Что ожидает нынешних 9-классников на экзамене по русскому языку в 2012 году? Изменятся ли задания экзаменационного теста или останутся прежними?
На эти вопросы поможет ответить анализ проекта КИМа 2012 года. А его сравнение с демонстративным вариантом теста 2011 года поможет увидеть все изменения.
Задание С1 (часть 1)
В части 1 задании С1 (сжатое изложение) изменились требования к объёму изложения: в 2012 году он должен составлять не менее 70 слов (прежнее требование — не менее 90 слов).
В 2 раза снизилось количество слов и в тексте для прослушивания (было около 260, стало около 130).
Количество микротем тоже сократилось: было 4, стало 3.
Уровень А (часть 2)
Увеличилось количество заданий уровня А, их стало 7 (было всего 3) за счёт добавления следующих вопросов:
- 3 по орфографии (перенесены из уровня В),
- 1 по фонетике (в прошлогоднем тесте ГИА задание по фонетике отсутствовало).
1) В слове НЕИЗВЕСТНЫХ (предложение 5) согласный звук [т] является
непроизносимым.
2) В слове ВХОДЯ (предложение 1) первый звук – [ф].
3) В слове ДОСТАНЬТЕ (предложение 16) мягкость согласного [н’] на
письме обозначена буквой Ь (мягкий знак).
4) В слове СЕРЬЁЗНОГО (предложение 1) звуков больше, чем букв.
А5 Укажите слово с чередующейся гласной в корне.
1) подивилась
2) вклинилась
3) касаются
4) написал
А6 В каком слове правописание приставки определяется её значением –
«приближение»?
1) пришли
2) привычный
3) прикрыла
4) прислушалась
А 7 В каком слове правописание суффикса является исключением из правила?
1) бесценные
2) сосредоточена
3) напряжённо
4) деревянная
- задание А1 ориентировано на понимание смысла текста,
- задание А2 — на определение лексического значения указанного слова,
- задание А3 — на знание средств речевой выразительности.
Количество заданий уровня В уменьшилось на 5 (было 14, стало 9).
Это вызвано тем, что
- задания по орфографии в упрощённом виде перенесли на уровень А,
- уменьшили количество вопросов по пунктуации.
В связи с этим изменилась очерёдность заданий экзаменационного теста 2012 года по сравнению с тестом 2011 года. Без изменения остался лишь порядок заданий:
- В1 (замена указанного слова стилистически нейтральным синонимом),
- В5 (вводные слова),
- В7 (СПП).
Задание С2 (часть 3)
Изменились требования к объёму сочинения: в 2012 году минимальный объём сочинения должен составлять не менее 70 слов (прежнее требование — не менее 50 слов).
Иначе выглядит задание С2.1 (изменения подчёркнуты):
Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о
чём думают люди, а грамматика – как они думают». Аргументируя свой
ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему
лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.
Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. Начать сочинение Вы можете словами
Г.Степанова.
Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов. Сочинение пишите
аккуратно, разборчивым почерком.
А теперь, подводя итог изложенному выше, ответим на вопрос: экзаменационный тест по русскому языку 2012 года стал сложнее или проще?
1. На мой взгляд, намного проще стала формулировка заданий по орфографии, т.к. теперь не надо искать нужное слово в указанных предложениях текста, достаточно выбрать одно слово из четырёх предложенных.
2. Добавилось задание по фонетике, но, надеюсь, проблем с ним у выпускников не будет, задание лёгкое.
Что может усложнить данный вид экзаменационной работы, так это замена чтения текста учителем на аудиозапись. В соответствии с инструкцией текст для прослушивания звучит в течение 2,5 — 3 минут. Темп достаточно быстрый (сравните: учитель читает текст на протяжении 10 минут). Сомневаюсь, что все выпускники смогут успешно выполнить данное задание при таких условиях. Следует также учесть, что стиль текста, как правило, не повествовательный, содержание которого уловить значительно проще, а публицистический.
Вы можете прослушать аудиозапись текста для изложения на этом сайте и сделать собственные выводы.
Ну а если в изложении и сочинении в целом насчитывается менее 70 слов, то такая работа по критериям грамотности оценивается 0 баллов.
Для начитанных ребят с развитой речью увеличение объёма задания С, думаю, не очень огорчит, т.к. их сочинения обычно в 2 , а то и в 3 раза больше. Скорее всего, не порадуются те выпускники, которые не могут похвалиться многословием и красноречием. Но таковы новые правила.
В заключение хочу напомнить о том, что КИМ -2012 — пока всего лишь проект, который находится на стадии обсуждения. Утвердят ли его или внесут другие изменения? Об этом мы скоро узнаем!
P.S.: В следующей статье я расскажу о том, изменились ли критерии оценивания заданий теста ГИА-2012.
Читайте также: ГИА-2012: проект шкалы перевода баллов в отметки
Пройти ДЕМО-2012 в режиме онлайн вы можете на этом сайте
эпитет к первому примеру относится или ко второму?
Это лексическое явление.
Здравствуйте!!! скажите пожалуйста.. текст изложения 2012 который будет на ГИА
Я такой информацией не располагаю.
