ГИА Классификация чередующиеся гласные в корне (подготовка к заданию А5)

В этой статье я предлагаю снова обратиться к заданию А5. 

Напомню, что задание А5 связано с правописанием гласных в корне слова: проверяемых, непроверяемых и чередующихся. В данной статье речь пойдёт о чередующихся гласных.


Сегодняшнее практическое занятие поможет вам сориентироваться в классификации корней с чередующимися гласными, т.к., возможно, вам потребуется знание не только самих корней, но и того, от чего зависит выбор чередующейся гласной.

Давайте посмотрим этот вариант формулировки задания А5:

Укажите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня«.
1) наберут     2) вышивать     3) ровняют     4) закрепить 

В вариантах ответов есть 2 слова с чередующейся гласной в корне: наберут и ровняют. Правильным ответом является слово ровняют, так как именно в этом слове правописание гласной в корне зависит от лексического значения.

Слово наберут не подходит, так как в нём выбор гласной в корне зависит от суффикса А.

Таким образом, при выполнении подобного задания вам нужно указать НЕ ЛЮБОЕ слово с чередующейся гласной, а только то, в котором правописание гласной зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ КОРНЯ.

Без знания классификации корней с чередованием гласных это задание выполнить будет непросто.

Поэтому давайте ещё раз вспомним теорию.

Корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы:

1 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от УДАРЕНИЯ:

  • -гор-,-гар-; -клон-, -клан-; -твор-, -твар- (без ударения пиши О);
  • -зор-, -зар-; -плов-, -плав- (без ударения пиши А)

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
утвАрь, выгАрки, изгАрь, пригАрь, зОревать, зОрянка, плОвец, плОвчиха, плОвцы, плЫвун

2 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СОГЛАСНОЙ НА КОНЦЕ КОРНЯ:

  • -лаг-, -лож-;
  • -скак-, -скоч-;
  • -раст-, -ращ-, -рос-

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
полОг, РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, рОстовой, на вырОст, подрОстковый, отрАсль, скАчок

3 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СУФФИКСА -А-:

  • -лож-, -лагА-;
  • -кОс-, -касА-;
  • -бер-, -бирА-; -дер-, -дирА-; -блест-, -блистА-; -тер-, -тирА-; -пер-, -пирА-; -мер-, -мирА-; -стел-, -стилА-; -жег-, -жигА-; -чет-, -читА-; -нимА-, -минА-, -жимА-
  • -минА-, -нимА-, -жимА-, -чинА- 

 Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта

4 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ корня:

  • -равн- (= равный, одинаковый), -ровн- (=ровный, гладкий);
  • -мак- (= погружать в жидкость), -мок- , -моч- (= становиться влажным)

Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение

Для закрепления материала выполним следующие задания.

Задание 1. Распределить слова в 4 группы: 1 группа — слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения; 2 группа — слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от согласной на конце корня; 3 группа — слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от суффикса А; 4 группа — слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения корня. Корень выделить.

  1. предлагать
  2. выбирать
  3. заперли
  4. намочил
  5. заскочить
  6. блестит
  7. загорелся
  8. растение
  9. прикосновение
  10. сложение
  11. сотворение
  12. расстилается
  13. вычитать
  14. подровнять
  15. непромокаемый
  16. наклонился
  17. касание
  18. выросли
  19. умирать
  20. обмакнуть
  21. сдерёт
  22. скакать
  23. протирать
  24. заря
  25. выращенный
  26. сплавлять
  27. выжег
  28. сравнять

Задание 2. Найти в каждой группе слов лишнее с точки зрения выбора чередующейся гласной в корне. Ответ аргументировать.

  1. отдеру, блистательный, растение
  2. заскочил, намочил, выровненный
  3. коснуться, зажигать, загорается
  4. перила, озарение, наклонился
  5. выплавлять, вытирать, вытворять

Задание 3. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.
1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя.
2. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаза.
3. В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.
4. Когда разговор касался
симпатичных ей поступков, чёрные глаза загорались радостным блеском и
щёки озарялись ещё сильнее пылающим румянцем.

5. Из-за деревьев виднелась светлая крыша оранжереи, и из-под оврага поднимался растущий туман.
6. Кошевой и старшины сняли шапки и раскланялись на все стороны казакам.
7. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков.
8. Садовник насыпал земли в колясочку, пошлёпал сверху лопатой, чтобы уровнять, и прибавил ещё.
9. На станции и в вагонах запрещено было зажигать свет: даже по вспыхнувшей спичке стреляли.
10. Сотворив человека по своему
образу и подобию, Бог вложил в него «духовный навигационный прибор» —
совесть — и пустил человека в самостоятельное плавание.

