Этот материал поможет вам подготовиться к сочинению-рассуждению на тему «Зачем нужно тире?»
1. Что такое тире?
Тире́ (фр. tiret, от tirer — растягивать) — один из знаков препинания, применяемый во многих языках. В русскую письменность тире ввёл писатель и историк Н. М. Карамзин. Первоначально знак назывался «черта», а слово «тире» встречается с начала 1820-х.
2.Функции тире:
Функция № 1 – РАЗДЕЛИТЕЛЬНАЯ
Тире разделяет:
а) подлежащее и сказуемое при отсутствии связки: Москва – столица России.
б) члены предложения при пропуске одного из членов предложения в неполном предложении: Мы поехали в театр, а он – домой. Всё лучшее — детям.
в) члены предложения для подчёркивания слов, стоящих в конце предложения, обычно обстоятельств: И опять побрёл по улице рикш – на этот раз к отелю.
г) обобщающее слово и однородные члены предложения: Дома, дороги, лес – всё было покрыто снегом.
д) однородные члены и продолжение предложения, если перед ними стоит обобщающее слово: Всё: дома, дороги, лес – было покрыто снегом.
е) части бессоюзного сложного предложения: Чин следовал ему – он службу вдруг оставил.
ж) прямую речь и слова автора: «Сколько времени будет длиться экзамен?» — поинтересовались ученики.
з) реплики диалога: — Не буди меня рано, — попросил сын свою мать.
Функция № 2 – ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ
Тире выделяет:
1. распространённые приложения, имеющие ярко выраженное уточнительное, поясняющее значение: По ночам часто плакал во сне Фунтик – маленькая рыжая такса. За лугами, за старицами – приютом щук и прочей рыбы – видна полоса песков.
2. вставные предложения: Булочники – их было четверо – держались в стороне от нас.
3. слова автора, находящиеся внутри прямой речи: — Именно то, что наиболее естественно, — заметил он, — менее всего подобает человеку.
Функция № 3 — СМЫСЛОРАЗЛИЧИТЕЛЬНАЯ
С помощью тире оформляют смысловые отношения:
а) времени или условия (Лес рубят — щепки летят. Назвался груздем — полезай в кузов)
б) следствия, результата, вывода (Солнце дымное встаёт — будет день горячий)
в) противопоставления (Надо мне – бежать вперёд, вам – возвратиться назад. Знание законов не желательно – обязательно. Ввысь взлетает Сокол — жмётся Уж к земле)г) быструю смену событий или неожиданный результат действия (Сыр выпал — с ним была плутовка такова. Стрела выходит из колчана, взвилась – и падает казак. Хотел всегда жить в городе — и вот кончаю жизнь в деревне)
д) сравнения (Молвит слово — соловей поёт)
Функция № 4 — ЭМОЦИОНАЛЬНО-ЭКСПРЕССИВНАЯ
Тире способно передавать и эмоциональную сторону речи. Оно разрывает интонационную плавность фразы и создающее тем самым эмоциональную напряженность и остроту.
Вот некоторые примеры из произведений М. Горького: Я имею бумаги… но — они никуда не годятся; Смерть разула стоптанные лапти, прилегла на камень — и уснула; Кинул он радостный взор на свободную землю и засмеялся гордо. А потом упал и — умер.
Все эти подчеркивания с помощью тире эмоциональной стороны речи, ее напряженности и динамичности, естественно, подчинены манере изложения и не регламентируются правилами.
ВЫВОД
Итак, диапазон употребления тире действительно широк:
во-первых, это фиксатор всевозможных «грамматических» пропусков, тире заполняет эти словесно пустые места;
во-вторых, тире может выполнять роль отграничителя и сигнализировать при этом о границе различных синтаксических конструкций;
во-третьих, при отсутствии союза тире способствует передаче на письме особых смысловых отношений, в устной речи эти значения передаются интонационными средствами;
в-четвёртых, служит цели создания эмоционально-экспрессивных качеств речи.
