Цель данного поста — научить вас справляться с экзаменационным заданием 8. В этой же статье я дам неколько советов по правильному оформлению ответа на это задание, а также продемонстрирую некоторые типичные ошибки, которые допускают 9-классники при выписывании грамматической основы из предложения.
Итак, вспомним, как сформулировано задание 8 в КИМах: « Выпишите грамматическую основу предложения 11″.
На первый взгляд, всё просто: нужно найти подлежащее и сказуемое и выписать их в бланк. Однако, как показала практика, когда начинаешь выполнять это задание, возникает множество вопросов.
Но давайте по порядку!
1
Прежде чем приступать к заданию 8, необходимо внимательнейшим образом изучить теоретический материал, изложенный в следующих презентациях:
- Способы выражения подлежащего
- Способы выражения сказуемого. Часть 1
- Способы выражения сказуемого. Часть 2
- Способы выражения сказуемого. Часть 3
Изучение материала этих презентаций не займёт у вас много времени, зато вы вспомните, что такое грамматическая основа, а также чем могут выражаться подлежащее и сказуемое и каким бывает сказуемое по строению. Конкретные примеры предложений продемонстрируют каждый теоретический случай.
2
Необходимо знать, как правильно оформляется ответ на задание 8 в бланке. Это крайне важно, так как неправильное оформление ответа обернётся для вас потерей балла. Ответом на задание 8 может быть слово или перечень слов.
Напоминаю:
- все слова в бланке записываются печатными заглавными буквами в соответствии с образцом написания чёрной гелевой ручкой, начиная с первой клетки
- каждая буква записывается в отдельной клетке
- между словами клетка не пропускается
- запятая ставится в отдельной клетке
Это общие правила, а теперь давайте рассмотрим частные случаи.
ЧС1. Если в предложении сказуемое стоит перед подлежащим, то в ответе желательно писать по-разному: сначала подлежащее, потом — сказуемое или наоборот, т.е. это не принципиально.
Например:
В его добрых глазах искрится огонёк. В бланке пишем так: огонёкискрится или искритсяогонёк.
ЧС2. Если в грамматической основе есть однородные подлежащие или сказуемые, то между ними в бланке ставьте тот знак препинания (запятая) или союз, который стоит в предложении.
Например:
Дети весело резвились на площадке, прыгали и бегали.
В бланке пишем так: детирезвились,прыгалиибегали.
ЧС3. Если сказуемое употребляется с союзом КАК или частицами ЛИ, БЫ, то данную служебную часть речи выписывайте вместе со сказуемым.
Например:
Наш двор как сад. В бланке пишем так: дворкаксад.
Не желаете ли кофе? В бланке пишем так: нежелаетели
Я хотел бы обнять весь мир! В бланке пишем так: яхотелбыобнять.
3
Выделяя в предложении грамматическую основу, необходимо помнить следующее:
1. НФГ (глагол в неопределённой форме) не всегда входит в состав сказуемого, а может быть и второстепенным членом предложения, например:
- Ребята пришли в музей посмотреть новую экспозицию. В данном предложении сказуемым является глагол пришли, а нфг посмотреть — это обстоятельство цели, т.к. отвечает на вопрос пришли с какой целью? посмотреть.
- Соседка попросила нас помочь при перевозке мебели. В данном предложении сказуемым является глагол попросила, а нфг помочь является дополнением, т.к. отвечает на вопрос попросила о чём? помочь.
2. Вводные слова, словосочетания и предложения не являются членами предложения, значит, не могут быть грамматической основой предложения, например:
- Надеюсь, вы приедете вовремя. (Надеюсь — вводное слово, вы предете — грамматическая основа)
- Я думаю, всё у тебя получится. (Я думаю — вводное предложение, всё получится — грамматическая основа)
3. Приложение не является подлежащим или сказуемым, оно является определением, например:
- Вот наша Леночка, отличница и активистка. (Отличница и активистка — это приложение, Леночка — подлежащее)
4. Обращение не является членом предложения, следовательно, не может быть подлежащим, например:
- Друзья, прекрасен наш союз! (Друзья — обращение, союз прекрасен — грамматическая основа)
5. Дополнение в В.п. не является подлежащим, например:
- Дом возводят строители. (Дом — это дополнение, т.к. стоит в В.п. возводят кого? что? дом, также слово дом не связано со сказуемым возводят по смыслу, потому что дом не может совершать указанное действие, строители возводят — грамматическая основа)
- У меня нет времени. (Нет — это сказуемое, подлежащее отсутствует)
4
Запомните также эти простые правила:
1. При переписывании грамматической основы в бланк не делайте ошибок в словах!
2. Запоминайте номер предложения, из которого вам надо выписать грамматическую основу!
3. Внимательно читайте задание! В некоторых тестах задание может быть сформулировано так: Выпишите грамматическую основу безличного предложения 2. То есть нужно выписать грамматическую основу не всего предложения, а из его части (безличного предложения), например:
- Кормили плохо, вечно хотелось есть. (Данное предложение сложное, состоит из двух простых: кормили плохо — 1-ое простое, оно неопределённо-личное, вечно хотелось есть — 2-ое простое, оно безличное. Таким образом, выписываем грамматическую основу 2-го предложения — хотелось есть)
5
Теперь можно приступить к выполнению практической части.
