ОГЭ 74 высказывания о русском языке из ОБЗ ФИПИ (задание 15.1)

Без рубрики
Ребята! Одно из этих высказываний попадётся вам на экзамене!

РЕЧЬ, ЯЗЫК
1. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного филолога Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая часть не только
нашего поведения, но и нашей личности, нашей души»
.

2. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания писателя Л.С. Сухорукова: «Наша речь – важнейшая
часть не только нашего поведения, но и нашей личности, нашей души, ума»
.
3. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания английского писателя Дж. Свифта: «Как человека можно распознать по обществу, в котором
он вращается, так о нём можно судить и по языку, которым он выражается»
.
4. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И.А. Гончарова: «Язык не есть только говор, речь; язык есть
образ всего внутреннего человека, всех сил, умственных и нравственных»
.
5. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
современного лингвиста М.Н. Кожиной: «Читатель
проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань».

6. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного лингвиста Б.Н. Головина: «К оценке
достоинств речи мы должны подходить с вопросом: насколько же удачно отобраны из
языка и использованы для выражения мыслей и чувств различные языковые
единицы
?



7. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния рус­ско­го пи­са­те­ля В. Г. Ко­ро­лен­ко: «Рус­ский язык… об­ла­да­ет всеми сред­ства­ми для вы­ра­же­ния самых тон­ких ощу­ще­ний и от­тен­ков мысли». 

8. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го фран­цуз­ско­го пи­са­те­ля П. Ме­ри­ме: «Рус­ский язык не­обы­чай­но богат и при­ме­ча­те­лен глав­ным об­ра­зом тон­ко­стью от­тен­ков».

9. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го пси­хо­ло­га Д. Кар­не­ги: «О нас судят на ос­но­ва­нии того, что мы де­ла­ем, что мы го­во­рим, как мы го­во­рим». 

ПУНКТУАЦИЯ, ЗНАКИ
ПРЕПИНАНИЯ

10. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Пунктуация достигла такого уровня развития,
когда она стала выразителем тончайших оттенков смысла и интонации, ритма и
стиля»
.
11. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Современная русская пунктуация – это очень
сложная, но чёткая система. В разностороннем богатстве этой системы таятся
большие возможности для пишущего. И это превращает пунктуацию… в мощное
смысловое и стилистическое средство»
.
12. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «То, что в устной речи достигается с помощью пауз и
логических ударений, в письменной – с помощью знаков препинания»
.
Читайте также:  ОГЭ 3 сочинения по тексту В.Ю.Драгунского про плюшевого мишку (ОБЗ 2016)

13. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной, которая считает, что пунктуационные знаки «помогают пишущему сделать очень тонкие смысловые выделения, заострить внимание на важных деталях, показать их значимость».

14. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного учёного С.И. Львовой: «Пунктуационные знаки имеют своё определённое
назначение в письменной речи. Как и каждая нота, пунктуационный знак имеет своё
определённое место в системе письма, имеет свой неповторимый
характер».

15Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
русского  советского писателя К.Г.
Паустовского: «Ещё Пушкин говорил о знаках препинания. Они
существуют, чтобы выделить мысль, привести слова в правильное соотношение и
дать фразе лёгкость и правильное звучание. Знаки препинания – это как
нотные знаки. Они твёрдо держат текст и не дают ему рассыпаться»
.
16Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя И.Э. Бабеля: «Все абзацы и вся пунктуация должны быть
сделаны правильно с точки зрения наибольшего воздействия текста на читателя»
.
17Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного учёного Л.Т. Григорян: «В бессоюзных сложных предложениях разные знаки препинания
употребляются потому, что каждый из них указывает на особые смысловые отношения
между частями»
.

18. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го линг­ви­ста Г. Г. Гра­ник: «Чтобы по­ни­мать текст, нужно на­учить­ся вос­при­ни­мать сиг­на­лы, ко­то­рые по­да­ют знаки пре­пи­на­ния». 

19Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного современного лингвиста Н.С. Валгиной: «При помощи тире передаётся высокая эмоциональная нагрузка, психологическая напряжённость».

20. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния со­вре­мен­но­го линг­ви­ста Н. С. Вал­ги­ной: «Двое­то­чие — сиг­нал разъ­яс­не­ния».
21. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Многоточие – частый и незаменимый знак в текстах большого эмоционального накала, интеллектуальной напряжённости».

22. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния со­вре­мен­но­го учёного В. П. Мо­ро­зо­ва: «Вос­кли­ца­тель­ные пред­ло­же­ния все­гда несут эмо­ци­о­наль­ную на­груз­ку».

23. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного лингвиста Л.В. Щербы: «Абзац,
или красная строка, которую тоже надо считать своего рода знаком препинания,
углубляет предшествующую точку и открывает совершенно иной ход мыслей»
24. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного российского лингвиста Л.Ю. Максимова: «При помощи абзацного отступа (или красной строки) выделяются наиболее важные в композиции целого текста группы предложений или отдельные предложения».

25. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста».

МОРФОЛОГИЯ

26. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимение
– удобное звено в устройстве языка; местоимения позволяют избегать нудных
повторов речи, экономят время и место в высказывании»
.
27. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского лингвиста А.А. Реформатского: «Местоимения выделяются в
особый класс слов-заместителей, которые как
запасные игроки” …выходят на поле, когда вынужденно освобождают игру”
знаменательные слова»
.
28. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста А.М. Пешковского: «У каждой части речи свои достоинства».
29. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста В.Г. Ветвицкого: «Имя существительное – это как бы дирижёр
грамматического оркестра. За ним зорко следят оркестранты – зависимые
слова и уподобляются ему по форме, согласуются с ним».

30. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.Н. Гвоздева: «Деепричастия… устраняют однообразие в перечне
отдельных действий одного и того же лица»
.
31. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного лингвиста И.Г. Милославского: «Отношение
пишущего к сообщаемому часто может выражаться с помощью
маленьких” слов, слов,
которые принято считать служебными, – частиц и союзов»
.
ГРАММАТИКА
32. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста И.Г. Милославского: «Грамматика русского
языка прежде всего средство выражения мысли»
.
33. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного филолога Л.В. Успенского: «Грамматика
позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о
любом предмете»
.
34. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания лингвиста Е.В. Джанджаковой: «Художественный текст
заставляет обратить внимание не только и не столько на то, что сказано, но и на
то, как сказано»
.
35. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
русского писателя М.Е. Салтыкова-Щедрина: «Мысль
формирует себя без утайки, во всей полноте; поэтому-то она легко находит и
ясное для себя выражение. И синтаксис, и грамматика, и знаки
препинания
охотно ей повинуются»
.
36. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
русского филолога Л.В. Успенского: «В языке
есть… слова. В языке есть… грамматика. Это те способы, которыми
язык пользуется, чтобы строить предложения»
.
37. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного филолога Л.В. Успенского: «Один словарный
состав
без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в
распоряжение грамматики, он получает величайшее значение».
СИНТАКСИС

38. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя Б.В. Шергина: «Устная фраза, перенесённая на бумагу, всегда
подвергается некоторой обработке, хотя бы по части синтаксиса»
.
39. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания современного лингвиста Н.С. Валгиной: «В синтаксисе передаются связи и отношения
между понятиями, предметами, явлениями окружающего человека мира и постигаемого
человеком мира»
.
40. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного лингвиста А.А. Реформатского: «Что же в языке позволяет ему
выполнять его главную роль – функцию общения? Это синтаксис»
.
41. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного лингвиста Ф.И. Буслаева: «Вся сила
суждения содержится в сказуемом. Без сказуемого не может быть суждения»
.
42. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного филолога Н.М. Шанского: «На
примере сложноподчинённого предложения можно проследить, как человек
выражает отношения между миром и собственной точкой зрения»
.

43. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния учёного Л. Т. Гри­го­рян: «В бес­со­юз­ном слож­ном пред­ло­же­нии раз­ные знаки пре­пи­на­ния упо­треб­ля­ют­ся по­то­му, что каж­дый из них ука­зы­ва­ет на осо­бые смыс­ло­вые от­но­ше­ния между ча­стя­ми». 

44. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го линг­ви­ста И. Б. Голуб: «С пол­ны­ми пред­ло­же­ни­я­ми могут успеш­но кон­ку­ри­ро­вать пред­ло­же­ния не­пол­ные, име­ю­щие яркую экс­прес­сив­ную окрас­ку». 

45. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного филолога Г.Я. Солганика: «Как предложение
строится по определённым синтаксическим моделям, точно так же и предложения в
тексте соединяются по определённым правилам»
.
46. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного лингвиста А.И. Горшкова: «Наилучшие
стилистические возможности заключены в словарном составе (лексике)
русского языка. Богат ими и синтаксис»
.
47. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного филолога Н.М. Шанского: «В монологичной речи законченная мысль иногда
не умещается в пределах одного предложения, и для её выражения требуется целая
группа связанных между собой по смыслу и грамматически предложений»
.
48. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания,
взятого из «Литературной энциклопедии»: «Заставляя
героев говорить друг с другом, вместо того чтобы передать их разговор от себя,
автор может внести соответствующие оттенки в такой диалог. Тематикой и
манерой речи он характеризует своих героев»
.
49. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
знаменитого русского филолога Ф.И. Буслаева: «Только в предложении
получают своё значение отдельные слова, их окончания и приставки»
.
50. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного филолога и философа А.А. Аверинцева: «Задача
автора рассуждения – как можно убедительнее обосновать свою точку зрения.
Для этого необходимо приводить как можно больше доказательств, располагая их в
определённой последовательности»
.


СРЕДСТВА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ
ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ
51. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста В.В. Виноградова: «Все средства языка
выразительны, надо лишь умело пользоваться ими»
.
52. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского писателя В.Г. Короленко: «Русский язык … обладает
всеми средствами для выражения самых тонких ощущений и оттенков мысли».



На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния со­вре­мен­но­го линг­ви­ста Г. Г. Гра­ник: «Смысл тек­ста надо ис­кать в его ху­до­же­ствен­ных сред­ствах».

53. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
писателя К.А. Федина: «Точность слова является не только
требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла»
.

54. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания выдающегося лингвиста С.И. Ожегова: «Высокая культура речи заключается в умении найти не
только точное средство для выражения своей мысли, но и наиболее
доходчивое (то есть наиболее выразительное) и наиболее уместное (то есть самое
подходящее для данного случая)»
.
55. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
современного лингвиста Г.Я. Солганика: «Художник
мыслит образами, он рисует, показывает, изображает. В этом и заключается
специфика языка художественной литературы»
.
56. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста А.И. Горшкова: «Выразительность – это свойство сказанного
или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя,
производить на него сильное впечатление»
.
57. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
современного российского филолога О.Н.
Емельяновой: «Авторская речь обладает не только изобразительностью, но и
выразительностью и характеризует не только объект высказывания, но и самого
говорящего».
58. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Г.
Милославского: «Любое повторение, двукратное или многократное, обращает на
себя особое внимание читающего»
.
59. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания русского лингвиста А.А. Зеленецкого: «Придание образности словам
постоянно совершенствуется в современной речи посредством эпитетов»
.
60. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
писателя В.А. Солоухина: «Эпитеты – одежда
слов»
.
ЛЕКСИКА. ФРАЗЕОЛОГИЯ

61. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста Л.А. Новикова: «Слово в речи обладает способностью обобщать и
в то же время обозначать индивидуально неповторимое»
62. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания российского филолога А.А. Кузнецова: «Изложение от первого лица”, употребление слов и оборотов
разговорного характера
дают автору возможность влиять на сознание и чувства
читателя»
.
63. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста В.В.
Виноградова: «Слова и выражения приобретают в контексте всего произведения
разнообразные смысловые оттенки, воспринимаются в сложной и глубокой образной
перспективе».

64. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Н. Горелова: «Самое удивительное в том, что
писатель-мастер умеет, взяв обычные, всем известные слова, показать,
сколько оттенков смысла скрывается и открывается в его мыслях, чувствах»
.
65. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
современного лингвиста И.Г. Милославского: «Основной
приём, выражающий желание говорящего внедрить в сознание слушающего именно свою
оценку ситуации, – это выбор слов, содержащих оценочный элемент»
.

66. Напишите
сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания известного лингвиста И.Б.
Голуб: «Для правильного употребления
слов в речи недостаточно знать их точное значение, необходимо ещё учитывать особенности
лексической сочетаемости слов
, то есть их способность соединяться друг с
другом»
.

67. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го линг­ви­ста Л. А. Вве­ден­ской: «В лек­си­че­ское зна­че­ние мно­гих слов, по­ми­мо пред­мет­но­го со­дер­жа­ния, вхо­дит и эмо­ци­о­наль­ная окрас­ка». 

68. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го линг­ви­ста Л. А. Вве­ден­ской: «Бо­гат­ство языка опре­де­ля­ет­ся и смыс­ло­вой на­сы­щен­но­стью слова, ко­то­рая создаётся яв­ле­ни­я­ми мно­го­знач­но­сти и си­но­ни­ма­ми».

69. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния из­вест­но­го линг­ви­ста Д. Э. Ро­зен­та­ля: «Уме­ние поль­зо­вать­ся си­но­ни­ма­ми — важ­ней­шее усло­вие обо­га­ще­ния речи, при­да­ния ей об­раз­но­сти и вы­ра­зи­тель­но­сти». 

70. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния со­вре­мен­но­го линг­ви­ста Л. А. Вве­ден­ской: «Си­но­ни­мы де­ла­ют речь кра­соч­нее, раз­но­об­раз­нее, по­мо­га­ют из­бе­гать по­вто­ре­ния одних и тех же слов, поз­во­ля­ют об­раз­но вы­ра­зить мысль». 

71. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния со­вре­мен­но­го линг­ви­ста Л. А. Вве­ден­ской: «Мно­гие слова в рус­ском языке не толь­ко на­зы­ва­ют пред­мет, яв­ле­ние, но и по­ло­жи­тель­но или от­ри­ца­тель­но его ха­рак­те­ри­зу­ют». 

72. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния, взя­то­го из учеб­ни­ка рус­ско­го языка: «Вла­де­ние язы­ком будет не­пол­ным, если вы не зна­ко­мы с фра­зео­ло­ги­ей». 


СТИЛИСТИКА
73. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания
известного лингвиста В.В. Виноградова: «Смешение
или соединение выражений, принадлежащих к разным стилям литературного языка,
в составе художественного произведения должно быть внутренне оправдано или
мотивировано»
.

МОРФЕМИКА
74. На­пи­ши­те со­чи­не­ние-рас­суж­де­ние, рас­кры­вая смысл вы­ска­зы­ва­ния со­вре­мен­но­го линг­ви­ста Л. А. Вве­ден­ской: «Наш язык богат раз­лич­ны­ми суф­фик­са­ми, пе­ре­да­ю­щи­ми чув­ства че­ло­ве­ка: ласку, иро­нию, пре­не­бре­же­ние, пре­зре­ние». 
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Анонимный

    Здравствуйте,Марина Анатольевна. Спасибо за материал. А можно поинтересоваться? Где можно найти примеры сочинений на эти выражения?

  2. Unknown

    есть ли темы 15.3?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Да, есть: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2015/06/153_79.html#more

  3. Анонимный

    Здравствуйте! Спасибо вам за материал! Можете, пожалуйста, написать, что можно приводить в обоих аргументах к сочинениям к высказываниям 24, 25, 32, 37, 39, 42, 50, 57, 58, 59? Понимаю, что много, но мне нужно только в общих чертах. Буду очень благодарна вам!

  4. Влада Подарилова

    Нужно ли каждый аргумент писать в новом абзаце?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Желательно.

    2. Анонимный

      Я вот не умею писать сочинение на 15.1 .. как находить аргументы.. как научиться?

  5. Анонимный

    Здравствуйте!Хотела спросить,сколько всего должно быть абзацев в сочинениях?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Минимум 3 абзаца. Обычно 4.

    2. Анонимный

      Спасибо

    3. Анонимный

      Нужно ли каждый аргумент писать в новом абзаце?

    4. Анонимный

      Да

  6. Анонимный

    Спасибо

  7. Алена Жилякова

    Спасибо!

  8. Анонимный

    стоит ли заучивать эти тезисы? будут ли они на экзаменя 9 класса?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Заучивать не надо, т.к. они будут написаны в задании. Одно из этих высказываний ОБЯЗАТЕЛЬНО попадётся вам на экзамене!

  9. Алена Жилякова

    Здравствуйте. Скажите пожалуйста, в сочинениях ОГЭ при подсчёте слов нужно учитывать цитаты?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Конечно!

    2. Анонимный

      при подсчёте слов цитата и предложения из текста не учитываются!!!

    3. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Откуда вы это взяли? В официальном документе "Учебно-методические материалы для подготовки экспертов предметных комиссий по проверке заданий с развёрнутым ответом" такой информации нет.

    4. Анонимный

      Это все примеры 15.1 которые могут быть в ОГЭ?