ЕГЭ А13 Н и НН в различных частях речи (видеоурок)

Читайте также:  ЕГЭ Задание 15. Знаки препинания в простом предложении с однородными членами (видеоурок)
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Александра Викторовна

    Спасибо, Марина Анатольевна, за ответ! Как раз сейчас повторяем с 8 классом эту тему. Ну оч-ч-ень сложно. Тут надо уметь отличать именные прилагательные от отглагольных (у каждого вида свои правила, два разных плаката), а отглагольные от причастий (всем известные три признака отличий), также есть смысловые отличия (женщины развешивали стираННое И стираНое бельё положили в корзину), ещё сложные слова — отглагольные прилагательные — с общим признаком степени качества (глажеНые-переглажеНые брюки, штопаНые-перештопаНые носки и т. п.), не говорю уже о таких словах, как видаННый, видеННый, слыхаННый,читаННый, клёпаННый). Слова с приставкой НЕ:НЕВИДАННЫЙ, НЕСЛЫХАННЫЙ, НЕЖДАННЫЙ, НЕГАДАННЫЙ, НЕЧАЯННЫЙ, ЖЕЛАННЫЙ, ЖЕМАННЫЙ, СВЯЩЕННЫЙ, ЧВАННЫЙ для запоминания. И совсем путаются детки здесь:

    С двумя НН пишутся приставочные образования, даже если они имеют значение имени прилагательного, например: выдержанное вино, наложенным платежом, подержанные книги, поношенное платье, ускоренный шаг.
    НО!!! Запомнить: НАЗВАНЫЙ брат, ПОСАЖЁНЫЙ отец, СМЫШЛЁНЫЙ мальчик.
    И здесь тоже испытывают затруднения:
    Запомнить отглагольные прилагательные, которые в полной форме пишутся с двумя НН, а в краткой форме – с одной Н (подобно причастиям, с которыми из сближает наличие приставки, значение сов. вида):
    заплаканное лицо – лицо заплакано;
    заржавленные ножи – ножи заржавлены;
    поношенное платье – платье поношено.
    И это далеко не все подводные камни, подстерегающие наших с Вами учеников. В общем, нелегко приходится всем. Тема не для одного урока. Ещё раз спасибо за ответ! Всегда приятно читать рекомендации на Вашем сайте, а тесты служат великолепным подспорьем для подготовки к ЕГЭ. Удачи Вам, Марина Анатольевна, творческого оптимизма и высоких баллов Вашим ученикам! С уважением, Александра Викторовна.

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Александра Викторовна, большое спасибо за добрые слова и разъяснение материала. Собираюсь на днях опубликовать на блоге таблицы по данной теме. Буду признательна, если Вы выскажете своё профессиональное мнение.

  2. Александра

    На мой взгляд, не совсем верно сформулирован 2-ой пункт правила: "Н пишется в причастиях и отглагольных прилагательных при отсутствии приставок и приставки НЕ". То есть если в слове присутствует приставка НЕ, то пишем НН? Или я что-то неправильно поняла? Но ведь мы знаем, что приставка НЕ не влияет на написание НН (если, конечно, в слове нет других приставок), и слово (при отсутствии пояснительных слов и образования от глагола совершенного вида) остаётся в разделе отглагольных прилагательных: некошеНый луг. Сравним: не кошенный крестьянином луг, нескошенный луг — это уже причастия. На мой взгляд,пятиминутного урока для такой темы катастрофически мало. Я отвожу на эту тему минимум пять уроков (по 90 минут каждый), и то времени не хватает. Мы буквально задыхаемся от его нехватки. Начинаем с имён прилагательных, сначала отымённых, потом отглагольных и отличия последних от причастий, рисуем схемы и т. д. Важный момент: умение отличать краткие причастия от кратких прилагательных (здесь приводим два основных признака отличия:1) кр. прич. всегда можно заменить глаголом; 2) при кр. прич. может быть или можно легко подставить зависимое слово в творительном падеже). Простите мне мой комментарий, но я бы подкорректировала этот урок: что-то убрала, расширила бы правила примерами и т. п. Тема-то далеко не простая, ну нельзя её вводить в такие жёсткие рамки. С уважением, репетитор русского языка, Александра Викторовна.

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Александра Викторовна, спасибо за Ваш комментарий! Я с Вами полностью согласна. Действительно, тема объёмная, сложная. Но, к сожалению, данный видеоурок подкорректировать я не смогу, т.к. не являюсь его автором.