ЕГЭ Употребление деепричастного оборота (подготовка к заданию 7)

Данная статья содержит теоретический материал, практическую часть, а также ссылки на 71 вариант задания в режиме онлайн, связанного с употреблением деепричастного оборота. 


УПОТРЕБЛЕНИЕ ДЕЕПРИЧАСТНОГО ОБОРОТА ДОПУСКАЕТСЯ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:


Случай 1. Основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, выраженное деепричастием, совершаются одним лицом (подлежащее).

Прочитав статью, я многое узнал о жизни животных.




Основное действие выражено глаголом-сказуемым «узнал». 
Добавочное действие выражено деепричастием «прочитав»
Оба действия совершает одно и то же лицо — «я» (подлежащее).

Случай 2. Деепричастный оборот находится в определённо-личном предложении. Подлежащее отсутствует, но его можно восстановить с помощью местоимений Я, ТЫ, МЫ, ВЫ:  

1. Прочитав рассказ, (я) сформулирую его идею. 

2. Прочитав рассказ, (ты) сформулируй его идею. 

3. Прочитав рассказ, (мы) сформулируем его идею. 

4. Прочитав рассказ, (вы) сформулируйте его идею. 


Случай 3. Сказуемое в безличном предложении выражено глаголом неопределённой формы, т.е. инфинитивом, который употребляется со словами: нельзя, надо, нужно, можно, необходимо и т.п.  Подлежащее при этом отсутствует и его нельзя вставить в предложение:   


Прочитав рассказ, надо сформулировать его идею.







НЕЛЬЗЯ УПОТРЕБЛЯТЬ ДЕЕПРИЧАСТНЫЙ ОБОРОТ В СЛЕДУЮЩИХ СЛУЧАЯХ:




Случай 1. Основное и добавочное действия совершают разные лица:

Прочитав рассказ, у меня возникло чувство сострадания. 


«Чувство» (подлежащее) не может совершать добавочное действие — «прочитать рассказ». 

Случай 2. Основное действие выражено кратким страдательным причастием:

Сдав экзамены, я был принят в вуз. (кем-то принят)

Случай 3. Предложение безличное, скзуемое в нём не выражено инфинитивом:

Прочитав рассказ, мне стало грустно.

УКАЖИТЕ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЕ ПРОДОЛЖЕНИЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

1. Анализируя текст,
а) у меня появились вопросы;
б) обратите внимание на его композицию;
в) часто не рассматриваются художественные средства;
г) захотелось побольше узнать об авторе.

2. Закрыв книгу,
а) герои надолго остаются в нашей памяти;
б) мне захотелось перечитать её заново;
в) постарайтесь по памяти восстановить события;
г) её содержание тут же забылось.

3. Возвращаясь домой, 
а) мне стало тревожно;
б) вдруг полил дождь;
в) у меня возникло желание прогуляться по парку;
г) я задержался у приятеля.

4. Серьёзно заинтересовавшись живописью,
а) у вас появится желание рисовать самому;
б) развиваются творческие способности;
в) я стал частым посетителем выставок;
г) у меня не осталось времени для развлечений.

Материал для самопроверки

18 вариантов задания в режиме онлайн

53 варианта задания в режиме онлайн

Источник: В.Н.Александров, О.И.Александрова «ЕГЭ. Руссский язык». Издательский дом «Типография купца Тарасова» Пермь 2010

Читайте также:  ОГЭ 15.3 Сочинение на тему "Что такое любовь" по тексту Ю.Я.Яковлева из Открытого банка заданий (ФИПИ)
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!