ОГЭ 15.3 Сочинение-рассуждение на тему «Что такое взаимовыручка» по тексту Ю.В.Трифонова из Открытого банка заданий (ФИПИ)

ОГЭ
В данной статье опубликовано 3 варианта сочинения 15.3, написанные по одному из текстов ОБЗ ФИПИ.
Напоминаю, что из заданий и текстов ОБЗ ФИПИ формируются КИМы реального ОГЭ 2017.

Задание 15.3

Как вы понимаете значение слова «взаимовыручка»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое ВЗАИМОВЫРУЧКА«.

Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

ЧИТАТЬ ТЕКСТ

(1)Началась эта му́ка в далёкие годы, в классе пятом или шестом.

(2)Глебов жил в своём двухэтажном подворье рядом с серым, громадным, наподобие целого города или даже целой страны, домом в тысячу окон. (3)Серая громада висла над переулочком, по утрам за́стила солнце, а вечерами сверху летели звуки музыки. (4)Там, в поднебесных этажах, шла, казалось, совсем иная жизнь, чем внизу. (5)И у Глебова с малолетства появилось жженье в душе: то ли зависть, то ли ещё что.

(6)Мать Глебова работала билетёршей в кинотеатре. (7)И вот служба её в кинотеатре  — захудаленьком, в одном из замоскворецких переулков  — составляла предмет немалой гордости Глебова и отличала его величайшей льготой: на любой фильм мог пройти без билета. (8)А иногда в дневные часы, когда мало зрителей, мог даже товарища провести, а то и двух.

(9)Эта привилегия была основой могущества Глебова в классе. (10)Он пользовался ею расчётливо и умно́: приглашал мальчиков, в дружбе которых был заинтересован, от которых чего-либо ждал взамен, иных долго кормил обещаниями, прежде чем оказывал благодеяние, а некоторых мерзавцев навсегда лишал своей милости. (11)Продолжалась глебовская власть  — ну не власть, а, скажем, авторитет  — и оставалась непоколебленной, пока не возник Лёвка Шулепа. (12)Первые дни он держался надменно, поглядывал своими голубенькими глазами на всех сонно и презрительно, ни с кем не заводил разговор и сел за одну парту с девчонкой. (13)Его решили проучить, вернее, унизить. (14)А ещё точнее  — опозорить. (15)Глебов горячо подговаривал расправиться с Шулепой, который ему не нравился, но в последний миг решил не участвовать в расправе.

Читайте также:  Материалы для подготовки к сочинению 13.3 ОГЭ (пакет 2)

(16)Мальчишки  — их было человек пять  — зазвали Лёвку после уроков на задний двор, окружили, о чём-то заспорили, и вдруг Медведь, главный силач класса, охватил Лёвку за шею, опрокинул его рывком навзничь, остальные с криками «ого-го!» набросились, Лёвка сопротивлялся, бил ногами, но его, конечно, смяли, скрутили, кто-то сел ему на грудь. (17)И вдруг раздался громкий треск, будто взорвалась хлопушка или лопнула автомобильная шина. (18)Тут все пятеро кинулись в стороны, Лёвка поднялся на ноги, а в руке он держал пугач, который стрелял особыми пистонами. (19)Шулепа вышел из этой истории победителем, а нападавшие были посрамлены и впоследствии всячески старались помириться и подружиться с ним.

(20)Так Лёвка из человека, которого собирались на весь свет опозорить, превратился в героя. (21)И с этого, наверное, времени зародилась у Глебова та тяжесть на дне души… (22)И нет несчастнее людей, поражённых завистью. (23)И не было сокрушительней несчастья, чем то, что случилось с Глебовым в миг его, казалось бы, высшего торжества.

(По Ю. Трифонову) *

Трифонов Юрий Валентинович (1925—1981 гг.) — русский советский писатель, мастер «городской» прозы.

СОЧИНЕНИЕ № 1

          Взаимовыручка  — это оказание друг другу  помощи, поддержки  в трудной ситуации.   В основе взаимовыручки лежит принцип «ты — мне, я — тебе».  Это значит, что человек, оказавший тебе помощь, рассчитывает на ответные действия с твоей стороны. В основе взаимовыручки может быть как собственная выгода, так и благие намерения. Докажу свои слова конкретными примерами.
          Обратимся к тексту Ю.В.Трифонова. Шестиклассник Глебов чётко усвоил для себя принцип взаимовыручки. Имея возможность провести любого одноклассника в кино бесплатно, Глебов держал ребят на коротком поводке и в любой момент мог заставить их делать то, что было нужно ему. Однажды он таким образом вынудил одноклассников опозорить новенького. И ребятам, чувствующим себя обязанными перед Глебовым, пришлось выполнить его просьбу.  Мы видим, что герой текста пользуется принципом взаимовыручки исключительно для удовлетворения собственных интересов.
          Положительным примером взаимовыручки может служить другая история. Оля и Лена — подруги, они учатся в одном классе. У Оли трудности вызывает такой учебный предмет, как алгебра, а у Лены — русский язык. Девочки постоянно помогают друг другу: объясняют трудные темы, растолковывают домашние задания. И результат налицо: через некоторое время девочки смогли не только подтянуться по этим предметам, но и укрепить свою дружбу, потому что их взаимовыручка основывалась на благих намерениях и искреннем стремлении помочь друг другу.
          Таким образом, взаимовыручка может иметь две стороны: положительную и отрицательную. (210 слов)