Источник
Готовое сочинение по данной теме читайте ТУТ (образец 9).
О том, КАК писать сочинение, читайте ЗДЕСЬ
помогите сделать синтаксический разбор Сыр выпал — С НИМ БЫЛа плутовка такова
Нужная статья, очень сильно помогла. То, что искала-кратко и всё самое важно, ни чего лишнего.
Спасибо за материал!
Скажите, пожалуйста, правда, что в 2012 году выпускини 9-х классов, сдающие ГИА, попали под эксперимент?
Этот эксперимент длится уже несколько лет!
Марина Анатольевна, помогите пожалуйста установить функцию тире: Кто кончил жизнь трагически, — тот истинный поэт!
На мой взгляд, здесь тире не нужно, т.к. это сложноподчинённое предложение с придаточным местоименно-определительным.
Здравствуйте, Марина Анатольевна! Во-первых, хочется сказать Вам огромное спасибо за то, что вы разработали такой отличный сайт! Потому что он помогает подросткам, да и не только….
Я — ученица средней школы.Скоро у нас в школе будет неделя Русского языка и литературы, и мне, как "примерной"ученице, было велено написать сочинение на тему:"Школа в моей жизни". Помогите, пожалуйста, написать это сочинение..или дайте,пожалуйста, советы и материалы для его написания.
Спасибо за добрые слова! Я рада, что материалы блога приносят реальную помощь школьникам. Постараюсь помочь и на этот раз. Прежде чем писать сочинение, необходимо продумать план. Помните, что сочинение должно состоять из трёх частей: вступления, основной части и вывода. Они выделяются абзацами. Во вступлении можно немного пофилософствовать о том, какую роль играет школа в жизни каждого человека. В основной части напишите о себе, о школе, в которой вы учитесь, о школьной жизни, одноклассниках, учителях. В заключении работы можно процитировать слова о школе какого-нибудь известного человека. Образцы сочинений можно посмотреть, перейдя по ссылкам:
http://referatwork.ru/refs/source/ref-40637.html
http://zolotze.blogspot.com/2007/11/blog-post_22.html
http://abakanschool.ru/samye_glavnye_slova_o_rodno_shkole_sochineniya_uchashikhsya
http://uvk6.info/page.php?al=shkola_v_moej_zhizni_soc
http://74213s6.edusite.ru/p57aa1.html
Удачи!
спасибо огромное=)то что нужно*))очень пригодилось=*
Спасибо=*))
спасибо за сочинение, хорошее и краткое содержание
Марина, я удивлена, что материал данной статьи Вас не вдохновил на сочинение! Готовую работу можно посмотреть тут: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2010/12/9.html Но всё-таки полезнее писать сочинение самому!
зачем нужно тире???? сочинение нужно 9класс
спасибо)то что мне нужно)
Здравствуйте)На какое правило относится это предложение?
Я — москвич.
СПАСИБО БОЛЬШОЕ!!!!!очень помогли, то что мне нужно!
В статье содержится обобщённая информация. Примеры Вы подбираете сами. Они должны быть обязательно из указанного текста.
а тут по тексту то всё подходит?
Спасибо вам огромное! Не знаю что бы я без вас делал. В конце восьмого класса писали тест в формате ГИА, так у меня теория выполнена на 100%, а сочинение на хилую троечку. В итоге поставили 4. Еще раз спасибо!
Вы правильно назвали функции тире, поэтому баллы вам по критерию С1К1 не за что снижать.
Здравствуйте, Марина Анатольевна!
Большое спасибо за материал — очень помого на самом экзамене. Писал сочинение на лингвистическую тему про функции тире.
Если я назвал разделительную функцию между подлежащим и сказуемым, выраженые имненм существительными; и указал смыслоразличительную функцию тире, которое разделяет не только части СБП, но подчеркивает, что эти части противопоставлены по смылу. Не снизят ли мне баллы?
