Что такое «сочинение на лингвистическую тему»?
Вам придется рассуждать о различных лингвистических понятиях, например, о знаках препинания, синонимах, антонимах, фразеологизмах, частицах, глаголах, суффиксах и т.д.
Многих волнует вопрос: какие именно высказывания о языке будут включены в экзаменационные тесты?
Как сформулировано задание 15.1?
Обратите внимание на то, что в формулировке задания 15.1 содержатся основные требования к сочинению.
Старайтесь их выполнить. В противном случае с вас снимут баллы.
Внимательно прочитайте задание.
Итак, озвучим основные требования к сочинению.
НЕОБХОДИМО:
1. раскрыть смысл высказывания, т.е. написать о том, как вы поняли цитату;
2. раскрывать смысл высказывания на лингвистическом материале;
2. привести не менее 2 примеров из прочитанного текста, аргументируя свой ответ;
3. соблюдать объём сочинения: он должен составлять не менее 70 слов.
МОЖНО:
1. приводя примеры, указывать номера нужных предложений или применять цитирование;
2. писать работу в научном или публицистическом стиле;
3. начать сочинение с высказывания.
НЕЛЬЗЯ:
1. писать сочинение без опоры на прочитанный текст;
2. вместо сочинения пересказывать или переписывать исходный текст.
Предлагаю пошаговую инструкцию по написанию сочинения 15.1.
Шаг 1. Знакомимся с высказыванием
Внимательно прочитайте высказывание о языке. Осмыслите его. Выделите ключевые слова.
Выясните, о каких свойствах языка, о каких языковых явлениях идёт речь в высказывании.
- о богатстве, выразительности, точности русской речи;
- о средствах выражения мыслей;
- о роли в русском языке эпитетов, метафор, олицетворений, сравнений, синонимов, антонимов, фразеологизмов и т.п.;
- о взаимосвязи лексики и грамматики;
- о роли синтаксиса в человеческом общении;
- о гибкости русской пунктуационной системы и функциях знаков препинания и т.д.
Шаг 3. Составляем план сочинения
Предлагаю 3 варианта.
План 1
1. Объясняем смысл высказывания.
2. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
3. Делаем вывод.
План 2
1. Цитируем высказывание.
2. Объясняем смысл высказывания.
3. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
4. Делаем вывод.
План 3
1. Цитируем высказывание.
2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.
3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.
4. Объясняем смысл высказывания.
За несоблюдение абзацного членения текста снимают баллы.
Пишем сочинение по плану 2.
Шаг 4. Цитируем высказывание и объясняем его
смысл
К.Г.Паустовский сказал: «Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании,
- утверждал
- рассуждал
- отмечал
- считал и т.д.
– одно из чудес, с помощью которого люди передают тончайшие оттенки мыслей.
Великий русский писатель К.Паустовский утверждал, что русским словом можно не только назвать предметы, явления и действия, но и выразить идеи, мысли, чувства. Убедимся в этом, обратившись к тексту Б.Васильева.
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: нет предмета во вселенной, для которого бы не придумал слова человек. При помощи слова мы называем не только предметы, но и всякое действие и состояние. Особенно богато для обозначения явлений русское слово. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
или:
Другие варианты формулировки последнего предложения данной части:
- Присмотримся повнимательнее к словам в тексте … (называем фамилию автора текста)
- Обратимся к тексту русского писателя … (фамилия автора текста)
- Докажем эту мысль на примерах из текста…
- Попытаемся раскрыть значение тезиса на примерах, взятых из текста …
Шаг 5. Аргументируем свой ответ примерами из
прочитанного текста
Внимательно изучите критерии оценивания примеров-аргументов:
Таким образом, общие требования к аргументам таковы:
- примеров должно быть 2;
- примеры должны быть из прочитанного текста;
- приводя пример, нужно не только назвать языковое явление, но и объяснить его значение и указать роль в тексте.
Например:
Аргумент 1.
Наш язык очень богат синонимами (названо языковое явление) — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской (объяснено его значение). Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение 33) (приведен пример из текста), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини (указана роль в тексте).
