ОГЭ Подготовка к заданию 8 (грамматическая основа предложения)

Цель данного поста — научить вас справляться с экзаменационным заданием 8. В этой же статье я дам неколько советов по правильному оформлению ответа на это задание, а также продемонстрирую некоторые типичные ошибки, которые допускают 9-классники при выписывании грамматической основы из предложения.

Итак, вспомним, как сформулировано задание 8 в КИМах: « Выпишите грамматическую основу предложения 11″.

На первый взгляд, всё просто: нужно найти подлежащее и сказуемое и выписать их в бланк. Однако, как показала практика, когда начинаешь выполнять это задание, возникает множество вопросов.
Но давайте по порядку!

1
Прежде чем приступать к заданию 8, необходимо внимательнейшим образом изучить теоретический материал, изложенный в следующих презентациях:

Изучение материала этих презентаций не займёт у вас много времени, зато вы вспомните, что такое грамматическая основа, а также чем могут выражаться подлежащее и сказуемое и каким бывает сказуемое по строению. Конкретные примеры предложений продемонстрируют каждый теоретический случай.

2
Необходимо знать, как правильно оформляется ответ на задание 8 в бланке. Это крайне важно, так как неправильное оформление ответа обернётся для вас потерей балла. Ответом на задание 8 может быть слово или перечень слов.


Напоминаю:

  • все слова в бланке записываются печатными заглавными буквами в соответствии с образцом написания чёрной гелевой ручкой, начиная с первой клетки
  • каждая буква записывается в отдельной клетке
  • между словами клетка не пропускается
  • запятая ставится в отдельной клетке

Это общие правила, а теперь давайте рассмотрим частные случаи.

ЧС1.  Если в предложении сказуемое стоит перед подлежащим, то в ответе желательно писать по-разному: сначала подлежащее, потом — сказуемое или наоборот, т.е. это не принципиально.  


Например:
В его добрых глазах искрится огонёк. В бланке пишем так: огонёкискрится или искритсяогонёк.

Читайте также:  Материал к сочинению на тему "Зачем нужны заглавные буквы?"

ЧС2.  Если в грамматической основе есть однородные подлежащие или сказуемые, то между ними в бланке ставьте тот знак препинания (запятая) или союз, который стоит в предложении.


Например:
Дети весело резвились на площадке, прыгали и бегали.
В бланке пишем так: детирезвились,прыгалиибегали.

ЧС3. Если сказуемое употребляется с союзом КАК или частицами ЛИ, БЫ, то данную служебную часть речи выписывайте вместе со сказуемым.


Например:
Наш двор как сад. В бланке пишем так: дворкаксад.
Не желаете ли кофе? В бланке пишем так: нежелаетели
Я хотел бы обнять весь мир! В бланке пишем так: яхотелбыобнять.

3
Выделяя в предложении грамматическую основу, необходимо помнить следующее:

1. НФГ (глагол в неопределённой форме) не всегда входит в состав сказуемого, а может быть и второстепенным членом предложения, например:

  • Ребята пришли в музей посмотреть новую экспозицию. В данном предложении сказуемым является глагол пришли, а нфг посмотреть — это обстоятельство цели, т.к. отвечает на вопрос пришли с какой целью? посмотреть.
  • Соседка попросила нас помочь при перевозке мебели. В данном предложении сказуемым является глагол попросила, а нфг помочь является дополнением, т.к. отвечает на вопрос попросила о чём? помочь.

2. Вводные слова, словосочетания и предложения не являются членами предложения, значит, не могут быть грамматической основой предложения, например:

  • Надеюсь, вы приедете вовремя. (Надеюсь — вводное слово, вы предете — грамматическая основа)
  • Я думаю, всё  у тебя получится. (Я думаю — вводное предложение, всё получится — грамматическая основа)

3.  Приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является определением, например: 

  • Вот наша Леночка, отличница и активистка. (Отличница и активистка — это приложение, Леночка — подлежащее)

4. Обращение не является членом предложения, следовательно, не может быть подлежащим, например:

  • Друзья, прекрасен наш союз! (Друзья — обращение, союз прекрасен — грамматическая основа)

5. Дополнение в В.п. не является подлежащим, например:

  • Дом возводят строители. (Дом — это дополнение, т.к. стоит в В.п. возводят кого? что? дом, также слово дом не связано со сказуемым возводят по смыслу, потому что дом не может совершать указанное действие, строители возводят — грамматическая основа)

6. В безличном предложении сказуемое может быть выражено одним словом — НЕТ.
  • У меня нет времени.  (Нет — это сказуемое, подлежащее отсутствует)



4
Запомните также эти простые правила:

1. При переписывании грамматической основы в бланк не делайте ошибок в словах!

2. Запоминайте номер предложения, из которого вам надо выписать грамматическую основу!

3. Внимательно читайте задание! В некоторых тестах задание может быть сформулировано так: Выпишите грамматическую основу безличного предложения 2.  То есть нужно выписать грамматическую основу не всего предложения, а из его части (безличного предложения), например:

  • Кормили плохо, вечно хотелось есть. (Данное предложение сложное, состоит из двух простых: кормили плохо — 1-ое простое, оно неопределённо-личное, вечно хотелось есть — 2-ое простое, оно безличное. Таким образом, выписываем грамматическую основу 2-го предложения — хотелось есть)

5
Теперь можно приступить к выполнению практической части.