Марина Анатольевна, помогите пожалуста, приведите два аргумента к сочинению на тему: к родителям относись так как бы желал чтобы твои дети относились к тебе
Марина Анатольевна, здравствуйте. Запуталась с заданием А1. Не могу определиться: 1 или 3
3
Не понимаю…почему каждый год всё усложняют,нашли игрушку!
Марина Анатольевна, помогите пожалуйста. Как заменить "Волжскими просторами" в связь управление?
Очень просто: просторами Волги. Полина, рекомендую для тренировки этого задания данную статью: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2010/07/1_07.html#more
Марина Анатольевна,спасибо большое,надеюсь у меня получится написать!=)
Удачи!
Вопрос: "почему вы не стараетесь сделать ученикам всё понятным? для чего морочить нам головы?"
Ответ: Это риторический вопрос, или он адресован лично мне?
зачем усложнять всё так!
я лично не смогу написать часть С2.1
почему вы не стараетесь сделать ученикам всё понятным?
для чего морочить нам головы?
А6: В каком слове правописание приставок не определяется правилом: "Конечные согласные приставок (кроме приставки на -З-(-С-) пишутся всегда одинаково, независимо от произношения"?
Как Вам фориулировочка, мудрецы — новаторы?
класс спасибо большое (ученик)
Ответ на первый вопрос Вы найдёте в этих статьях: http://uchimcauchitca.blogspot.com/search/label/%D0%922%20%D0%97%D0%B0%D0%BC%D0%B5%D0%BD%D0%B0%20%D1%81%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D0%BE%D1%87%D0%B5%D1%82%D0%B0%D0%BD%D0%B8%D1%8F%20%D1%81%D0%B8%D0%BD%D0%BE%D0%BD%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%87%D0%BD%D1%8B%D0%BC Грамматическая основа традиционно состоит из обоих главных членов, но предложение может быть и односоставным, т.е. его основа может состоять из одного главного члена (подлежащего или сказуемого). Подробнее читайте тут: http://uchimcauchitca.blogspot.com/search/label/%D0%923%20%D0%B8%20%D0%926%20%D0%93%D1%80%D0%B0%D0%BC%D0%BC%D0%B0%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D0%B0%D1%8F%20%D0%BE%D1%81%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B0
скажите, а как правильно нужно изменить словосочетания, например, из согласования в управления или примыкание?
Марина Анатольевна, а грамматическая основа состоит из подлежащего и сказуемого? или можно чтоб было односоставным?
Ирина Петровна, я тоже попробовала сама выполнить задание С2.1. Вы можете познакомиться с моей работой здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/09/21.html
здравствуйте! спасибо за комментарий! С2.1 — это что-то, проще ЕГЭ (часть С). хочется посмотреть образец, сегодня попробовала сама, но не уверена, что так. особенно смущает лексический комментарий.
К сожалению, дать нужную Вам ссылку я не могу, т.к. не владею этой информацией. А по поводу списывания скажу так: надеяться только на списывание — рискованно. У Вас впереди есть ещё достаточно времени. Воспользуйтесь им — готовьтесь! Вы будете чувствовать себя уверенней на экзамене!
Здраствуйте,мне писать гиа к концу 2012,в русском языке я не селён!Не могли бы вы дать ссылку на все варианты которые будут по русскому языку,и вы учителя,подскажите как без проблем списать на гиа?
Дополнительно занимаюсь.
Обязательно напишем!
Марина Анатольевна, не хотите ли вы, попробовать написать сочинение к заданию С 2.1, так как я, к сожалению, не представляю как его писать.
Спасибо! Исправила! Попробуйте ещё раз!
Марина Анатольевна, ваша ссылка для прохождения on-line тестирования некорректна, исправьте, пожалуйста, адрес или разместите прямую ссылку на указанный сайт!
Ирина Юрьевна, спасибо большое за Ваш комментарий!
Действительно, минимальный объём сочинения не уменьшился, а увеличился. Здесь мною в статье была допущена ошибка из-за невнимательности. Будет исправлено.
И по поводу задания С2.1 я с Вами полностью согласна.
Также соглашусь с Вами в отношении аудиозаписи изложения: текст записи звучит настолько быстро, что основной массе учащихся (знаю по опыту!) будет непросто уловить его содержание. Усложняет задачу и то, что текст, как правило, публицистического стиля, а не повествовательного.
Ещё раз спасибо за отзыв! Статья будет откорректирована.
С уважением, Марина Анатольевна.
Марина Анатольевна! Разбор ДЕМО — 2012 хороший. Но не могу согласиться, что все стало проще. Во-первых, объем сочинения не уменьшился, а увеличился с 50 слов до 70. Во-вторых, подготовиться к сочинению по знакам препинания значительно проще, чем найти 2 убедительных аргумента к высказыванию лингвиста, да еще привести примеры из текста. На мой взгляд, формулировка темы сочинения на лингвистическую тему должна быть более простой и понятной для учащихся.В-третьих, для большинства учащихся написать изложение по аудиозаписи будет очень сложно. А вот тестовая часть стала, действительно, значительно проще.
С уважением, Ирина Юрьевна.
Благодарю за комментарий!
Марина Анатольевна! Спасибо за подробный разбор заданий ГИА 2012!