Все предложения — из экзаменационных тестов. Материал для самопроверки прилагается.
Советы:
1. Ориентируйтесь на подчинительный союз или союзное слово.
2. Помните, что перед союзным словом КОТОРЫЙ может стоять предлог или другое слово. Например: Зрители, перед которыми выступали артисты, аплодировали стоя.
3. Не путайте придаточное предложение с вводным предложением, указывающим на источник сообщения. Например: Завтра, как предсказывали синоптики, будет дождь.
4. Помните, что придаточное может находиться не только после главного, а также то, что в предложении может быть несколько придаточных. Указываем все запятые, которые отделяют придаточные от главного или выделяют их:
[ ],1 ( ). — 1
[ ,1( ),2 ]. — 1, 2
[ ],1 ( ),2 ( ). — 1, 2
[ ,1 ( ,2( ),3 ),4 ]. — 1, 2, 3, 4
[ ,1( ),2 … ,3( ),4 ]. — 1, 2, 3, 4
[ ],1 ( ),2 ( ,3( ),4 ). — 1, 2, 3, 4
5. Если придаточное стоит перед главным, тогда подчинительный союз или союзное слово находится в начале предложения, а после запятой, разделяющей главное и придаточное, этого союза нет, но номер запятой нужно указать.
(Союз ),1 [ ]. — 1
Задание: В приведённых ниже предложениях пронумерованы все запятые . Выпишите цифру (-ы ), обозначающую (-ие ) запятую (-ые ) между частями сложноподчинённого предложения.
1. – Раньше , (2) бывало , (3) он съедал еще головку сыра , (4) а в тот день как заупрямится : не хочу да не хочу ! Говорит , (5) что дома обедал.
2. Вся Россия по -русски говорит , (1) а ты что за бестолочь такая ? Ну назови мне кого -нибудь в нашей семье , (2) чтоб русского не знал ? Эх , (3) бедный твой дед , (4) который , (5) семь лет прожив в России , (6) по -русски говорил лучше самого начальника почты Ивана!
3. Потом я читаю свои любимые стихи , (1) которые , (2) хотя их и нет в программе , (3) обязательной для изучения , (4) я все -таки прочту на экзамене , (5) а сейчас хочу прочесть Мери.
4. Он и так уже стоит здесь,(1) наверно,(2) полчаса,(3) поэтому все,(4) конечно,(5) догадались о его завороженности… Кинтель попятился,(6) чувствуя,(7) как наливаются теплотой уши и щеки.
5. И, (1) может быть, (2) не случайно на этих высотах, (3) не одоленных ледником,(4) без малого тридцать лет назад разгорелась небывалая битва, (5) от которой, (6) как думалось дяде Саше, (7) спасенные народы могли бы начать новое летосчисление.
6. — Пойдём-ка,(1) — неожиданно говорит дедушка и входит в кусты рододендрона.
— Куда? – спрашиваю я и,(2) чтобы не оставаться одному,(3) бегу за ним. Теперь я замечаю,(4) что в зарослях проходит еле видная тропа.
7. Ведь он и так знал, (1) что некрасив. А свои веснушки и непослушные рыжевато-белёсые вихры, (2) которые никакая расчёска не могла пригладить, (3) он просто ненавидел.
8. Да,(1) с того самого мгновения,(2) как я стал сознавать себя,(3) и до последней минуты,(4) когда ты в изнеможении,(5) тихо, в последний раз положила мне голову на грудь,(6) провожая в тяжёлый путь жизни, (7) я всегда помню руки твои в работе.
9. -Учился я весьма легко и быстро,(1) – продолжал свой рассказ Щепкин, — ибо едва мне сравнялось шесть лет,(3) как я уже премудрость выучил – азбуку,(4) часослов и псалтырь…Часослов и псалтырь – две церковные книги,(5) которые целиком заучивали наизусть.
10. Уже знаешь, (1)что ждет за поворотом, (2) потому что потерял им счет, (3) но сердцу не прикажешь, (4) и оно снова и снова замирает в груди, (5) и ты упрямо надеешься успеть понять, (6) додумать, (7) написать.
11. Скажу только,(1) что среди этих слов было немало таких,(2) которые встречал я с любовью и радостью. А сейчас я говорю лишь о тех, (3)что вызвали у меня отвращение.
12. Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям,(5) что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард.
13. А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо,(1) в котором «баловнем» сказано,(2)что,(3)если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц, (4) он бы,(5) скорее всего, (6) и всю жизнь свою почитал счастливой.
14. И тут смех уходит в сторону,(1) и на его место встает почтение к прошлому,(2) большая гордость,(3) что оно было и что я его помню.
15. Улыбаясь,(1) она откинула воротник от губ,(2) зубами стянула варежки,(3) на которые прилипли маленькие льдинки,(4) подышала на озябшие пальцы и внимательно огляделась.
16. Вся семья вместе с «мальчиками» и племянницами вечером садилась за большой стол в столовой, (1) которая представляла собой комнату с бабушкиным иконостасом,(2) традиционными тропическими растениями у окон и большим книжным шкафом, (3) за стеклом которого размещались всякие портреты: семейные, (4) дочерей-гимназисток в форменных платьях в одиночку и группами, (5) племянников-крестников в студенческих тужурках…
у меня вопрос как выделять(запятые) такие предложения и что к чему относить.
Он стоял с закрытыми глазами,как будто собираясь с мыслями,чтобы сказать последнее слово.
