Среди тем итогового сочинения я выделяю в отдельную группу те, к которым для аргументации подойдёт практически любое прочитанное произведение.
Такие темы я называю универсальными.
Давайте посмотрим, как они могут быть сформулированы.
Обычно ключевыми в них являются следующие слова:
- вопросы
- проблемы
- ценности
- качества
- книги
- произведение
- литература
- искусство
- культура
Ниже представлена выборка тем с этими ключевыми словами из списка экзаменационных тем прошлых лет.
- Какие вопросы чаще всего задаёт человек самому себе?
- Какие вопросы нужно задавать самому себе?
- Какие вопросы волнуют человека в любую эпоху?
- Какие вопросы называют «вечными»?
- Какие вопросы, поднятые в литературе, не теряют своей актуальности с течением времени?
- Какие проблемы, поднимаемые писателями, Вы считаете актуальными?
Выберите 2 произведения, содержание которых вы хорошо знаете.
Сформулируйте вопросы, на которые автор даёт ответы в этих произведения. Вопросы должны быть философскими, из категории «вечных».
Вы можете взять:
- одно произведение и сформулировать 2 разных вопроса;
- 2 произведения одного автора;
- 2 произведения разных авторов.
Какие «вечные» вопросы можно сформулировать? Вот самые простые из них:
- В чём смысл жизни?
- Что такое добро, а что такое зло?
- Существует ли настоящая любовь?
- Что такое счастье?
- Что делает нас людьми? и т. п.
Примерный вариант ответа на вопрос темы «Какие вопросы называют вечными?»
Среди вопросов, которые задают себе люди, выделяют категорию «вечных», то есть таких, над которыми человечество размышляет не одно столетие, которые никогда не теряют своей актуальности . С одной стороны, на эти вопросы невозможно дать исчерпывающих, однозначно верных ответов, они не поддаются объективному анализу. С другой стороны, их толкование субъективно, они имеют свою трактовку для отдельно взятого человека. Как правило, вечные вопросы — это прежде всего вопросы о жизни и смерти, добре и зле, счастье, любви. Ответы на вечные вопросы пытаются дать в своих произведениях многие писатели. Обратимся к некоторым из них.
- Ценности, которым можно быть верным всю жизнь…
- Какие ценности должны оставаться неизменными при любых переменах?
- Какие ценности утверждаются в классической литературе?
- Какие жизненные принципы и правила Вы бы постарались сохранить неизменными при любых обстоятельствах?
Практически в любом художественном произведении писатели провозглашают какие-то ценности. Поэтому тема про ценности является универсальной.
Выберите 2 произведения.
Подумайте, о каких ценностях в них идёт речь.
Это должны быть общечеловеческие, вечные, духовные ценности, например: любовь, верность, преданность, доброта, свобода, справедливость, честность и т. п.
Примерный вариант ответа на вопрос темы «Какие ценности утверждаются в классической литературе?»
Ценности — это то, что имеет для человека большое значение. Их роль в жизни людей очень важна, потому что ценности являются для нас ориентирами, определяющими наши поступки. Ценности бывают материальные и духовные, преходящие и вечные. Какие же из них утверждаются в классической литературе? Конечно же, общечеловеческие, то есть те, которые значимы для людей во все времена, на которых держится мир, без которых невозможно прожить достойную жизнь. Чтобы убедиться в сказанном, обратимся к художественным произведениям.
- Какие качества характера ценятся больше всего в мужчине, а какие – в женщине?
- На каких примерах можно воспитать достойного человека?
- Кто для Вас идеальный герой литературы?
- Чему человек может научиться у других?
Вспомните произведения, в которых главный герой или героиня обладают положительными качествами, совершают достойные поступки, поступают по совести.
Ответьте на вопрос, какого человека можно считать достойным. В перечень качеств достойного человека обязательно включите те, которыми обладают герои произведений, выбранных вами для аргументации.
Примерный вариант ответа на вопрос темы «На каких примерах можно воспитать достойного человека?«
Достойный человек — это тот, кто живёт по совести, несёт ответственность за свои поступки и слова. Для такого человека понятия честь и долг превыше всего, он не обманет, не предаст, не бросит в трудную минуту. Достойный человек в ситуациях сложного нравственного выбора руководствуется высокими моральными принципами, он уважительно относится к окружающим, проявляет заботу о близких. Такие люди вызывают доверие, уважение, а порой восхищение. На каких же примерах можно воспитать достойного человека? Немало примеров таких людей мы встречаем в художественных произведениях. Давайте обратимся к некоторым из них.
- Чтение какой книги потребовало от Вас душевной работы?
- Какую книгу Вы бы хотели экранизировать?
- Какие книги Вы читаете с удовольствием?
- Книга, которую я прочту своим детям.
- Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу?
- Книги моего детства.
- Способна ли книга сделать человека лучше?
- Какие книги Вам особенно интересны?
- Какую книгу Вам хотелось бы перечитать?
- Какие книги, по-вашему, не подлежат забвению?
- Какую книгу я считаю величайшим достижением культуры?
- Какая книга помогла Вам лучше понять себя?
- Согласны ли Вы с утверждением А. Н. Толстого: «Хорошая книга – точно беседа с умным человеком»?
