1. Прочитаем варианты формулировки задания В6:
Вариант 1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Вариант 2. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые в сложносочинённом предложении.
Вариант 3. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую между частями сложного предложения, связанными сочинительной связью.
Вариант 4. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все знаки препинания. Выпишите цифру, которая указывает на знак препинания, обозначающий сочинительную связь между частями сложного предложения.
2. Вспомним, какое предложение называют СЛОЖНОСОЧИНЁННЫМ (ССП)
ССП — это такое предложение, в котором простые предложения связываются сочинительными союзами.
Простые предложения в составе ССП равноправны по отношению друг к другу и между ними можно поставить точку.
Простые предложения в составе ССП отделяются друг от друга только запятой.
3. Чем отличается ССП от CПП и БСП?
В сложноподчинённом предложении (СПП) простые предложения связываются подчинительными союзами или союзными слова и состоят из главного предложения и придаточного (придаточное подчиняется главному).
В бессоюзном сложном предложении (БСП) простые предложения связаны без помощи каких бы то ни было союзов и союзных слов, а части БСП могут быть отделены друг от друга не только запятой, но и точкой с запятой, двоеточием и тире.
4. Запомним все сочинительные союзы:
и
да (= и)
да и
тоже
также
причём
притом
ни — ни
или (иль)
либо
то — то
не то — не то
то ли — то ли
а
но
да (= но)
зато
однако
же
только
то есть
а именно
5. Рассмотрим схемы ССП с некоторыми союзами, а также примеры
[ ], и [ ]. [Дверь хлопнула], и [из нее показался гражданин].
[ ], да [ ]. [Только иволги кричат], да [кукушки отсчитывают непрожитые годы].
Ни [ ], ни [ ]. Ни [калина не растёт меж ними], ни [трава не зеленеет].
[ ], или [ ]. [Залает пёс дворовый], или [ветерок зашелестит].
То [ ], то [ ]. То [солнце тусклое блестит], то [туча чёрная висит].
[ ], [… же… ]. [Убеждения внушаются теорией], [поведение же формируется примером].
Внимание! Союз же совмещает в себе два значения: противительного союза и усилительной частицы; поэтому он стоит не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения, выделяя это слово)
[ ], […тоже… ]. [Лицо её было бледно], [слегка раскрытые губы тоже побледнели] .
Внимание! Союзы тоже и также по значению приближаются к союзу и, но они стоят не между простыми предложениями, а внутри второго.
[ ], то есть [ ]. [Так же вот жилось в родных Лозищах и Осипу], то есть [жилось неважно].
[ ], а именно [ ]. [Мужская прислуга была доведена у нас до минимума], а именно [для всего дома полагалось достаточным не больше двух лакеев].
6. Советы перед выполнением практической части
Совет 1. В поисках запятой, разделяющей части ССП, ориентируйтесь в первую очередь на сочинительные союзы. Помните, что союзы ЖЕ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ стоят не между простыми предложениями, а после первого слова второго предложения (союз ЖЕ) и внутри второго предложения (союзы ТОЖЕ, ТАКЖЕ).
Совет 2. Помните о том, что сочинительные союзы могут связывать не только простые предложения в составе ССП, но и однородные члены. Запятая между однородными членами не имеет никакого отношения к ССП.
Совет 3. Внимательно читайте задание! Обратите внимание, сколько цифр вас просят указать — одну или несколько. Учтите также, что, к сожалению, задание в КИМах может быть сформулировано некорректно, то есть, например, вас просят указать всего одну запятую, стоящую между частями ССП, а в указанном предложении на самом деле не одна запятая, а две или более. И наоборот. Кроме того, задание может быть сформулировано неопределённо (смотреть вариант №1 формулировки задания): то ли одну запятую надо найти, то ли несколько. Поэтому тщательно проверяйте каждую запятую!
7. Рассмотрим 2 образца разбора этого задания
Образец 1. В приведённом ниже предложении из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложносочинённого предложения.
Михаил Семёнович говорит, (1) и смех вспыхивает снова и снова. «И помещик этот разросся до такой толщины,(2) что не мог сидеть за обеденным столом благодаря своей необъятной фигуре,(3) а прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе»,(4) — при этих словах Щепкин взял чашку с чаем и,(5) вмиг переменившись,(6) представил непомерного толстяка.
Комментарий:
Запятая №1 разделяет два простых предложенияв составе ССП, так как:
во-первых, здесь две грамматических основы (Михаил Семёнович говорит и смех вспыхивает);
во-вторых, после запятой стоит сочинительный союз И.
Запятая №2 разделяет два простых предложения (главное и придаточное) в составе СПП, так как:
во-первых, здесь две грамматические основы (помещик разросся и не мог сидеть);
во-вторых, после запятой стоит подчинительный союз ЧТО.
Запятая № 3 отделяет простое предложение И помещик этот разросся до такой толщины от простого предложения прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе. Между ними стоит сочинительный союз А.