Аргумент 2.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный (названо языковое явление), т.е. образование новых слов при помощи суффикса(объяснено его значение). Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1(приведен пример из текста). Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения (указана роль в тексте).
При оформлении примеров можно использовать вводные слова «во-первых«, «во-вторых» и т.д. Не забывайте, что они отделяются запятой.
В заключительной части сочинения делается вывод из всего сказанного.
Начать вывод можно следующими словами и фразами:
Таким образом, …
Например:
образом, приведённые примеры подтверждают мысль К.Г.Паустовского о
том, что в русском языке можно найти нужные слова для выражения самых сложных мыслей и различных оттенков чувств.
Примерный образец экзаменационного сочинения:
Высказывание К. Г. Паустовского я понимаю так: русский язык настолько богат, что при помощи русского слова мы можем назвать не только предметы, но и всякое действие и состояние. Докажем это на примерах, взятых из текста Б.Васильева.
Наш язык очень богат синонимами — словами, имеющими общее значение и различающимися дополнительными оттенками или стилистической окраской. Синонимы привлекают пишущего или говорящего тем, что они позволяют с предельной точностью выразить мысль. Так, описывая чувства Анны Федотовны, автор использует синонимы «горечь и обида» (предложение 44), «разговор обеспокоил, удивил, обидел» (предложение 33), которые помогают писателю более полно и многогранно раскрыть душевное состояние своей героини.
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный, т.е. образование новых слов при помощи суффикса. Возьмём, к примеру, слово «Танечка» из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Полезные материалы для написания сочинения есть ТУТ
Здравствуйте.
Спасибо большое! Очень ценная иеформация. Сама бы не разобралась.
Сейчас вроде не ГИА а ОГЭ , русский лёгкий
Я считаю, что получила полезную информацию. Спасибо!
А вот скажите пожалуйста . а можно 2 примера из текста написать в одном абзаце или за это снимут баллы?
Можно.
Мне на пробном по русскому поставили за это ошибку и сняли 2 балла(
а если я напишу 3 примера мне не снизят балы
Баллы не снизят. Просто оценивать будут только первые два.
Здравствуйте,подскажите как писать тезис к сочинению. Мне очень тяжело их понимать, но можно и ограничиться легкой формулировкой тезиса. Дайте пожалуйста совет.
1. Внимательно прочитайте высказывание. 2. Выделите ключевые слова. 3. Осмыслите прочитанное, попробуйте пересказать своими словами.
Замечательный материал! Спасибо!
Портят этим экзаменом всю жизнь! Я хорошист, а боюсь, не напишу особенно сочинение.Там такие фразы, что уши в трубочку сворачиваются.У нас даже отличники с трудом пишут последний раз вообще написали на 3 а как все остальные сдавать будут?
Спасибо, очень помогли!
Спасибо Вам огромное! Здесь много полезной информации,особенно задания С, которое мне помогло написать сочинение!
Правда ли, что в этом году ученики 9-х классов будут сдавать экзамены не в своей школе, а в ППЭ?
Да
да и еще раз да
А как можно из текста найти 2 примера если я плохо поняла тему…
А когда выложите высказывания для сочинений 2014?
Цитатный материал для подготовки к сочинению в этом году такой же, как и в прошлом. Посмотреть его можно тут: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/05/2013_6481.html#more
Классный сайт всё ясно и понятно
А я вот не могу понять такой момент, там сказано в Аргементе 2:
Русский язык обладает и богатейшими словообразовательными возможностями. Способы образования слов в русском языке очень разнообразны. Один из наиболее продуктивных способов — это суффиксальный. Возьмём, к примеру, слово "Танечка" из предложения 1. Оно образовано с помощью уменьшительно-ласкательного суффикса -ечк-, который помогает автору выразить симпатию к героине своего произведения.
Откуда так сказать взялась "Танечка" из предложения один и что за текст?
тут же никакого текста не приведено, только высказывание автора.
