Материал к сочинению на тему «Зачем нужно многоточие?»

Обновление 24.04.11
Данный материал можно использовать при подготовке к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему (задание С2.1).

1. Что такое многоточие?
Многото́чие (…) — знак препинания в виде нескольких (в русском языке трёх) поставленных рядом точек. В большинстве случаев обозначает незаконченную мысль или паузу.

2. Из истории
В русском языке многоточие в качестве одного из знаков препинания впервые указано в грамматике А. Х. Востокова в 1831 году. Тогда оно называлось «знак пресекательный». В просторечии многоточие также иногда называют «троеточием».

3. Цитата
«Многоточие изображает, должно быть, следы на цыпочках ушедших слов…» (Владимир Набоков)

4. Функции

Функция № 1 — ОТДЕЛИТЕЛЬНАЯ

Многоточие отделяет предложения в тексте.

Функция № 2 — СМЫСЛОВАЯ

В настоящее время в русском языке многоточие употребляют в следующих случаях:

а) для обозначения незаконченности высказывания, вызванной волнением говорящего, обрывом в логическом развитии мысли, внешней помехой, для обозначения заминок или перерывов в речи:

 — Помню, отлично помню… Диван, дюжина стульев и круглый столик о шести ножках. Мебель была превосходная, гамбсовская… А почему вы вспомнили?

б) для указания на подтекстное содержание, алогизмы, указание на неожиданность и неоправданность каких-либо сочетаний слов и т.п.

Вот некоторые примеры на употребление многоточия, указывающего на глубокое подтекстное содержание:

Я перепугалась и смотрела в воду: может быть, ничего не увижу, а может, увижу, как это глубоко…

Если б теперь вернуться к Коле, вымолить прощение. Но Коля за стенами и замками…

Тогда, в 41-м…

В примере Нужна ли ученому наука… подчеркивается неожиданность высказывания, в какой-то мере абсурдность его.

в) для подчеркивания алогизма, неоправданности сочетания каких-либо слов, для указания на факты, противоречащие здравому смыслу.

Вот примеры подобных заголовков в газетах:

Туристские тропы… под землей
Роса… по заказу
Громкая… тишина
О конкуренции и… равенстве
Целебная вода под… городом
Разнообразие… по стандарту

г) для передачи большого эмоционального накала, интеллектуального напряжения.

Такое многоточие может заключать в себе очень большое и глубокое содержание, объяснимое лишь широким контекстом: Сердце выпрыгивало из груди, когда он наконец поспел вовремя. Ялик с прекрасным гребцом… белая рубашка, отложной ворот, кудри, высокомерный взгляд… на корме дама в широкополой шляпе с солнечным зонтиком… бочком, как амазонка, лица под полями не разглядеть… лодка с разгона, шурша, ткнулась в песок, юноша выпрыгнул и подтянул ее к берегу… стройный! подал руку и дама подняла лицо… заплаканное! Там они расстались, под соснами, на песчаной тропе. Игорь, как мог, остановил мгновение: Александр Александрович!!. чтобы в лицо… но это был уже кто-то совсем другой, хоть и тоже в белой рубашке, но с ракеткой под мышкой: стоял поближе к кустам и озирался направо и налево…

д) для передачи разрыва в повествовании, резкого перехода от одной темы к другой, для указания на то, что события, описываемые в данном отрывке текста и в предшествующем ему, разделены длительным промежутком времени.

В этом случае многоточие ставится в начале абзаца.

Таким образом намечается пауза, помогающая переключить внимание читающего:

Он не помнил, почему они тогда поссорились. Шла кампания, которую Евгений называл «перетягивание каната».

…Евгений лег на землю, на душные душистые иголки, и, подложив ладони под затылок, стал смотреть в небо.

ВЫВОД
Как видим, многоточие — знак достаточно емкий: он обладает способностью передавать еле уловимые оттенки значений, более того, как раз эта неуловимость и подчеркивается знаком, когда словами уже трудно что-либо выразить; это знак эмоционально наполненный, показатель психологического напряжения, подтекста.

Разумеется, знак не теряет при этом и своих традиционных свойств — передача недосказанности, недоговоренности высказывания, прерывистости и затрудненности речи, наконец, указание на преднамеренные пропуски частей высказывания.