СОЧИНЕНИЕ № 2 от читателя блога

          Взаимовыручка — это взаимная, обоюдная помощь, поддержка, выручка в каком — либо деле. Каждый из нас может оказаться в ситуации, когда ему нужна помощь, когда он сам не может справиться со своими проблемами. В такие моменты очень важно, чтобы нашёлся человек, который протянет руку помощи. На этом держится мир. Взаимопомощь не должна сводиться к отношениям по принципу «ты — мне, я – тебе». Один человек может помочь другому, другой — третьему. Так по цепочке добро обязательно вернётся к тому, кто сделал что-нибудь хорошее, кто выручил кого-то из беды.
          Текст Ю. В. Трифонова рассказывает о мальчике, который понимал взаимовыручку как взаимовыгоду. Он водил бесплатно мальчишек в кинотеатр, где работала его мать, но водил не всех, а только тех, кого ему было выгодно, от кого ждал чего-то взамен. Такое поведение нельзя считать правильным. Добро должно быть бескорыстным.
         В жизни, к счастью, встречаются примеры настоящей взаимовыручки. Однажды в магазине около кассы я видел коробочку с мелочью, на которой было написано: «Если не жалко, то добавь. если не хватает, то возьми». И люди с улыбкой опускали туда монетки. Это, конечно, мелочь, но она отражает самую суть взаимовыручки: ты помог кому-то, а кто-то поможет тебе.
         Таким образом, взаимовыручка держится на готовности человека творить добро, помогать и поддерживать, на сострадании и милосердии. (205 слов)

СОЧИНЕНИЕ № 3 (автор — Аня Г., ученица гимназии 62 г. Омска, учитель — Козикова А.И.)

          Взаимовыручка – обоюдная помощь людей друг другу. Однако не все помогают бескорыстно. Многим чужды благие намерения, и ими движет лишь собственная выгода. Докажу справедливость своих слов примерами.
          Человеком, использовавшим принцип взаимовыручки в корыстных целях, является Глебов, герой произведения Ю.В. Трифонова. Приглашая в кино одноклассников, в дружбе которых он был заинтересован, Глебов понимал, что в любой момент сможет попросить об ответной услуге, и ему не откажут. Так он подговорил мальчиков расправиться с неугодным ему одноклассником. Поведение Глебова едва ли можно назвать правильным, ведь им движет расчет и желание получить свою выгоду.
          Другой случай описывается М. Зощенко в рассказе «Счастье». Стекольщик Иван Фомич становится свидетелем того, как в трактире разбивают окно, и вызывается помочь отчаявшемуся хозяину, но делает это из корыстных побуждений. Он обещает заменить стекло за 75 рублей, хотя эта цена в два раза больше действительной. Очевидно, что он действует не бескорыстно, а преследует свою цель – материальную выгоду.
          Таким образом, мы видим, что не все люди благородны и готовы безвозмездно помогать окружающим. Чтобы сделать этот мир капельку лучше, нужно не повторять дурных поступков и оставаться доброжелательным и великодушным. (176 слов)

Блог в помощь! 

Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Анонимный

    Очень хороший сайт! Спасибо вам большое! Только на этом сайте и смотрю сочинения, не списываю, а смотрю в какой форме можно написать то или иное определение, ибо на остальных сайтах написанны слишком тяжелые и не понятные определения. Еще раз спасибо вам!)))

  2. Анонимный

    Марина здравствуйте большое вам спасибо за вашу помощь от души ваш сайт помогает всем спасибо за это . Хочу пожелать вам удачи и творческих успехов )))

  3. Анонимный

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, нужно ли здесь ставить двоеточие?
    "…принцип( )"ты — мне, я — тебе"."

    1. Анонимный

      Нет.

  4. Анонимный

    Эти сочинения не должны быть "фантастически интересными".Тут не надо думать, необходимо просто написать маленькое сочинение по определенному плану.Эти сочинения для этого подходят вполне.Если будете писать по пять листов вашу "интересную" фигню, станет только хуже.

  5. Анонимный

    Здравствуйте! Я хотела бы спросить, могут ли учтеля требовать на второй аргумент ТОЛЬКО пример из литературного произведения? Наши, во всяком случае, делают именно так, а если мы используем не такой пример то балл не начисляют. Также не могли бы во подсказать, какие произведения можно использовать для этого?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Второй пример может быть откуда угодно. Подробнее об этом написано здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2016/05/3-153.html#more

  6. Алла Евгеньевна

    Спасибо Вам, Марина Анатольевна, за помощь всем нам: учителям, ученикам, родителям. К сожалению, моим ученикам на пробном ОГЭ не засчитали первый аргумент, поскольку ребята не указывали номера предложений и некоторые не цитировали. Но! Интерпретация есть, иллюстрация есть. Двух баллов нет! Посоветуйте, как поступить, пожалуйста.

