Предлагаю следующий АЛГОРИТМ работы над сочинением.
Шаг 1
Вспоминаем требования к сочинению:
- во-первых, необходимо раскрыть смысл высказывания лингвиста;
- во-вторых, необходимо, аргументируя свой ответ, привести 2 примера из прочитанного текста;
- в-третьих, объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.
Шаг 2
Определяем, о чём это высказывание.
Для этого выделяем в высказывании ключевые слова: «союзы», «служебные слова», «имеют значение».
Таким образом, в высказывании речь идёт о смысловой функции союзов.
Шаг 3
Вспоминаем, что такое «союз», классификацию союзов, их смысловые функции.
Союз — служебная часть речи, которая служит для связи
- однородных членов предложения,
- частей сложного предложения,
- предложений в тексте,
- частей текста (абзацев).
Синтаксическая функция: союзы — средство связи синтаксических конструкций.
Смысловая функция: союзы выражают различные отношения между явлениями действительности, вносят в предложения различные оттенки значения.
СКАЧАТЬ ТАБЛИЦУ «Смысловые функции союзов»
СКАЧАТЬ ТАБЛИЦУ «Классификация союзов по характеру выражаемых отношений»
Шаг 4
Находим в исходном тексте предложения с союзами.
Выбираем из найденных 2 с разными союзами. Определяем их смысловую функцию. Оформляем примеры в письменном виде.
(1)Его звали Мухтар. (2)Но это был не тот знаменитый Мухтар, которого снимали в кинокартине «Ко мне, Мухтар!». (3)Тот Мухтар был породистой овчаркой и помогал разыскивать преступников. (4)А когда его ранили и он не мог больше работать, люди продолжали его кормить и за ним ухаживать. (5)А эта собака, про которую я хочу вам рассказать, была простой дворнягой. (6)Но она честно служила своим хозяевам: охраняла сад, играла с детьми и готова была броситься на любого, кто посмел бы их обидеть.(7) Но люди, у которых она жила, совсем не стоили её преданности. (8) Когда наступили холода, они её бросили на даче и уехали в город.
Шаг 5
Формулируем заключительную часть сочинения.
Предлагаю 3 собственных образца сочинения по высказыванию И.Г.Милославского, а также планы сочинений.
Образец 1
И.Г.Милославский утверждал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Что же имел в виду известный лингвист? Попробуем разобраться.
Действительно, союзы, как и все служебные слова, не могут употребляться без самостоятельных частей речи, т.к. не имеют конкретного лексического значения. Они используются для связи однородных членов или предложений. Но при этом союзы способны выражать различные отношения между явлениями действительности и вносить в предложения разнообразные оттенки значения. Докажем это на примерах, взятых из текста известной детской писательницы Чаплиной В.В.
В предложении №19 есть три союза. Сочинительный союз «но» подчёркивает противопоставленность действий собаки, подчинительный союз «хотя» придаёт предложению уступительное значение, а благодаря союзу «потому что» мы понимаем, по какой причине могло произойти то, о чём говорится в предыдущей части.
Таким образом, союзы не только служат для связи различных синтаксических конструкций, но и придают предложению эмоционально-смысловое значение.
План данного сочинения
1. Цитируем высказывание.
2. Объясняем смысл высказывания.
3. Приводим 3 примера из прочитанного текста.
4. Делаем вывод.
Образец 2
Высказывание И.Г.Милославского заставило меня задуматься о том, что союз — это не просто средство связи однородных членов и предложений, это ещё и слово, которое выражает различные отношения между явлениями действительности и вносит в предложение разнообразные оттенки значения. Убедимся в этом, обратившись к тексту В.В.Чаплиной.
В тексте известной детской писательницы немало союзов. Возьмём, к примеру, предложение №8. Союз «и» в нём соединяет однородные сказуемые «бросили» и «уехали» и при этом выражает одновременность действий, совершённых людьми, у которых жила собака. А союз «когда» даёт понять, в какое время были произведены эти действия.
Итак, мы продемонстрировали на конкретных примерах, что союзы обладают не только синтаксическими функциями, но и смысловыми.
План данного сочинения
1. Объясняем смысл высказывания.
2. Приводим 2 примера из прочитанного текста.
3. Делаем вывод.
Образец 3
И.Г.Милославский утверждал: «Союзы, будучи служебными словами, т.е. не употребляясь ни самостоятельно, ни в составе словосочетания, остаются всё же словами, т.е. имеют не только форму, но и значение». Чтобы убедиться в справедливости данного высказывания, рассмотрим конкретные примеры.
Обратимся к тексту известной детской писательницы В.В.Чаплиной. Присмотримся повнимательнее к предложениям с союзами. Например, в предложении №26 В.В.Чаплина использует соединительный союз «не только…, но и». Данный союз выполняет две функции. С одной стороны, он соединяет однородные сказуемые «знал» и «встречал», с другой стороны, придаёт второму сказуемому добавочное значение.
Теперь рассмотрим предложение №27, в котором есть подчинительный союз «если». Писательница использовала его не только для того, чтобы связать главную и придаточную части предложения, но и чтобы показать, что действие, о котором говорится в предыдущем предложении, совершается при определённом условии.
Таким образом, смысл высказывания И.Г.Милославского заключается в том, что союзы способны выражать различные отношения между синтаксическими конструкциями, а также вносить в предложения разнообразные оттенки значения.
План данного сочинения
1. Цитируем высказывание.
2. Приводим пример №1 из прочитанного текста.
3. Приводим пример №2 из прочитанного текста.
4. Объясняем смысл высказывания.
Внимание! При письменном оформлении сочинения не забудьте выделить абзацы!
Огромное спасибо!
Спасибо)А это те сочинения,которые могут быть на ГИА,да?)
Что будет на ГИА — не знает никто.
Спасибо большое) Очень-очень помогли) Желаю всем отлично сдать ГИА!)
Вам тоже удачи на экзамене ))
Добрый день!
Марина Анатольевна,можете сказать,пожалуйста,какая тематическая группа в этом сочинение:«Что же в языке позволяет ему выполнить его главную роль – функцию общения? Это синтаксис.Здесь 2 сразу:язык и речь и синтаксис.Или какой-то один.
Очень благодарен буду за ответ.Спасибо и удачи!
Данное высказывание относится к разделу "Синтаксис".
огромное спасибо:)
Спасибо:)
Cпасибо большое, эта информация мне очень помогла!)
Спасибо большое!)