Ответить
  9. Татьяна

    Марина Анатольевна, спасибо большое!

    Ответить
  10. надя

    попался все дальше уходит великая отечественная война

    Ответить
  11. Зиля

    Марина Анатольевна, спасибо большое за Ваш труд!

    Ответить
  12. Лиля

    Добрый день! 9 новых сжатое изложение точно будет попадётся в 1 задание по русскому языку? Если это правда, то благодаря этому сайту я в этом году сдам огэ по русскому языку!.

    Ответить
  13. Эмран

    мне понравился это сайт благодаря этому сайте я могу здать экзамен в этом году

    Ответить
  14. Володя

    ну сойдет

    Ответить
    1. Серёжа

      Это лучший сайт в мире благодаря ему я и сдам огэ в этом году

      Ответить
  15. кися

    здравствуйте в новом изложение 1 ошибка
    11 января 1825 года, когда Пущин первым из друзей посетил Пущина(должно быть Пушкина

    Ответить
    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Спасибо!

      Ответить
  16. Я сдам ОГЭ!

    Я думаю, что именно эти 9 изложений нам и попадут.

    Ответить
  17. терминатор307

    у мене два бал по огэ руский

    Ответить
    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Плохо дело…

      Ответить
  18. Светлана

    Спасибо большое

    Ответить
  19. Вера

    Марина Анатольевна, спасибо за материалы

    Ответить
  20. Гостья

    Спасибо большое, Марина Анатольевна, за Ваш труд!

    Ответить
    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Всегда рада помочь! 😊

      Ответить
  21. Юлия

    Марина Анатольевна, огромное спасибо за Вашу помощь!

    Ответить
    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Юлия, рада помочь!

      Ответить
  22. Любовь

    Спасибо огромное.

    Ответить
  23. Татьяна

    Добрый день! Подскажите, пожалуйста, какие темы будут на огэ для детей с ОВЗ К1

    Ответить
  24. Алексей

    когда сжатые изложения будет

    Ответить
  25. Некими

    когда сжатые содержание буду ? заранее спасибо

    Ответить
    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      В конце статьи есть ссылка на сжатые изложения.

      Ответить
  26. Даниил

    То есть , какой-то из этих 37 вариантов будет на ОГЭ?

    Ответить
    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Да, всё верно

      Ответить
  27. Лариса

    Огромное спасибо!!! Наша палочка-выручалочка.

    Ответить
    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Блог в помощь! 😊

      Ответить
  28. Элина

    Марина Анатольевна, спасибо огромное за Ваш труд. Только хотела добавить, что текст «Чтобы оценить доброту…» сильно изменили, добавили абзац. Поэтому новых текстов получается 10

    Ответить
    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Элина, спасибо за информацию! Упустила этот момент. Да, это был самый короткий текст. 2 и 3 абзацы в нём объединили без изменений и добавили новый.

      Ответить
  29. Иван

    Спасибо за материал, Марина Анатольевна!
    А не подскажете, где именно можно аудиозаписи найти на сайте ФИПИ?
    Почему-то в ОБЗ у меня только формулировки задания (без кнопочки «Прослушать аудио»).

    Ответить
    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Иван, аудиозаписи находятся в старом ОБЗ в разделе Информационная обработка текстов различных стилей и жанров: https://oge.fipi.ru/os/xmodules/qprint/index.php?theme_guid=739C92B62FA098A74536BD3E064F0CD8&proj_guid=2F5EE3B12FE2A0EA40B06BF61A015416

      Ответить