Давайте понимать друг друга с полуслова чтоб ошибавшись раз не ошибиться снова
помогите пожалуйста. нужно найти цифры между частями ССП:
Стрелять в него теперь,(1) когда он отдыхал,(2) не подозревая об опасности,3) было бы преступлением…Но Ян жаждал этой встречи уже давно,(4) он должен был выстрелить! Одну я нашла — 1, а есть ли вторая?
Если речь идёт о сложносочинённом предложении, то таких запятых нет. А если о сложноподчинённом, то 1, 3. Придаточное (когда он отдыхал,(2) не подозревая об опасности) стоит в середине главного, поэтому указываем две запятые.
спасибо) сайт супер! пробный на 38 баллов написала — спасибо вам!)
пожалуйста ответьте на сообщение сверху(последнее)
срочно сегодня надо
помогите с союзными словами и союзами.
надо указать где есть что и пожалуйста объясните почему?
И комната,где окна слишком узки,хранит любовь и помнит старину.
И я не верить не могла,что будет дружен он со мною
Когда мне было три года,переехали на казённую квартиру при доме Училища живописи,ваяния и зодчества
Иногда он обращался ко мне с просьбой занять портретируемого,чтобы у модели не застывало лицо.
У Блока проза остается источником,откуда вышло стихотворение.
Если выпало в империи родится,лучше жить в глухой провинции у моря.
Чем больше имеешь знаний,тем лучше можешь служить своему отечеству.
Именно для того,чтобы получить возможность их приобрести,я и прошу увольнения со службы.
Прошу отозвания меня из унылой страны,где нельзя чему-либо научиться.
Я предпочитаю сказать вам правду вместо того,чтобы выставлять предлогом нездоровье или расстройство состояния
Где – всегда союзное слово, наречие (придаточное можно переделать в вопросительное: Где окна слишком узки?)
Что – в данном предложении союз (придаточное нельзя переделать в вопросительное предложение: Что будет дружен он со мной? Нельзя заменить другим словом. Для сравнения: Спой ту песню, что пела мать. (что = которую) или Вспомни, что он сказал. (что = какие слова)
Когда – в данном предложении союз (КОГДА союз, если к придаточному задается вопрос КОГДА?, союзное слово, если другой вопрос)
Чтобы – всегда союз (не член предложения, нет логического ударения, не может быть вопросительным словом)
Откуда – всегда союзное слово, наречие (придаточное можно переделать в вопросительное предложение: Откуда вышло стихотворение?)
Если – всегда союз (не член предложения, нет логического ударения, не может быть вопросительным словом)
Чем… ,тем — союз
объясните пожалуйста подробно и с примерами ,как отличить союз от союзного слова.
прям ,чтоб все было понятно сразу.
прошу.
Очень хорошо данный материал изложен в этой стать: http://www.licey.net/russian/syntax/r2_2_1
я имела в виду :
А ЧТО
какие тут грам основы?
Обезьяна не тем нам дурна,что некрасива,а что судит о нас по себе и все,что нам дорого,все что отличает человека от животного,принимает за свои обезяньи естественные потребности.
еще вопрос!
А что каким союзом является сочинительным или подчинительным?
1- обезьяна дурна, 2 — некрасива, 3- судит, 4 — что дорого, 5 — что отличает, 6 — принимает. Союз что — это подчинительный союз.
пожалуйста укажите какие грамматические основы в этом предложении : Я ожидал,что ответ будет именно таким,так как знал давно,что единственные живые существа на земле,которые умирают от разлуки с человеком,-это собаки.
очень надо,помогите!
1- я ожидал, 2- ответ будет таким, 3- знал, 4- существа-собаки, 5- которые умирают
Огромное спасибо за помощь.Я догадывался, но не был уверен.Марина Анатольевна, подскажите, где у вас такие же задания к вопросам В8 и В9.Очень нужны.Заранее благодарю
Пока на блоге нет статей по заданиям В8 и В9. Постараюсь в ближайшее время выложить.
Марина Анатольевна. Помогите найти грамматическую основу в предложении — Идя к дальнему лесу, Сашка еще не решил, что делать и как быть.
1-я основа — Сашка не решил, 2-я основа — делать, 3-я основа — быть.
3. Не путайте придаточное предложение с вводным предложением, указывающим на источник сообщения. Например: Завтра, как предсказывали синоптики, будет дождь. и в этом предложении союзное слово "как" не надо будет отмечать в ответе?
Нет, не надо.
2. Помните, что перед союзным словом КОТОРЫЙ может стоять предлог или другое слово. Например: Зрители, перед которыми выступали артисты, аплодировали стоя. И слово "который" все равно будет подчинительным союзом?
Слово "который" не может быть подчинительным союзом, т.к. это союзное слово (местоимение), и оно всегда служит для связи придаточного предложения с главным в составе СПП, даже если перед ним стоит предлог или другое слово.
если будет такое задание "Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.",то союзные слова (в)каких,(у)которых их выписывать???
Сами союзные слова выписывать не надо, а запятые, стоящие перед ними, выписываются.
почему нету В8 и В9?
есть, поищите получше)
У меня проблемы с заданиями В4,В7,В8. С этого дня буду всё повторять. Спасибо вам большое! Здесь удобно в том, что всё дано с примерами
Удачи!
Большое вам спасибо!Готовность к ГИА благодаря вам значительно легче!
спасибо, мне очень помог этот пост
плохо, что ответов в конце предложений нет, чтобы свериться. А так большое спасибо.
Ссылка на ответы есть в конце статьи =)
Большое спасибо за пост, где раньше был ваш блог?!