Найдите в каждом предложении грамматическую основу:

1. Это многое в тебе объясняет.
2. Теперь она не будет ни спать, ни есть.
3. Почему-то раньше всё было просто.
4. Я целую чистые, святые руки твои!
5. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
6. И моя работа делает меня молодым и счастливым.
7. На первый взгляд, найти анаграмму к одному слову не так-то и трудно.
8. Круглые электрические часы с освещённым изнутри циферблатом показывали без четверти одиннадцать.
9. Какой приказ отдаст он своему воину?
10. Кусты рододендрона здесь особенно жирные, мясистые.
11. В такие минуты думаешь о какой-то безысходности.
12. Или была им недовольна?
13. Кларнет — её любимейший инструмент!
14. С волнением и любопытством посмотрев на тёмное здание школы, вдруг заметил он справа, в темноте парка под густыми акациями, красный огонёк, пробивающийся меж ветвей.
15. Как же ты можешь подсказывать на уроке?
16. И положил на её ладонь маленькую золотую медаль.
17. Он будет строить лёгкие и прочные железнодорожные мосты или дома с особыми, тщательно обдуманными удобствами для людей.
18. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.
19. Может быть, пригласить весь наш студенческий оркестр?
20. Я вышел во двор и, сжав кулаки, сел на поломанную железную койку возле террасы.
21. Собравшиеся в комнате боятся пропустить хоть слово из его рассказа.
22. Уже став знаменитым, Михаил Семёнович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуторах.
23. Только Пушкин, Библия, Шекспир были её вечными спутниками.
24. Словом, школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.
25. Замечательный Учитель, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмириевич Рождественский, сибирский поэт.
26. Он был как все.
27. Потом он приткнул концом палки голову змеи и обернулся.
28. Их завёл ещё Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за ределами московскими калачами и сайками, а главное, чёрным хлебом прекрасного качества.
29. Последний раз участвовать в покосе мне привелось лет пять или шесть назад.
30. Все сразу начали бы глядеть на него.

Предложения взяты из тренировочных КИМов 2009 — 2010 гг.

Материал для самопроверки найдёте ЗДЕСЬ.

Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Tatiana Ya

    Скажите, пожалуйста, разве запятые и союзы между однородными главными членами надо вносить в ответ?

  2. Анонимный

    А в предложении "Зачем тебе эта скрипка?" где основа?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Скрипка — подлежащее.

  3. Анонимный

    В первый раз сегодня столкнулись с заданием на количество основ в предложении, в котором имеется вводное предложения: входит ли его основа в общее количество? Спасибо.

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Вводные конструкции не являются членами предложения, поэтому считать их не надо.

  4. Анонимный

    Это понимать надо.Есть ли здесь подлежащее? Если нет, то что тогда ЭТО?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Данное предложение безличное, в нём нет подлежащего. ЭТО — местоимение, оно стоит в В.п. (надо понимать кого? что? — это), поэтому является дополнением.

  5. Анонимный

    Спасибо всё понял сегодня в ГИА подобное задание правильно выполнил. Благодаря вашему сайту очень хорошо написал ГИА.

  6. Анонимный

    в 5 предложении какая грамматическая основа? "не будет тайн" или "не будет"?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Основа состоит из одного сказуемого — не будет. Тайн — это дополнение (не будет чего?).

    2. Анонимный

      Спасибо, теперь всё ясно.

  7. Анонимный

    Объясните пожалуйста..
    18. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.

    я в душе понимаю, почему такая основа(способность дарована), но все равно бы написала: способность радоваться, улавливать дарована.
    сложно в некоторых случаях..как вот тут быть

    1. Наталья

      радоваться и улавливать — это определения, несогласованные. Способность какая? — радоваться, улавливать. Материал 8 класса.

  8. Анонимный

    на 4 этапе есть ошибка там буква м вместо союза :Вводные слова, словосочетания М предложения не являются членами предложения, значит, не могут быть грамматической основой предложения

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Спасибо большое! Исправила!

  9. Анонимный

    помогите пожалуйста…нужно выписать грамматическую основу: "Ведь врачи,я догадываюсь, не только лечат, но и болеют."

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Основа этого предложения — врачи лечат, болеют. Я догадываюсь — это вводное предложение, оно основой не является.

    2. Анонимный

      спасибо огромное! всё-таки правильно сделала)

  10. Анонимный

    скажите пожалуйста основу предложения Кларнет- ее любимейший инструмент!

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Подлежащее "кларнет", сказуемое "инструмент".

    2. Анонимный

      я права:)))

    3. Анонимный

      а вот скажите, в предложение №18,какая грамматическая основа?

    4. Марина Анатольевна Крюкова автор

      "способность дарована"
      Ссылка на ответы в конце статьи!

  11. Анонимный

    скажите пожалуйста основу предложения : "Завтра будет диктант"

    1. Анонимный

      диктант будет

    2. Анонимный

      диктант — подлежащее
      будет завтра — сказуемое

    3. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Нет, сказуемое — будет. Завтра — это обстоятельство.

  12. Анонимный

    А клеток не хватает на это задание и как поступать