Разбираем ошибки.
1. – [Раньше, (2) бывало, (3) он съедал еще головку сыра], (4) а [в тот день как заупрямится]: [не хочу да не хочу! [Говорит], (5) (что дома обедал). — 5
2. [Вся Россия по-русски говорит], (1) а [ты что за бестолочь такая]? [Ну назови мне кого-нибудь в нашей семье], (2) (чтоб русского не знал?) [Эх , (3) бедный твой дед ], (4) (который, (5) семь лет прожив в России, (6) по-русски говорил лучше самого начальника почты Ивана!) — 2, 4
3. [Потом я читаю свои любимые стихи], (1) (которые, (2) (хотя их и нет в программе, (3) обязательной для изучения) , (4) я все-таки прочту на экзамене, (5) а сейчас хочу прочесть Мери). — 1, 2, 4
4. [Он и так уже стоит здесь,(1) наверно,(2) полчаса],(3) (поэтому все,(4) конечно,(5) догадались о его завороженности)… [Кинтель попятился,(6) чувствуя],(7) (как наливаются теплотой уши и щеки). — 3, 7
5.[ И, (1) может быть, (2) не случайно на этих высотах, (3) не одоленных ледником,(4) без малого тридцать лет назад разгорелась небывалая битва], (5) (от которой, (6) как думалось дяде Саше, (7) спасенные народы могли бы начать новое летосчисление).
— 5
6. — Пойдём-ка,(1) — неожиданно говорит дедушка и входит в кусты рододендрона.
— Куда? – [спрашиваю я и,(2) (чтобы не оставаться одному),(3) бегу за ним]. [Теперь я замечаю],(4) (что в зарослях проходит еле видная тропа). — 2, 3, 4
7. [Ведь он и так знал], (1) (что некрасив). [А свои веснушки и непослушные рыжевато-белёсые вихры, (2) (которые никакая расчёска не могла пригладить), (3) он просто ненавидел]. — 1, 2, 3
8. [Да,(1) с того самого мгновения,(2) (как я стал сознавать себя),(3) и до последней минуты,(4) (когда ты в изнеможении,(5) тихо, в последний раз положила мне голову на грудь,(6) провожая в тяжёлый путь жизни), (7) я всегда помню руки твои в работе]. — 2, 3, 4, 7
9. — [Учился я весьма легко и быстро],(1) – продолжал свой рассказ Щепкин, — (ибо едва мне сравнялось шесть лет),(3) (как я уже премудрость выучил – азбуку,(4) часослов и псалтырь)… [Часослов и псалтырь – две церковные книги],(5) (которые целиком заучивали наизусть). — 1, 3, 5
10. [Уже знаешь], (1)(что ждет за поворотом), (2) (потому что потерял им счет), (3) но [сердцу не прикажешь], (4) и [оно снова и снова замирает в груди], (5) и [ты упрямо надеешься успеть понять, (6) додумать, (7) написать]. — 1, 2, 3
11. [Скажу только],(1) (что среди этих слов было немало таких),(2) (которые встречал я с любовью и радостью). [А сейчас я говорю лишь о тех], (3)(что вызвали у меня отвращение). — 1, 2, 3
12. [Крик,(1) полный отчаяния и муки,(2) вспорол тишину,(3) ударился о каменистые склоны распадков и хлестким эхом вернулся в саванну,(4) сообщив ее обитателям],(5) (что на охоту вышел хозяин здешних мест – леопард). — 5
13. [А вот Ираклий Андроников показал мне гётевское письмо],(1) (в котором «баловнем» сказано),(2)(что,(3)(если бы в его жизни был хоть один совершенно счастливый месяц), (4) он бы,(5) скорее всего, (6) и всю жизнь свою почитал счастливой). — 1, 2, 3, 4
14. И [тут смех уходит в сторону],(1) и [на его место встает почтение к прошлому,(2) большая гордость],(3)(что оно было) и (что я его помню). — 3 (союз И соединяет два однородных придаточных, поэтому запятая перед ним не ставится)
15. [Улыбаясь,(1) она откинула воротник от губ,(2) зубами стянула варежки,(3) (на которые прилипли маленькие льдинки),(4) подышала на озябшие пальцы и внимательно огляделась]. — 3, 4
16. [Вся семья вместе с «мальчиками» и племянницами вечером садилась за большой стол в столовой], (1) (которая представляла собой комнату с бабушкиным иконостасом,(2) традиционными тропическими растениями у окон и большим книжным шкафом), (3) (за стеклом которого размещались всякие портреты: семейные, (4) дочерей-гимназисток в форменных платьях в одиночку и группами, (5) племянников-крестников в студенческих тужурках)… — 1, 3
Здравствуйте, Марина Анатольевна! Я вот не пойму,почему в 9-ом номере ответ — 1,3,5? Я думала,что будет — 3,4,5.
Запятая под №4 не подходит, т.к. она разделяет однородные члены предложения (азбуку, часослов). А чтобы лучше увидеть, что соединяет запятая под №1, нужно убрать из предложения слова автора: [Учился я весьма легко и быстро],(1)(ибо едва мне сравнялось шесть лет),(3) (как я уже премудрость выучил – азбуку,(4) часослов и псалтырь).
Главное, надо помнить, что если придаточное стоит в середине предложения, то нужно указать обе запятые (ту, которая стоит перед придаточным, и ту, которая находится после него).
Марина Анатольевна нашёл всё правильно, но не правильно отметил(
как думалось дяде Саше — это вводное предложение
МНЕ вот интересует предложение 5. Почему числа 6, 7 не нужно указывать. Она же вроде тоже яв-ся придаточ. частью внутри придаточного
Да, обязательно обе запятые указываем.
я хотела спросить,если придаточное находится внутри главного, то нужно писать номера обеих запятых,которые обособляют это придаточное?
Потому что придаточное стоит в середине предложения и выделяется запятыми с двух сторон. Поэтому надо указать номера обеих запятых.
Марина Анатольевна,а почему в 10 одни из ответов будет 3?Там ведь запятая разделяет придаточное и главное,но не входит в состав СПП.