ОГЭ 15.3 Сочинение на тему «Что такое нравственный выбор» по тексту А.Г.Алексина из Открытого банка заданий (ФИПИ)

Без рубрики

15.3 Как вы понимаете значение словосочетания «нравственный выбор»? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Что такое НРАВСТВЕННЫЙ ВЫБОР».















Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта. 
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов. Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.



ТЕКСТ 

(1)Есть люди,
которые болезненно переживают чужие успехи. (2)Таким был Сеня Голубкин. (3)Ему
всюду чудились выгоды и привилегии, которыми обладают другие. (4)Если кто-то
заболевал, Сенька говорил: (5)«Ясно… (6)Решил отдохнуть!» (7)Если кто-то
получал пятёрку за домашнее сочинение, он спрашивал: (8)«Что, мамочка с
папочкой потрудились?»
(9)Ему казалось,
что любые удачи приходят к людям как бы за его счёт. (10)Зависть, в которой
кроется исток многих человеческих слабостей и пороков, не оставляла Сеньку в покое…
(11)Трудно было
отыскать людей, более не похожих друг на друга, чем Ваня и Сенька. (12)В ту
пору Ваня ещё очень ему сочувствовал. (13)Когда Сеня, путаясь и напрягаясь,
блуждал по лабиринтам знаменитых четверостиший, Ваня страдал. (14)А после
урока, на котором Голубкин получал очередную двойку, этот верзила теснил
невысокого Ваню: тот, оказывается, подсказывал недостаточно чётко и ясно.
(15)Однажды был
назначен «районный» диктант, и Сеня Голубкин был в панике: двойка за тот
диктант грозила ему второгодничеством.
(16)После
диктанта Сенька бегал по коридору и выспрашивал у своих
одноклассников:
– (17)Как
пишется «в течение»?
(18)Ему
отвечали.
– (19)Одна
ошибочка есть! – говорил он и загибал палец. – (20)А ты сам-то как
написал? (21)Правильно?
(22)Если
оказывалось, что правильно, Сенька скулил:
– (23)Ну,
коне-е-чно, сам написа-ал!
(24)После
«районного» диктанта у Сеньки не хватило пальцев на обеих
руках: он насчитал двенадцать ошибок. (25)Кроме запятых и тире…
(26)На переменке
ко мне подошёл Ваня Белов и спросил:
– (27)Что
ж, Вера Матвеевна, Голубкину теперь на второй год оставаться?
– (28)Не
знаю. (29)Ещё не проверила.
(30)Когда я
уселась в учительской за тетради, оказалось, что шесть работ из пачки исчезли.
(31)Среди них были диктанты Сени Голубкина и Вани.
(32)На большой
перемене мы с директором в опустевшем классе стали
пробиваться к голубкинской совести. (33)Именно тогда, в разгар нашей беседы,
появился Ваня Белов и сказал:
– (34)Я
пришёл, чтобы отдать себя в руки правосудия!
(35)Я не верила,
что диктанты вытащил он, но директор согласился
с версией Вани. (36)После уроков шестеро учеников, работы которых исчезли,
переписали диктант. (37)Сеня Голубкин получил тройку, поскольку уже успел
обнаружить на перемене свои ошибки, и перешёл в седьмой класс.
(38)Он не
проникся благодарностью к Ване Белову, напротив, именно
с тех пор и невзлюбил его. (39)Голубкин не простил благородства, как не прощал
он грамотности тем, кто ему же помогал находить ошибки. (40)Ваня Белов это
понял. (41)После того как Сенька очередной раз насолил в чём-то своему
спасителю, я как бы мимоходом сказала Ване:
– (42)Ну
что… ни одно доброе дело не остается безнаказанным?
– (43)Мало
ли что бывает! – ответил он. – (44)Из-за этого всем не верить?
 (По А.
Алексину)*
* Алексин Анатолий Георгиевич
(род. в 1924 г.) – писатель, драматург. Его произведения, такие как
«Мой брат играет на кларнете», «Действующие лица и исполнители», «Третий в
пятом ряду» и др., повествуют о мире юности.


СОЧИНЕНИЕ
          Нравственный выбор – это осознанно
принятое человеком решение, это ответ на вопрос «Как поступить?»: 
пройти мимо или помочь, обмануть или сказать правду, поддаться искушению или устоять. Делая нравственный выбор, человек руководствуется совестью, моралью, собственными
представлениями о жизни. Докажу справедливость своих слов конкретными примерами.

          Один из героев текста А.Г.Алексина, Ваня Белов, в критической ситуации сделал свой
нравственный выбор: он взял на себя вину друга, Сени Голубкина, который из
страха остаться на второй год украл из учительской несколько тетрадей с районным диктантом. Ваня бесстрашно сознался в содеянном перед директором.
Он совершил этот благородный поступок потому, что хотел помочь своему другу
перейти в седьмой класс. Ваня поступил по законам дружбы.

          Свой нравственный выбор сделал и Пётр Гринёв, герой повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». Когда Петруша проиграл в бильярд офицеру Зурину сто рублей, Савельич стал убеждать своего воспитанника не отдавать долг этому аферисту. Гринёв и сам понимал, что Зурин обвёл его вокруг пальца, но всё же принял решение отдать деньги. Он поступил так, как учил его отец — по законам чести.
         Таким образом, человек очень часто оказывается в ситуации выбора. И принятие решения во многом зависит от его моральных устоев. (183 слова)
Читайте также:  Ответы на задания теста по тексту К.Г.Паустовского "Эдвард Григ"
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Unknown

    хорошее сочинение

  2. Анонимный

    хорошее сочинение спасибо за рассуждения

  3. Анонимный

    много ошибок

  4. Анонимный

    Почему нет комментария, а сразу идут примеры? 15.3 состоит из 5 частей:
    1. Раскрытие понятия
    2. Коментарий/Актуальность
    3. Пример из текста
    4. Пример из лит-ры или общественной жизни
    5. Вывод

  5. Анонимный

    Почему нет комментария? А сразу идет примеры?

