ЕГЭ Орфоэпические запоминалки (подготовка к заданию 4)

Эта статья содержит ЧЕТЫРЕ СОВЕТА о том, как готовиться к заданию А1.

Совет №1. Фантастическая история

 

Исключите из списка те слова, ударение в которых вы определяете безошибочно. Сосредоточьтесь на оставшихся. Распределите их в отдельные группы по какому-либо признаку. Например, в 1-ую группу внесите слова с ударением на первом слоге, во вторую — с ударением на втором и т.д. Для быстрого заучивания слов из каждой группы, попробуйте придумать с ними какую-нибудь историю (это может быть одно предложение или небольшой текст). И чем она будет фантастичнее и неправдоподобнее, чем ярче будут созданные вами образы, тем быстрее вы запомните нужные слова.

Например, необходимо запомнить следующие слова:

временщИк
диспансЕр
духовнИк
еретИк
каталОг
некролОг
приговОр
Составляем с ними предложение:  
ВременщИк, духовнИк и еретИк поехали в диспансЕр за каталОгом, но вместо каталОга получили некролОг с приговОром.

Совет №2. Рифмовки
Выучите эти несложные стихотворения с зарифмованными словами с трудным ударением. На экзамене они вам очень помогут! 
1. Долго ели
тОрты
   
Не налезли шОрты!
2. ЗвонИт
звонарь,
   
ЗвонЯт в звонок,
   
Чтоб ты запомнить верно смог.
3. Фёкла красная,
как свЁкла!
или  
    В огороде баба
Фёкла, у нее на грядке свЁкла!
4. Срубили ель,
сорвали щавЕль.
5. Не говори катАлог, а только каталОг. 
    А твОрог
    Можно твОрог, а можно и творОг!
6. Как у нашей
Марфы
  
Есть в полоску шАрфы!
7. С утра перепалки
  
Из-за ключей в коммуналке.
  
Забудьте склоки,
   Купите брелОки!

8. ФенОмен звонИт по средАм.
  
ПринЯв договОр по годам,
  
Он Отдал экспЕртам эскОрта
  
ХодАтайство аэропОрта. 
9. ТанцОвщик с танцОвщицей любят
   
Своих малышей баловАть.
   
На кУхонный стол по посуде
   
Пускают котят танцевать.
10. Мы с шофЁром пустились по грЯзи
     И, подолгу буксуя в грязИ,
     ПрорвалИсь к отделению связи –
     Нам типОграф прислал жалюзИ.

11. Кто с правилами дружит,
      Тот твердо убежден:
      ФарфОр нам очень нужен,
      А фАрфор не нужён.
12. Нельзя сказать алфАвит,
      А можно алфавИт
      Кто говорит алфАвит –
      Неверно говорит.
13. Когда мы на машине
     Летим во весь опор,
     То нас везет не шОфер,
     А нас везет шофЁр.
  
14. И пусть теперь не будет
     Секретом для ребят,
     Что в парке не статУи,
     А стАтуи стоят.
  
15. А если вы в театр
     Придете, например,
     Вас не пропустят  в
пАртер,
     Пожалуйте в партЕр.
 
