Напомню, что задание А5 связано с правописанием гласных в корне слова: проверяемых, непроверяемых и чередующихся. В данной статье речь пойдёт о чередующихся гласных.
Сегодняшнее практическое занятие поможет вам сориентироваться в классификации корней с чередующимися гласными, т.к., возможно, вам потребуется знание не только самих корней, но и того, от чего зависит выбор чередующейся гласной.
Давайте посмотрим этот вариант формулировки задания А5:
Укажите слово с чередующейся гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения корня«.
1) наберут 2) вышивать 3) ровняют 4) закрепить
В вариантах ответов есть 2 слова с чередующейся гласной в корне: наберут и ровняют. Правильным ответом является слово ровняют, так как именно в этом слове правописание гласной в корне зависит от лексического значения.
Слово наберут не подходит, так как в нём выбор гласной в корне зависит от суффикса А.
Таким образом, при выполнении подобного задания вам нужно указать НЕ ЛЮБОЕ слово с чередующейся гласной, а только то, в котором правописание гласной зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ КОРНЯ.
Без знания классификации корней с чередованием гласных это задание выполнить будет непросто.
Корни с чередующимися гласными можно разделить на 4 группы:
1 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от УДАРЕНИЯ:
- -гор-,-гар-; -клон-, -клан-; -твор-, -твар- (без ударения пиши О);
- -зор-, -зар-; -плов-, -плав- (без ударения пиши А)
Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
утвАрь, выгАрки, изгАрь, пригАрь, зОревать, зОрянка, плОвец, плОвчиха, плОвцы, плЫвун
2 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СОГЛАСНОЙ НА КОНЦЕ КОРНЯ:
- -лаг-, -лож-;
- -скак-, -скоч-;
- -раст-, -ращ-, -рос-
Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
полОг, РОстов, РОстислав, рОсток, рОстовщик, рОстовой, на вырОст, подрОстковый, отрАсль, скАчок
3 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от СУФФИКСА -А-:
- -лож-, -лагА-;
- -кОс-, -касА-;
- -бер-, -бирА-; -дер-, -дирА-; -блест-, -блистА-; -тер-, -тирА-; -пер-, -пирА-; -мер-, -мирА-; -стел-, -стилА-; -жег-, -жигА-; -чет-, -читА-; -нимА-, -минА-, -жимА-
- -минА-, -нимА-, -жимА-, -чинА-
Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ: сочЕтать, сочЕтание, чЕта
4 группа. В неё входят корни, правописание гласной в которых зависит от ЛЕКСИЧЕСКОГО ЗНАЧЕНИЯ корня:
- -равн- (= равный, одинаковый), -ровн- (=ровный, гладкий);
- -мак- (= погружать в жидкость), -мок- , -моч- (= становиться влажным)
Запомните ИСКЛЮЧЕНИЯ:
рОвесник, урОвень, порОвну, рАвнина, рАвняйсь, рАвнение
Для закрепления материала выполним следующие задания.
Задание 1. Распределить слова в 4 группы: 1 группа — слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от ударения; 2 группа — слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от согласной на конце корня; 3 группа — слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от суффикса А; 4 группа — слова, в которых правописание чередующейся гласной в корне зависит от лексического значения корня. Корень выделить.
- предлагать
- выбирать
- заперли
- намочил
- заскочить
- блестит
- загорелся
- растение
- прикосновение
- сложение
- сотворение
- расстилается
- вычитать
- подровнять
- непромокаемый
- наклонился
- касание
- выросли
- умирать
- обмакнуть
- сдерёт
- скакать
- протирать
- заря
- выращенный
- сплавлять
- выжег
- сравнять
Задание 2. Найти в каждой группе слов лишнее с точки зрения выбора чередующейся гласной в корне. Ответ аргументировать.
- отдеру, блистательный, растение
- заскочил, намочил, выровненный
- коснуться, зажигать, загорается
- перила, озарение, наклонился
- выплавлять, вытирать, вытворять
Задание 3. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от ударения.
1. Сияло солнце, вздыхала степь, блестела трава в бриллиантах дождя.