  6. Анонимный

    А можно ли утверждать, что Ваня и Сеня были друзьями?

  7. Анонимный

    объем сочинения большой, на самом экзамене меньше

  8. Анонимный

    а если мое сочинение будет похоже на ваше,его могут перечеркнуть и написать, что "не свой мысли"?

  9. Анонимный

    Бывают же агро-школьники, которые хотят показать себя выше других, поэтому ищут ошибки там, где их и быть-то не должно,хотят осудить кого-то, мол:"Я-то бля умный, сочинение написано не так как нужно! Я-то знаю! Я-то умнее!" Вы разберитесь сначала, а потом наставления давайте!

  10. Анонимный

    5

  11. Анонимный

    Оценка 5

  12. Анонимный

    Пример из жизненного опыта приведен во 2-ом абзаце. Петр Гринев из романа "Капитанская дочка"

  13. Валентина

    А где же пример из собственного жизненного опыта, как того требует задание?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Неужели вы его не видите? ))

    2. Валентина

      Я думала, что пример из литературы не считается жизненным опытом. Извините, не знала)

    3. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Читательский опыт — это тоже жизненный опыт )

    4. Анонимный

      Марина Анатольевна,а в примере из данного текста , нужно применять цитирование?

    5. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Не обязательно.

  14. Анонимный

    Ты чего??? Ты с изложением перепутал
    А сочинение не менее 70,и примерно слов 200-250

  15. Unknown

    Сочинение отличное на 9 класс. Но дело в том, что сейчас требуют от 70 до 100 слов. Кретинизм, но баллы бы сняли.

  16. Бардина Татьяна Александровна

    Знаете, сочинение написано по всем требованиям к сочинению на морально-этическую тему в 9 классе. Какой глубины Вам конкретно хочется? Аргументы приведены правильно, второй из литературного произведения с конкретным пояснением анализируемого понятия. Если Вы понимаете сочинение по русскому языку типа 15.3 иначе, может быть, стоит обратиться к материалам ФИПИ, к составителям КИМов, к критериям оценивания, а не утверждать голословно, что сочинение не состоялось!

  17. Анонимный

    Это называется сочинением?!! Для 13 лет очень неплохо, но автор явно старше! Сочинение, как вид самостоятельной творческой деятельности учащегося, предполагает несравненно более глубокое погружение в тему. А это лёгкое пояснение в связи…., дополненное краткой иллюстрацией. Хорошо для устного ответа. А за "сочинение" надо ставить "2" .

    1. Анонимный

      Знаете,не думаю, что сидя на экзамене вы будете думать в основном о глубоком погружении в тему. ДА, это называется сочинением, и оно построено грамотно и по критериям — это самое важное на экзамене. Да, конечно, можно, как вы говорите глубоко погрузиться в тему, но это очень сложно, да и вряд ли это оценят те, кто будет проверять — им не важно сухо ты написал или как Пушкин в свои лучшие годы. Им важно, чтобы было по КРИТЕРИЯМ. А именно: в первом абзаце привести тезис и комментарий, подводящий к его обоснованию, во втором — пример из текста, в третьем — пример из жизни или литературы, а в четвертом — заключение. За это, пунктуацию и тп. поставят 5,а не за погружение.

  18. Анонимный

    3 микротема не раскрыта.

  19. Анонимный

    3 микротема-полностью раскрыта?

  20. Анонимный

    Спасибо вам Марина Анатольевна))

  21. Анонимный

    Это сложноподчиненние предложение с союзом потому что, запятая в котором ставится перед союзом а не после. Исправьте пожалуйста. А сочинение в общем хорошее)

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Если придаточное предложение соединено с главным при помощи составного подчинительного союза, то место запятой зачастую определяется самим пишущим — в зависимости от конкретных целей высказывания. Можно написать так: Он совершил этот благородный поступок, потому что хотел помочь своему другу перейти в седьмой класс (акцент на результат) или так: Он совершил этот благородный поступок потому, что хотел помочь своему другу перейти в седьмой класс (акцент на причину). Подробнее читайте тут: http://gramma.ru/RUS/?id=13.31

    2. Лариса

      Совершенно с вами согласна:это авторская позиция и запятая нужна там,где её поставили!

  22. Анонимный

    Аноним прав

  23. Анонимный

    Марина Анатольевна, я увидел у вас допустили ошибку.мне кажется, во 2-м абзаце в предпоследнем предложении нужно поставить запятую перед словом "потому". в следующий раз будьте внимательнее)))

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Ошибки нет ))

    2. Анонимный

      Марина Анатольевна, там правда есть ошибка. Интонация в предложении делается на "совершил поступок", следовательно, запятая должна стоять перед "потому"

  24. Анонимный

    Я не поняла про главную тему. Она по-моему не раскрыта. А так сочинение на 5!

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Если тема сочинения не раскрыта, 5 поставить нельзя ))

  25. Анонимный

    Спасибкии������всё круто!��✌

  26. Анонимный

    nice!

  27. Unknown

    Отлично 🙂