Речевые клише для комментария в сочинении ЕГЭ

ЕГЭ

Дорогие участники ЕГЭ!

Эти речевые клише могут пригодиться для оформления комментария в сочинении ЕГЭ.

Особенно они незаменимы, если текст для сочинения публицистического стиля.

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ — ГЛАГОЛЫ

  1. рассуждает (о ком? о чём?) /размышляет (о ком? о чём? над чем?)
  2. описывает (кого? что?)/изображает (кого? что?)
  3. рассказывает (о ком? о чём?)/повествует (о ком? о чём?)
  4. вспоминает (о ком? о чём?/кого? что?)
  5. рассматривает (что?)
  6. раскрывает суть (чего?)
  7. заставляет задуматься (над чем?)
  8. отмечает (что?)
  9. отмечает важность (чего?)
  10. обращает наше внимание (на кого? что?)/акцентирует внимание (на ком? чём?)/заостряет внимание (на ком? На чём?)
  11. делает акцент (на чём?)
  12. констатирует факт того, что …
  13. подчёркивает (что?)
  14. утверждает (что?)
  15. убеждает (в чём?)/убеждён (в чём?)
  16. доказывает (что?)
  17. считает, что …
  18. предполагает, что …
  19. пытается понять (кого? что?)/пытается разобраться (в ком? В чём?)
  20. делится своим открытием/делится мыслями (о чём?)
  21. доносит до нас мысль о том, что …
  22. анализирует (что?)
  23. ставит в один ряд (что? с чем?)
  24. видит сходство (чего? с чем?)/подмечает сходство
  25. сравнивает (кого? что? с кем? чем?)/сопоставляет
  26. проводит параллель (с кем? чем?)/проводить аналогию (с кем? чем?)
  27. противопоставляет (кого? кому?/ что? чему?)
  28. останавливается (на чём?)
  29. приводит пример того, как …
  30. цитирует (кого?)/подтверждает свои мысли цитатами (кого?)
  31. опирается на мнение (чьё?)/разделяет мнение (чьё? о чём?)
  32. осуждает (кого?)/одобряет (кого?)/оправдывает (кого?)
  33. соглашается (с кем? с чем?)
  34. опровергает мнение (о чём?)/опровергает мысль (о чём?)
  35. спорит (с кем?)/полемизирует (с кем?)
  36. симпатизирует (кому?)/симпатии автора на стороне (кого?)
  37. подчёркивает своё негативное (положительное) отношение (к кому? К чему?)
  38. восхищён (кем? чем?)/огорчён (кем? чем?)
  39. восклицает
  40. спрашивает (о чём?)/задаётся вопросом (о чём?)
  41. беспокоится (о чём? за кого? за что?)/тревожится (о чём?)/выражает беспокойство/выражает тревогу
  42. приходит к выводу (о чём?)/подводит нас к выводу (о чём?)
  43. призывает читателя (к чему?)
  44. пытается достучаться до наших сердец
  45. хочет напомнить каждому из нас (о чём?)

РЕЧЕВЫЕ КЛИШЕ — ВВОДНЫЕ КОНСТРУКЦИИ (выделяются запятыми)

  1. по мнению автора
  2. по глубокому убеждению автора
  3. по предположению автора
  4. на взгляд автора
  5. по словам автора
  6. как считает автор
  7. как утверждает автор и т.п.

ОБРАЗЦЫ употребления речевых клише в комментарии сочинений, написанных по текстам из сборника И. П. Цыбулько 2022

Вариант 11По тексту Е. В. Гришковца (Что делать человеку, который вдруг обнаружил …)

Размышляя над этим вопросом, автор сравнивает дилетантов с настоящими художниками. По его мнению, дилетантом можно назвать того, кто начал заниматься искусством на уровне хобби и склонность к творчеству у которого появилась неожиданно. В подтверждение своих слов писатель приводит пример деревенской старушки, увлекшейся живописью и нарисовавшей несколько неплохих картин, которые даже выставили в галерее. Однако Е.Гришковец отмечает, что эти работы не будут иметь никакого отношения к произведениям великих художников. Писатель также убежден в том, что все дилетанты увлечены исключительно творческим процессом, они “получают  удовольствие и радость от творческого занятия и самовыражения”. Этим примером автор хочет показать, что любитель – это обычный человек, который лишь на определённом жизненном этапе увлекся творчеством и никогда не станет настоящим творцом.

Вариант 13По тексту А. Н. Толстого (3а эти месяцы тяжёлой борьбы, решающей нашу судьбу…)

Однако, по глубокому убеждению автора, в тяжелое для страны и народа время, когда надвигается общая беда, “тогда и счастливый, и несчастный собираются у своего гнезда”. Раскрывая эту мысль, А. Н. Толстой обращает наше внимание на тех людей, которые в непростой для всех период понимают, что отсидеться не получится и надо объединяться. Писатель замечает, что, когда родине угрожает беда, у человека происходит переоценка ценностей: то, что раньше он не ценил, теперь для него становится важным и дорогим. Так постепенно автор приходит к такому выводу о родине: «Все наши мысли о ней, весь наш гнев и ярость — за её поругание, и вся наша готовность — умереть за неё». Данным примером А. Н. Толстой убеждает нас в том, что отношение к родине у людей меняется, когда с ней происходит что-то плохое.

Читайте также:

Анализ смысловой связи. Противопоставление

Анализ причинно-следственной связи между примерами

Анализ уступительной связи между примерами

Анализ смысловой связи. Дополнение

Подписывайтесь на TELEGRAM-канал сайта

Блог в помощь!

Читайте также:  ЕГЭ Обзор нового задания 21
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!
Добавить комментарий