Анализ проекта ДЕМО-2012

Внимание! Выводы данной статьи содержат изменения и дополнения от 31.08.2011 г.

Что ожидает нынешних 9-классников на экзамене по русскому языку в 2012 году?  Изменятся ли задания экзаменационного теста или останутся прежними?

На эти вопросы поможет ответить анализ проекта КИМа 2012 года.  А его сравнение с демонстративным вариантом теста 2011 года поможет увидеть все изменения.


Задание С1 (часть 1)

В части 1 задании С1 (сжатое изложение) изменились требования к объёму изложения: в 2012 году он должен составлять не менее 70 слов (прежнее требование — не менее 90 слов).


В 2 раза снизилось количество слов и в тексте для прослушивания (было около 260, стало около 130).

Количество микротем тоже сократилось: было 4, стало 3.


Уровень А (часть 2)

Увеличилось количество заданий уровня А, их стало 7 (было всего 3) за счёт добавления следующих вопросов:

  • 3 по орфографии (перенесены из уровня В), 
  • по фонетике (в прошлогоднем тесте ГИА задание по фонетике отсутствовало).
Вот так выглядят эти задания в проекте КИМа 2012:
А4  Укажите ошибочное суждение.

1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ (предложение 5) согласный звук [т] является

непроизносимым.

2) В слове ВХОДЯ (предложение 1) первый звук – [ф].

3) В слове ДОСТАНЬТЕ (предложение 16) мягкость согласного [н’] на

письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).

4) В слове СЕРЬЁЗНОГО (предложение 1) звуков больше, чем букв.

А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) подивилась
2) вклинилась
3) касаются
4) написал

А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением –
«приближение»?
1) пришли
2) привычный
3) прикрыла
4) прислушалась

А 7 В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) бесценные
2) сосредоточена
3) напряжённо
4) деревянная

Формулировка заданий А1-А3 осталась прежней. Напомню, что 
  • задание А1 ориентировано на понимание смысла текста, 
  • задание А2 — на определение лексического значения указанного слова, 
  • задание А3 — на знание средств речевой выразительности.

 Уровень В (часть 2)

Количество заданий уровня В уменьшилось на 5 (было 14, стало 9).
Это вызвано тем, что  

  • задания по орфографии в упрощённом виде перенесли на уровень А, 
  • уменьшили количество вопросов по пунктуации.

В связи с этим изменилась очерёдность заданий экзаменационного теста 2012 года по сравнению с тестом 2011 года. Без изменения остался лишь порядок заданий:

  • В1 (замена указанного слова стилистически нейтральным синонимом),  
  • В5 (вводные слова),
  • В7 (СПП).



Задание С2 (часть 3)


Изменились требования к объёму сочинения: в 2012 году минимальный объём сочинения должен составлять не менее 70 слов (прежнее требование — не менее 50 слов).

Иначе выглядит задание С2.1 (изменения подчёркнуты):

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о
чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Аргументируя свой
ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему
лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым почерком.

Формулировка задания С2.2 осталась прежней.
Выводы

А теперь, подводя итог изложенному выше, ответим на вопрос: экзаменационный тест по русскому языку 2012 года стал сложнее или проще? 

1. На мой взгляд, намного проще стала формулировка заданий по орфографии, т.к. теперь не надо искать нужное слово в указанных предложениях текста, достаточно выбрать одно слово из четырёх предложенных. 

2. Добавилось задание по фонетике, но, надеюсь, проблем с ним у выпускников не будет, задание лёгкое. 

3. Объём изложения снизили до 70 слов. На первый взгляд, это не упрощает задачу выпускника, а усложняет, т.к. со сжатием текста многие девятиклассники испытывают трудности. Но здесь необходимо также учесть и то, что стал меньше не только объём изложения, но и объём текста для прослушивания. Причём, если количество слов в изложении уменьшилось всего лишь на 20, то число слов в тексте для прослушивания —  вполовину. Это меняет ситуацию. Ведь текст легче сократить в 2 раза, чем в 3!


