Новое задание по пунктуации вызвало у меня некоторые вопросы. Ответы искала в выступлении И.П.Цыбулько на вебинаре от 02.10.2018, а также в её сборнике «ЕГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты».
Итак, делаю обзор задания 21:
- связано с анализом постановки только трёх знаков препинания: ЗАПЯТОЙ, ТИРЕ, ДВОЕТОЧИЯ;
- теория задания базируется на нормах, зафиксированных в «Правилах русской орфографии и пунктуации», утверждённых в 1956 году;
- максимальное количество предложений в тексте задания не будет превышать 9, но не во всех предложениях может использоваться указанный знак препинания;
- тематика текстов — природа и культура России;
- оценивается 1 баллом;
- в ответе должно быть указано несколько номеров предложений: 2 и более;
- ответом может быть несколько групп предложений, но в бланке нужно указать только одну из них; например, в варианте 22 из сборника И.П.Цыбулько в задании 21 2 группы ответов: 1и5 (причастный оборот) и 3и6 (приложение). Выбираем только одну из них.
- ответ нужно искать с учётом формулировки задания: запятая, запятые или запятая (-ые);
- в предложении один и тот же знак препинания может повторяться, но относиться к разным правилам (в основном это запятая);
- предложения в задании должны быть подобраны таким образом, чтобы в одном общем правиле не было частных случаев.
Например, в тексте ученик нашёл 3 предложения с тире между частями БСП (общее правило). Но в 2-х предложениях части БСП противопоставлены друг другу (частный случай 1), а в одном вторая часть БСП содержит следствие того, о чём говорится в первой (частный случай 2), то есть условия постановки тире разные. Какие номера предложений должен указывать ученик в ответе?
Данный вопрос был задан И.П.Цыбулько во время вебинара, на что Ирина Петровна ответила, что таких ситуаций на ЕГЭ быть не должно и ответственность за корректность задания лежит на разработчиках (вебинар, с 2:03:18).
Ну что ж, будем надеяться, что разработчики КИМов примут эти нюансы во внимание.
Скачать все варианты задания 21 из сборника И.П.Цыбулько 2019.
Скачать теорию к заданию 21 в таблице.
Блог в помощь!