В данной статье представлены следующие материалы:
1. алгоритм выполнения задания 12 (знаки препинания в СПП),
Для успешного выполнения задания 12 предлагаю воспользоваться следующим АЛГОРИТМОМ:
Рассмотрим, как действует АЛГОРИТМ.
- первое придаточное находится в середине главной части и выделяется двумя запятыми — 2 и 3.
- второе придаточное находится после главной части в конце предложения, поэтому выделяется одной запятой — 5.
- первое придаточное находится перед главной частью в начале предложения и выделяется одной запятой, стоящей после придаточной части — 3.
- второе придаточное находится в середине предложения, поэтому выделяется двумя запятыми — 4,5.
ПРИМЕР 3
Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи (сочинительная или подчинительная).
Шаг 2. Читаем предложения и ищем подчинительные союзы и союзные слова, находящиеся после цифр и в начале предложения.
- первое придаточное находится после главной части в конце предложения и выделяется одной запятой, стоящей перед придаточной частью — 5.
- второе придаточное находится после главной части в конце предложения и выделяется одной запятой, стоящей перед придаточной частью — 8.
ПРИМЕР 4
Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи (сочинительная или подчинительная).
- придаточное находится после главной части в конце предложения и выделяется одной запятой, стоящей перед придаточной частью — 9.
Шаг 5. Записываем ответ: 9
Обратите внимание на ТРУДНЫЕ СЛУЧАИ:
перед ней. В этом случае подчинительный союз/союзное слово находится в
начале предложения и его можно не заметить. Цифра, обозначающая запятую между частями СПП, при этом находится перед главной частью: (Когда …), […].
Поэтому всегда проверяйте начало предложения!
2. Если придаточная часть находится в середине главной, то она выделяется двумя запятыми: [ …, (когда …),…].
!!! Чтобы безошибочно определиться с границами придаточной части, исключите её из предложения. Если оставшиеся части состыковались по смыслу, то границы выделены верно, если смысловой стыковки не произошло, то границы установлены неверно.
3. Союзное слово КОТОРЫЙ может быть удалено от запятой, из-за
этого придаточную часть можно не заметить: [ …], (… который …).
4. В роли подчинительного союза может выступать частица ЛИ,
которая тоже обычно удалена от запятой: [ …], (… ли …).
5. Не путайте сравнительное придаточное со
сравнительным оборотом.
!!! Отличить их несложно:
в сравнительном придаточном есть
грамматическая основа, а в сравнительном обороте её нет.
ПЕРЕЧЕНЬ подчинительных союзов и союзных слов, встречающихся во всех вариантах задания 12 ОБЗ ФИПИ:
будто
зачем
если (ежели)
как
какие
когда
который (в т.ч. падежные формы с предлогом или без)
ли
почему
потому что
что (в т.ч. падежные формы с предлогом или без, например, в чём)
чтобы, чтоб
!!! Полный список подчинительных союзов можно посмотреть тут.
А теперь выполните варианты задания 12, взятые из ОБЗ (ФИПИ), самостоятельно!
приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
двинулись к дверям,(1) в классе оставался только Петруха Васильев,(2)
который спокойно,(3) ни на кого не обращая внимания,(4) что-то писáл в
тетради.
приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Сеня,(1) путаясь и напрягаясь,(2) блуждал по лабиринтам знаменитых
четверостиший,(3) Ваня страдал.
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
война с этой минуты уже не казалась мальчику забавной,(1) ничего
весёлого не было в том,(2) как падали люди. Война стала серьёзной и страшной,(3)
и он впервые испытал чувство страха за близкого человека,(4) за того
человека, (5) которого ему всегда не хватало.
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
пришёл к Пожалостиным,(1) сказал,(2) в чём дело,(3) и попросил эти доски
показать. Старушка выносит доски,(4) завёрнутые в чистый рушник. Я
взглянул и замер.
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
и мама,(1) мне кажется,(2) очень довольны,(3) что я невысокий. Они-то
ведь ждали ребёнка и хотят,(4) чтоб я на всю жизнь им остался.
приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
было хорошенько обдумать,(1) как сказать ему,(2) что она,(3) Динка,(4) повзрослела
и никогда больше не сядет на раму его велосипеда,(5) не поедет с ним кататься.
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
посмотрела на меня пристально,(1) покачала головой. Она не могла понять,(2)
а я не мог объяснить ей,(3) что её голос менял значение слов и самые обыкновенные
слова звучали как только что рождённые.
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
тебе перед ней придётся,(1) и так,(2) чтобы это отложилось в садовой твоей
голове надолго. Мы сейчас идём к ней,(3) ты извиняешься и даришь ей
цветы,(4) а иначе миру между нами не бывать.
с дедом внук дорожил,(5) и поэтому он понял,(6) что не миновать ему ни извинения,(7)
ни цветов.
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
дрова,(2) таскали на телегу стеклянные пирамиды,(3) циркули,(4)
банки со змеями и лягушками.
мы зашли в магазин за новыми охапками пособий,(5) Анна Николаевна
вдруг задумчиво проговорила:
Деньги-то ещё остались. Чего бы ещё купить?
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
те дни,(1) о которых я рассказываю,(2) он дразнил меня непонятным прозвищем
Кнабель. Впрочем,(3) Лёшкины дразнилки были беззлобные,(4) а по-настоящему
злился он,(5) если к нему лезли под руку во время важной работы. Поэтому
я не стал соваться и разглядывать пугач,(6) а смирно присел на укрытую
суконным одеялом койку.
