ЕГЭ В3 Способы подчинительной связи слов в словосочетании

Без рубрики

Задание В3 экзаменационного теста ЕГЭ ориентировано на умение определять способ подчинительной связи слов в словосочетании.

Существует 2 варианта формулировки этого задания:


Вариант 1:
Укажите тип подчинительной связи в словосочетании ЛУЧШЕ РАЗУМЕЮТ.

Вариант 2:
Из предложения ..  выпишите словосочетание со связью УПРАВЛЕНИЕ (или ПРИМЫКАНИЕ, или СОГЛАСОВАНИЕ)

Давайте вспомним отличительные особенности каждого способа подчинительной связи. 

Рассмотрим следующие таблицы:

Главное отличие СОГЛАСОВАНИЯ от других способ заключается в том, что при изменении главного слова всегда изменяется и зависимое.

Основное отличие УПРАВЛЕНИЯ от других способов связи слов в словосочетании состоит в том, что зависимое слово всегда стоит в одном из косвенных падежей. 


Наличие предлога между главным и зависимым словами — это тоже признак управления. Но предлог должен стоять в середине словосочетания, а не перед ним.  


Например: в словосочетании вышел из школы предлог находится между главным и зависимым словами, значит, это управление, а в словосочетании из новой школы предлог стоит в начале словосочетания, значит, это не управление.

При примыкании мы не наблюдаем особенностей согласования и управления.
То есть при изменении главного слова зависимое никогда не изменяется и невозможно определить падеж зависимого слова.

Скачать таблицу

Теперь я хочу остановиться на так называемых «ЛОВУШКАХ» ЕГЭ.


ЛОВУШКА 1 
Вам попалось словосочетание, в котором есть КОЛИЧЕСТВЕННОЕ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ.

Напоминаю, что количественные числительные отвечают на вопрос СКОЛЬКО?

При определении способа связи слов в словосочетании с количественными числительным нужно сначала посмотреть, в каком падеже стоит числительное.


Затем найти главное слово. И только потом определить способ связи.

Рассмотрите внимательно эту таблицу:

Таким образом, одно и то же словосочетание с количественным числительным может иметь разные типы связи. Всё зависит от падежа.
Тренировочное упражнение
Определите способ подчинительной связи слов в данных
словосочетаниях.

  1. семерых козлят
  2. четверо друзей
  3. пять кубиков
  4. один ответ
  5. на двух колёсах
  6. восемь порций
  7. из семи  вариантов
  8. по одной попытке
  9. десять заповедей
  10. в десяти пунктах
  11. одному человеку
  12. сто рублей

ЛОВУШКА 2
Вам попалось словосочетание, в котором есть местоимение ЕГО, или ЕЁ, или ИХ.

Способ связи в данной ситуации зависит от того, к какому разряду относится это местоимение: к указательным или притяжательным.
Рассмотрим таблицу:


Тренировочное упражнение
Определите способ подчинительной связи слов в данных
словосочетаниях.
  1. с её подругой
  2. его ошибка
  3. позвать его
  4. у её сестры
  5. их дело
  6. заступиться за него
  7. по его приказу
  8. с её согласия
  9. поинтересоваться у неё
  10. наградить их
  11. в его дневнике
  12. из её тарелки



ЛОВУШКА 3
Вам попалось словосочетание, в котором есть часть речи, употребляемая В РОЛИ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.


Тренировочное
упражнение
Определите способ подчинительной связи слов в
данных словосочетаниях.
  1. отдыхать в
    гостиной
  2. в просторную
    столовую
  3. любым способом
  4. пойти в столовую
  5. вспоминать
    прошедшее
  6. встать за вторым
  7. в прошедшем
    времени
  8. спросить у любого
  9. следить за идущим
  10. всеми усилиями
  11. за идущим
    странником
  12. по военному
    билету
  13. вторым номером
  14. встретить
    военного
  15. по последнему
    результату
  16. гостиной комнатой
  17. идти за последним
  18. дружить со всеми

Если задание В3 представляет собой 2-ой вариант формулировки, то необходимо также знать о том, какие конструкции не являются словосочетаниями.
Изучить этот материал вам поможет такая таблица:

Скачать таблицу

Итак, если теоретический материал усвоен, можно перейти к практике!

Задание В3. Вариант 1
Задание В3. Вариант 2
Задание В3. Вариант 3

Потренироваться также можно здесь и тут.

Читайте также:  ФГОС: 4 презентации Г.Т.Егораевой
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!