ОГЭ Роль лексических явлений в языке (подготовка к заданию 15.1)

Содержание
  1. Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1 в формате ГИА-2012)
  2. Методические рекомендации по приёмам работы над С2.1 в ГИА 2012 года. Презентация Блиновой Г.И. и Пазыныч О.А.
  3. Подготовка к сочинению С2.1. Презентация Морозовой А.С. (ГИА 2012)
  4. Подготовка к заданию С2.1 (примеры, иллюстрирующие грамматические явления). Презентация Беспаловой Т.В. (ГИА 2012)
  5. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА-2012. Презентация Харлановой Н.Г.
  6. Подготовка к заданию С2.1. Четыре презентации Беспаловой Т.В.
  7. Лексические явления. Тропы (подготовка к заданию С2.1)
  8. Лексические явления. Стилистические фигуры (подготовка к заданию С2.1)
  9. Лексические явления. Универсальные лексические категории, лексика активного и пассивного запаса (подготовка к заданию С2.1)
  10. Грамматические явления. Синтаксические средства художественной  изобразительности (ГИА 2012)
  11. 16 образцов сочинения С2.1 (по демоверсии-2012)
  12. Готовое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (по заданию С2.1 демоверсии-2012)
Статья содержит не только перечень лексических явлений, но и информацию о роли этих явлений в речи. Данный материал можно использовать при аргументации своих рассуждений в задании С2.

АНТОНИМЫ:

  • позволяют увидеть, что в жизни есть контрасты, подчёркивают их, 
  • помогают высказать мысль с большей точностью, 
  • делают речь яркой и убедительной.

СИНОНИМЫ:

  • помогают избежать однообразия изложения, 
  • разнообразят нашу речь, делая её живой и выразительной,
  • позволяют всесторонне охарактеризовать образ, 
  • помогают с максимальной точностью и полнотой передать содержание, 
  • позволяют выразить самые тонкие смысловые оттенки,
  • позволяют тонко и красочно описывать явления,
  • способствуют точности и ясности высказывания,
  • дают возможность выразить различные оттенки мысли, уточнить, подчеркнуть какое-то положение.

УСТАРЕВШИЕ СЛОВА:
  • служат для передачи точного смысла в письменной и устной речи,
  • делают речь яркой и убедительной,
  • служат для передачи торжественности момента,
  • служат для воссоздания исторической обстановки,
  • служат средством речевой характеристики персонажа,
  • используются для создания комического эффекта, иронии;
  • помогают автору убедить читателя в жизненности и правдивости изображаемых событий,
  • подчёркивают достоверность сказанного,
  • служат названиями реалий прошлых лет.

 ДИАЛЕКТИЗМЫ:

  • помогают передать местный колорит, особенности речи героев.

СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
  • служат для обозначения предметов, признаков, действий.

СЛОВА С ПЕРЕНОСНЫМ ЗНАЧЕНИЕМ:
  • выступают как одно из средств выразительности речи.
СТИЛИСТИЧЕСКИ НЕЙТРАЛЬНАЯ ЛЕКСИКА:
  • используется писателями как языковая основа произведения,
  • употребляется в любых условиях общения,
  • служит бесстрастному, объективному обозначению понятий, предметов, действий, признаков, явлений и отношений между ними.
РАЗГОВОРНАЯ И ПРОСТОРЕЧНАЯ ЛЕКСИКА:
  • создаёт стилистическую окраску слова,
  •  одна из отличительных черт разговорной лексики — конкретность (обозначение конкретных предметов, действий, признаков);
  • используется для словесной характеристики героя.
ПРОФЕССИОНАЛИЗМЫ:
  • помогают понять, о какой профессии идёт речь в предложенном тексте,
  • служат для обозначения различных производственных процессов, орудий производства, сырья, выпускаемой продукции и т.п.,
  • служат для создания достоверности, точности информации, речевой характеристики персонажа,
  • служат для убеждения оппонента, позволяя чётко выразить позицию автора или привести яркий, убедительный аргумент.
КНИЖНЫЕ СЛОВА:
  • позволяют автору обратить внимание читателя на общественно значимые события, нравственные ценности, убедить в необходимости желаемого поведения,
  • помогают писателю подчеркнуть и обсудить общественно-важную проблему, 
  • служат для создания полноты картины, образного, эмоционального восприятия изображаемой действительности,
  • служат речевой характеристикой персонажей.
ЭПИТЕТЫ:
  • усиливают выразительность, образность языка произведения;
  • придают художественную, поэтическую яркость речи;
  • обогащают содержание высказывания;
  • выделяют характерную черту или качество предмета, явления, подчёркивают его индивидуальный признак;
  • создают живое представление о предмете;
  • оценивают предмет или явление;
  • вызывают определённое эмоциональное отношение к ним;
  • помогают увидеть авторское отношение к окружающему миру.
  
ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ:
  • придают речи особую выразительность, образность, эмоциональность, точность,
  • характеризуют все стороны жизни человека.
ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР:
  • помогает подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов,
  • средство придания ясности высказыванию, помогающее избежать туманности изложения,
  • средство передачи монотонности и однообразия действий,
  • повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования,
  • средство выражения многократности или длительности действия.
Читайте также:  Тест в формате ГИА 2012 по тексту В.Г.Короленко "Слепой музыкант"


Источник: Бузина Е.В. «Пишем сочинение на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации» Омск ОмГПУ 2012 

Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (задание С2.1 в формате ГИА-2012)

Методические рекомендации по приёмам работы над С2.1 в ГИА 2012 года. Презентация Блиновой Г.И. и Пазыныч О.А.

Подготовка к сочинению С2.1. Презентация Морозовой А.С. (ГИА 2012)

Подготовка к заданию С2.1 (примеры, иллюстрирующие грамматические явления). Презентация Беспаловой Т.В. (ГИА 2012)

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему в формате ГИА-2012. Презентация Харлановой Н.Г.

Подготовка к заданию С2.1. Четыре презентации Беспаловой Т.В.

Лексические явления. Тропы (подготовка к заданию С2.1)

Лексические явления. Стилистические фигуры (подготовка к заданию С2.1)

Лексические явления. Универсальные лексические категории, лексика активного и пассивного запаса (подготовка к заданию С2.1)

Грамматические явления. Синтаксические средства художественной  изобразительности (ГИА 2012)

16 образцов сочинения С2.1 (по демоверсии-2012)

Готовое сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (по заданию С2.1 демоверсии-2012)

Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Полина

    Скажите пожалуйста, а разве эпитеты относятся к лексическим средствам языка, и можно ли их использовать в сочинении? И чем они отличаются от эмоционально окрашенных слов? Если ничем, то не кажется ли вам, что лучше использовать эту формулировку? Спасибо большое, материал замечательный!

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Эмоционально окрашенные слова и эпитеты — это разные средства. Эпитеты чаще всего выражаются прилагательными, а эмоционально окрашенные слова практически любой частью речи.

  2. Анонимный

    Спасибо, за день до экзамена помогло))))

  3. Анонимный

    Огромное спасибо за предоставленный материал!! Очень помогает. А будет ли такой же материал по грамматическим явлениям?

  4. Анонимный

    Спасибо вам огромное за этот полезнейший материал ! Мне он очень пригодится.

  5. Анонимный

    Материал Супер!!! Спасибо!!!

  6. Анонимный

    Просто великолепный сайт!Боялась не успею ничего подготовить,а тут наткнулась на этот сайт,теперь стало все отчетливей и понятней.Туман рассеялся над знаниями.Спасибо!

  7. Анонимный

    В сочинении даются чьи-то слова (например слова Достоевского или Степанова и т.д) и как узнать какие примеры надо писать,лексические или грамматические?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Нужно обратить внимание на ключевые слова в высказывании. В верхней части блога есть ссылки на статьи и презентации, содержащие рекомендации по написанию сочинения. Советую их изучить.

  8. Анонимный

    Подскажите, пожалуйста, где познакомиться с ролью фонетических явлений в языке?Задали сочинение по цитате Д.Н.Ушакова: "..для навыков в правильной речи и правильном письме полезно знать… и фонетику"

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Воспользуйтесь этим материалом: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/02/blog-post.html#more

  9. Анонимный

    Огромное спасибо за Ваш труд!!!!! Не перевелись ещё Учителя с большой буквы! Материал очень помог.

  10. Анонимный

    Входит ли метафора в лексические значения?

  11. Кристина

    Спасибо, очень помогло для написания сочинения. Это то, что нужно.

  12. Юлия

    Спасибо Вам огромное! Блог чудесный! Каждый раз нахожу тут всю необходимую информацию.

  13. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Многие слова в русском языке имеют как прямое значение, так и переносное. Например, слово "золотой". В словосочетании "золотой перстень" оно имеет прямой смысл, т.е. "сделанный из золотоа", а в словосочетании "золотой ребёнок" — переносный, т.е. "послушный".

  14. Анонимный

    Скажите пожалуйста, что из себя представляют СЛОВА С ПРЯМЫМ ЗНАЧЕНИЕМ?