ОГЭ Последовательное подчинение придаточных. Теория (подготовка к заданию 13)

Образец формулировки задания 13:

Среди предложений … найдите сложноподчиненное предложение с последовательным (однородным, параллельным) подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

В данной статье пойдёт речь о последовательном подчинении.

В конце статьи есть ссылки на онлайн-тесты по данной теме.

При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении 1-ое придаточное подчиняется главному, 2-ое придаточное 1-ому придаточному, 3-е придаточное — 2-ому и т.д.

Если данное определение вам показалось непонятным, тогда представьте себе паровозик с вагончиками. Например, такой:

Все знают, как прикрепляются вагончики к паровозику: первый вагончик к паровозику, второй вагончик к первому, третий — ко второму и т.д.
При ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОМ подчинении предложения следуют по этому же принципу.
Паровозик — это ГЛАВНОЕ предложение.
Вагончики — это ПРИДАТОЧНЫЕ предложения.

Схема такого предложения будет выглядеть следующим образом:

 
Запомните главные признаки СПП 
с ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНЫМ подчинением:

1. минимум предложений должно быть 3: одно главное и два придаточных;

2. 1-ое придаточное зависит от главного, 2-ое придаточное от 1-го придаточного и т.д.;

3. придаточные предложения при последовательном подчинении чаще всего располагаются следующим образом: [  = – ], ( = –  ), ( = –  ).

4. но может быть и другой порядок: одно придаточное может находиться внутри другого (при стыковке двух союзов): [ = ], (что,(когда  =),   =).

[Вода обрушилась так страшно](что(когда солдаты бежали внизу), им вдогонку уже летели бушующие пото­ки).

[Вода обрушилась так страшно] НАСКОЛЬКО?  (что им вдогонку уже летели бушующие пото­ки).

(что им вдогонку уже летели бушующие пото­ки) КОГДА? (когда солдаты бежали внизу)


[Медведь так полюбил НикитуКАК?  (что зверь тревожно нюхал воздух)

(зверь тревожно нюхал воздухКОГДА? (когда он (Никита) уходил куда-нибудь)









5. главное предложение может также стоять после придаточных:
(Когда  = ), (что = ), [   ].


(Когда человек настолько уязвлён)(что не в силах проявить великодушие)[в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке].


 [в эти минуты он особенно нуждается в сочувствии и поддержке] В КАКИЕ МИНУТЫ? (Когда человек настолько уязвлён)


(Когда человек настолько уязвлён) НАСКОЛЬКО? (что не в силах проявить великодушие)


ОНЛАЙН-ТЕСТЫ:



ЧИТАЕМ ТАКЖЕ:

ОДНОРОДНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ

ПАРАЛЛЕЛЬНОЕ ПОДЧИНЕНИЕ

Читайте также:  ОГЭ 15.3 Сочинение на тему "Что такое жизненные ценности" по тексту К.Г.Шахназарова из Открытого банка заданий (ФИПИ)
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Надежда Лукьянова

    Спасибо большое за такую хорошую статью , всё очень понятно .

  2. Анонимный

    Здравствуйте. Подскажите,почему правильным является предложение "(17) А за ней послушно пошла женщина, которая ехала вместе с Лекой и его матерью на одной телеге и чью малышку взяла тётка.", а не "(18) Лека смотрел по сторонам и боялся, что их не возьмут или что-нибудь скажут нехорошее. " Надо найти сложноподчинённое предложение с однородным подчинением

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Оба предложения с однородным подчинением.

  3. Виктория Семенищева

    Афигенный пример с паровозиками, всё понятно, спасибо огромное, а то вообще не могла понять что это такое))

  4. Анонимный

    Спасибо за подробную информацию, очень помогло.

  5. Анонимный

    прекрасная презентация!!! наконец-то я поняла эту тему!!! Мария Анатольевна, выражаю вам огромную благодарность.

  6. Анонимный

    Спасибо, информация очень помогла.Кстати, очень помогает запомнить виды подчинения типы соединений в электрических схемах.

  7. Анонимный

    а если подлежащие не личное местоимение а собственное имя тире ставится должно?)

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Да, ставится.

  8. Анонимный

    я-учитель. или я учитель.
    тире ставить надо?не очень поняла сегодня на уроке.

    1. Анонимный

      Смотря как. Например я-учитель, в данном случае учитель является приложением. Однако предложение: "Я — учитель начальных классов" указывает, что я — подлежащее, учитель — сказуемое.

    2. Марина Анатольевна Крюкова автор

      В учебнике за 8 класс написано, что в случае, когда подлежащее выражено личным местоимением, а сказуемое существительным, тире НЕ СТАВИТСЯ.

  9. Анонимный

    Спасибо за пост! Очень помог понятно понять тему!

  10. Анонимный

    Лучше плюс, чем минус или лучше плюс чем минус. нужна запятая??

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Да, запятая нужна.