так и знал, что допущу какую-нибудь глупую ошибку=(Надо было написать про выделительную функцию(
Обидно=(А можно получить 5, если остальное всё(не считая этой ошибки в сочинении) сделано правильно?
"…если привёл в сочинении про тире функции: 1. разделяет подлежащее и сказуемое, 2. Разделяет части СБП — это ведь разные примеры?Или оценят как одну функцию?("
Макс, к сожалению, в данном случае вы назвали одну функцию — разделительную. За одну функцию вы получите 1 балл. Про примеры сказать ничего не могу, т.к. вы их не написали (примеры и функции — разные понятия!)
Это значит, что по критериям С1К2 (Наличие примеров-аргументов) вы получите 1 балл (при условии, что приведённый пример соответствует указанной функции)
Что будет если в сочинение написать один пример?
Марина Анатольевна, скажите, пожалуйста, если привёл в сочинении про тире функции: 1. разделяет подлежащее и сказуемое, 2. Разделяет части СБП — это ведь разные примеры?Или оценят как одну функцию?(
спасибо огромное
спасибо огромное!!)))
Большое спасибо! Вы мне очень помогли!
Спасибо большое, Марина Анатольевна:) Хороший материал, на основе которого намного легче писать сочинение)
Уважаемая Марина Анатольевна здесь очень хороший материал и информация. Вас благодарит Гайдамака Алексей. Спасибо Вам ещё раз)ли:)
Уважаемая Марина Анатольевна преогромное Вам спасибо) Вас благодарят Илич и Ли))
можно ли стать грамотным не освоив непроверяемых слов
помогите пожалуйста
материал очень хороший)надеюсь завтра на ГИА он мне поможет)
Думаю, не имеет смысла учить два месяца всё это дословно, главное — это понимать то, что ты пишешь. Так что, завтра пару-тройку часов и я буду окончательно готов.
Спасибо!
Марина Анатольевна, огромное спасибо за вашу информацию, которую вы поместили на вашем сайте. Она мне очень помогла!!!
Если ваше сочинение будет соответствовать всем требованиям, никто зачёркивать лишние слова и снимать за это баллы не будет! А в экспертной комиссии я не состою.
Здравствуйте, Марина Анатольевна! У меня вопрос по поводу максимального объёма сочинения. Вы писали, что, наверное, 250! Мне кажется меньше -140-150!Напишешь лишних 100 слов — тебе зачеркнут да ещё поставят. А вы входите в экспертную комиссию?
Здесь тире выделяет поясняющий член предложения (28 июля)
А предложение: Даже число запомнилось- 28 июля . К какому правилу?
Дмитрий, советую начать подготовку с этой статьи: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/02/21.html?showComment=1305652415699#c5657498543488503534
Здравствуйте, Мария.
Я ученик 9ого класса.
Наверное буду писать С2.1 на ГИА.
Как посоветуете подготовиться?
Где найти подходящий "клише" или макет сочинения который можно заучить и вставить функции запятых (их тоже заучить?)
Перед экзаменами всегда возникает такое чувство: будто ничего не знаешь. Не переживайте! Если вы готовились к экзамену, то всё вспомните! Проверено на практике!
скоро экзамены…Русский 26 мая. Боюсь, что всё вылетит из головы от страха.((
Чёткого регламента нет, думаю — слов 250.
сколько допускается максимально слов в предложении на лингвистическую тему?
Посмотрите тут: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/01/blog-post_31.html#more
Здравствуйте.Мне нужно сочинение на тему "Суффикс-значимая часть слова" Помогите пожалуйста.
Спасибо
Спасибо большое! Надеюсь, что теперь точно не пропаду на ГИА :))))
Спасибо! Исправила =)
шикарно но измените "Функция №1 – ВЫДЕЛЕНИЕ" она домжна быть "Функция №2 – ВЫДЕЛЕНИЕ."