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Алла Евгеньевна, ситуация странная: в аргументах сочинения 15.3 не нужно указывать номера предложений и цитировать фрагменты из прочитанного текста, это должен знать каждый эксперт. Попробуйте обратиться в центр с вопросом, на каком основании сняли ученикам баллы.

    2. Алла Евгеньевна

      Спасибо.

  7. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Уважаемые комментаторы! Не надо так надрывно кричать большими буквами при виде ошибки. Найдите способ сообщить об этом автору сдержанно и деликатно. Это в жизни пригодится. Вспомните пословицу про соринку и бревно в глазу. Специально публикую этот комментарий, для наглядности, чтобы было понятно, как делать на моём блоге нельзя.

  8. Анонимный

    Так он подговорил мальчиков расправиться с неугодным ему одноклассником. Поведение Глебова едва ли можно назвать правильным, ведь им движит расчет и желание получить свою выгоду.ДВИЖЕЕЕЕТ!!!!

  9. Анонимный

    2-ой пример должен быть из жизненного опыта, т.е. общеизвестный факт

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Второй пример может быть из другого литературного произведения, из истории, из собственного опыта, из СМИ и даже тоже из прочитанного текста, как и первый (если он там есть).

  10. Татьяна

    Добрый день!Подскажите, пожалуйста, нужно ссылаться на номера предложений или нет? Все говорят по-разному. Но в задании к 15.3 об этом ничего не сказано

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      В сочинении 15.3 ссылаться на номера предложений не нужно. Это необходимо делать в заданиях 15.1 и 15.2.

    2. Татьяна

      Спасибо,Марина Анатольевна! С наступающим Новым годом Вас! Творческих успехов, личного счастья и благополучия!

    3. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Татьяна, спасибо большое за поздравление!

    4. Unknown

      Ну а если, все же, укажу номера — будет минус балл? (Мне просто удобнее с номерами предложений)

    5. Даниил Симонов

      Ну а если, все же, укажу номера — будет минус балл? (Мне просто удобнее с номерами)

    6. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Нет, баллы не снимут.

  11. Анонимный

    Молодец

  12. Бардина Татьяна Александровна

    В 15.3 не надо указывать номера предложений

    1. Анонимный

      Почему же, экзаменуемый имеет право использовать текст, указывая номера предложений, цитируя, интерпретируя. А вот мы, эксперты, обязаны обращаться к тексту при проверке и оценивать объективно.

    2. Анонимный

      В этом виде сочинения не нужно указывать номера предложений, необязательно. А что, вы, эксперты делаете на таком сайте?

    3. Анонимный

      вообще-то нужно в 15.3 указывать номера предложений

    4. Анонимный

      Есть несколько вариантов. Пробуй, что тебе больше понравится. Возможно, что ты придумаешь что-то своё.
      Аргумент 1: В качестве первого аргумента правильности высказанного тезиса возьмём предложение (№…)
      Аргумент 2: В качестве второго аргумента, доказывающего моё мнение о том, что такое доброта (или что-то другое), мне хотелось бы привести пример из жизни.
      Аргумент 1: Именно об этом и говорится в прочитанном тексте. Автор рассказывает нам о том, что…
      Аргумент 2: Размышляя над вопросом, что такое «человечность», хочу рассказать о случае из своей жизни.
      Аргумент 1: В предложении №… говорится о том, что…

  13. Светлана Шомполова

    думаю 1 аргумент не так хорош, т. к .. не указано предложение в котором есть пояснения своего мнения. и комментирования к предложению из текста

  14. Анонимный

    так себе

  15. Анонимный

    Ужасное сочинение, которое не может являться образцом!

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Чем же оно ужасно?

    2. Анонимный

      даже определение "взаимовыручка" понято автором неправильно. Соответственно, и аргументы неверны.

    3. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Что же такое "взаимовыручка" по-вашему?

    4. Unknown

      Взаимовыручка-взаимная, обоюдная помощь, выручка в каком-либо деле, поддержка

    5. Анонимный

      нашелся дурачок

    6. Владислав Росляков

      Я всегда не могу понять таких людей, которые сами не могут ничего сделать зато всех критикуют да еще какими-то нелепыми, непонятными и не поясняющимися замечаниями. Вы бы сами попробовали написать хорошее сочинение,а потом бы уже говорили.

    7. Анонимный

      Согласна, если бы человек сам мог написать хорошее сочинение,то он бы не заходил на такие сайты, на которых помогают тем, кто в этом нуждается.

    8. Анонимный

      А как тогда ты оказался тут?

    9. Анонимный

      Зашла на сайт ,чтобы посмотреть схему составления первого аргумента именно по этому тексту. В итоге поняла,что легче самой сделать. Где в первом аргумент ссылка на текст?Так же в тезиса нет комментария. Ужас. Разочарована

    10. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Значит, больше не заходите.

    11. Анонимный

      Ну и хорошо

    12. Анонимный

      И не зайду

  16. Анонимный

    спасибо большое