Здравствуйте, информация очень полезная. только нас в школе учили писать начало по другому: я понимаю данное высказывание так.(далее идёт перефразированное высказывание)попробую это доказать.
вот и не знаю как нужно. высказывание мы не переписываем, т. к. это "раздражает комиссию, которой лень читать большие сочинения"
Вас правильно учили ) Такой вариант вступления тоже допустим.
А какой максимальный объем сочинения?
Не надо делать сочинение очень большим. Во-первых, есть вероятность допустить много ошибок. Во-вторых, вы утомите проверкой эксперта. Поэтому слов 150 будет достаточно, не больше.
сколько нужно слов для сочинения-рассуждения? можно ли больше 100?
Минимальный объём сочинения — 70 слов. Можно 100 и чуть больше. Главное, чтобы не было меньше 70.
спасибо Вам большое!
спасибо большое за примеры))
Здравствуйте, можно у вас узнать
Вот мы написали в первом абзаце разъяснение высказывания, можно ли начинать второй абзац с примера? Или все равно надо опять разъянсять?Нормально если я напишу вот так:
Я согласна с высказыванием автора:…….Действительно(разъяснение)… Докажем эту мысль на примерах из текста(автор текста)
Во-первых, автор в предложении 1 прибегает к эпитету(художественному определениею) "таинственное эхо", что помогает читателям представить всю загадочность преступления ребят.
Во-вторых…..
Таким образом….
нормально?
Если вы объяснили смысл высказывания во вступлении, то в следующем абзаце этого делать не нужно. Ваша схема сочинения правильная. Приводя примеры, обязательно указывайте роль языкового средства в тексте.
А нельзя ли создателей задания С (ГИА 9 класс) отправить на практику на пару недель поработать в обычной школе села "N"
Как узнать какая тема для сочинения будет в ГИА 2013 ? (высказывание какого автора)
К сожалению, никак не узнать. Могу только сказать, что у каждого ученика будет своё — "персональное" — высказывание.
все привет , извините не подскажите сколько балов нужно для оценки 4?)))
Посмотрите в этой статье: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/03/2013.html#more
спвсибо большое за этот сайт. очень помогает в подготовке)))
Если это действительно те требования, которые предъявляются к сочинению, то иначе как профанацией такую работу не назовешь, как можно анализировать форму в отрыве от содержания текста, да и формальные параметры не учитываются в полном объеме ( что естественно для текста из 70 слов)ю Выдернули какие-то синонимы или олицетворение вне всякой связи с их ролью в раскрытии образа, написали пару дежурных фраз о роли изобразительно- выразительных средств… Что за убожество,,, Как это непрофессионально, товарищи педагоги
Во-первых, требования к экзаменационному сочинению устанавливаются не рядовыми учителями, а создателями КИМов. Во-вторых, я не вижу в приведённых примерах отрыва от содержания текста. Возможно, у Вас сложилось подобное впечатление из-за того, что здесь представлены фрагменты сочинения. По поводу "непрофессионально": покажите, как надо, на Ваш взгляд. Посмотрим, обсудим ))
Спасибо большое. Все просто и понятно. Только бы ученики поняли правильно смысл цитаты. Есть ведь такие глупенькие..
в прошлом году девятиклассники писали в своей школе и была известна тема сочинений,и сколько было двоек!Я боюсь представить что будет в этом году!
Чтобы не было двоек, нужно просто готовиться. Задания экзамена не выходят за рамки школьной программы.
спасибо огромное))
и английского языка по три урока, а ученики как не знали его, так и не знают.
В прошлом году один пример должен был иллюстрировать лексические явления, другой — грамматические.
! В 2013 году данное требование соблюдать не обязательно.
Это действительно так? В каком источнике содержится данная информация?
Да, в этом году в критериях нет чёткого разделения примеров, потому что изменилась формулировка сочинения. В прошлом году это было только высказывание Степанова, а в этом году — разные высказывания о русском языке. Поэтому выбор примеров зависит от того, о чём говорится в высказывании.