Задание 4. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от согласной на конце корня.
1. Касаясь трёх великих океанов, страна лежит, раскинув города.
2. Юные туристы предполагали добраться до озера к восьми часам, но их предположение не оправдалось.
3. Шофёр был рослый, медно загоревший, даже волосы на его руках выгорали за лето до белизны.
4. Почти все друзья, приятели,
товарищи, знакомые и коллеги вернулись откуда-то загорелые, хотели
видеться, хотели делиться впечатлениями.

5. Поравнявшись с художником, она остановилась, вздохнула и задумалась, опираясь на посох.
6. Всё, к чему приходилось прикасаться, — топор, котелок, ветки, — было ледяное и обжигало пальцы.
7. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок.
8. Поезд проскакивал мимо горячих, блещущих маслом паровозов.
9. Цветов росло так много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик.
10. Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался.

Задание 5. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса А.
1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.
2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и — прыг, зарывается в снег.
3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.
4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.
6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.
7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.
8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и стеблями растений, иногда увлажнённых росой.
9. Ненастный день потух, ненастной
ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как привидение, за рощею
сосновой луна туманная взошла.

10. Стеклянно  позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного света.

Задание 6. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения.

1. Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.
2. Поравнявшись с пограничной вышкой, Сашук задирает голову и долго присматривается.
3. И когда я буду плавать в той далёкой стороне , хоть разочек, хоть немножко погрустите обо мне.
4. Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.
5. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении равновесие руками.
6. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором
проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших
улиц города.

7. И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей.
8. Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России.
9. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предлагает его направо и налево.
10. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выровнялся.

Материал для самопроверки

Читайте также:  ОГЭ Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по тексту из сборника И.П.Цыбулько (задание 15.2, вариант 24)
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. любопытный

    здравствуйте, вопрос по поводу глагола "просили"( употребляется с предл. и род. падежами). А в словосочетании просить милостыню ?

  2. Анонимный

    Доброго времени суток! Благодарим вас за столь полезную работу.
    Выполняли сегодня вышеприведенные задания. Вышла загвоздка: во 2 задании. в 4 группе слов лишнее слово- ПЕРИЛА. мОИ ДЕТКИ АРГУМЕНТИРОВАЛИ ТЕМ. ЧТО ЭТО СЛОВО НЕ СОДЕРЖИТ ЧЕРЕДУЮЩУЮСЯ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ, В ОТЛИЧИИ ОТ ОСТ-Х. А в ответе указано , что это слово с корнем — пер — ???! Разве в слове ПЕРИЛА корень не — перил-?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Да, ваши дети правы, т.к. современный корень в слове "перила" -перил- (словарь А.Н.Тихонова). Но исторически это существительное образовано от глагола "опираться" (перила — это то, на что опираются), а в этом глаголе гласная в корне является чередующейся. На экзамене не должно быть таких слов.

  3. Анонимный

    Добрый день.Укажите слово с чередующейся гласной в корне.

    1) блестели 2) выпрашивал 3) расстрелять 4) решили. Помогите разобраться. Знаю точно, что 1 вариант. Но и во 2 слове идёт чередование в корне, которое не проверяется ударением. Спасибо.

  4. Анонимный

    Марина Анатольевна, спасибо Вам за ваш блог, он мне очень помог для подготовки к ГИА. Спасибо!)))) Сегодня писали ГИА по русскому, точнее уже ОГЭ! 🙂

  5. Анонимный

    Почему в предложении: "Пусть нам дадут другого преподавателя!" в грамматическую основу входит слово "пусть" — пусть дадут?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Потому что "пусть" — это формообразующая частица, с помощью которой образуется повелительное наклонение глагола. Когда глагол употребляется с частицей НЕ, мы ведь её тоже выписываем. Есть ещё формообразующие частицы: да (Да будет свет!), давай или давайте (Давай сбежим!), пускай (Пускай решит пример") Их тоже нужно выписывать вместе с глаголом.

    2. Анонимный

      Спасибо, запомню)

  6. Анонимный

    "Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет…". Почему в состав сказуемого не входит слово "нигде"?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Потому что "нигде" — это обстоятельство места. Данное предложение безличное, сказуемое в нём выражено только словом "нет".

    2. Анонимный

      То есть сказуемое в этом предложении только слово "нет"? Я просто сначала так и написала, а в ответах было "нигде нет".

  7. Анонимный

    И ещё очень важный вопрос! Я прочитала у вас, что в бланке между словами клетка не пропускается, то есть если у меня дано словосочетание — "директор школы", то в бланке я пишу — "директоршколы"? А если в бланке нужно будет написать "то же", а я напишу в нём "тоже" это же не правильно.

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Слово "то же" и ему подобные вам точно не попадутся!