16. Отлетела от костра
     И погасла быстро — 
     Коль неверно, то искрА,
     Если верно — Искра!       (С.Белорусец)
17. Стол, нам купленный,
      И в кухню занесённый,
     Зовётся кУхонный,
     А вовсе не кухОнный.   (С.Белорусец)
18. Труба подзорная при нём,
     Смотрит в небо астронОм
19. Доезжай до поворота:
     Вот дворец, вот вход — ворОта
20. Он начальник, и в момент
     Нам подпишет докумЕнт. 
21. Красит стены нам маляр,
     Полки делает столЯр. 
22. Для строителей в момент
     Машина привезёт цемЕнт. 
23.  Как работать неохота,
      Одолела нас дремОта! 
24. Помогает нам читать,
      Учит буквы различать,
     Он известен, знаменит,
     Нужный всем нам алфавИт. 
25. Хоть и жжётся, но красива
      Всем известная крапИва. 
26. Этот камень очень сильный
      И достаточно красивый.
     Бей его хоть целый день — 
     Не расколется кремЕнь. 
27. В тот же день царица злая,
     Доброй вести ожидая,
     Втайне зеркальце взялА
     И вопрос свой задалА. 
28. Вот у Коли, например,
     Мама — милиционер.
     А у Толи и у Веры 
    Обе мамы — инженЕры. 
29. Для приземленья попроси 
     Пилота выпустить шассИ. 
30. Солнце. Жарко. Привези
     Нам для окон жалюзИ. 
31. Прежде чем дела кончать,
     Нужно их сперва начАть. 
32. Если есть в тебе таланты, 
     Завяжи на праздник бАнты. 
33. Тяжела была работа,
      В теле всём теперь ломОта. 
34. Жалко весь, так дайте хоть
      Кекса вашего ломОть. 
35. Мой сосед-незнайка стонет:
      Телефон его не звОнит.
      Аппарат-хитрец молчит,
      Ждёт, когда кто позвонИт. 
36. Я ужасно утомлённый — 
      Брат не спит новорождЁнный.
      Не смыкает ночью глаз,
      Криком громким будит нас. 
37. Мы целый день с тобой хохочем,
     Остановиться всё не хочем.
     Сказать вернее — не хотИм,
     Всё хохотим да хохотим!    (С.Белорусец)   
Читайте также:  ЕГЭ Алгоритм выполнения задания 19 (запятые в сложном предложении с разными видами связи)

38. Вот ведро,
     И мусор вот.
     Мусор — в мусоропровОд.

Попробуйте сами придумать подобные рифмовки с нужными вам словами.

Ну а если у вас нет способностей к стихосложению, то можно ограничиться и самыми примитивными рифмовками, например, такими:

кремЕнь — ремЕнь
кОнусы — бОнусы, кОнусов — бОнусов
крАны — рАны
столЯр — малЯр
цепОчка — пОчка
щавЕль залез на Ель

 

Совет № 3. Происхождение слова



Размышления о том, как образовалось данное слово, тоже могут помочь сориентироваться в ударении.
Рассмотрим несколько примеров:



вероисповЕдание — от «веру исповЕдать»

знАчимость — от прил. «знАчимый»

Отрочествоот «Отрок» (подросток)
слИвовый —  образовано от «слИва»
опОшлить, опОшлят — от слова «пОшлый»


Есть в русском языке слова, вошедшие в наш язык из французского языка, в котором ударение ставится всегда на последний слог, и эти слова не утратили свою «родную» традицию:



диспансЕр (слово пришло из англ. яз. через посредство
франц.яз.)

жалюзИ
партЕр
экспЕрт

А вот в немецком языке ударение в словах падает на второй слог:

квартАл
дефИс

Совет № 4. Ряды слов

Можно также составить целые ряды слов с одинаковым ударением. Например:



каталОг

диалОг
монолОг
некролОг 



киломЕтр

сантимЕтр
децимЕтр
миллимЕтр

мЕстностей ( род.п.мн.ч)  
пОчестей
чЕлюстей
но! новостЕй


мусоропровОд
газопровОд
нефтепровОд
водопровОд


призЫв
позЫв
отзЫв (посла)
созЫв 
но! Отзыв (на публикацию)

столЯр
малЯр
доЯр

школЯр
шофЁр
киоскЁр 
контролЁр
прозорлИва (краткое прилаг. ж.р).
смазлИва
суетлИва
болтлИва
но! прожОрлива
баловАть
баловАться
избаловАть
разбаловАть
но! бАловень (судьбы) 
опломбировАть
формировАть
нормировАть
сортировАть

По материалам Интернета.

Многие стихи я нашла ЗДЕСЬ.
Спасибо также этому сайту.
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Анонимный

    круто )

  2. Анонимный

    Спасибо, Марина Анатольевна. Это помощь в обучении учащихся!

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Пожалуйста ))

  3. Анонимный

    Молодцы! Очень интересно, а главное нашим детям необходимо!!! Спасибо огромное!!!

  4. Анонимный

    Проверьте, пожалуйста, стихотворение 12! Неверное ударение в 3-ей строке.

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Спасибо! Исправила )