ОГЭ Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему по тексту из сборника И.П.Цыбулько (задание 15.1, вариант 3, стр. 20)

Данная статья содержит рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1) по тексту варианта 3 из сборника И.П.Цыбулько «ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты (36). Новая демоверсия 2015», а также образец самого сочинения.





Задание 15.1 
Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания И.В.Артюшкова: «Сферой употребления вопросительных предложений является диалог, поскольку основное назначение их — поиск неизвестной информации, а это возможно только в диалогической речи «. 
Аргументируя свой ответ, приведите 2 (два) примера из прочитанного текста.
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами Д.Э.Розенталя. Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов.
Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

Шаг 1 

Вспоминаем требования к сочинению:

  • во-первых, необходимо раскрыть смысл высказывания лингвиста;
  • во-вторых, необходимо, аргументируя свой ответ, привести 2 примера из прочитанного текста;
  • в-третьих, объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Внимание! Раскрыть смысл высказывания можно в 


любой части сочинения, обычно это делают в начале 


или в конце.

Шаг 2 

Определяем, о чём это высказывание. 

Для этого выделяем в высказывании ключевые слова

  • вопросительные предложения
  • диалог
  • поиск неизвестной информации




Шаг 3

Вспоминаем, что такое диалог, вопросительные 


предложения.



Вопросительными называются предложения, в
которых специальными языковыми средствами выражается стремление говорящего
узнать что-либо или удостовериться в чем-либо. Вопросительные предложения таким
образом информируют о том, что хочет узнать говорящий. 
Диалог — это форма устного или письменного обмена 

информацией между двумя и более людьми.

Благодаря направленности на получение информации, вопросительные 
предложения выступают как первый компонент сочетания реплик, предназначенного для обмена информацией в диалоге.
Диалог — основная сфера функционирования 

вопросительных предложений.



Шаг 4

Находим в исходном тексте диалог, выделяем в нём 


вопросительные предложения (19, 22). Оформляем 

 примеры письменно.

   

Шаг 5

Формулируем заключительную часть сочинения.

ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ 

     В своём высказывании И.В.Артюшков утверждает, что вопросительные предложения чаще всего употребляются в диалоге, так как они выражают стремление говорящего узнать что-либо или удостовериться в чём-то.  Давайте убедимся в этом на конкретных примерах.


           В тексте Розы Госман я нашла два вопросительных предложения, которые являются частью диалога и представляют собой реплики, принадлежащие одной из героинь.  Так, предложение 19 — это вопрос, который задаёт Ольге её знакомая, чтобы выяснить, знает ли она о том, как подруга Лена отзывается о её стихах. 


          Второй вопрос тоже принадлежит этой же знакомой (предложение 22). Задавая его, приятельница хочет удостовериться в том, что Оля на самом деле пишет стихи.

          Таким образом, прав был И.В.Артюшков, заявляя, что основной сферой употребления вопросительных предложений является диалог.        (112 слов)
План сочинения
1. Объясняем смысл высказывания.
2. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
3. Делаем вывод.
Читайте также:  ОГЭ Сочинение 15.3 о настоящем искусстве по тексту Ю.Т.Грибова (ОБЗ ФИПИ)
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Анонимный

    а почему наш учитель говорит, что не сразу надо приступать к док-ву(к поиску примеров и т. д.), а сначала надо раскрыть смысл высказывания? Здесь написано то, что на самом деле можно раскрывать смысл в любой части текста, но я хочу удостовериться что эта информация взята не из воздуха.

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Удобнее сначала раскрыть смысл высказывания, а потом подтверждать написанное примерами.
      Информация о том, что смысл высказывания можно раскрыть и в другой части сочинения, есть в "Методических материалах для председателей и членов региональных предметных комиссий …" (стр. 29). Документ можно скачать на сайте ФИПИ: http://www.fipi.ru

  2. Артём Фай

    Какой текст или рассказ у Розы Гасман в примере

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Текст находится в сборнике Цыбулько, ссылка на сборник в начале статьи.

  3. Анонимный

    Наша учительница говорит, что золотая середина слов — 80—90

  4. Виктория Образовская

    что делать если нет текста а есть только клеше

  5. Анонимный

    Благодарю

  6. Анонимный

    а почему учитель нам говорит что надо приводить один аргумент из раздела лексика , а другой из раздела грамматика?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Значит, это требует высказывание лингвиста.

  7. Анонимный

    А что обозначает
    Выпускники 9-ых классов! Какому заданию вы отдаёте предпочтение?
    15.1
    15.2
    15.3
    Можно подробно объяснить.

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Это значит, что из трёх предложенных сочинений нужно выбрать только одно.

  8. SupTV Rassia

    Нам учитель говорит, что предложение нужно цетировать, мол не будет же экзаменатор постоянно заглядывать в текст, при это еще указать намер этого предложения, это верно?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Давайте посмотрим, как написано в задании: Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений ИЛИ применяйте цитирование. То есть цитировать необязательно!

  9. Анонимный

    А есть сочинение к третьему варианту 15.3

  10. Анонимный

    Каким должен быть объём сочинения? Не менее 70, но не более скольки?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Насколько мне известно, верхний предел не ограничен, но думаю, не более 200 слов.

  11. елена

    большое спасибо за материал!

  12. Анонимный

    Говорят, что не более 140 — 150 слов

  13. лили мухаева

    сколько максимум может быть слов в сочинении?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Верхний предел не ограничен. Но в рамках данной темы большим сочинение не должно быть. Думаю, слов 200-250 максимум.

  14. Razbek Narzullaev

    С этим высказыванием можно согласится на половину, потому что существуют и риторические вопросы, на которые не отвечают, а просто заинтересовывают читателя !

    1. Анонимный

      Можно. Но в Гиа и Егэ лучше отвечать четко)

  15. Полина Савченко

    очень наглядно и понятно) спасибо за образец!

  16. Анонимный

    А какое можно подобрать обоснование к вопросам из внутреннего монолога героя? Если, исходя из темы, "главной сферой употребления вопросительных предложений является диалог", то как же объяснить риторические вопросы, которые герой задаёт сам себе?

    1. Анонимный

      это внутренний диалог.

  17. Анонимный

    Скажите пожалуйста, цитировать можно только 2 предложения?или можно больше?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Не совсем поняла вопрос: что именно цитировать?

    2. Анонимный

      Можно больше, но лучше 2.

  18. Анонимный

    возможно

    1. Татьяна Юдина

      На сайте ФиПи новые цитаты…20 штук.

    2. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Спасибо за информацию!

  19. Михаил Абрамычев

    сколько должно быть абзацев?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Минимум — 3 абзаца.

    2. Анонимный

      4 бзаца,1- высказывание,2-первый аргумент,3-второй аргумент,4-вывод

  20. Анонимный

    да конечно

  21. Артём путинцев

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, если я напишу в сочинении "Ранневой Е.А." то "Е.А." будут считаться за слова?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Точно не знаю. Наверное, нет.

    2. Анонимный

      наша учительница говорит, ч то не будут

    3. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Думаю, она права.

    4. Анонимный

      да будет считаться за слова если хоть напишещь букву И

  22. Анонимный

    Здравствуйте! Подскажите, пожалуйста, а саму цитату не нужно писать в сочинении? это будет считаться ошибкой?

    1. Анонимный

      Наша учительница, говорит, что обязательно надо писать в вступлении

    2. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Нет, ошибкой это не будет считаться. С цитаты можно и начать сочинение (об этом написано в КИМе), и закончить.

    3. Настёна Новикова

      Если ты начинаешь сочинение с цитаты в прямой речи,то заканчивай в косвенной,и наоборот.