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
зарубив себе на носу жестокий размер ответственности и ещё одно правило,(2)
по которому мама должна прийти сама вместе с тобой,(3) захватив при этом
паспорт,(4) мы вылетели на волю,(5) снова ликуя и толкаясь.
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложного
предложения, связанными подчинительной связью.
на обрыв по узенькой тропе,(1) они очутились на заброшенной вырубке.
Это и был малинник: запах малины,(2) жара и шмелиное жужжание…
наелись малины,(3) повернули назад и по дороге решили зайти в старый
парк.
из аллей шла в самый глухой угол парка. Там стояла бывшая барская контора,(4)
которая смотрела на прохожих пугающе чёрными пустыми окнами.
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
сказалось давнее и природное свойство русских людей – сопереживать и
сострадать чужому горю; это прекрасное качество русского народа,(2)
ныне почти утерянное и разбазаренное в его массовом эгоизме. Тогда
это качество было ещё живо,(3) и оно не раз согревало людские души… Подумайте:
ведь эти солдаты-добровольцы из сталинградского гарнизона понимали,(4)
что,(5) спасая Нину,(6) каждую секунду могли быть погребёнными вместе с
нею под обвалом стены!
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
палкой,(1) к черёмухе подходил сутулый,(2) худой старик. Сняв шляпу,(3)
он прислонился к стволу и словно задремал. Мне было слышно,(4) как он
дышит,(5) по-старчески посапывая.
отодвинулся и тут заметил ещё двух человек. Они стояли,(6) прижавшись
друг к другу,(7) – молоденький парень и девушка.
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
Дед
был очень старым и жил на пасеке. Домой он приходил в те редкие дни,(1)
когда на огороде топили прокопчённую,(2) покосившуюся баньку.
сидел перед пчелиным водопоем – перед желобком,(3) по которому текла
вода. Пчёлы облепили желобок и пили,(4) опуская хоботки в прохладную
воду. Дед подставлял руку,(5) и вода стекала ему в ладонь. Он пил эту сладковатую
пчелиную воду.
не стал есть гостинец,(6) а отнёс его в шалаш.
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
печально смотрел,(1) как Вахтанг,(2) сделав несколько «разминочных»
движений,(3) саданул молотком мимо гвоздя и запрыгал,(4) дуя на ушибленные
пальцы. Забыв про Лёшу,(5) девочки благосклонно засмеялись: Вахтангу
прощалось всё.
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
живо представила,(1) как они кричат,(2) какие у них ехидные,(3) злые
глаза. В нашем отряде почти все старожилы,(4) они знают,(5) что такое конкурс
красоты!
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
всё ещё отсутствует,(1) её нет со мной.
дотрагиваюсь до маминой руки,(2) и вдруг она,(3) обычно такая сдержанная,(4)
крепко-крепко,(5) до боли,(6) обнимает меня,(7) прижимает к себе,(8) будто боится,(9) что меня
могут отнять у неё,(10) забрать,(11) увести.
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
стояла на покосившейся полке,(1) которую поддерживала Зиночка
Крючкова,(2) очень маленькая и очень гордая девочка с острым личиком.
Вокруг неё на фоне стеклянных шкафов,(3) схем и таблиц физического кабинета
кипела бурная жизнь.
Турманидзе,(4) стройный гигант в тренировочных брюках,(5) объяснял
девочкам,(6) что такое хук и апперкот,(7) нахально дотрагиваясь своими
кулачищами до их нежных подбородков.
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
непременно хотите,(1) так давайте лучше беседочку строить. Володя
заметно важничал: должно быть,(2) он гордился тем,(3) что приехал на
охотничьей лошади,(4) и притворялся,(5) что очень устал.
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
хорошо учиться,(1) до глубокой ночи за уроками сидела. Ещё очень любила
Оля книжки читать,(2) жаль,(3) что времени на них почти не оставалось.
Утром вставала рано,(4) до свету,(5) – курам задать корма,(6) то да сё,(7)
потом младших будила,(8) в школу собирала.
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
сначала в садике,(1) а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности.
Всё бы ничего (мало ли у кого какие отцы!),(2) но мне было непонятно,(3)
зачем он,(4) обычный слесарь,(5) ходил к нам на утренники со своей дурацкой
гармошкой. Играл бы себе дома и не позорил ни себя,(6) ни свою дочь! Часто
сбиваясь,(7) он тоненько,(8) по-женски,(9) ойкал,(10) и на его круглом
лице появлялась виноватая улыбка.
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
почему,(1) когда наш учитель по рисованию,(2) Эдмунд Антонович,(3)
почти перед самым окончанием второй четверти объявил,(4) что на следующем
уроке у нас будет рисунок на оценку,(5) я понял бесповоротно,(6) что столицы
не видать как своих ушей.
приведённых ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы
все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями
сложного предложения, связанными подчинительной связью.
не знали в осаждённом Ленинграде таких диковинных супов,(2) совсем другие
супы в Ленинграде. Приготовляли их из дикорастущих трав,(3) которые
нередко бывали горькими,(4) вяжущими. Ошпаривали их кипятком,(5)
выпаривали и тоже использовали для еды.
1-2
2-3
3-25
4-23
5-34
6-12
7-3
8-26
9-5
10-125
11-24
12-34
13-4
14-4
15-13
16-1
17-125
18-89
19-167
20-1345
21-13
22-3
23-1456
24-3
Читайте также АЛГОРИТМ выполнения задания 12 (знаки препинания в ССП)