Материал к сочинению на тему «Зачем нужны приставки?»

1. Что такое «приставка»?

Приставка, или префикс (от лат. prae – впереди, fixus – прикреплённый) — значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов.

Приставка — это всего лишь составная часть слова, а насколько велика её роль и сложно ее содержание… Чем меньше языковая единица, тем сложнее её изучить.

К. И. Чуковский писал: «Приставки придают русской речи столько богатейших оттенков. Чудесная выразительность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставок таится разнообразие смысла».

Приставка присоединяется только к существующему слову, и это способ словообразования отличается тем, что приставка присоединяется не к основе, а к целому слову, и не «в силах» перевести слово в другую часть речи, в отличие от суффикса. Таким образом, с помощью приставки образуются слова только одной части речи (правда – неправда, группа – подгруппа, вредный – безвредный, обедать – отобедать, всегда – навсегда, кто – никто).
2. Каковы функции приставок? 
Функция №1 — ОБРАЗОВАНИЕ НОВЫХ СЛОВ
Приставки в русском языке чаще всего используются для словопроизводства глаголов, прилагательных, наречий.
Присоединение приставок к основам разных слов не меняет коренным образом их значения.
Приставки придают этому значению новые смысловые оттенки.
Перечень некоторых приставок и их значений:
без- (бес-) — «отсутствие чего-либо»: беспорядок
в- (во-) — «движение внутрь»: влететь
до- — «закончить действия»: дописать
за- — «начало действия»: закричать
на- — 1) полнота действия»: наговориться; 2) «находиться поверх чего-либо»: нарукавник
над- (надо-) — «1) «добавить, увеличить»: надстроить; 2) «неполнота действия»: надкусить; 3) «выше чего-либо»: надземный
не- — «противоположность»: недруг
от- (ото-) — 1) «закончить действие»: отцвести; 2) «удалить, устранить»: отъехать
пере- — 1) «сделать заново»: переписать; 2) «движение через что-то»: переползти 
под- (подо-) — 1) «дополнить, добавить»: подложить; 2) «приблизить»: подбежать; 3) «находиться ниже чего-либо»: подводный
про- — 1) «движение сквозь что-то, мимо чего-либо»: пробежать, протянуть; 2) «закончить действие»: прочертить, прострочить
с- — «движение сверху вниз»: сползти, скатиться
у- — 1) «удалиться, устранить»: убежать, уехать; 2) «усилить»: углубить, укоротить
Обратите внимание на то, что многие приставки имеют два и более значений!
Приставки можно объединить в группы в зависимости от их значения. Примерно так:
Среди приставок качественных прилагательных имеется группа таких, которые обозначают большую меру качества: презабавный, премилый; наиглавнейший, наикратчайший; развеселый, разнесчастный.
Группа приставок со значением отрицания и отсутствия известного признака: безусый, беззубый; несмелый (робкий), небольшой (маленький); аморальный, асимметричный.
Приставка небез- (небес-), представляющая сочетание приставок не- и без-, как бы выражает отрицание отсутствия известного признака и на основе этого указывает на небольшую меру качества: небезвредный, небесполезный.
Приставки относительных прилагательных по значению распадаются на несколько групп. В них даются указания:
  • на место: наземный, надземный, подземный, пришкольный, внешкольный;  
  • на время: довоенный, предвоенный, послевоенный; 
  • взаимные отношения между лицами и предметами: интернациональный, антифашистский, противоалкогольный.

Функция №2 — ОБРАЗОВАНИЕ ФОРМ ГЛАГОЛОВ, ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
С помощью некоторых приставок можно образовать вид глагола (совершенный или несовершенный) или превосходную степень прилагательного.

Читайте также:  Раскрытие тайн исКонного языка

Например:  
рисовать – на-рисовать (образуется совершенный вид),
высший – наи-высший (участвует в образовании превосходной степени прилагательного).

Источник информации

Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Анонимный

    сочинение "приставка придаёт речи, столько богатейших оттенков! Чудесная выразитенльность речи в значительной мере зависит от них. В разнообразии приставки таится разнообразие смысла" К.И.Чуковский

  2. Анонимный

    Марина Анатольевна помоги пожалуйста написать сочине нание тему приставки

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      А разве эта статья ничем не помогла?

  3. Анонимный

    pomogite mne napisat kursovuyu na yem <>

  4. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Сформулируйте поточнее тему! Может быть, имелось ввиду "Роль наречий в тексте?"

  5. Анонимный

    Марина Анатольевна,помогите пожалуйста,нужно написать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему список русских наречий

  6. Марина Анатольевна Крюкова автор

    По-моему, для написания сочинения на нужную Вам тему хорошо подходит материал данной статьи, а про суффиксы информацию найдёте здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/01/blog-post_31.html#more Удачи!

  7. Анонимный

    Марина Анатольевна помогите пожалуйста надо сочинение на лингвистическую тему приставка и суффикс.Лола))

  8. Анонимный

    Спасибо)) Вы очень-очень-очень помогаете)