Что может усложнить данный вид экзаменационной работы, так это замена чтения текста учителем на аудиозапись. В соответствии с  инструкцией текст для прослушивания звучит в течение 2,5 — 3 минут. Темп достаточно быстрый (сравните: учитель читает текст на протяжении 10 минут). Сомневаюсь, что все выпускники смогут успешно выполнить данное задание при таких условиях. Следует также учесть, что стиль текста, как правило, не повествовательный, содержание которого уловить значительно проще, а  публицистический.

Вы можете прослушать аудиозапись текста для изложения на этом сайте и сделать собственные выводы.

4. Увеличение минимального объёма сочинения связано с сокращением минимального количества слов в сжатом изложении.  Суммарный объём сочинения и изложения по-прежнему должен составлять не менее 140 слов. Ранее он складывался из чисел 90 и 50, теперь — 70 и 70.  Этот момент очень важен, потому что если суммарный объём сочинения и изложения будет составлять 70-139 слов, то при оценке грамотности по каждому из критериев не ставится больше 1 балла.
Ну а если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям грамотности оценивается 0 баллов.

Для начитанных ребят с развитой речью увеличение объёма задания С, думаю, не очень огорчит, т.к. их сочинения обычно в 2 , а то и в 3 раза больше. Скорее всего, не порадуются те выпускники, которые не могут похвалиться многословием и красноречием.  Но таковы новые правила.

5. Задание С2.1, на мой взгляд, заметно усложнили. Если раньше оно звучало более конкретно и понятно для выпускников, то сейчас его формулировка может смутить многих ребят, потому что она не содержит прямого вопроса по лингвистике (Для чего нужны знаки препинания? Какова роль запятых в письменной речи? и т.п.) Теперь перед ребятами стоит другая задача: не только прокомментировать слова лингвиста, но и подтвердить свой ответ двумя примерами из прочитанного текста, иллюстрирующими лексические и грамматические явления.  
Таким образом, однозначно ответить на вопрос о том,  сложнее или проще стал КИМ-2012, нельзя, т.к. некоторые задания экзаменационной работы упростили (уровень А и В), а некоторые усложнили (С1 и С2.1).

В заключение хочу напомнить о том, что КИМ -2012 — пока всего лишь проект, который находится на стадии обсуждения. Утвердят ли его или внесут другие изменения? Об этом мы скоро узнаем!


P.S.: В следующей статье я расскажу о том, изменились ли критерии оценивания заданий теста ГИА-2012.

Читайте также: ГИА-2012: проект шкалы перевода баллов в отметки

Пройти ДЕМО-2012 в режиме онлайн вы можете на этом сайте

Читайте также:  ЕГЭ Орфоэпический словник 2014 (актуален для ЕГЭ 2015 года)
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Анонимный

    эпитет к первому примеру относится или ко второму?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Это лексическое явление.

  2. Анонимный

    Здравствуйте!!! скажите пожалуйста.. текст изложения 2012 который будет на ГИА

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Я такой информацией не располагаю.

  3. Анонимный

    Марина Анатольевна, помогите пожалуста, приведите два аргумента к сочинению на тему: к родителям относись так как бы желал чтобы твои дети относились к тебе

  4. Анонимный

    Марина Анатольевна, здравствуйте. Запуталась с заданием А1. Не могу определиться: 1 или 3

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      3

  5. татар кызы

    Не понимаю…почему каждый год всё усложняют,нашли игрушку!

  6. Полина

    Марина Анатольевна, помогите пожалуйста. Как заменить "Волжскими просторами" в связь управление?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Очень просто: просторами Волги. Полина, рекомендую для тренировки этого задания данную статью: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2010/07/1_07.html#more

  7. Анонимный

    Марина Анатольевна,спасибо большое,надеюсь у меня получится написать!=)

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Удачи!

  8. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Вопрос: "почему вы не стараетесь сделать ученикам всё понятным? для чего морочить нам головы?"

    Ответ: Это риторический вопрос, или он адресован лично мне?

  9. Анонимный

    зачем усложнять всё так!
    я лично не смогу написать часть С2.1
    почему вы не стараетесь сделать ученикам всё понятным?
    для чего морочить нам головы?

