В статье содержится теоретический материал, который можно использовать при подготовке к заданию С2.1 экзаменационного теста.
РИТОРИЧЕСКИЕ ВОСКЛИЦАНИЯ — заключают в себе особую экспрессию, усиливают напряжённость речи. Например: Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о Днепре — Гоголь)
Значение: повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание читателя к определённым частям текста.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС — содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа. Например: Что ты тревожишь ты меня? Что ты знаешь, скучный шёпот?.. От меня чего ты хочешь? Ты зовёшь или пророчишь?
Значение: Яркость, разнообразие эмоционально-экспрессивных оттенков. Может быть
использован в разговорной речи, в публицистической и научной прозе.
РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ — подчёркнутое обращение к кому-нибудь или к чему-нибудь.
Например: Цветы, любовь, деревня, праздность,
Поля! Я предан вам душой.
Значение: призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усиливать выразительность речи.
ПАРАЛЛЕЛИЗМ — одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Например: В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут.
Значение: может усиливать риторический вопрос и риторическое восклицание.
АНАФОРА — построение слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф (единоначатие).
Например: Только в мире и есть, что тенистый
Дремлющих клёнов шатёр.
Только в мире и есть, что лучистый
Детски задумчивый взор.
Значение: усиливает выразительность речи, логическое выделение.
ЭПИФОРА — повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки.
Например: Отчего прослыл я шарлатаном?
Отчего прослыл я скандалистом?
Прояснилась омуть а сердце мглистом.
Оттого прослыл я шарлатаном,
Оттого прослыл я скандалистом.
Значение: усиление интонаций, оттенков звучащей речи.
ИНВЕРСИЯ — изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, с целью усилить выразительность речи. Например: …где глаз людей обрывается куцый. (Маяковский) Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (Пушкин)
Значение: усиливает выразительность фразы, придаёт ей новый выразительный оттенок.
ЭЛЛИПСИС — пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Например: Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (Жуковский)
Значение: придаёт высказыванию динамичность, интонации живой речи, художественной выразительности.
УМОЛЧАНИЕ — фигура, предоставляющая возможность догадываться и размышлять, о чём могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
Например: Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
Тысячелетней рабской нищеты.
Но этот крест, но этот ковшик белый…
Смиренные, родимые черты! (Бунин)
Значение: пробуждает глубокие мысли и чувства, придаёт речи экспрессивность и эмоциональность. Часто используется в прямой речи.
СМЕЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ — конец предложения даётся в ином синтаксическом плане.
Например: Но те, которым в дружной встрече
Я строфы первые читал…
Иных уж нет, а те далече…
Значение: передаёт прерывистость речи, волнение говорящего.
ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ — фразы не умещаются в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь.
Например: Есть у каждого города возраст и голос,
Есть одежда своя и особенно запах.
И лицо. И не сразу понятная гордость.
Значение: придаёт выразительность, отрезки текста становятся эмоционально насыщенными и яркими.
ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — деление предложения на слова. Например: И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь.
Значение: словоударная система, которая предполагает логическое ударение на каждое слово с целью его выразительности.
МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон), БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) — могут употребляться в близком контексте, придают большую выразительность речи и тексту.
Например: Был тиф, и лёд, и голод, и блокада. Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб.
Значение:
многосоюзие способствует интонационному и логическому подчёркиванию
выделяемых предметов; бессоюзие придаёт стремительность, динамичность,
насыщенность впечатлений.
ГРАДАЦИЯ
— расположение слов, словосочетаний либо частей сложного предложения,
при котором каждое последующее усиливает или ослабляет значение
предыдущего. Например: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особый, самобытный, ни с чем не сходный вид.
Значение: придаёт речи нарастающую интонацию и эмоциональную напряжённость.
Читаем также:
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (памятка)
Источник: Е.В.Бузина «Анализ средств художественной выразительности в тестовых заданиях ЕГЭ» Омск 2004
Я так и не поняла…средства худ изобразительности относить к грамматике или к лексике?
Смотря к какой группе относятся средства худ. изобразительности. Существуют выразительные средства фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования, синтаксиса. Подробнее обо всех перечисленных видах средств выразительности читайте здесь: http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/7.html
Перечень грамматических и лексических явлений есть тут: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/01/21-2012.html#more
Здравствуйте, Марина Анатольевна. Очень внимательно прочитал Ваши материалы, а также ссылку http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/7.html. Запутался со стилистическими фигурами. Во всех средствах разбираюсь хорошо, но куда же относить градацию, антитезу, оксюморон, лексический повтор, анафору и эпифору? Из Ваших материалов понял, что эти средства можно использовать как пример лексического явления. Вы даёте ссылку на статью, а она говорит об обратном (эти средства относят к грамматическим явлениям). Я запутался, помогите…
Как я понял, анафору и эпифору можно использовать и как пример лексического явления, и как пример грамматического. SD каких случаях они будут примером лексического, а в каких случаях — грамматического? В одной статье прочитал, что анафора и эпифора являются грамматическими средствами (морфологическими), если повторяются только морфемы, или части сложных слов, а лексическими средствами они будут, если повторяются целые слова. Но, если судить по Вашим примерам, то у Вас и в лексической, и в грамматической анафоре/эпифоре повторяются целые слова. Если сможете, объясните, пожалуйста, как Вы их классифицируете.
О еее круто)Только где оксюморон и синтаксический параллелизм?А не понятно для тупых
Определение параллелизма есть в статье, а оксюморон — это будет лексическое понятие.
Огромное Вам спасибо, представлен очень подробный материал, лёгкий для восприятия.
Спасибо!
Спасибо, большое за информацию!
Нормально но чучуть не понятно