ОГЭ Сочинение-рассуждение на лингвистичекую тему по высказыванию М.А.Рыбниковой о корне слова

«Найти корень слова — это значит найти его внутренний, затаённый смысл — то же, что зажечь внутри фонаря огонёк» (М.А.Рыбникова)

Статья содержит исходный текст, план и образец сочинения.


ИСХОДНЫЙ ТЕКСТ

(1)Виконт приподнял голову, вскинул вверх узкую морду. (2)Чуткие острые уши его сквозь порывы снежного ветра уловили знакомые звуки: «Бо-мжик! Бо-мжик!». (3)Приветливый мужской голос явно звал его к миске. (4)Надо спешить. (5)И хоть откликаться на странное прозвище не очень-то хотелось, но голод – не тётка. (6)И наедаться нужно было впрок. (7)Хозяева маленького лесного домика приезжали не часто. (8)Их приходилось ждать три дня и три ночи. (9)Они топили жилище, ночевали и снова уезжали, погрузив в машину тяжёлые сумки с какими-то банками. (10)И снова нужно было промышлять по помойкам. (11) А потому сейчас, к миске с едой, его дважды приглашать было не надо…
(12)Хозяева лесного домика не появлялись уже давно. (13)Начались сильные морозы. (14)Лапы у Виконта от холода начали дрожать. (15)Он то и дело прижимал их к впалому животу. (16)Но это помогало ненадолго. (17)Больше всего донимал голод. (18)Пришлось ободрать зубами стволы яблонь. (19)Замёрзшая кора отдиралась плохо. (20)Надо было что-то предпринимать. (21)И Виконт стал осторожно пробираться к квадратным ящикам, что стояли у кустов смородины. (22)От них шло чуть заметное тепло и пахло чем-то сладким, как пахнут летом цветы. (23)Виконт догадался – пчелиные ульи. 
(24)Пчелиные домики были аккуратно накрыты каким-то тяжёлым и плотным материалом, Виконт ухватился за край покрытия и стащил его на снег. (25)Потом поднял лапы и принялся ими царапать деревянные стенки пчелиного жилища. (26)Гул в домиках усилился. (27)Но проникнуть внутрь не удалось. (28)А через маленькую щелочку, из которой тянуло сладким запахом, ничего не было видно. (29)Сколько не облизывал её длинным языком, на зуб ничего не попадало. (30)Опустив плетью хвост, Виконт поплёлся обратно к крыльцу хозяйского дома. (31)И тут чуткое ухо уловило шум подъезжающей к деревне машины. (32)Он опрометью кинулся навстречу. 
(33)Первой из неё вышла хозяйка. (34)От радости Виконт долго бегал вокруг неё кругами. 
– (35)Э-э-х!– горестно протянул хозяин. – (36)Смотри, что он тут с голодухи натворил! (37)Пропадёт пёс здесь! – покачал головой хозяин. 
– (38)И в город не возьмёшь. (39)При наших-то командировках… (40)Кто согласится за таким большим ухаживать. (41)Надо в посёлок отвезти. (42)Может, там его бывшие хозяева найдутся. 
(43)А на другой день хозяева стали снова собирать сумки и пакеты. (44)Когда все вещи были погружены в багажник, хозяин повернул ключом дверной замок, и дружеским свистом позвал его в машину. (45)Хозяйка открыла заднюю дверку:
– (46)Ну, залезай! (47)Скорее, а то холоду напустим.
(48)Но лезть в машину Виконту совсем не хотелось: сразу вспомнилось, как заманивал и запихивал его на заднее сиденье Борис. 
(49)А потом вдруг мелькающие за окном дома показались ему знакомыми. (50)Ну да! (51)Вот автобусная остановка, возле которой он любил попрошайничать у приезжих недоеденные в пути кусочки пирогов. (52)Вот магазин, куда они с Настей бегали за хлебом. (53)Виконт взвыл от радости. (54)Хозяин тотчас остановил машину, будто только и ждал этого сигнала, а хозяйка открыла дверцу. (55)Нетерпеливо постучав по спине хозяина хвостом, и лизнув хозяйку в щеку, Виконт выскочил из машины и припустил к родному дому. (56)На его звонкий лай первой выбежала на крыльцо Настя. (57)Она крепко обхватила его руками за шею и громко закричала:
– (58)Мама! (59)Мама! (60)Виконт вернулся! (61)Он не бросил нас! (62)Дядя Боря сказал неправду!
(63)Настина мама грустно улыбнулась. (64)Виконт подошёл к ней, лизнул руку, встал на задние лапы, поставив передние на высокие перила крыльца, сладко потянулся, прогибая спину. (65)Если бы только он умел говорить, непременно сказал бы: «Не горюй. Теперь мы снова все вместе. Никому не дам вас в обиду! Веришь?». (66)Настина мама всё поняла правильно, потому как прижала его голову к своей груди, вздохнула и прошептала:
– (67)Верю!!!                       (По Н.Васильевой)
Васильева Надежда Борисовна — автор многих пьес, киносценариев для детей, взрослых, подростков и юношества.

ОБРАЗЕЦ СОЧИНЕНИЯ

     М.А.Рыбникова утверждала: «Найти корень слова — это значит найти его внутренний, затаённый смысл — то же, что зажечь внутри фонаря огонёк». Как понимать слова литературоведа?
        На мой взгляд, М.А.Рыбникова имела в виду следующее: поскольку в корне слова скрывается его смысл, то, не определив корня или определив его неправильно, мы можем не понять истинное значение слова. Докажем справедливость этих слов на примерах, взятых из текста Васильевой Н.Б.
       В предложении 21 есть слово «смородина». Всем известно, что «смородина» — это ягода. Найдём в этом слове корень -смород-. Какой же затаённый смысл скрывает этот корень? Дело в том, что в древнерусском языке слово смород, или смрад, означало «запах». Таким образом, мы узнали, что эта ягода получила своё название из-за ярко выраженного запаха.
      Или возьмём, к примеру, слово «странный» (предложение 5), которое означает «необычный». Но стоит выделить в нём корень -стран-, как нам откроется новый смысл известного слова: «странный» — от слова «страна, сторона», то есть «из другой страны, стороны, чужой».
       Таким образом, если мы научимся видеть в словах корень, то сможем разгадывать в них тот затаённый смысл, о котором говорила М.А.Рыбникова в своём высказывании.
План сочинения
1. Цитируем высказывание М.А.Рыбниковой.
2. Объясняем смысл высказывания.
3. Из прочитанного текста приводим пример №1.
4. Из прочитанного тектса приводим пример №2.
5. Делаем вывод.
Читайте также:  ОГЭ Сочинение-рассуждение на морально-этическую тему по тексту из сборника И.П.Цыбулько (задание 15.2, вариант 6)
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Nastya Sen'kina

    А можете с другими примерами написать?А то про смородину не каждый знает,надо что-то по популярнее.

  2. Syber Shot

    Не обязательно 3 абзаца, можно хоть 5, может у тебя вступление затянется)

  3. Соня Рамазонова

    Конечно,хорошо написано,но ведь по стандартам должно быть всего 3 абзаца. Вступление, 2 примера из текста со своей точкой зрения, и наконец, вывод

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      В критериях не прописано, что абзацев должно быть ровно 3. По логике, их должно быть не менее 3 (тезис, аргументы, вывод). Но может быть и больше. Всё зависит от того, как ты построишь своё рассуждение.