Статья содержит теоретический материал и ссылки на онлайн-тесты.
Для того чтобы успешно выполнить задание 3 теста ОГЭ-2015, нужно знать определение следующих средств выразительности:
1. МЕТАФОРА – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, существительными.
Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.
2. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.
Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.
3. ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прилагательными и наречиями.
Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.
НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.
Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)
4. СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:
- а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО, ПОДОБНО (в значении союза КАК) Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
- б) сравнительным придаточным предложением Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
- в) существительным в Т.п. Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.
5. ГИПЕРБОЛА – преувеличение.
Например: Я тебе миллион раз говорил.
6. АНТИТЕЗА – противопоставление, основанное на параллелизме.
Например: Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень.
7. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов.
Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса
Данный материал вы можете посмотреть и в виде презентации, которая содержит образцы экзаменационных заданий по данной теме.
Онлайн-тесты:
Спамибо большое . Очень помогли
спасибо!)
Спасибо большое!!!!!!
Побольше бы таких учителей. Покамись незнаю ни одного такого хорошего учителя как вы был в трёх школах (Простите за грамматику)
Благодарю ))
Спасибо большое)
только эти могут быть на реальном огэ 2015?
В 9 классе да, только эти.
Марина Анатольевна, спасибо за сайт. Хотелось бы уточнить у Вас одно задание. "Мириадами алмазов искрился под месяцем снег". Не могли бы Вы объяснить почему дается ответ "метафора"? Я вижу ярко выраженное сравнение с помощью сущ. В Т.п., выделено два объекта сравнения снега с мириадами алмазов? Почему же это метафора -не могу объянить сыну. Заранее благодарна
Лариса, я думаю, допущена ошибка в ответе. Такое, к сожалению, случается.
пожалуйста не могли бы вы помочь разобраться в этом задании
нужно найти речевые средства выразительности в отрывке
Погода злая, мрачная, много хуже даже той, китайской, когда Чанг с капитаном встретили друг друга. Несет острым мелким снегом, снег косо летит по ледяному, скользкому асфальту пустого приморского бульвара и больно сечет в лицо каждому еврею, что, засунувши руки в карманы и сгорбившись, неумело бежит направо или налево. За гаванью, тоже опустевшей, за туманным от снега заливом слабо видны голые степные берега. Мол весь дымится густым серым дымом: море с утра до вечера переваливается через мол пенистыми чревами. Ветер звонко свищет в телефонных проволоках…
Есть эпитеты: злая, мрачная; метафора: снег сечёт в лицо; олицетворение: море переваливается; сравнение: чревами; инверсия: погода злая.
И ещё, если мне дано слово "вышвыривая", я подобрала синоним "выкидывая", а в ответах — "выбрасывая". "Выкидывая" и "выбрасывая" это одно и то же слово? И ошибка ли это?
Дело в том, что в данном задании обычно просят подобрать не просто синоним, а стилистически нейтральный синоним. А слово "выкидывая" больше относится к разговорному стилю.
Спасибо)
Ответьте на вопрос пожалуйста, если мне было дано слово "ладно" и я подобрала к нему синоним "складно", а в ответах слово "слаженно", это же одно и то же слово, будет ли это считаться, как ошибка.
Без контекста сложно сказать. Но, судя по всему, подобранный вами синоним имеет совершенно другой смысл. В трудных случаях советую обращаться к этому словарю: http://jeck.ru/tools/SynonymsDictionary/
Спасибо за сайт. Вот предложение, в котором употреблено это слово: "Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что-то повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно закончили:"
Круто и понятно.
Подскажите, вот я выбрала как антитеза первое, а в ответах третье, объясните пожалуйста, почему.
А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
противопоставление.
1) Ученик, отступающий от правил школы, – не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек.
2) «Не бойся, Шурик, – думал я, – ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас». Хотелось быть ласковым и добрым.
3) Геракл совершал свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости…
4) Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии: смешным мог оказаться каждый.
Основа антитезы — антонимы. В первом предложении их нет, а в 3 есть: Геракл и "этот молодой человек", "храбрец" и "трус".
Спасибо, Марина Анатольевна, теперь всё понятно)
Марина Анатольевна, как отличить метафору от олицетворения?
Если неживое наделяется качествами человека — это олицетворение, например: "Взбесилась вьюга злая", "Ель рукавом мне тропинку завесила". В остальных случаях при переносном смысле — это метафора, например: "В саду горит костёр рябины красной".
