Материал к сочинению на тему «Функции точки»

Обновление 22.04.11
1. Что такое ТОЧКА?
То́чка (.) в русском языке — знак препинания при письме.

2. ОТДЕЛИТЕЛЬНАЯ функция точки
Постоянная функция точки — ОТДЕЛИТЕЛЬНАЯ: членить текст на отдельные предложения, указывая на конец повествовательного предложения.
3. СМЫСЛОВАЯ и ИНТОНАЦИОННАЯ функции точки. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ
Точками можно отделять не только предложения, но и отдельные группы слов и даже отдельные слова.
Данное явление в пунктуации носит название парцелляция.
Парцелляция — расчленение (от фр. parceller — расчленять, делить на мелкие части).
Парцелляция широко распространена в современной печати. Её употребление связано со стремлением передать интонации и акцентированность живой речи.
При парцелляции точка выполняет не только ОТДЕЛИТЕЛЬНУЮ функцию, но и СМЫЛОВУЮ, а также ИНТОНАЦИОННУЮ.
Разделенные точками члены предложения или их группы отделяются от базового предложения, акцентируются, становясь самостоятельно оформленными частями высказывания, приобретают самостоятельность отдельного высказывания, с их помощью выделяются наиболее важные моменты в сообщении:
Джинсы, твидовый пиджак и хорошая рубашка. Очень хорошая. Моя любимая! Белая. Обычная белая рубашка. Но любимая. Я надел ее … и отправился встречать Макса. (Гришковец).
Такие члены, оторванные от основного предложения, стоят после длительной паузы и выделяются по смыслу и интонационно.
Каждый из последующих элементов высказывания как бы возникает в сознании не сразу, а в процессе раздумья. Получается, что мысль в сообщении подается отдельными порциями, что создает прерывистость интонации и имитирует естественность и непосредственность живой речи. Стыки этих смысловых «порций» и фиксируются точками.
4. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ при однородных членах предложения
Часто встречается расчленение предложений с однородными членами при обобщающих словах:
Вокруг нас было действительно «много света». Редкие звезды, ослабленные желтоватым светом луны. Теплый степной ветерок. Силуэты акаций. Ограды дач. Звуки перепелов. Тишина. Далекий лай собак. Время от времени крик ослика. Серебристо-пыльная полынь, ее неповторимый ночной запах. Блеск трамвайных рельсов, как бы скользящий вдаль и там поворачивающий и гаснущий среди угольной темноты. Шорох кошки, а может быть, и ежика в пыльных кустах шиповника. Погашенный маяк. Да мало ли чего еще! (В. Катаев).
Такое оформление однородного ряда психологически создает иллюзию нескончаемости перечисления, т.е. снимает ту замкнутость и закрытость ряда однородных членов, которые ощущаются при обычном оформлении перечисления посредством двоеточия и запятых.
В приведенном контексте важно как раз не само перечисление, не предметы и явления, которые перечисляются, а впечатление от них, состояние, рождаемое ими: человек и окружающая его ночь, данная в звуковых и слуховых ощущениях. В таком тексте прерывистая речь психологически оправданна.
5. ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ в сложноподчинённом предложении
Отрыв придаточных от главных повышает смысловую емкость каждой из этих частей: главная часть предложения приобретает характер более обобщенного высказывания, придаточная же становится вполне самостоятельной и, следовательно, по смыслу выделенной.
Возможность отрыва придаточных позволяет более свободно и самостоятельно строить и основное предложение, так, как будто за ним ничего не следует, т.е. давать уже в нем обобщенную и исчерпывающую характеристику явления.
Если бы молодость знала, если бы старость могла… Могла — что? Передать миру понимание жизни, ее устройства, опыт бытования среди людей. Поверьте, на большее старые, немощные люди не претендуют. Но — вот трагедия! — именно это никак невозможно сделать. Почему? Потому что молодые этого не хотят. Потому что им это не нужно. Потому что они жаждут нарабатывать собственный опыт, набивать свои синяки и провозглашать свое понимание жизни. Можно ли на них обижаться за это? (Лит. газета, 1999, 26 мая)
6. ВОЗМОЖНОСТИ парцелляции
Использование приёма парцелляции позволяет:
а) сделать высказывание сжатым, экономичным и вместе с тем емким и информационно и эмоционально насыщенным.
б) посредством рвущейся строки создать стремительный ритм, динамичность, отчасти резкость: Итак, о чем я буду писать здесь? О себе. О людях, с которыми встречался. О фильмах, которые снимал. О поступках, которые совершал или не совершал. О мыслях, которые передумал (А. Кончаловский)
в) передать ироническое звучание (пауза в данном случае привносит эффект неожиданности), налет легкого юмора, как, например, определения «вечные» и «французская» в следующем тексте: Перед нами предстал сорокалетний господин… Хорошо сшитые штучные брюки. Английские желтые полуботинки на толстой подошве. Вечные. Бородка темно-русая, писательская, но более выхоленная и заостренная, чем у Чехова. Французская. Недаром Чехов называл его [Бунина] в шутку господин Букишон (В. Катаев).
г) воспроизвести на письме интонации живой разговорной речи, когда мысль формируется на ходу: высказано основное, а уже наплывает следующее, вспоминаются детали, новые характеристики, новые картины.
д) передать приподнятость стиля, пафосность публицистики.
8. ВЫВОД
Итак, точка может, сохраняя свое изначальное значение, указывать на конец мысли, понижение интонации в конце повествовательного предложения.
Она, как видим, способна приобретать и дополнительную значимость, способна расширять свои функции, включаясь в систему стилистических, акцентных и даже смысловых средств. Она может усилить художественную и публицистическую выразительность письменного текста.
Известно, например, какое большое значение придавал точке И. Бабель: «Побольше точек! Это правило я вписал бы в правительственный закон для писателей. Каждая фраза — одна мысль, один образ, не больше! Поэтому не бойтесь точек».
К. Паустовский во «Встречах с Гайдаром» отмечал: «Есть очень верное выражение: «В настоящей литературе нет мелочей». Каждое, даже на первый взгляд ничтожное слово, каждая запятая и точка нужны, характерны, определяют целое и помогают наиболее резкому выражению идеи. Хорошо известно, какое потрясающее впечатление производит точка, поставленная вовремя».
О том, КАК писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, читайте ТУТ.
Читайте также:  Подготовка к заданию В7 (сложноподчинённые предложения)
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Анонимный

    а как закончить это сочинение?

  2. Анонимный

    Огромное спасибо!

  3. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Презирать (врага) — ненавидеть, призирать (бездомного) — приютить.

  4. Анонимный

    А прЕзирать и призирать , это как будет?
    Объясните

  5. Анонимный

    ой ой ой

  6. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Да, пребывать (на вокзале) — значит, находиться, а прибывать (на вокзал) — значит, приближаться.

  7. Анонимный

    а слово "пребывания" относится

  8. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Почитайте эту статью (этап 3): http://uchimcauchitca.blogspot.com/2010/12/3_04.html#more

  9. Анонимный

    А что значиит (из таких-то предложений выпишите слово с приставкой пре которое зависит от лексического значения) и как это выполнять