2. С поля медленно поднимается туман и матовой пеленой застилает всё доступное для глаза.
3. В его руках лежит Людмила, свежа, как вешняя заря, и на плечо богатыря лицо спокойное склонила.
4. Когда разговор касался
симпатичных ей поступков, чёрные глаза загорались радостным блеском и
щёки озарялись ещё сильнее пылающим румянцем.
5. Из-за деревьев виднелась светлая крыша оранжереи, и из-под оврага поднимался растущий туман.
6. Кошевой и старшины сняли шапки и раскланялись на все стороны казакам.
7. Оливковые жуки-плавунцы ныряют в воде и нападают на стаи мальков.
8. Садовник насыпал земли в колясочку, пошлёпал сверху лопатой, чтобы уровнять, и прибавил ещё.
9. На станции и в вагонах запрещено было зажигать свет: даже по вспыхнувшей спичке стреляли.
10. Сотворив человека по своему
образу и подобию, Бог вложил в него «духовный навигационный прибор» —
совесть — и пустил человека в самостоятельное плавание.
Задание 4. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от согласной на конце корня.
1. Касаясь трёх великих океанов, страна лежит, раскинув города.
2. Юные туристы предполагали добраться до озера к восьми часам, но их предположение не оправдалось.
3. Шофёр был рослый, медно загоревший, даже волосы на его руках выгорали за лето до белизны.
4. Почти все друзья, приятели,
товарищи, знакомые и коллеги вернулись откуда-то загорелые, хотели
видеться, хотели делиться впечатлениями.
5. Поравнявшись с художником, она остановилась, вздохнула и задумалась, опираясь на посох.
6. Всё, к чему приходилось прикасаться, — топор, котелок, ветки, — было ледяное и обжигало пальцы.
7. В самом деле тулуп, из которого успел и я вырасти, был немножко для него узок.
8. Поезд проскакивал мимо горячих, блещущих маслом паровозов.
9. Цветов росло так много: журавлиного горошку, кашки, колокольчиков, незабудок, полевых гвоздик.
10. Поезд, уже готовый проскочить станцию, мгновенно, с шипением и грохотом, останавливался.
Задание 5. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от суффикса А.
1. Если нечаянно порежете палец, не прикасайтесь к ранке невымытой рукой: ранку можно загрязнить, тогда получится нарыв.
2. Белка забавно скачет по веткам, замирает, наклоняет голову вниз и — прыг, зарывается в снег.
3. Борьба пловцов в финальном заплыве обычно бывает крайне напряжённой.
4. Да отсюда, хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь.
5. В своих прогулках с ребятами мы установили правило: покидая стан, убирать за собой.
6. Кишкин подтянул опояской свою старенькую шубёнку, крытую серым вытершимся сукном.
7. Звено единогласно решило, что бывшие друзья должны помириться.
8. Зайцы-песчаники довольствуются влагой, которую поглощают с корнями и стеблями растений, иногда увлажнённых росой.
9. Ненастный день потух, ненастной
ночи мгла по небу стелется одеждою свинцовой; как привидение, за рощею
сосновой луна туманная взошла.
10. Стеклянно позеленело небо, и в нём заблистала серебряной точкой Венера; вскоре она станет шестигранником, полным яркого, холодного света.
Задание 6. Из данных предложений выпишите слово с чередующейся безударной гласной в корне, правописание которой зависит от лексического значения.
1. Затем, сложив крылья, стремглав бросались книзу, но, едва коснувшись травы, снова быстро взмывали вверх.
2. Поравнявшись с пограничной вышкой, Сашук задирает голову и долго присматривается.
3. И когда я буду плавать в той далёкой стороне , хоть разочек, хоть немножко погрустите обо мне.
4. Обломов взял перо, обмакнул в чернильницу, но чернил не было.
5. Левин вошел на приступки, разбежался сверху сколько мог и пустился вниз, удерживая в непривычном движении равновесие руками.
6. Небольшой дворянский домик на московский манер, в котором
проживала Авдотья Никитишна Кукшина, находился в одной из нововыгоревших
улиц города.