    2. Марина Анатольевна Крюкова автор

      В рамках этого задания, конечно )

    3. Анонимный

      А если в другом задании, вдруг попадётся слово "то же", "так же" и т.п., то всё же всё это надо писать слитно?)

  8. Анонимный

    Укажите слово, в котором есть безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
    1)зари 2)замерли 3)вестибюль 4)неповиновением

    Методом исключения, я выбрала 4-ый, но можете сказать как рассуждать правильно. Я так понимаю тут нужно подбирать однокоренные слова, и чтобы ударение падало на проверяемую букву. Так? И тогда какое проверочное слово у 4-ого?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Ответ выбран верно, проверочное слово: повИнность. Варианты 1 и 2 не подходят, т.к. там слова с чередующейся гласной в корне (-зар-/-зор- и -мер-/-мир-), а в 3 непроверяемая гласная.

    2. Анонимный

      Спасибо, Вам) Прекрасный блог!)))

  9. Анонимный

    Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
    1)скакал 2)выражалось 3)пристраститься 4) неизмеримо
    2-ое и 3-е слово не подходят, а вот в словах "скакал" и "неизмеримо" корни -скак- и -мер- подходят, какой из них выбрать и почему?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      В слове "неизмеримо" корень с проверяемой гласной: мерить, мерка. Слова, родственные указанным, не являются словами с чередующейся гласной в корне, хотя там корень тоже -мер-. То же самое можно сказать и о словах, произведённых от слова "мир": мировой, помирить. Приведу примеры слов с чередующейся гласной в корне -мер-/-мир-: умирать — умереть, замирать — замереть, отмирать — отмереть и т.п.

    2. Анонимный

      Спасибо:)

  10. Анонимный

    Подскажите, как правильно рассуждать?
    Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
    1)скамейка 2)свалявшейся 3)расположившись 4)протянула

    Третий вариант мы сразу отбрасываем т.к. в слове "расположившись" корень -лож-.

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Ещё отбрасываем варианты 2 и 4, т.к. там проверяемая гласная: проверочные слова "вАлит" и "тЯнет". А к слову "скамейка" нельзя подобрать проверочное.

  11. Анонимный

    Большое спасибо! Теперь всё понятно)

  12. Анонимный

    Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
    1)листопад 2)блистательный 3)вытянуть 4)прогорклый
    Вот тут два слова с чередующейся гласной в корне: блистательный и вытянуть. А как рассуждать дальше? Какое из них подходит и почему?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      В слове "вытянуть" нет чередующейся гласной в корне. Так что ответ только "блистательный".

    2. Анонимный

      Ой, да, конечно, что-то странное со мной случилось)))

    3. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Бывает… Будьте внимательны! Особенно на экзамене )

    4. Анонимный

      Подскажите пожалуйста! Я готовлюсь к ГИА по ФИПИ И. П. Цыбулько. И решила сделать В2 всех вариантов,оно у меня хорошо в принципе получается и я понимаю как переделывать словосочетания, но из 36 вариантов 4 были не верны.
      Было дано "госпитальные палаты", и надо было переделать в словосочетание со связью управление. Я переделала в "палатЫ госпиталя", а в ответах "палатА госпиталя" (хотела бы узнать, считается ли это ошибкой, если да, то почему?)
      В следующем варианте было дано словосочетание "городской рынок" переделать в управление, переделала в "рынок города", а в ответах " рынок в городе". Вопрос тот же.
      Дано словосочетание "книжный шкаф", переделать надо в управление, переделала в "шкаф с книгами", в ответах дано только "шкаф для книг".
      И последние. Было дано "Просили помочь" переделайте в управление. Переделала в "просили помощь", а в ответах "просили о помощи (или) просили помощи".

    5. Марина Анатольевна Крюкова автор

      В первом случае ошибки нет, словосочетание можно ставить в начальную форму, а можно оставлять в той, в какой оно употреблено в предложении.

      Во втором случае прилагательное "городской" обозначает пространственный признак, т.е. указывает на местонахождение объекта, поэтому здесь более уместен вариант с предлогом.

      В третьем случае рассуждаем таким образом: что такое "книжный шкаф"? Это хранилище для книг. Поэтому в синонимичном словосочетании уместен предлог "для".

      В четвёртом случае глагол "просили" употребляется либо с существительным в предложном падеже (просили о чём? о помощи), либо в родительном (просили кого? чего? помощи), но не в винительном.

    6. любопытный

      здравствуйте. А как в словосочетании просили милостыню?

  13. Анонимный

    скажите пожалуйста,как определить слово с чередующейся гласной в корне

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Для начала нужно выучить все корни с чередующейся гласной. Потом тренироваться.

  14. Анонимный

    скажите пожалуйста как определить примеры метафоры

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Метафора — это слово или выражение в переносном значении.

