Напомню, что приставки в русском языке можно разделить на следующие группы:
5 — приставки, правописание которых зависит от ударения.
Первые четыре группы мы рассматривали ранее. В этой статье сосредоточимся на пятой группе — приставках, правописание которых зависит от ударения.
Итак, начнём.
От ударения зависит правописание гласных в следующих приставках:
а) РАЗ- (РАС-) и РОЗ- (РОС-),
б) НЕ- и НИ-.
Этап 1. Остановимся на приставках РАЗ- (РАС-) и РОЗ- (РОС-).
Правило очень простое, оно звучит так:
В приставках РАЗ- (РАС-), РОЗ- (РОС-) под ударением пишется О, без ударения — А.
Например: разыграть — розыгрыш, рассыпать — россыпь
Этап 2. В случае с приставками НЕ- и НИ- действует аналогичное правило:
В отрицательных и неопределённых местоимениях и отрицательных наречиях под ударением пишется приставка НЕ-, а без ударения — приставка НИ-.
Обратите внимание на то, с какими частями речи употребляются вышеназванные приставки.
Это отрицательные и неопределённые местоимения и отрицательные наречия.
Как распознать эти части речи среди других? Очень просто!
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ и НЕОПРЕДЕЛЁННЫЕ МЕСТОИМЕНИЯ
Как известно, местоимение в предложении может занимать место одной из трёх частей речи, называемых в русском языке именами: имени существительного, имени прилагательного и имени числительного.
Вспомним, на какие вопросы отвечают эти части речи.
Имя существительное: на падежные (кто? что? кого? чего? кому? чему? кого? что? кем? чем? о ком? о чём?)
Имя прилагательное: какой? чей?
Имя числительное: какой? сколько?
Если добавить к этим вопросам приставки НЕ- и НИ-, то мы получим отрицательные и неопределённые местоимения.
Отрицательные местоимения:
никто
ничто
некого — никого
нечего — ничего
некому — никому
нечему — ничему
некем — никем
нечем — ничем
никакой
ничей
нисколько
Неопределённые местоимения:
некто
нечто
несколько
Обратите внимание:
- вопросы какой? чей? не сочетаются с приставкой НЕ-;
- а в случае с вопросами о ком? о чём? НЕ и НИ являются не приставками, а частицами, т.к. пишутся раздельно (не о ком — ни о ком, не о чем, ни о чём).
Отрицательные местоимения выражают отсутствие чего-либо: предмета, признака, количества.
Неопределённые местоимения указывают на неопределённые предметы, признаки и количества.
ОТРИЦАТЕЛЬНЫЕ НАРЕЧИЯ
Теперь вспомним, на какие вопросы отвечают наречия: где? когда? куда? откуда? почему? зачем? и как?
Добавим к вопросам приставки НЕ- и НИ- и получим отрицательные наречия:
негде — нигде
некогда — никогда
некуда — никуда
неоткуда — ниоткуда
незачем
никак
Обратите внимание:
- вопрос почему? не сочетается с приставками НЕ- и НИ-;
- вопрос зачем? не сочетается с приставкой НИ-;
- вопрос как? не сочетается с приставкой НЕ-;
- не путайте отрицательные наречия с отрицательными местоимениями не за чем и ни за чем.
Теперь отрицательные местоимения и наречия вы с лёгкостью узнаете в тексте!
Переходим к практике!
Упражнение 1. В каком слове нет приставки, правописание которой зависит от ударения?
1. роспуск, рослый, расписной
2. разница, разбитый, разыгрывать
3. расписка, раскрашенный, растение
4. некуда, нечего, немного
5. никому, низкий, некем
Упражнение 2. В данных предложениях найдите слова с приставкой, правописание которой зависит от ударения.
1. (11)Дедушка пригибает ближайший куст, стряхивает на ладонь ягоды и сыплет их в рот. (12)Я тоже стараюсь не отставать. (13)Ягоды такие вкусные, что я начинаю жадничать. (14)Мне кажется, что их здесь всего ничего, мне одному не хватит, а тут ещё дедушка, как маленький, ест да ест.
2. (1)Лёшка не любил смотреться в зеркало. (2)Зачем? (3)Ведь он и так знал, что некрасив. (4)А свои веснушки и непослушные рыжевато-белёсые вихры, которые никакая расчёска не могла пригладить, он просто ненавидел.
3. (17)Отсюда хорошо были видны ярко освещённые окна нижнего этажа нового четырёхэтажного здания, где жила Варя. (18)Направляясь домой, Варя никак не минует переезда, и Лёшка её сразу приметит, а она его нет.
4. (6)Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрёпанными, как у мальчишки, волосами. (7)Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
5. (4) Овражный ольшаник, потеснив хуторское поле, подступил вплотную ко двору; на месте истопки царственно разросся густой куст шиповника в окружении зарослей лопухов, крапивы, малинника.
6. (6) На месте стоявшей здесь хаты тянулась из сорняков к свету колючая груша-дичка — может, непотребный отпрыск некогда росших здесь груш-спасовок, а может, случайная самосейка, занесённая из леса птицами.
7. (9) Прилетавшие из леса птицы почему-то никогда не садились на её ветвях, предпочитая рослый ольшаник поблизости. (10) Вороны, возможно, помнили что-то, а может, своим древним инстинктом чуяли в изуродованном дереве дух несчастья, знак давней беды.
8. (17) История раскачивала народы и государства, и людские волны, накатываясь на вечно пограничный Смоленск, разбивались о его стены, оседая в виде польских кварталов, латышских улиц, татарских пригородов, немецких концов и еврейских слободок.
9. (12) Было совсем тихо в природе, и дети, озябшие, до того были тихи, что тетерев-косач
не обратил на них никакого внимания. (13) Он сел на самом верху, где сук сосны и сук ели
сложились, как мостик, между двумя деревьями.
10. (1)Когда мальки выберутся из-под слоя гальки, они будут похожи на тоненькие ниточки. (2)Через несколько недель появятся плавники, потом жабры, а тело покроет первая чешуя. (3)Первый год жизни маленькие нерки проведут на родном мелководье.
Я тоже не понимаю, это ж надо ухитриться настолько непонятно объяснить материал.
Я какой раз уже захожу сюда, и никак не могу понять задание…полностью
Марина Анатольевна, спасибо за предоставленный материал. А почему ответы не открываются?
Просто ссылки не было. Исправила.
а есть ли приставки по?
Приставка по- — это неизменяемая приставка.
Вы рассказываете о выборе НЕ и НИ по формальному правилу, связанному с ударением. Конечно, это правило удобно для применения, но откуда оно берется? Считается, что школьникам это знать не нужно, и вся орфография построена на этом принципе: учите правила, а откуда они берутся — вам знать необязательно! Кому-то учить надоедает, и тогда они когда-нибудь скажут: а давайте всё упростим и реформируем.
Поэтому все орфографические правила должны объясняться. В данном случае НЕ имеет значение отрицания, а НИ — усиления; правило выбора по ударению применяется для удобства, как сопутствующий формальный признак. Об этих значениях НЕ и НИ все равно придется вспомнить при написании таких слов, как ничуть, нимало и немало. А вот при выборе РАЗ/РОЗ мы действительно ориентируемся на ударение, так как две формы имеют одинаковый смысл.
Спасибо! Верно всё подмечено.