Марина Анатольевна, блог очень хороший, но в этой теме есть недоработки, прошу принять к сведенью.
Спасибо! О каких недоработках идёт речь?
Большое спасибо за полезный материал!!!
На мой взгялд, материал слегка перегружен для задания А3. Там кроме метафоры, фразеологизма и сравнения редко встречаются другие тропы. Для ЕГЭ же — самое то. И один вопрос: автор текста, определений и примеров — вы? Хорошо бы подписывать)))
а что из этого относится к лексическим средствам, а что к синтаксическим?
"Все флаги в гости будут к нам" — это, мне кажется, скорее синекдоха. Кстати, этого тропа я у Вас не увидел. Синекдоха — это перенос значения на целое с какой-либо части. Например, из "Золотого телёнка": Гувер — это голова, и Ганди — это голова… Или "у него есть волосатая рука" — говорят о ком-нибудь, кто поступил в институт по блату, понимая под рукой — какого-либо влиятельного человека.
А метонимия — это перенос значения слова, но не образный, а по смежности понятий. Когда говорят "Вся школа гуляет" — то имеют в виду не саму школу, как учреждение, а учеников и преподавателей.
Или, то же самое: "Съешь эту тарелку", или у Пушкина: "Самые обыкновенные риторические фигуры и тропы останавливали критика: можно ли сказать стакан шипит вместо вино шипит в стакане?" Вот пример метонимии
Нифигасибе ,столько лет русский изучаю, нифига не понятно, тут открыл сайт и всё , как прочёл, понял ВСЁ!!спасибо вам, спасибо!!!
А чем отличается лексический повтор от анафоры?
Лексический повтор — это повтор одного и того же слова или словосочетания, а анафора — это повтор слова или звуков: ЗАДРемали звёзды золотые, ЗАДРожало зеркало затона.
Спасибо, очень помогли)))
Без контекста трудно сказать, что это такое, но, скорее всего, это метафора. Порой бывает трудно отличить метафору от олицетворения, и это не случайно, ведь олицетворение — один из видов метафоры, в обоих случаях выражение имеет переносный смысл, но надо помнить о том, что при олицетворении неодушевлённому предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не просто свойства живого существа, а именно человеческие), задача олицетворения — соотнести изображаемый предмет с человеком.
Марина Анатольевна, скажите, пожалуйста, "визг колес" — это олицетворение или метафора? И как их различать?
Иван, я благодарю Вас за комментарий! Очень приятно знать, что материалы моего блога приносят пользу не только школьникам =)
Желаю Вам творческих успехов и достижения поставленных целей!
Спасибо Вам, Марина Анатольевна! Блог замечательный!
Я – не школьник, не студент, но взрослый человек, почерпнул много нового. И это новое поможет мне в моей журналистской деятельности.
С почтением, Иван Дмитриев.
P.S. Стремлюсь уже применять риторические приемы на практике. Перефразирую великого, напишу, что сделать текст выразительным — наша задача!
Большое спасибо, очень помогло с понятием задания А3!!!))
Спасибо миллион раз!
P.S Теперь я знаю, что это гипербола:)
Спасибо огромное за блог))))очень помогает!!!)
Спасибо огромное столько искал материал, а тут сразу и так понятно! Спасибо ОГРОМНОЕ.
Уважаемая Марина Анатольевна!
Скажите, пожалуйста, какая разница между метафорой и олицетворением?
Заранее спасибо.
Большое спасибо. Ваш блог очень помогает с подготовкой к ГИА
Спасибо 🙂
Алина
Насколько мне известно, на экзамене задание С2.1 будет только про знаки препинания.
Марина Анатольевна, а вот кроме этих средств речевой выразительности могут встретиться и другие на экзаменах?
Алина
Воспользуйтесь рубрикой "Темы блога"!
хороший блог! вот только тут не совсем понятно где что можно найти)
плохо ориентируюсь пока 🙂
Огромное спасибо))) Все доступно и понятно!
Очень хороший блог. Спасибо!
Спасибо!
спасибо за блог!
ОЧень помогает Спасибо большое!!!!!!!!!!!!!!!!!
Да спасибо.
Благодарю =)
Дорогая Марина Анатольевна! Спасибо Вам огромное за ваш блог! Замечательный!
помогло.спасибо)