Употребление нейтрального слова или специального термина в переносном значении придаёт слову публицистическую окраску, например:
— пакет молока — пакет предложений/законов
— тихие шаги — практические шаги
— формат книги — формат переговоров
— сигналы светофора — сигналы с мест.
Метафоризация представляет собой использование слов в переносных значениях в целях:
- создания яркого образа,
- выражения оценки, эмоционального отношения к предмету речи;
- оказания воздействия на адресата речи.
В современной речи военные лексемы звучат не реже:
— взрывоопасная ситуация, штаб, рейд, наступление, фланг, атака, обойма,
— форсировать, маневрировать, торпедировать.
Активно используется сравнение государственного устройства со зданием: коридоры власти, стена недоверия, национальные квартиры (типично для 1989-91 годов), занять нишу, социальный блок, партийное строительство.
Со времени перестройки в публицистику вошло сравнение общественного развития с движением поезда, корабля: локомотив реформ буксует/ползёт/застрял/сходит с рельсов, корабль реформ, капитаны отечественного бизнеса.
Широко применяется метафорическое осмысление слов, относящихся к медицине. Большинство из них выражают сильные негативные эмоции: паралич экономики, микробы мещанства, болезнь общества, аллергия на контакты с прессой, бациллы феодальной морали, вирус распада, болезнь суверенизации, злокачественная опухоль национализма.
Некоторые медицинские метафоры связаны с лечением и лекарствами: оздоровление финансов, финансовые инъекции, шоковая терапия, реанимация промышленности.
Украшая речь по форме, метафоры нередко затрудняют восприятие содержания, прикрывают демагогию и давление на аудиторию.
При обсуждении экономических и политических тем избыток метафор ведёт к тому, что логическое рассуждение подменяется эмоциональным спором, на адресата действует не сила доводов, а яркость, свежеть, броскость слов.
Неумеренное употребление метафор запутывает читателя, а иногда, и самого автора. Оно особенной неуместно в парламентской речи при обсуждении законов.
Злоупотребление метафорами приводит к тому, что выразительность текста наносит ущерб его точности. Эта тенденция публицистики отражается на книжно-письменной речи школьников, которые стремятся сделать свои сочинения красивей и в некоторых случаях так употребляют метафоры, что фраза становится бессмысленной:
- «Они стоят в ряд на одном уровне»;
- «Невозможно пройти мимо такого огромного государства как РОССИЯ со множеством побед и славной историей»;
- «Что же позволило поставить их на ступень огромного вклада в развитие культуры России?»;
спасибо огромное
Огромное СпАсИбО!!!
помогите пожалуйста написать сочинение на тему: Осторожно!Пятьдесят километров- дикие звери.
Текст.
(1)Я — москвич! (2)Сколь счастлив тот , кто может произнести это слово, вкладывая в него всего себя.
(3)…Минувшее проходит предо мною…
(4) Привожу слова пушкинского Пимена, но я его несравненно богаче: на пестром фоне хорошо знакомого мне прошлого, где уже умирающего, где окончательно исчезнувшего, я вижу растущую не по дням, а по часам новую Москву . (5)Она ширится, стремится вверх и вниз, в неведомую доселе стратосферу и в подземные глубины метро, освещенные электричеством, сверкающие мрамором чудесных зал.
(6)В «гранит одетая» Москва-река окаймлена теперь тенистыми бульварами.
(7)Там, где недавно, ещё на моей памяти, были болота, теперь — асфальтированные улицы, прямые, широкие. (8)Исчезают нестройные ряды устарелых домишек, на их месте растут новые, огромные дворцы. (9)Один за другим поднимаются первоклассные заводы. (10)Недавние гнилые окраины уже слились с центром и почти не уступают ему по благоустройству, а ближние деревни становятся участками столицы. (11)В них входят стадионы — эти московские колизеи, где десятки и сотни тысяч здоровой молодежи развивают свои силы, подготовляют себя к геройским подвигам и во льдах Арктики, и в мёртвой пустыне Кара-Кумов, и на «Крыше мира », и в ледниках Кавказа.
(12)Но чтобы создать новую Москву на месте старой, почти тысячу лет строившейся кусочками, где какой удобен для строителя, нужны особые, невиданные доселе силы…
(13) Москва уже на пути к тому , чтобы сделаться первым городом мира . (14)Это на наших глазах.
(15)…Грядущее проходит предо мною…
(16)И минувшее проходит предо мной. (17)Уже теперь во многом оно непонятно для молодёжи, а скоро исчезнет совсем. (18)И чтобы знали жители новой столицы, каких трудов стоило их отцам выстроить новую жизнь на месте старой, они должны узнать, какова была старая Москва , как и какие люди бытовали в ней.
(19)И моя работа делает меня молодым и счастливым – меня, прожившего и живущего
На грани двух столетий,
На переломе двух миров .
(По Вл. Гиляровскому)
не могли бы вы пожалуйста помочь написать мне сочинение по вот этому тексту? Пожалуйста,просто я дико не успеваю….
(по тексту Л.Леонову
начинается так :"воспаленное состояние Поли…"
Посмотрите тут: http://webhelper.info/blog/kak_ljudi_stanovjatsja_vzroslymi_sochinenie_s1_k_demoversii_egeh_po_russkomu_jazyku_2012_goda/2011-10-10-17
Спасибо большое я искала везде но ваш сайт один где это было
Не поняла вопрос =(
Спасибо Вам большое,Марина Анатольевна! Сегодня весь вечер перед ГИА в друзьями готовились, я им скинула ссылку на Ваш блог,а они написали что уже давно все на этом сайте "сидят")) Ещё раз огромное спасибо от меня и всей моей несчастной параллели 9 классов))
Удачи всей вашей параллели! Всё будет хорошо!
Мне срочно нужно сочинение на тему "роль метафоры в художественном тексте"…..пожалуйста…помогите)
спааааасибо)))
спасииииииииииибооо))
Материал, представленный здесь , основан на информации с разных сайтов, так что ничего особенного, если честно. Единственный плюс-структурированность теоритического материала.
А роль метафор в художественном тексте здесь имеються?)))
мне тоже не очень понравилось
не очень(((
Большое спасибо!
Очень помог материал!
а не подскажите,словосочетание "мужественное решение" это метафора?или это в прямом смысле ?
я то никак понять не могу..
Спасибо большое!Этот материал мне очень помог.
Огромное спасибо!!!!!!!!!
Спасибо вам по больше бы таких блогов
Здравствуйте!!! не могли бы Вы мне помочь?
мне к завтрашнему дню нужно написать сочинение на тему:
Что такое мужественность?
учитель сказал, что этот вопрос можно рассматривать на примере Печорина..
только вот в голову ничего не лезет!!
помогите, пожалуйста!!