Спасибо большое за статью)очень помогло в подготовке к диагностической
Я не поняла единственного: почему в начале идет только один тезис? Наш учитель говорит, чтобы мы писали комментарий, раскрывающий смысл цитаты. Тогда нужно 5 абзацев. Обязателен ли комментарий и не снизят балл, если больше 4 абзацев?
Комментарий? Необязательно, нам вообще ничего об этом не говорили, а готовят меня то уж по полной, поверьте.
9кл,
Тезис и комментарий к нему нужно писать в одном абзаце.
отличный сайт, спасибо создателям
Здравствуйте, отличная статья! Есть ли версия для печати?
Марина Анатольевна, вы большая умница! Второй год обращаемся к вашему блогу и очень вам благодарны!!! Серьёзное подспорье при подготовке к экзамену!!!
Спасибо большое!
Здравствуйте.Помогите написать сочинение-рассуждение по теме 15.1 Высказывание В.Г.Белинского:"Дело не в слове.а в тоне,в каком это слово произносится."
Спасибо большое! Теперь если знать клише, которые вы даёте, то вполне можно написать сочинение. даже слабенькому ученику!
а проведеные оброзцы взяты из гиа 2013
Вам бы писать научиться без ошибок… «обрОзцы»
Вообще нам говорили, что лучше писать аргументы в отдельном абзаце. Но, по-моему, за это баллы не должны снимать, is not it?
действительно ли что если привести только 2 примера по лексике, без грамматики, баллы не снизят?Просто у нас учитель требует писать один по лексике и один по грамматике
Это требование прошлогоднее. В критериях 2013 года данного условия нет. Не по каждому высказыванию о языке можно привести 1 пример, иллюстрирующий грамматические явления, другой — лексические.
Спасибо)
Отличный сайт, хорошо выражены вступления, примеры и аргументы. Спасибо
Спасибо
Спасибо большое
Спасибо:)Долго искала,что-то действительное полезное!
А если я напишу два примера только на лексическую тему,мне снизят балл?
Вы,пишите:
! В 2013 году данное требование соблюдать не обязательно.
Нет, в указанном вами случае баллы не снизят.
А правда что за 6 часов до ГИА выкладывают ответы в интернет.
Выложить можно что угодно, но нет гарантии, что это правильные ответы ) Так что не советую доверять подобным сайтам )
Спасибо
Ужасно возмущает вся эта неразбериха с заданием С в ГИА. Всё время что-то меняют и никак не могут ни на чем остановиться. Неужели непонятно, что ученикам трудно писать на лингвистическую тему, да и кому это вообще нужно?! Сочинение по тексту — это приемлемо. У нас в Самаре в этом году никто не знал темы сочинений и изложений, но все знали заранее тестовую часть, в прошлом было наоборот. На лингвистическую тему писали те (и очень многие), кто заранее накачал кучу этих сочинений. Профанация, а не экзамен! По поводу аудиозаписи. На проверке попалась одна школа, где все до единого ученики написали в изложении "у меня под подушкой лежал домик с рассказами о животных вместо "томик". Ну это же явно качество записи неважное или аппаратура плохая. А в других школах проверяла — все верно: томик. Аудиозапись — это неплохо, но должно быть качество записи хорошее и тишина полная (окна должны быть закрыты в кабинете). Спасибо за рекомендации по блоку С.
Здравствуйте в министерстве образования не все знают даже половины заданий не то что учителя
Спасибо за помощь!
не понимаю нашу систему образования… в 9 классе русского 2 урока в неделю!!! и при этом писать гиа в конце года…
зато фискультуры 3(
вот вот!!! не справедливо!!!
Совершенно согласна!!!
Где логика?!
И все же почти в каждой школе умудряются выделить на подготовку К ГИА еще 3-4 урока. Итого 5-6 уроков в неделю. А ученики почему-то ищут репетиторов!В некоторых классах даже книжечки с ГИА не приобрели — с экраном работают… Ничто не заменит ручки и тетради при подготовке. Это отработка навыков. А школа этого не везде даёт, к сожалению…
И химии тоже 3!Люди в этом комитете совсем у них крыша поехала!У нас все с этими Сочинениями повешаются скоро ,но точно не ГИА сдадут
спасибо!!!