Словом, многоточие — знак активный в современной печати, особенно в некоторых видах и разновидностях литературы. Это художественная литература, а также публицистика — в малых и больших ее жанрах.

В литературе официально-деловой и научной нет места многоточию (разве только для обозначения пропусков при цитировании). Это и понятно: в таких произведениях не может быть недоговоренности, двусмысленности, недосказанности, как недопустимо разное прочтение, предугадывание смысла и т.д.

Источник

О том, КАК писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, читайте ЗДЕСЬ.

Читайте также:  Вебинар для учителей и учеников по вопросам итогового сочинения
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Анонимный

    Спасибо ВАМ большое

  2. Анонимный

    Спасибо большое, очень помогли!!!

  3. Анонимный

    будут там такие сочинения!!!

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      К сожалению, Вы ошибаетесь.

  4. Анонимный

    спасибо большое за помощь,если не сложно про все знаки препинания такое бы сочинение по отдельности про каждое))

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Такие сочинения есть на блоге: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2010/12/9.html
      Но имейте в виду, что таких тем на экзамене не будет.

  5. Анонимный

    Супер..,спокойно можно подготовиться к ГИА 🙂

  6. Анонимный

    спасибо большое,сочинение очень помогло…

  7. резеда

    Спасибо большое, мне очень помогли.

  8. Анонимный

    Просто здорово, спасибо)))

  9. Анонимный

    спасибо большое, но проблема в том что мы ещё не изучали что такое алогизм. и из за этого получился маленький текст.

  10. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Очень жаль… Только не пойму, почему материал не помог, может, Вы неправильно примеры привели?

  11. Анонимный

    (мне не помогло.или у нас требовательней относятся.извините

  12. Анонимный

    Марина Анатольевна,огромное вам спасибо,что ответили на мой вопрос о функциях скобок!Я живу в Ряз. области и у нас на часах на 4 часа меньше времени чем у вас.Пойду в школу с полной уверенностью подготовленности.

  13. Анонимный

    спасибо огромное,завтра пишу экзамен уже,волновалась по-поводу сочинения,теперь уверенна,что напишу всё правильно

  14. Марина Анатольевна Крюкова автор

    "Подскажите пожалуйста вторую функцию скобок.Оооочень нужно)"

    ПЕРВАЯ ФУНКЦИЯ СКОБОК — ЭТО ВЫДЕЛИТЕЛЬНАЯ (ОНИ ВЫДЕЛЯЮТ СИНТАКСИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ)

    ВТОРАЯ ФУНКЦИЯ — СМЫСЛОВАЯ. В скобки заключаются слова и предложения, вставляемые в предложение с целью ПОЯСНЕНИЯ или ДОПОЛНЕНИЯ высказываемой мысли, а также для каких-либо ДОБАВОЧНЫХ ЗАМЕЧАНИЙ.

  15. Анонимный

    Сайт и правда замечательный!Здесь можно реально подготовиться ли спросить интересующий вас вопрос))))))))))))Советую бывать здесь почаще^_^

  16. Билл

    я лучший!

  17. Анонимный

    Завтра уже ГИА ,вроде подготовлена я не плохо,мучает меня только один вопрос…В сочинении рассуждении на лингвистическую тему требуется представить две функции или доказательства о том или ином знаке препинания.Я про скобки знаю только одну функцию,что в скобки ставятся вводные слова и предложения,приводимые в качестве замечания,и вообще различные пояснения или дополнения высказываемой мысли…Подскажите пожалуйста вторую функцию скобок.Оооочень нужно)

  18. Анонимный

    Спасибо большое!!! Очень классный сайт

  19. Анонимный

    А есть ли сочинения "Роль эпитетов в художественном тексте", "Роль просторечных и разговорных слов в художественном тексте"?

  20. Анонимный

    Спасиб!!!
    очень помогло!!!

  21. Анонимный

    спасибо за материал)очень полезный…но скорее всего сочинение именно на эту тему вряд ли попадется в ГИА.

  22. руслан

    спасибо очень помог =) думаю что 26 сдам на 5 !!!

  23. Анонимный

    Марина Анатольевна?Нужно сочинение на тему "Функции многоточия в тексте"???????