Запятая №4 отделяет прямую речь («И помещик этот разросся до такой толщины, что не мог сидеть за обеденным столом благодаря своей необъятной фигуре, а прибор для него помещали на его выдававшемся вперёд животе») от слов автора (при этих словах Щепкин взял чашку с чаем и, вмиг переменившись, представил непомерного толстяка).
Запятые № 5 и № 6 обособляют деепричастный оборот (вмиг переменившись), который стоит в середине предложения, поэтому выделяется запятыми с двух сторон. А сочинительный союз И в данном случае соединяет два однородных члена (взял и представил). Их легко увидеть, если убрать из предложения деепричастный оборот (при этих словах Щепкин взял чашку с чаем и представил непомерного толстяка).
Таким образом, только запятые № 1 и № 3 стоят между частями ССП.
Ответ: 1,3
Образец 2. В приведённых ниже предложениях текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру, обозначающую запятую в сложносочинённом предложении.
Я в своем неизбывном любопытстве и резвости посмотрела на эти непонятные картинки,(1) начертанные ровно линии,(2) взяла пузырек с тушью, (3) аккуратненько вылила ее на весь проект, (4) и краска залила чертёж.
Комментарий:
Найдём грамматическую основу данного предложения.
Первая основа состоит из одного подлежащего и трёх однородных сказуемых: Я посмотрела, взяла, вылила.
Вторая основа состоит из подлежащего и сказуемого: краска залила.
Таким образом, данное предложение сложное, состоит из двух простых, связанных сочинительным союзом И. Значит, предложение сложносочинённое. И запятая №4 отделяет части ССП.
Проверим остальные запятые.
Запятая №1 разделяет однородные дополнения: (посмотрела на что?) на картинки, линии.
Запятые № 2 и 3 разделяют однородные сказуемые: (Я что сделала?) посмотрела, взяла, вылила.
Ответ: 4
При написании данной статьи я пользовалась материалами сайта traktat.com, а также учебно-методическом пособием «Русский язык. 9-ый класс. Подготовка к Государственной Итоговой Аттестации-2010» под редакцией Н.А.Сениной и др.
Уважаемая Марина Анатольевна, помогите найти теорию к ГИА_В9. Заранее благодарна.
спасибо огромное. тему ссп подзабыл а сейчас вспомнил. помогло подготовиься к предварительным экзаменам
как НИ вооружались и НИ противились мужчины -почему НИ А НЕ не?
Всё просто. Задаём себе вопрос: мужчины вооружались? противились? В данном контексте ответ будет положительный: да, мужчины вооружались, противились. Значит, пишем НИ. Если бы ответ был отрицательный, тогда бы написали НЕ. Например: Мужчины не вооружались. (вооружались? нет, значит, пишем НЕ)
Спасибо большое за хорошее обяснение правил. До сих пор не мог понять правила изложенные в учебнике, а тут всё понял. Отличная помощ к ГИА.
где и как зарегистрироваться?
В левой колонке есть гаджет "Постоянные читатели". Нажмите на кнопку "Присоединиться к сайту".
спасибо огромное!очень-очень помогли)))*
Спасибо большое)) Вы мне очень помогли в подготовки к ГИА))
Наталья, если предложение находится в середине, то указываем запяты с ОБЕИХ СТОРОН, независимо от типа связи.
"Денег у нас было мало,(1) и мы купили то,(2) что смогли. Всё выбирал хозяин,(3) и мне оставалось только удивляться,(4) зачем,(5) например,(6)нужны два десятка белых бумажных скатертей. "
Запятая № 2 отделяет главное предложение от придаточного.
Запятая № 4 — тоже.
Запятые № 5 и 6 — выделяют вводное слово.
Здравствуйте! У меня такой вопрос. Возьмем предложение: "Мы построили новый дом,(1) потому что старый стал непригоден для жилья,(2) и к нам пришли знакомиться вновь приобретенные соседи." Если мы выделяем СПП, то это цифры 1 и 2, т.к.придаточная часть находится в середине. А если бы задание было выделить ССП, то мы брали бы цифру 2? Я не понимаю, как поступать, когда в предложение с различными видами связи по соседству находятся части БСП, ССП, СПП. Помогите пожалуйста. Буду очень благодарна.
Здравствуйте, Марина Анатольевна! Подскажите пожалуйста, как поступать в данной ситуации:"Денег у нас было мало,(1) и мы купили то,(2) что
смогли. Всё выбирал хозяин,(3) и мне оставалось
только удивляться,(4) зачем,(5) например,(6)
нужны два десятка белых бумажных скатертей. " Необходимо выбрать запятые между частями сложносочиненного предложения. В ключах это 1, 3. Почему не 1, 2, 3, 4? Мы выделяем главную(сочинительную) часть с двух сторон или нет?
На двойке запятая перед подчинительным союзом
На двойке запятая перед подчинительным союзом, на четвёрке тоже : "Мне оставалось только удивляться (чему?), зачем…и т. д." Так что в ключах всё написано верно