только есть один вопрос… фраза перед приведением аргументов ("приведу примеры из данного текста")должна стоять в конце вступления,я правильно понимаю??
Я пишу это в новом абзаце
очень помогли написать сочинение)
писала по вашему плану)спасибо вам большое)
Огромное спасибо за помощь!!!
Пожалуйста )
А шаблоны где найти можно?
Зайдите на этот сайт: http://distant-plus.ru/node/114 Скачайте по ссылке материалы семинара. Там есть очень хорошие презентации по написанию сочинения.
Очень большое спасибо
Скажите, пожалуйста. Действительно ли у выпускников есть выбор — сдавать ГИА или традиционный экзамен — изложение с элементами сочинения? Если да, то есть ли подтверждающие это документы?
Нет
вообще то есть и я полное тому подтверждение
выбор есть. лично мы сдаем лишь в такой форме, в которой мы хотим.
В этих примерах сочинений явно больше 70 -80 слов и писать можно не больше 3 абзацов
С чего такие выводы? Можно написать больше 3-х абзацев, второй можно разделить на два, или больше, смотря на то, сколько примеров ты приводишь.
Демоверсия утверждена.
Мало того, что ученики не владеют информацией. Учителя не владеют.
О качестве аудиозаписей. Та, что прилагается к демоверсии, хоть и звучит быстро, но исполнение качественное. Чтец проговаривает слова полностью, делает значительные паузы между абзацами. А вот, при всём уважении к системе СТАТГРАД, то что попало оттуда в интернет — безобразное чтение, чтец не соблюдает ни темпа, ни ритма, глотает фразы. И голос, извините, такой визгливый, неприятный. Качество других записей, найденных мною на простоорах WWW тоже неважное. Записывать тексты нет возможности: нет аппаратуры — ни у меня, ни у самой школы. Демоверсию писали как надо, дальше тренируемся по старинке.
Совершенно верно. К тому же, нам сообщили это изменение поздно. Преподаватель университета вообще сказала, что подобные сочинение должны писать кандидаты филологических наук, а никак не 9-классники. Просто над детьми издевательство!!!
Согласна с тем, что формулировки некоторых высказываний непонятны для большинства 9-классников. Остаётся только надеяться, что на эказмене они будут понятнее.
Кандидаты филологических наук?
70 слов?
а школьникам прикажете буковки обводить??
совершенно согласна с Егором Горовым. действительно выпускникам 2013 года, а в частности девятиклассникам не повезло. во-первых в прошлом году учащиеся шли на экзамен практически подготовленные к заданию С2( была известна тема),и было достаточно времени для ее подготовки.В этом же году выпускники не владеют достаточной информацией и,возможно ,не смогут в полной мере показать свои знания. во-вторых текст изложения читает не учитель,а воспроизводится аудиозапись, а насколько мне известно в аудиозаписи текст читается очень быстро. а уж про математику я вообще молчу, что там "натворили"- это ужас!!!
я не согласен на счет математики, она была легкой, ну по крайней мере для меня, и тех кого я знаю.
Полностью согласна!
Я лучшая ученица в классе по математике! Могу сказать 100%, что задания ГИА были сложнее чем пробные варианты, которые мы писали в течении всего года.
Все так хорошо объяснили, спасибо создателям сайта за это!!!!))))))
Здравствуйте, уважаемыеучителя и гости сайта!Не могу отделаться от мысли о том ,что каждый год наши выпускники находятся в неравных условиях при сдаче ГИА.В прошлом году дети шли на экзамен практически подготовленные к заданию С2( была известна тема),и было достаточно времени для ее подготовки.В этом же году выпускники не владеют достаточной информацией и,возможно ,не смогут в полной мере показать свои знания.
А у вас будут образцы сочинения на 2013 год??
В конце статьи есть ссылка на образец сочинения )