Тест в формате ГИА 2012 по тексту И.Долгополова «Грачи прилетели»

Статья содержит исходный текст, задания уровня А и В, ссылку на ответы.

Прочитайте текст и выполните задания А1 – А7; В1 – В9.
1) Войдите в уютный маленький зал Третьяковской галереи. (2) Там всегда людно. (3)Алексей Саврасов. (4) «Грачи прилетели»… (5)Подойдите ближе, и вы услышите, как звучит картина. (6) Ваш слух, несомненно, уловит музыку весны. (7)Звон капели, журчание воды в проталинах, шорох ветвей берез, грачиный гомон. (8) Скрип сверкающего наста, шелест весеннего ветра и тихий благовест. (9) В стене зала будто вырублено светлое окно. (10)Изысканные колебания бледно-лазоревых, голубых, бирюзовых тонов. (11) Лучи солнца пробивают легкую пелену и бросают серо-голубые тени на снег. (12)Живопись холста многослойна. (13) Несмотря на его необычайно точное общее звучание, художник прибегает к деталировке картины, которую можно рассматривать часами. (14) Пейзаж до предела обжит. (15) Время оставило свои следы в выщербленных кирпичах колокольни, в отсыревших досках заборов, в покосившихся домах. (16) Все свидетельствует о неумолимом влиянии времени. (17) Кричат грачи, вьется сизый дымок из труб деревянного домика, мерцает весеннее солнце. (18) Во всей картине чувствуется влюбленность поэта-художника в природу России, и эта пристрастность передается вам. (19) Вы дышите еще морозным, колючим воздухом, слышите пение весны. (20) Весь холст полон удивительного внутреннего движения. (21) Бегут тени по снегу, дрожат отражения в проталинах, еле колышутся голые ветки берез, неспешно плывут перламутровые облака. (22) В картине нет манеры, нет претендующих на виртуозность приемов. (23) Язык холста прост до изумления, он почти коряв. (24) Это озарение, когда многолетняя школа, заученность руки – всё уступает биению сердца и тому восторгу, который сопровождает рождение шедевра. (25) Саврасов – лирик, и его «Грачи» – пример проникновения в самую суть, душу русской природы. (26) Прошло более ста лет со дня рождения «Грачей». (27) Бесконечно далеко то время, но жив тот благословенный мартовский миг, который озарил душу Саврасова и был запечатлен им на холсте. (28) Миг, остановленный на века! (29) И сегодня мы дышим воздухом той поры, мы слышим мелодичную песнь России. (30) «В России природа поет», – говорил Саврасов. (31) Идут тысячи людей через залы Третьяковки, останавливаются у картины «Грачи прилетели» и уходят просветленные, приобщившись к прекрасному. (32) Саврасов бесхитростно передал то, что до него было видано сотнями художников, – русскую природу… (по И. Долгополову)
Задания А1 – А7 выполните на основе анализа содержания прочитанного текста. К каждому заданию даны четыре варианта ответов, из которых один только правильный.
А1.  В каком фрагменте текста содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: «Почему во всей картине чувствуется влюбленность поэта-художника в природу России?»
  1.  (1) Войдите в уютный маленький зал Третьяковской галереи. (2) Там всегда людно.
  2.  (15) Время оставило свои следы в выщербленных кирпичах колокольни, в отсыревших досках заборов, в покосившихся домах.
  3.   (30) «В России природа поет», — говорил Саврасов.
  4.  (23) Язык холста прост до изумления, он почти коряв. 
А2. Укажите, в каком значении употребляется в тексте слово «пелена» (предложение 11).
  1.  покрывало
  2.  сплошной покров, заволакивающий собой что-либо со всех сторон
  3.  пеленки
  4.  нижний край крыши; карниз
А3. Укажите вариант, в котором средством выразительности является эпитет.
  1.  (21) Бегут тени по снегу, дрожат отражения в проталинах, еле колышутся голые ветки берез, неспешно плывут перламутровые облака.
  2.  (25) Саврасов – лирик, и его «Грачи» — пример проникновения в самую суть, душу русской природы.
  3.  (13) Несмотря на его необычайно точное общее звучание, художник прибегает к деталировке картины, которую можно рассматривать часами
  4.  (24) Это озарение, когда многолетняя школа, заученность руки – всѐ уступает биению сердца и тому восторгу, который сопровождает рождение шедевра.
А4.  Укажите ошибочное суждение:
1. В слове БЕРЁЗ (пр.7)  буква З обозначает глухой согласный звук [с].
2. В слове БЕСХИТРОСТНО (пр.32) вторая буква Т обозначает непроизносимый согласный звук.
3. В слове БИРЮЗОВЫХ (пр.10) мягкость согласного звука [б̉] обозначается буквой И.
4. В слове ДЕРЕВЯННОГО (пр.17) количество звуков и букв совпадает.
А5.  Укажите слово с чередующейся гласной.
1) мерцает          3) озарил
2) рождения        4) отражения
А6. В каком слове правописание приставки зависит от звонкости/ глухости последующего согласного?
1) отсыревших              3) останавливается
2) рассматривать          4) претендующий
А7. В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) заученность              3) запечатлён
2) весеннее                  4) деревянный
Задания В1 – В9 выполните на основе прочитанного текста. Ответы на задания В1 – в9 записывайте цифрами или словами.
В1. Замените слово «заученность» в предложении 24 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним.
В2. Замените словосочетание «грачиный гомон» (предложение 7), построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.
В3. Выпишите грамматическую основу предложения 26.
В4. Среди предложений 17-19 найдите предложение с однородными членами. Напишите номер этого предложения.
В5. В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) при вводном слове.
 Подойдите ближе,(1) и вы услышите,(2) как звучит картина. (6) Ваш слух,(3) несомненно,(4) уловит музыку весны. (7)Звон капели(5), журчание воды в проталинах,(6) шорох ветвей берез,(7) грачиный гомон.
В6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5. Ответ запишите цифрой.
В7. В приведенных ниже предложениях из текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую (-ие) запятую (-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью .
Несмотря на его необычайно точное общее звучание,(1) художник прибегает к ювелирной деталировке картины,(2) которую можно рассматривать часами. Пейзаж до предела обжит. Время оставило свои следы в выщербленных кирпичах колокольни,(3) в отсыревших досках заборов,(4) в покосившихся домах.
В8.  Среди предложений 25-27 найдите сложноподчиненное предложение с однородным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.
В9. Среди предложений 15-17 найдите сложное бессоюзное предложение. Напишите номер этого предложения.
Читайте также:  ОГЭ 15.3 Сочинение на тему "Что такое доброта" по тексту Э.Ю.Шима из Открытого банка заданий (ФИПИ)
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Анонимный

    Скорее всего тут много не правильных
    А1-3, А2-1, А3-4, А4-3, А5-3, А6-3, А7-4
    В1-мастерство, В2-гомон грачей, В3-прошло более ста лет, В4-19, В5-3,4; В6-3, В7-2, В8-27, В9-17

  2. Анонимный

    Марина Анатольевна помогите пожалуйста написать сочинеие С2.1 по этому тексту. (Елена)

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Елена, Вы успешно справитесь сами с сочинением, если воспользуетесь этой памяткой: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/01/21-2012.html

  3. Анонимный

    эээ, где ответы?

  4. Анонимный

    А эти задания на диагностическую работу № 4 ?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Не знаю, номер диагностической работы не был указан.

  5. Анонимный

    Когда позже?( Сейчас нужны(