ОГЭ Функции вопросительного знака (материал для подготовки к заданию 15.1)

ФУНКЦИИ вопросительного знака:

1. РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ
С помощью вопросительного знака отделяются предложения в тексте, в данном случае это завершающий предложение пунктационный символ.

2. ИНТОНАЦИОННАЯ
Вопросительный знак, поставленный в конце предложения, сигнализирует о том, что предложение следует читать с вопросительной интонацией.

3. СМЫСЛОВАЯ

а) Вопросительный знак помогает определить цель высказывания.

б) Вопросительный знак для выражения ВОПРОСА

— ставится в конце простого предложения, заключающего в себе прямой вопрос:

Ты откуда же взялся, Андрей? Любишь апельсины?

— может ставиться в вопросительных предложениях после каждого однородного члена с целью расчленения вопроса:

Что я — попугай? индейка?
Кравцов ласково улыбался — его нетерпению? самомнению? гениальности?

— может ставиться в конце назывного предложения:

Пожар?

ставится в конце ССП, если все части, входящие в его состав, или только последняя заключают в себе вопрос:

В ней сердце долго ли страдало, иль скоро слёз прошла пора?
Жить с ними надоест, и в ком не сыщешь пятен?

ставится в конце СПП, если вопрос содержится и в главной, и в придаточной частях предложения или только в главной либо придаточной:

Вы знаете, что такое сестры милосердия?
Всякого рода нарушения, уклонения, отступления от правил приводили его в уныние, хотя, казалось бы, какое ему дело?

— ставится в конце СПП, если косвенный вопрос содержит сильно выраженную вопросительную интонацию:

Скажите, пожалуйста, что это за огни? 
Я спросил, как же он стал отшельником?

ставится в конце БСП, если образующие его части являются вопросительными предложениями или только последняя часть содержит прямой вопрос:

Кто скачет, кто мнится под хладною мглой?
А я ехала сейчас, говорила с вами и всё думала: почему они не стреляют?
Хвалы приманчивы — как их не пожелать?

в) выражает НЕМОЙ ВОПРОС в диалоге:

— Так ты его видел?
— ???

г) выражает СОМНЕНИЕ или НЕДОУМЕНИЕ пишущего (при этом заключается в скобки и находится внутри — а не в конце! — цитируемого текста):

«…Уже весёлые и шумные вином, уже певучие (?) и светлые (!) кругами сидели у стола». Что за странный набор слов!

д) ДЛЯ УСИЛЕНИЯ ВЫРАЖЕНИЯ ОТНОШЕНИЯ ПИШУЩЕГО К ЧУЖОМУ ТЕКСТУ может сочетаться с восклицательным знаком:

…Небезызвестный… Уильям Бакли, которого «Нью-Йорк таймс» назвала «яростным сторонником консервативных позиций», опубликовал… панегирик под лихим заголовком: «Нейтронная бомба — уникальное антивоенное (?!) оружие»
 
Источник
 
О том, КАК писать сочинение, читайте ЗДЕСЬ

Читайте также:  Подготовка к заданию С2.1. Четыре презентации Беспаловой Т.В.
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Вы правы, судя по проекту ДЕМО-2012, задание С2.1 хотят усложнить. Но это ещё не окончательное решение. Не позднее 15 октября на сайте ФИПИ будут выложены утверждённые КИМы. Если же Вы хотите посмотреть готовое сочинение на лингвистическую тему по заданию С2.1.из проекта ДЕМО-2012, то зайдите сюда: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/09/21.html#more

  2. Анонимный

    ведь в этом году сочинения-рассуждения на линвистич. тему будут намного сложнее! я вот совсем неуверенна что смогу раскрыть многие темы! не могли бы вы включить в блог материал, связанный с новыми темами?

  3. Анонимный

    Здравствуйте дорогая Марина Анатольевна. Если вам не трудно , скажите примерно на какие темы будет писаться с2.1 в этом году .Если я не ошибаюсь, у вас на блоге это записано , но я найти не могу 🙁