СПАСИБО ОГРОМНОЕ!!! ВАШ САЙТ СУПЕР!!! ПРЯМО ТО ЧТО НУЖНО!!!=***
Варианты концовки можно посмотреть в статье о том, КАК писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (ссылка на неё в конце этой статьи)
а где концовку можно найти??
Спасибо,а то завтра экзамен и я ни гугу))
Светлана Юрьевна, спасибо за уточнение! А по поводу смысловой функции я с Вами полностью согласна!
В справочнике "Русский язык" (- М: Просвещение, 1990) под редакцие автора учебника для 7, 8 и 9 класса Баранова М.Т. тире так же, как и двоеточие, названы ВЫДЕЛИТЕЛЬНЫМИ знаками, если стоят при обобщающем слове с однородными членами. Выделительную функцию они выполняют и в том случае, если употребляются одновременно: Всё: дома, дороги, лес – было покрыто снегом (они ВЫДЕЛЯЮТ ряд однородных членов).
Я думаю, что ещё стоит говорить о смысловой функции тире в бессоюзном сложном предложении. А Вы как считаете? С уважением, Ваша коллега из Самары Иванова Светлана Юрьевна.
спасибо большое. все четко и понятно написано. отлично подходит для подготовки к ГИА
спасибо большое.)
Благодарю =)
Спасибо Вам огромное за эти замечательные статьи, которые ни раз меня спасали.
Благодарю за оценку "5" =) Про Википедию вы правильно подметили: считаю, что это весьма полезный интернет-ресурс, нередко обращаюсь к нему и не скрываю этого!
За статью поставил пять, но первая часть скопирована с Википедии! За "Выделение" спасибо!
Это функция РАЗДЕЛЕНИЕ, пункт г).
а предложение "Я читал свою толстую библиотечную книгу очень долго – месяц или
полтора."
к какому правилу относится?
Безусловно, ВСЮ информацию из данной статьи переносить в сочинение не стоит. Это лишь материал к сочинению, но не сочинение. Рекомендую познакомиться со статьёй, в которой подробно разъясняется, КАК писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/02/21.html#more
а че так можно в сочинении написать?
Да, Вы правы. Вы не доверяете Википедии?
всё чисто с википедии
Пробный ГИА по Русскому Языку 15 марта писали,32/41 написал,и по всем критериям оценка 4=)
Но разве вы учитесь только ради похвалы учителя? =)
Да уш учишся учишся а наш учитель старания не оценит))=)
Во-первых, бОльшая часть информации должна быть вам знакома, вы ведь всё-таки 9 лет в школе учились! Её нужно просто обобщить. Во-вторых, а как вы готовитесь к устным экзаменам? Билеты тоже надо учить! Так что объём информации вполне допустимый. Просто начинать подготовку к экзамену надо не за два месяца, а с начала учебного года. Тогда будете чувствовать себя спокойнее =)
А можно один вопрос?
как суметь уложить себе в голову все функции,всех знаков,и в отношении других тем этого пункта экзамена?
ведь с шаблонами да с материалом писать сочинения на 7 баллов вообще никаих проблем не составляет,а что я к маю все выучу,учитывая то , что русский не единственный экзамен,я сомневаюсь.
ё, неплохо, неплохо… спс!)))
В конце этой статьи есть ссылка на готовое сочинение по данной теме, концовку можно посмотреть там.
как можно написать концовку сочинения на тему тире?
спасибо!))
Рекомендации о том, как писать сочинение, а также план, есть здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/02/21.html#more
справку можно найти где угодно,вы бы лучше дали примерный план этого сочинения……..
Да, конечно! Добавлю этот пункт в статью. Спасибо, что написали об этом 🙂
Спасибо за материал. А уместно ли в сочинении на данную тему будет использовать правила постановки тире в бессоюзном предложении?
неплохо)
Классно то что мне нужно спасибо!!!