- Какое произведение (книга, музыка, фильм, спектакль) близко моему внутреннему миру?
- Произведение какого писателя (композитора, режиссёра) я бы порекомендовал своим друзьям?
- Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое меня взволновало.
- Произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое открывает путь к самопознанию.
- Какие произведения становятся классическими?
- К какому произведению (литературному, музыкальному, театральному, кинематографическому) я возвращаюсь снова и снова?
- Какое произведение литературы, по Вашему мнению, будут помнить в XXII веке и почему?
- Произведение, адресованное моему поколению.
- К какому художественному произведению (музыке, фильму, спектаклю) я захочу обратиться ещё раз?
- Какое художественное произведение (музыка, фильм, спектакль) я могу назвать своим «учебником жизни»?
- Художественное произведение (книга, музыка, фильм, спектакль), которое заставило меня переживать.
- Помогает ли литература человеку познать самого себя?
- Какая тема в литературе кажется Вам вечной?
- Какие нравственные уроки, с Вашей точки зрения, может преподать литература?
- Помогает ли литература сформировать жизненный идеал?
- Какие добрые чувства пробуждает в человеке литература?
- Какую роль чтение художественной литературы играет в становлении личности?
- В чём заключается предназначение писателя?
Вспомните произведения, которые произвели на вас впечатление.
Подумайте, чем они вам запомнились.
Порассуждаете о роли книг в жизни человека.
Расскажите о том, чем для вас являются книги.
Примерный вариант ответа на вопрос темы «Какую книгу я бы посоветовал прочитать другу?»
Сложно представить жизнь человека без книг. Они дают нам знания, обогащают внутренний мир, формируют художественный вкус, наше мировоззрение. Книги помогают познать себя и всё вокруг, найти ответы на сложные философские вопросы, разобраться в чувствах и поступках других людей. Обнажая людские недостатки и пороки, книги учат отличать добро от зла, формируя нравственный фундамент. Наверняка, у каждого человека, неравнодушного к чтению, есть любимые книги, которые произвели на него сильное впечатление, перевернули душу, заставили о чём-то задуматься. Такие книги хочется перечитывать, обсуждать, рекомендовать друзьям. Итак, если бы мне задали вопрос о том, какую книгу я бы посоветовала прочитать другу, мой выбор остановился бы на двух произведениях: … . На мой взгляд, они не оставят моего друга равнодушным, потому что затрагивают волнующие темы.
- Как искусство помогает понять действительность?
- Можно ли говорить о пользе искусства?
- Какова роль искусства в жизни общества?
- Почему нужно учиться понимать искусство?
- Как Вы понимаете утверждение Л.Н. Толстого: «Искусство – одно из средств различения доброго от злого»?
- Прав ли П.И. Чайковский, утверждавший, что «искусство создает хороших людей, формирует человеческую душу»?
- Как Вы понимаете высказывание Ф.М. Достоевского: «В том-то и признак настоящего искусства, что оно всегда современно, насущно, полезно»?
- Можно ли лучше понять самого себя, знакомясь с произведением искусства (книгой, музыкой, фильмом, спектаклем)?
- Помогают ли произведения искусства (книга, музыка, фильм, спектакль) лучше понимать окружающих?
- Встреча с каким произведением искусства произвела на Вас наиболее сильное впечатление?
- Что для меня особенно важно в произведении искусства (книге, музыке, фильме, спектакле)?
- Приобщаясь к культуре (читая, или смотря, или слушая), лучше познаёшь мир…
- Мои личные открытия в мире культуры (размышление о книге, или музыке, или фильме, или спектакле).
Давайте разберёмся с основными понятиями.
- Искусство — это способ отображения действительности путем создания произведений, способных вызвать у людей эмоциональный отклик.
- Основные виды искусства: музыка, театр, кино, телевидение, хореография, архитектура, скульптура, живопись, литература и др.
- Произведения искусства: картина, собор, пьеса, художественный фильм, роман, повесть, рассказ, стихотворение, музыкальная композиция, танец и т.п.
- Культура — это всё, что создано человеческим трудом: технические средства и духовные ценности, научные открытия, памятники литературы и письменности, политические теории, правовые и этические формы, произведения искусства.
Выберите два произведения, которые вас впечатлили.
Сформулируйте, чем: захватывающим сюжетом, неожиданной развязкой, поступками героев, кругом проблем, которые поднимает автор и др.
Примерный вариант ответа на вопрос темы «Встреча с каким произведением искусства произвела на Вас наиболее сильное впечатление?»
Трудно представить жизнь современного человека без искусства: музыки, театра, кино, архитектуры, живописи, литературы. Соприкасаясь с тем или иным произведением искусства, мы испытываем сильные эмоции. Одни люди могут впечатлиться оригинальной театральной постановкой, другие — мастерски снятым художественным фильмом, третьи — невероятным архитектурным сооружением. На меня же сильное впечатление произвели два литературных произведения, о которых мне хочется рассказать подробнее.
(приводя примеры, обязательно напишите о том, чем вас впечатлило названное литературное произведение)
Читайте также:
45 небольших произведений для подготовки к итоговому сочинению