  24. Анонимный

    спасибо вам огромное))) Долгое время не могла найти в интернете что-то для подготовки к ГИА, а когда наткнулась на ваш блог,то была очень рада)Ещё раз спасибо)

  25. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Отделение и разделение — одна и та же функция.

  26. Анонимный

    Марина Анатольевна,если знак обозначает границу предложения,то какую функцию он выполняет отделительную или разделительную.

  27. Анонимный

    Вообще классный сайт)

  28. Анонимный

    спасибо

  29. Анонимный

    Спасибо очень помогло!

  30. Анонимный

    спасибо вам большое! вы дали мне неплохую информацию о многоточиях))…буду рада,если мне на экзамене попадется сочинение на эту тему!!!

  31. Анонимный

    Марина Анатольевна,большое спасибо!!!

  32. Анонимный

    спасибо огромное очень помогает для подгоовки к гиа

  33. Анонимный

    Огромное спасибо)))

  34. Анонимный

    спасибо огромное Марина Анатольевна)вы очень хорошая)были бы вы моей учительницей по русскому языку)

  35. Анонимный

    спасибо огромное! )))

  36. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Очень приятные слова =) Желаю всему вашему классу удачи на экзамене!

  37. Анонимный

    Марина Анатольевна, весь наш класс поражается вами!!! Вы — супер! Спасибо большое за помощь, которую вы нам оказываете! Теперь мы уверены в том, что напишем экзамен хорошо!

  38. Анонимный

    Мне очень помогло)
    Спасибо, Вам!!!))

  39. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Оно перед вами! Воспользуйтесь материалом этой статьи =)

  40. Анонимный

    сочинение на тему зачем нужно многоточие очень нужно! спасайте!((

  41. Анонимный

    огромное вам спасибо! материал то, что нужно!

  42. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Думаю, сочинение всё-таки было ваше =) Поздравляю с "5"!

  43. Анонимный

    За ваше сочинение мне 5 поставили. Спасибо огромное

  44. Анонимный

    Хороший материал. =)

  45. Анонимный

    спасибо вам)
    сейча спо уши в гиа ищем сочинения)

  46. Анонимный

    А вы можете написать сочинение-рассуждение Зачем нужны многточия на лингвистическую тему?

  47. Анонимный

    спасибо огромное )))))

  48. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Отделение и выделение — это две основные (разные!) функции знаков препинания. В сочинении достаточно будет указать только их.
    Они часто осложняются более частными, смыслоразличительными и интонационными функциями, о которых можно упомянуть, если знак препинания имеет одну из двух основных функций.

  49. Анонимный

    Марина Анатольевна! В сочинении на лингвистическую тему надо указывать 2 функции знаков препинания- интонационную и смыслоразличительную(выделение, раздление), а Вы в образцах сочинений приводите только 1. Надо обязательно указывать и интонационную функцию.

  50. Анонимный

    +++ спасибка

  51. Надюшка

    спасибочки большое)))))))

  52. Анонимный

    вы супер!!!)))***

  53. Анонимный

    пасибо большое)))

  54. Анонимный

    Спасибо)))

  55. Анонимный

    Благодарю(*_*)

  56. Анонимный

    спасибо

  57. Евгений

    Спасибо Вам большое!!! :))

  58. Анонимный

    грамотно =)

  59. Анонимный

    СПАСИБО!!!! вы мне жизнь сохранили…

  60. Анонимный

    Cпасибо за сочинение!

  61. Анонимный

    спасибо большое за сочинение вы мне очень помогли!

  62. Marianne

    хорошо подобранный материал, спасибо большое)

  63. Анонимный

    Спасибо вам большое!!! =)))

  64. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Пожалуйста! Приходите ещё!

  65. Анонимный

    спаибо за сочинение!!!

  66. Марина Анатольевна Крюкова автор

    Благодарю 🙂

  67. migulin

    Отличная информация, спасибо большое!

    P.S. с такими учителями дети будут грамотней =)

  68. Анонимный

    очень мне помогли!!спасибо огромное)

  69. Анонимный

    нормально))) Спасибо))))

  70. Анонимный

    Спасибо вам большое за сочинение!;)
    Примного благодарен!;)