Ещё раз прочитаем высказывание Д.Н.Ушакова: » ..для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать… и фонетику».
Разберёмся в смысле данного афоризма. Для этого выделим ключевые слова:
правильная речь, правильное письмо, фонетика.
Разберёмся в смысле данного афоризма. Для этого выделим ключевые слова:
правильная речь, правильное письмо, фонетика.
Теперь разберёмся в значении выделенных слов.
- под правильной речью подразумевается культура речи;
- под правильным письмом — орфография;
- фонетика — наука, изучающая звуки речи.
Таким образом, в высказывании говорится о том, что грамотность письменной и устной речи во многом зависит от знания теоретических сведений по фонетике.
Составляем ПЛАН сочинения:
1. Как вы понимаете смысл высказывания Д.Н.Ушакова?
2. Взаимосвязь фонетики и орфографии + пример из текста.
3. Взаимосвязь фонетики и культуры речи + пример из текста.
4. Вывод.
При написании сочинения по указанному афоризму вы можете воспользоваться следующим материалом:
1. Что такое «фонетика»?
Фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуки
речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.
речи, то есть те звуки, из которых состоят слова.
Особенностью фонетики является её тесная связь с другими
разделами языкознания, например, с орфографией и культурой речи.
разделами языкознания, например, с орфографией и культурой речи.
2. Взаимосвязь фонетики и орфографии.
Орфография — раздел лингвистики, изучающий правильность написания слов.
Орфография — раздел лингвистики, изучающий правильность написания слов.
Бóльшая часть орфографических
правил опирается на теоретические сведения по фонетике. Например:
правил опирается на теоретические сведения по фонетике. Например:
- а) правописание сомнительных согласных в слове связано с таким фонетическим явлением, как оглушение и озвончение (в слове «дорожка» согласный Ж при произношении оглушается и даёт звук Ш);
- б) правописание приставок, оканчивающихся на З-С: выбор
согласной на конце такой приставки зависит от звонкости/глухости последующего
согласного (в слове «распустить» на конце приставки рас- пишем С, т.к. после приставки
следует глухой согласный);
- в) употребление Ь для обозначения мягкости согласных (в слове «конь» после мягкого Н пишем Ь);
- г) правописание соединительных гласных О-Е в сложных словах (после мягкого согласного пишем соединительную гласную Е, после твёрдого — О, например: землЕкоп, самОлёт).
3. Взаимосвязь фонетики и культуры речи.
Фонетика является одним из важнейших элементов в формировании культуры речи.
Культура речи — понятие многозначное. В
основном она представляет собой нормативность речи, которая проявляется и в правильном произношении слов, а именно:
основном она представляет собой нормативность речи, которая проявляется и в правильном произношении слов, а именно:
- а) в соблюдении действующих норм ударения (например, слово «звонит» произносится с ударением на последнем слоге, а не на первом);
- б) в соблюдении норм произношения (например, в слове «модель» согласный Д должен произносится твёрдо, а в слове «музей» согласный З произносится мягко; в словах «что» , «скучный» буква Ч даёт звук Ш).
Марина Анатольевна, не подскажите как написать сочинение — рассуждение с отрицанием данного тезиса?
Этого не надо делать в 9 классе. Ваша задача — раскрыть смысл высказывания. Собственное мнение:согласие или несогласие с авторской позицией — необходимо высказать в сочинении ЕГЭ.
Сочинение — рассуждение на тему:"…для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать… и фонетику".
Д.Н. Ушаков утверждал, что для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать и фонетику. Я полностью согласна с утверждением Д.Н. Ушакова.
Во-первых, фонетика – это раздел науки о языке, изучающий звуки речи, то есть те звуки, из которых состоят слова. Фонетика тесно связана с орфографией и культурой речи. Орфография — раздел науки, изучающий правильность написания слов. А под культурой речи подразумевается правильность произношения слов. Например: в соблюдении действующих норм ударения ( слово "звонит" произносится с ударением на последнем слоге, а не на первом). Многие правила орфографии и культуры речи опираются на сведения фонетики. Например: употребление Ь для обозначения мягкости согласных (в слове "конь" после мягкого Н пишем Ь).
Поэтому, между фонетикой, культурой речи и орфографией существует тесная взаимосвязь. А значит, действительно, для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать и фонетику.
скажите пожалуйста как легче написать сочинение
На блоге немало материала для подготовки к сочинению. Начните его изучение с этих презентаций: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/03/7-2013.html#more
Скажите,пожалуйста,а где можно взять сам текст,по которому пишется данное сочинение и примерный вариант написания? Заранее спасибо!
Ирина, данный материал подобран не под конкретный текст. Его можно применить практически к любому тексту. Готового сочинения, к сожалению, нет.
Марина Анатольевна, материал отличный, а можете ли вы выложить сам пример сочинения?Спасибо большое
Мне кажется, написать сочинение, используя данный материал, не составит труда ))
Воспользуйтесь этой памяткой: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/11/2013.html#more
Всё-таки надо написать так, как сказано в этой статье: и про орфографию, и про культуру речи. И на каждый случай по примеру.
Марина Анатольевна, подскажите, можно в сочинении рассматривать только взаимосвязь фонетики и орфографии, а аргументы из текста привести на разные правила, например: правописание приставок, оканчивающихся на З-С и правописание сомнительных согласных. Или обязательно нужно раскрывать оба определения, т.е. 1.фонетика и орфография 2.фонетика и культура речи и на каждое понятие по примеру из текста? Спасибо!