  10. Анонимный

    А6: В каком слове правописание приставок не определяется правилом: "Конечные согласные приставок (кроме приставки на -З-(-С-) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения"?
    Как Вам фориулировочка, мудрецы — новаторы?

  11. Аркадий

    класс спасибо большое (ученик)

  12. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Ответ на первый вопрос Вы найдёте в этих статьях: http://uchimcauchitca.blogspot.com/search/label/%D0%922%20%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%BC Грамматическая основа традиционно состоит из обоих главных членов, но предложение может быть и односоставным, т.е. его основа может состоять из одного главного члена (подлежащего или сказуемого). Подробнее читайте тут: http://uchimcauchitca.blogspot.com/search/label/%D0%923%20%D0%B8%20%D0%926%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0

  13. Анонимный

    скажите, а как правильно нужно изменить словосочетания, например, из согласования в управления или примыкание?

    Марина Анатольевна, а грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого? или можно чтоб было односоставным?

  14. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Ирина Петровна, я тоже попробовала сама выполнить задание С2.1. Вы можете познакомиться с моей работой здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/09/21.html

  15. ирина петровна

    здравствуйте! спасибо за комментарий! С2.1 — это что-то, проще ЕГЭ (часть С). хочется посмотреть образец, сегодня попробовала сама, но не уверена, что так. особенно смущает лексический комментарий.

  16. Марина Анатольевна Крюкова автор

    К сожалению, дать нужную Вам ссылку я не могу, т.к. не владею этой информацией. А по поводу списывания скажу так: надеяться только на списывание — рискованно. У Вас впереди есть ещё достаточно времени. Воспользуйтесь им — готовьтесь! Вы будете чувствовать себя уверенней на экзамене!

  17. Анонимный

    Здраствуйте,мне писать гиа к концу 2012,в русском языке я не селён!Не могли бы вы дать ссылку на все варианты которые будут по русскому языку,и вы учителя,подскажите как без проблем списать на гиа?
    Дополнительно занимаюсь.

  18. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Обязательно напишем!

  19. Анонимный

    Марина Анатольевна, не хотите ли вы, попробовать написать сочинение к заданию С 2.1, так как я, к сожалению, не представляю как его писать.

  20. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Спасибо! Исправила! Попробуйте ещё раз!

  21. Гость

    Марина Анатольевна, ваша ссылка для прохождения on-line тестирования некорректна, исправьте, пожалуйста, адрес или разместите прямую ссылку на указанный сайт!

  22. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Ирина Юрьевна, спасибо большое за Ваш комментарий!

    Действительно, минимальный объём сочинения не уменьшился, а увеличился. Здесь мною в статье была допущена ошибка из-за невнимательности. Будет исправлено.

    И по поводу задания С2.1 я с Вами полностью согласна.

    Также соглашусь с Вами в отношении аудиозаписи изложения: текст записи звучит настолько быстро, что основной массе учащихся (знаю по опыту!) будет непросто уловить его содержание. Усложняет задачу и то, что текст, как правило, публицистического стиля, а не повествовательного.

    Ещё раз спасибо за отзыв! Статья будет откорректирована.

    С уважением, Марина Анатольевна.

  23. Ирина Юрьевна

    Марина Анатольевна! Разбор ДЕМО — 2012 хороший. Но не могу согласиться, что все стало проще. Во-первых, объем сочинения не уменьшился, а увеличился с 50 слов до 70. Во-вторых, подготовиться к сочинению по знакам препинания значительно проще, чем найти 2 убедительных аргумента к высказыванию лингвиста, да еще привести примеры из текста. На мой взгляд, формулировка темы сочинения на лингвистическую тему должна быть более простой и понятной для учащихся.В-третьих, для большинства учащихся написать изложение по аудиозаписи будет очень сложно. А вот тестовая часть стала, действительно, значительно проще.
    С уважением, Ирина Юрьевна.

  24. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Благодарю за комментарий!

  25. Рузалия Музагитовна Фаткуллина

    Марина Анатольевна! Спасибо за подробный разбор заданий ГИА 2012!