Найдите в каждом предложении грамматическую основу:
1. Это многое в тебе объясняет.
2. Теперь она не будет ни спать, ни есть.
3. Почему-то раньше всё было просто.
4. Я целую чистые, святые руки твои!
5. Не будет и тайн, рассказанных верному другу детства Хохолку.
6. И моя работа делает меня молодым и счастливым.
7. На первый взгляд, найти анаграмму к одному слову не так-то и трудно.
8. Круглые электрические часы с освещённым изнутри циферблатом показывали без четверти одиннадцать.
9. Какой приказ отдаст он своему воину?
10. Кусты рододендрона здесь особенно жирные, мясистые.
11. В такие минуты думаешь о какой-то безысходности.
12. Или была им недовольна?
13. Кларнет — её любимейший инструмент!
14. С волнением и любопытством посмотрев на тёмное здание школы, вдруг заметил он справа, в темноте парка под густыми акациями, красный огонёк, пробивающийся меж ветвей.
15. Как же ты можешь подсказывать на уроке?
16. И положил на её ладонь маленькую золотую медаль.
17. Он будет строить лёгкие и прочные железнодорожные мосты или дома с особыми, тщательно обдуманными удобствами для людей.
18. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.
19. Может быть, пригласить весь наш студенческий оркестр?
20. Я вышел во двор и, сжав кулаки, сел на поломанную железную койку возле террасы.
21. Собравшиеся в комнате боятся пропустить хоть слово из его рассказа.
22. Уже став знаменитым, Михаил Семёнович Щепкин любил в кругу близких вспоминать свои детские годы, прошедшие в белгородских сёлах и хуторах.
23. Только Пушкин, Библия, Шекспир были её вечными спутниками.
24. Словом, школьная жизнь Сергея Чумака была непростой.
25. Замечательный Учитель, встретившийся мне в начале жизненного пути, был Игнатий Дмириевич Рождественский, сибирский поэт.
26. Он был как все.
27. Потом он приткнул концом палки голову змеи и обернулся.
28. Их завёл ещё Иван Филиппов, основатель булочной, прославившийся далеко за ределами московскими калачами и сайками, а главное, чёрным хлебом прекрасного качества.
29. Последний раз участвовать в покосе мне привелось лет пять или шесть назад.
30. Все сразу начали бы глядеть на него.
Предложения взяты из тренировочных КИМов 2009 — 2010 гг.
Материал для самопроверки найдёте ЗДЕСЬ.
Скажите, пожалуйста, разве запятые и союзы между однородными главными членами надо вносить в ответ?
А в предложении "Зачем тебе эта скрипка?" где основа?
Скрипка — подлежащее.
В первый раз сегодня столкнулись с заданием на количество основ в предложении, в котором имеется вводное предложения: входит ли его основа в общее количество? Спасибо.
Вводные конструкции не являются членами предложения, поэтому считать их не надо.
Это понимать надо.Есть ли здесь подлежащее? Если нет, то что тогда ЭТО?
Данное предложение безличное, в нём нет подлежащего. ЭТО — местоимение, оно стоит в В.п. (надо понимать кого? что? — это), поэтому является дополнением.
Спасибо всё понял сегодня в ГИА подобное задание правильно выполнил. Благодаря вашему сайту очень хорошо написал ГИА.
в 5 предложении какая грамматическая основа? "не будет тайн" или "не будет"?
Основа состоит из одного сказуемого — не будет. Тайн — это дополнение (не будет чего?).
Спасибо, теперь всё ясно.
Объясните пожалуйста..
18. Способность радоваться, чутко улавливать красоту родной земли дарована далеко не всем людям.
я в душе понимаю, почему такая основа(способность дарована), но все равно бы написала: способность радоваться, улавливать дарована.
сложно в некоторых случаях..как вот тут быть
радоваться и улавливать — это определения, несогласованные. Способность какая? — радоваться, улавливать. Материал 8 класса.
на 4 этапе есть ошибка там буква м вместо союза :Вводные слова, словосочетания М предложения не являются членами предложения, значит, не могут быть грамматической основой предложения
Спасибо большое! Исправила!
помогите пожалуйста…нужно выписать грамматическую основу: "Ведь врачи,я догадываюсь, не только лечат, но и болеют."
Основа этого предложения — врачи лечат, болеют. Я догадываюсь — это вводное предложение, оно основой не является.
спасибо огромное! всё-таки правильно сделала)
скажите пожалуйста основу предложения Кларнет- ее любимейший инструмент!
Подлежащее "кларнет", сказуемое "инструмент".
я права:)))
а вот скажите, в предложение №18,какая грамматическая основа?
"способность дарована"
Ссылка на ответы в конце статьи!
скажите пожалуйста основу предложения : "Завтра будет диктант"
диктант будет
диктант — подлежащее
будет завтра — сказуемое
Нет, сказуемое — будет. Завтра — это обстоятельство.
А клеток не хватает на это задание и как поступать