7. И здесь растет зеленая трава для овец твоих, и здесь алеют цветы, из которых можно сплести венок для шляпы твоей.
8. Тот камердинер, который забыл подать Наполеону 24-го числа непромокаемые сапоги, был спасителем России.
9. И если уж кто нюхает табак, с какой предупредительностью он угощает им и с каким радушием предлагает его направо и налево.
10. Чуть не съехавшая на крыло Мария завизжала от страха, но самолет быстро выровнялся.
здравствуйте, вопрос по поводу глагола "просили"( употребляется с предл. и род. падежами). А в словосочетании просить милостыню ?
Доброго времени суток! Благодарим вас за столь полезную работу.
Выполняли сегодня вышеприведенные задания. Вышла загвоздка: во 2 задании. в 4 группе слов лишнее слово- ПЕРИЛА. мОИ ДЕТКИ АРГУМЕНТИРОВАЛИ ТЕМ. ЧТО ЭТО СЛОВО НЕ СОДЕРЖИТ ЧЕРЕДУЮЩУЮСЯ ГЛАСНУЮ В КОРНЕ, В ОТЛИЧИИ ОТ ОСТ-Х. А в ответе указано , что это слово с корнем — пер — ???! Разве в слове ПЕРИЛА корень не — перил-?
Да, ваши дети правы, т.к. современный корень в слове "перила" -перил- (словарь А.Н.Тихонова). Но исторически это существительное образовано от глагола "опираться" (перила — это то, на что опираются), а в этом глаголе гласная в корне является чередующейся. На экзамене не должно быть таких слов.
Добрый день.Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) блестели 2) выпрашивал 3) расстрелять 4) решили. Помогите разобраться. Знаю точно, что 1 вариант. Но и во 2 слове идёт чередование в корне, которое не проверяется ударением. Спасибо.
Марина Анатольевна, спасибо Вам за ваш блог, он мне очень помог для подготовки к ГИА. Спасибо!)))) Сегодня писали ГИА по русскому, точнее уже ОГЭ! 🙂
Почему в предложении: "Пусть нам дадут другого преподавателя!" в грамматическую основу входит слово "пусть" — пусть дадут?
Потому что "пусть" — это формообразующая частица, с помощью которой образуется повелительное наклонение глагола. Когда глагол употребляется с частицей НЕ, мы ведь её тоже выписываем. Есть ещё формообразующие частицы: да (Да будет свет!), давай или давайте (Давай сбежим!), пускай (Пускай решит пример") Их тоже нужно выписывать вместе с глаголом.
Спасибо, запомню)
"Но календулы, уголёчков этих радостных, нигде нет…". Почему в состав сказуемого не входит слово "нигде"?
Потому что "нигде" — это обстоятельство места. Данное предложение безличное, сказуемое в нём выражено только словом "нет".
То есть сказуемое в этом предложении только слово "нет"? Я просто сначала так и написала, а в ответах было "нигде нет".
И ещё очень важный вопрос! Я прочитала у вас, что в бланке между словами клетка не пропускается, то есть если у меня дано словосочетание — "директор школы", то в бланке я пишу — "директоршколы"? А если в бланке нужно будет написать "то же", а я напишу в нём "тоже" это же не правильно.
Слово "то же" и ему подобные вам точно не попадутся!
В рамках этого задания, конечно )
А если в другом задании, вдруг попадётся слово "то же", "так же" и т.п., то всё же всё это надо писать слитно?)
Укажите слово, в котором есть безударная гласная в корне, проверяемая ударением.
1)зари 2)замерли 3)вестибюль 4)неповиновением
Методом исключения, я выбрала 4-ый, но можете сказать как рассуждать правильно. Я так понимаю тут нужно подбирать однокоренные слова, и чтобы ударение падало на проверяемую букву. Так? И тогда какое проверочное слово у 4-ого?
Ответ выбран верно, проверочное слово: повИнность. Варианты 1 и 2 не подходят, т.к. там слова с чередующейся гласной в корне (-зар-/-зор- и -мер-/-мир-), а в 3 непроверяемая гласная.
