Материал для сочинения по высказыванию Д.Н.Ушакова: » ..для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать… и фонетику».

Ещё раз прочитаем высказывание Д.Н.Ушакова: » ..для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать… и фонетику».


Разберёмся в смысле данного афоризма. Для этого выделим ключевые слова:
правильная речь, правильное письмо, фонетика.

Теперь разберёмся в значении выделенных слов.

  • под правильной речью подразумевается культура речи;
  • под правильным письмоморфография;
  • фонетика — наука, изучающая звуки речи.

Таким образом, в высказывании говорится о том, что грамотность письменной и устной речи во многом зависит от знания теоретических сведений по фонетике.

Составляем ПЛАН сочинения:

1. Как вы понимаете смысл высказывания Д.Н.Ушакова?
2. Взаимосвязь фонетики и орфографии + пример из текста.
3. Взаимосвязь фонетики и культуры речи + пример из текста.
4. Вывод.

При написании сочинения по указанному афоризму вы можете воспользоваться следующим материалом:

1. Что такое «фонетика»? 
Фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуки
речи, то есть те звуки, из которых состоят слова. 
Особенностью фонетики является её тесная связь с другими
разделами языкознания, например, с орфографией и культурой речи.

2. Взаимосвязь фонетики и орфографии. 


Орфография — раздел лингвистики, изучающий правильность написания слов.
Бóльшая часть орфографических
правил опирается на теоретические сведения по фонетике. Например:
  • а) правописание сомнительных согласных в слове связано с таким фонетическим явлением, как оглушение и озвончение (в слове «дорожка» согласный  Ж при произношении оглушается и даёт звук Ш); 
  • б) правописание приставок, оканчивающихся на З-С: выбор
    согласной на конце такой приставки зависит от звонкости/глухости последующего
    согласного (в слове «распустить» на конце приставки рас- пишем С, т.к. после приставки
    следует глухой согласный);
  • в) употребление Ь для обозначения мягкости согласных (в слове «конь» после мягкого Н пишем Ь);
  • г) правописание соединительных гласных О-Е в сложных словах (после мягкого согласного пишем соединительную гласную Е, после твёрдого — О, например: землЕкоп, самОлёт).
Читайте также:  Ответы на тесты контрольной работы в формате ГИА-2012

3. Взаимосвязь фонетики и культуры речи. 
Фонетика является одним из важнейших элементов в формировании культуры речи.
Культура речи — понятие многозначное. В
основном она представляет собой нормативность речи, которая проявляется и в правильном произношении слов, а именно:
  • а) в соблюдении действующих норм ударения (например, слово «звонит» произносится с ударением на последнем слоге, а не на первом);
  • б) в соблюдении норм произношения (например, в слове «модель» согласный Д должен произносится твёрдо, а в слове «музей» согласный З произносится мягко; в словах «что» , «скучный» буква Ч даёт звук Ш). 

Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Анастасия Флегонтова

    Марина Анатольевна, не подскажите как написать сочинение — рассуждение с отрицанием данного тезиса?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Этого не надо делать в 9 классе. Ваша задача — раскрыть смысл высказывания. Собственное мнение:согласие или несогласие с авторской позицией — необходимо высказать в сочинении ЕГЭ.

  2. Анна Чарова

    Сочинение — рассуждение на тему:"…для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать… и фонетику".
    Д.Н. Ушаков утверждал, что для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать и фонетику. Я полностью согласна с утверждением Д.Н. Ушакова.
    Во-первых, фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова. Фонетика тесно связана с орфографией и культурой речи. Орфография — раздел науки, изучающий правильность написания слов. А под культурой речи подразумевается правильность произношения слов. Например: в соблюдении действующих норм ударения ( слово "звонит" произносится с ударением на последнем слоге, а не на первом). Многие правила орфографии и культуры речи опираются на сведения фонетики. Например: употребление Ь для обозначения мягкости согласных (в слове "конь" после мягкого Н пишем Ь).
    Поэтому, между фонетикой, культурой речи и орфографией существует тесная взаимосвязь. А значит, действительно, для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать и фонетику.

  3. Анонимный

    скажите пожалуйста как легче написать сочинение

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      На блоге немало материала для подготовки к сочинению. Начните его изучение с этих презентаций: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/03/7-2013.html#more

  4. Ирина М.

    Скажите,пожалуйста,а где можно взять сам текст,по которому пишется данное сочинение и примерный вариант написания? Заранее спасибо!

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Ирина, данный материал подобран не под конкретный текст. Его можно применить практически к любому тексту. Готового сочинения, к сожалению, нет.

  5. Анонимный

    Марина Анатольевна, материал отличный, а можете ли вы выложить сам пример сочинения?Спасибо большое

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Мне кажется, написать сочинение, используя данный материал, не составит труда ))

    2. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Воспользуйтесь этой памяткой: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/11/2013.html#more

  6. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Всё-таки надо написать так, как сказано в этой статье: и про орфографию, и про культуру речи. И на каждый случай по примеру.

  7. Анонимный

    Марина Анатольевна, подскажите, можно в сочинении рассматривать только взаимосвязь фонетики и орфографии, а аргументы из текста привести на разные правила, например: правописание приставок, оканчивающихся на З-С и правописание сомнительных согласных. Или обязательно нужно раскрывать оба определения, т.е. 1.фонетика и орфография 2.фонетика и культура речи и на каждое понятие по примеру из текста? Спасибо!