  15. Анонимный

    а как определить слово с безударной гласной в корне,проверяемой ударением?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Очень просто: если к данному слову можно подобрать однокоренное, в котором на нужную гласную падает ударение, значит, это слово с безударной гласной, проверяемой ударением. Например: рОскошный — рОскошь.

  16. Анонимный

    Всё хорошо, только слово ЗАрянка давно не считается исключением и пишется через А!!! Подкорректируйте, пожалуйста, материал.

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Действительно, с этим словом не совсем всё понятно. Интересно, что в словаре Ожегова нет ни слова зорянка, ни зарянка. У Розенталя только одно исключение — зоревать. А ещё натолкнулась на такую информацию: зАрянка — это птица, а зОрянка — это всполохи молний.

    2. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Пожалуй, при такой противоречивой информации слово нужно убрать из исключений.

  17. Анонимный

    спасибо большое за такую информацию)

  18. Анонимный

    Почему не указано, с чем чередуются корни -ним- и иже с ним?

  19. Анонимный

    В каком из слов после приставки на -з и -с следует звонкий согласный то на конце её пишется буква обозначающая звонкий согласный звук

    расцвела

    сыграть

    безжалостном

    рассыпались

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      В слове "безжалостном".

  20. Анонимный

    а тут как?

    Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
    1седой
    2директор
    3косоглазый
    4собирались

    Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать весь список корней с чередованием гласных. Он включает корни бер-бир, дер-дир, кос-кас. Но из перечисленных слов только в слове собирались есть корень с чередованием; в слове директор корень дир, а в слове косоглазый первый корень кос, но он омонимичен корню с чередованием: звучит так же, но обозначает другое — кривизну а не прикосновение; этот корень проверяется ударением: косо.

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      В слове "директор" корень -дирек-. Поэтому ответ — собирались.

    2. Анонимный

      ДИРЕКТОР — ЭТО СЛОВАРНОЕ СЛОВО, ЕГО НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ КОРНЕМ!!!

  21. Анонимный

    как определить ,что правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
    Объясните пожалуйста.

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Разобраться в данном материале поможет эта статья: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2010/07/blog-post_9227.html#more

  22. Анонимный

    здравствуйте помогите ! я не понимаю лаг лож когда он используется как в 2 группе а когда в 3

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Правописание гласной в корне -лаг-, -лож- зависит либо от суффикса -а-, либо от согласной на конце корня. Гласная А пишется, если корень оканчивается на Г или после корня есть суффикс -А-: предлагать. О пишется, если корень оканчивается на Ж или после корня нет суффикса -А-: предложение.

    2. Анонимный

      Здравствуйте!помогите мне пожалуйста я тоже многого не понимаю а мне срочно нужна подготовка мы уже 24 числа идём писать пробный ГИА а я ещё паралельно занимаюсь спортом поэтому мне оечнь сложно!вы не могли бы мне помочь подготовиться?)

    3. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Всегда рада помочь! Все материалы блога в вашем распоряжении, а если что-то будет непонятно — спрашивайте, объясню )

  23. Анонимный

    М-м, ну а вот например слово сложение, как понять, к какой группе оно относится: 2-я (лож-лаг, согласная на конце корня) или 3-я (лож-лага, суффикс А).
    И кстати почему вы в 3-й группе выделили мина, нима, жима в отдельную группу, почему они дублируются?
    Спасибо.

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      1. Слово "сложение" можно отнести к обеим группам.
      2. Корни -мин-, -ним-, -жим- не имеют пару с Е, как остальные.

  24. Анонимный

    Крюкова Марина Анатольевна — Вы лучшие!!!

  25. Анонимный

    спасибо вам большое. в ближайший вторник ГИА и ваш сайт хорошо помог мне повторить))) спасибо вам

  26. Анонимный

    вот у меня слова: 1) уговаривала; 2) приблизилась; 3) твориться; 4) рассыпались.. и вопрос укажите слово с чередующейся гласной в корне.. а у меня вопрос по какому правилу то определить правильный ответ..

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Для начала нужно в каждом слове найти корень: 1)-говар-, 2)-близ-, 3) -твор-, 4) -сып-. Теперь вспомним корни, в которых происходит чередование гласных (их перечень есть в данной статье). Ответ: 3)

      Чтобы справиться с этим заданием, нужно выучить все корни с чередующимися гласными.

    2. Анонимный

      спасибо большое..*))

  27. Анонимный

    а как определить какое слово нужно выбрать если у всех слов корни подходят к этому правилу?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Приведи конкретный пример таких слов. Без них мне трудно ответить на ваш вопрос.

  28. Анонимный

    Спасибо! Я здала тест по русскому! (6 класс) ^^ Вы самый лучший сайт!!!

    1. Анонимный

      *Сдала.

  29. Анонимный

    Спасибо большое за информацию, помогла.