Спасибо, Вам) Прекрасный блог!)))
Укажите слово с чередующейся безударной гласной в корне.
1)скакал 2)выражалось 3)пристраститься 4) неизмеримо
2-ое и 3-е слово не подходят, а вот в словах "скакал" и "неизмеримо" корни -скак- и -мер- подходят, какой из них выбрать и почему?
В слове "неизмеримо" корень с проверяемой гласной: мерить, мерка. Слова, родственные указанным, не являются словами с чередующейся гласной в корне, хотя там корень тоже -мер-. То же самое можно сказать и о словах, произведённых от слова "мир": мировой, помирить. Приведу примеры слов с чередующейся гласной в корне -мер-/-мир-: умирать — умереть, замирать — замереть, отмирать — отмереть и т.п.
Спасибо:)
Подскажите, как правильно рассуждать?
Укажите слово с непроверяемой безударной гласной в корне.
1)скамейка 2)свалявшейся 3)расположившись 4)протянула
Третий вариант мы сразу отбрасываем т.к. в слове "расположившись" корень -лож-.
Ещё отбрасываем варианты 2 и 4, т.к. там проверяемая гласная: проверочные слова "вАлит" и "тЯнет". А к слову "скамейка" нельзя подобрать проверочное.
Большое спасибо! Теперь всё понятно)
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1)листопад 2)блистательный 3)вытянуть 4)прогорклый
Вот тут два слова с чередующейся гласной в корне: блистательный и вытянуть. А как рассуждать дальше? Какое из них подходит и почему?
В слове "вытянуть" нет чередующейся гласной в корне. Так что ответ только "блистательный".
Ой, да, конечно, что-то странное со мной случилось)))
Бывает… Будьте внимательны! Особенно на экзамене )
Подскажите пожалуйста! Я готовлюсь к ГИА по ФИПИ И. П. Цыбулько. И решила сделать В2 всех вариантов,оно у меня хорошо в принципе получается и я понимаю как переделывать словосочетания, но из 36 вариантов 4 были не верны.
Было дано "госпитальные палаты", и надо было переделать в словосочетание со связью управление. Я переделала в "палатЫ госпиталя", а в ответах "палатА госпиталя" (хотела бы узнать, считается ли это ошибкой, если да, то почему?)
В следующем варианте было дано словосочетание "городской рынок" переделать в управление, переделала в "рынок города", а в ответах " рынок в городе". Вопрос тот же.
Дано словосочетание "книжный шкаф", переделать надо в управление, переделала в "шкаф с книгами", в ответах дано только "шкаф для книг".
И последние. Было дано "Просили помочь" переделайте в управление. Переделала в "просили помощь", а в ответах "просили о помощи (или) просили помощи".
В первом случае ошибки нет, словосочетание можно ставить в начальную форму, а можно оставлять в той, в какой оно употреблено в предложении.
Во втором случае прилагательное "городской" обозначает пространственный признак, т.е. указывает на местонахождение объекта, поэтому здесь более уместен вариант с предлогом.
В третьем случае рассуждаем таким образом: что такое "книжный шкаф"? Это хранилище для книг. Поэтому в синонимичном словосочетании уместен предлог "для".
В четвёртом случае глагол "просили" употребляется либо с существительным в предложном падеже (просили о чём? о помощи), либо в родительном (просили кого? чего? помощи), но не в винительном.
здравствуйте. А как в словосочетании просили милостыню?
скажите пожалуйста,как определить слово с чередующейся гласной в корне
Для начала нужно выучить все корни с чередующейся гласной. Потом тренироваться.
скажите пожалуйста как определить примеры метафоры
Метафора — это слово или выражение в переносном значении.
а как определить слово с безударной гласной в корне,проверяемой ударением?
Очень просто: если к данному слову можно подобрать однокоренное, в котором на нужную гласную падает ударение, значит, это слово с безударной гласной, проверяемой ударением. Например: рОскошный — рОскошь.
Всё хорошо, только слово ЗАрянка давно не считается исключением и пишется через А!!! Подкорректируйте, пожалуйста, материал.
