Материал к сочинению на тему «Роль лексического повтора в книжной речи»

1. Что такое ЛЕКСИЧЕСКИЙ ПОВТОР?

Лексический повтор —  это повторение слова, словосочетания или предложения в составе одного высказывания (предложения, сложного синтаксического целого, абзаца).

Лексические повторы различного вида широко используются для придания экспрессивности художественному тексту.

Благодаря повторению слов или словосочетаний на них фиксируется внимание читателя, тем самым усиливается их роли в тексте. Повтор придает связность, подчеркивает важнейшие мысли, также он подчеркивает упорядоченность построения высказывания.

2. ФУНКЦИИ лексического повтора

Функция №1. СРЕДСТВО СОЗДАНИЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

С помощью лексического повтора можно подчеркнуть, выделить в речи важную в смысловом отношении группу слов.

Функция №2. СРЕДСТВО ПРИДАНИЯ ЯСНОСТИ ВЫСКАЗЫВАНИЮ, помогающее избежать туманности изложения.

Функция №3. СРЕДСТВО ПЕРЕДАЧИ МОНОТОННОСТИ И ОДНООБРАЗИЯ ДЕЙСТВИЙ

Функция №4. ФУНКЦИЯ НАРАСТАНИЯ
Повторение слов способствует большей силе высказывания, большей напряженности повествования. Эта функция родственна первой функции, указанной выше. Разница состоит в том, что нарастание выражает постепенность увеличения силы эмоций.

Функция №5. СРЕДСТВО ВЫРАЖЕНИЯ МНОГОКРАТНОСТИ ИЛИ ДЛИТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЯ

В этой функции повтор является типизацией фольклорных повторов.
Функция №6. СРЕДСТВО СМЯГЧЕНИЯ РЕЗКОСТИ ПЕРЕХОДА ОТ ОДНОГО ПЛАНА ВЫСКАЗЫВАНИЯ К ДРУГОМУ
Функция №7. РИТМИЧЕСКАЯ ФУНКЦИЯ
Повторение одних и тех же единиц (слов, словосочетаний и целых предложений) способствует более четкой ритмической организации предложения, часто приближающей такую ритмическую организацию к стихотворному размеру.
Функция №8. СРЕДСТВО ЗАМЕДЛЕНИЯ ПОВЕСТВОВАНИЯ
Устная народная поэзия широко пользуется повторением слов в целях замедления повествования, придания песенного характера сказу, и часто вызывается требованиями ритма.
Функция №9. СРЕДСТВО СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ

Эта функция реализуется главным образом ритмом, который образуется из-за повторения слов и словосочетаний.


Например:

Вокруг города по низким холмам раскинулись леса, могучие, нетронутые. В лесах попадались большие луговиныи глухие озёра с огромными старыми соснами по берегам.

Типы лексического повтора

Рекомендую также прочесть статью «Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему?»

По материалам Интернета

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!
Комментарии: 44
  1. Анонимный

    ну, в принципе да. а так чтобы не совсем нет. нормально, да:)

  2. Анонимный

    Отличный материал!!!������

  3. Анонимный

    Хороший материал, тем не менее, сайт необходимо оптимизировать.

  4. Анонимный

    Спасибо огромное:))очень хороший сайт:3

  5. Анонимный

    очень хороший сайт))спасибо за такую полезную информацию!!!

  6. Анонимный

    Благодарю, Марина Анатольевна. Очень помог данный пост в написании сочинения на лексическую тематику. Огромное спасибо Вам!

  7. Анонимный

    Good job!!!
    спасибо

  8. Анонимный

    супер

  9. Анонимный

    Благодарю

  10. Анонимный

    спасибо)

  11. Анонимный

    Спасибо большое ваш сайт выручает не в первый раз!! :)

  12. Анонимный

    спасибо.надеюсь поможет

  13. Анонимный

    спасибо большое

  14. Анонимный

    скоро гиа(((((

  15. Анонимный

    отлично) хороший материал очень помог) спасибо)

  16. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Есть немного =)

  17. Анонимный

    слишком мудрено

  18. Анонимный

    сойдёт

  19. Анонимный

    Прекрасный блог, спасибо огромное!

  20. Анонимный

    Гуд

  21. Анонимный

    Спасибо огромное!

  22. Анонимный

    спасибо большое

  23. Анонимный

    спасибочки)))

  24. Анонимный

    СБАСИБОЧКИ)))

  25. Анонимный

    Отлично

  26. Анонимный

    спасибо за нужные материалы))) нужна информация по теме "роль сравнений", пжл помогите…

  27. Анонимный

    Спасибо!

  28. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Вообще-то это не сочинение, а всего лишь материал к сочинению. Примеры и вывод можно добавить и самому.

  29. Анонимный

    Сочинение имеет довольно-таки странную структуру: здесь нет вывода, примеров мало, к сожалению. Надеюсь, на экзамене эта тема не достанется мне.)

  30. Анонимный

    примеров мало

  31. Анонимный

    спасибо,очень даже не плохо)

  32. Анонимный

    ещё бы сочинение было тогда бы +!

  33. Анонимный

    Здорово). Большое спасибо!!!!

  34. Анонимный

    четко))))

  35. Анонимный

    Спасибо,Марина Анатольевна ваш блог просто чудо!!!!

  36. Анонимный

    спасибо Марина Анатольевна за такой блог, очень благодарен!)))

  37. Анонимный

    Спасибо очень помогли!!!!

  38. Анонимный

    Спасибо помогло:)

  39. Анонимный

    то что надооооооо!!!

  40. Анонимный

    хорошая вещь)))

  41. Анонимный

    cooooooooooooolllllll

  42. Анонимный

    хорошая штука=)

  43. Анонимный

    Мне помогло!

  44. Анонимный

    классссссссссссссссссссссссссссссс!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!
    !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

    !!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

Комментарии закрыты.