Действительно, с этим словом не совсем всё понятно. Интересно, что в словаре Ожегова нет ни слова зорянка, ни зарянка. У Розенталя только одно исключение — зоревать. А ещё натолкнулась на такую информацию: зАрянка — это птица, а зОрянка — это всполохи молний.
Пожалуй, при такой противоречивой информации слово нужно убрать из исключений.
спасибо большое за такую информацию)
Почему не указано, с чем чередуются корни -ним- и иже с ним?
В каком из слов после приставки на -з и -с следует звонкий согласный то на конце её пишется буква обозначающая звонкий согласный звук
расцвела
сыграть
безжалостном
рассыпались
В слове "безжалостном".
а тут как?
Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1седой
2директор
3косоглазый
4собирались
Чтобы правильно ответить на этот вопрос, нужно знать весь список корней с чередованием гласных. Он включает корни бер-бир, дер-дир, кос-кас. Но из перечисленных слов только в слове собирались есть корень с чередованием; в слове директор корень дир, а в слове косоглазый первый корень кос, но он омонимичен корню с чередованием: звучит так же, но обозначает другое — кривизну а не прикосновение; этот корень проверяется ударением: косо.
В слове "директор" корень -дирек-. Поэтому ответ — собирались.
ДИРЕКТОР — ЭТО СЛОВАРНОЕ СЛОВО, ЕГО НЕЛЬЗЯ ПРОВЕРИТЬ КОРНЕМ!!!
как определить ,что правописание приставки зависит от последующего согласного звука?
Объясните пожалуйста.
Разобраться в данном материале поможет эта статья: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2010/07/blog-post_9227.html#more
здравствуйте помогите ! я не понимаю лаг лож когда он используется как в 2 группе а когда в 3
Правописание гласной в корне -лаг-, -лож- зависит либо от суффикса -а-, либо от согласной на конце корня. Гласная А пишется, если корень оканчивается на Г или после корня есть суффикс -А-: предлагать. О пишется, если корень оканчивается на Ж или после корня нет суффикса -А-: предложение.
Здравствуйте!помогите мне пожалуйста я тоже многого не понимаю а мне срочно нужна подготовка мы уже 24 числа идём писать пробный ГИА а я ещё паралельно занимаюсь спортом поэтому мне оечнь сложно!вы не могли бы мне помочь подготовиться?)
Всегда рада помочь! Все материалы блога в вашем распоряжении, а если что-то будет непонятно — спрашивайте, объясню )
М-м, ну а вот например слово сложение, как понять, к какой группе оно относится: 2-я (лож-лаг, согласная на конце корня) или 3-я (лож-лага, суффикс А).
И кстати почему вы в 3-й группе выделили мина, нима, жима в отдельную группу, почему они дублируются?
Спасибо.
1. Слово "сложение" можно отнести к обеим группам.
2. Корни -мин-, -ним-, -жим- не имеют пару с Е, как остальные.
Крюкова Марина Анатольевна — Вы лучшие!!!
спасибо вам большое. в ближайший вторник ГИА и ваш сайт хорошо помог мне повторить))) спасибо вам
вот у меня слова: 1) уговаривала; 2) приблизилась; 3) твориться; 4) рассыпались.. и вопрос укажите слово с чередующейся гласной в корне.. а у меня вопрос по какому правилу то определить правильный ответ..
Для начала нужно в каждом слове найти корень: 1)-говар-, 2)-близ-, 3) -твор-, 4) -сып-. Теперь вспомним корни, в которых происходит чередование гласных (их перечень есть в данной статье). Ответ: 3)
Чтобы справиться с этим заданием, нужно выучить все корни с чередующимися гласными.
спасибо большое..*))
а как определить какое слово нужно выбрать если у всех слов корни подходят к этому правилу?
Приведи конкретный пример таких слов. Без них мне трудно ответить на ваш вопрос.
Спасибо! Я здала тест по русскому! (6 класс) ^^ Вы самый лучший сайт!!!
*Сдала.
Спасибо большое за информацию, помогла.