ОГЭ Алгоритм выполнения задания 12 (знаки препинания в ССП)

В данной статье представлены следующие материалы:
1. алгоритм выполнения задания 12 (знаки препинания в ССП),
2. 2 примера алгоритма в действии,
3. перечень сочинительных союзов,
4. 63 варианта задания 12 из ОБЗ ФИПИ для самостоятельной работы,
5. материал для самопроверки.

Для успешного выполнения задания 12 предлагаю воспользоваться следующим АЛГОРИТМОМ:

Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи (сочинительная или подчинительная).

Шаг 2. Читаем фрагмент текста и ищем сочинительные союзы, находящиеся после цифр.

Шаг 3. Находим в предложениях с найденными сочинительными союзами грамматическую основу, проверяем, что соединяет сочинительный союз: однородные члены или части ССП.

Шаг 4. Выбираем те запятые, которые разделяют части ССП.

Шаг 5. Выписываем ответ.

Рассмотрим, как действует АЛГОРИТМ.



ПРИМЕР 1

Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи (сочинительная или подчинительная).

В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Шаг 2. Читаем фрагмент текста и ищем сочинительные союзы, находящиеся после цифр.

Она,(1) ка­за­лось,(2) го­то­ва была бла­го­да­рить его ещё час,(3) но он по­вер­нул­ся и убе­жал.
И на пер­вой пе­ре­ме­не ока­за­лось,(4) что никто из маль­чи­ков в их клас­се ни­че­го не по­да­рил де­воч­кам. Ни один. Толь­ко перед Леной По­по­вой ле­жа­ли неж­ные ве­точ­ки ми­мо­зы.
— От­ку­да у тебя цветы? — спро­си­ла учи­тель­ни­ца.
— Это мне Витя по­да­рил,(5) — спо­кой­но ска­за­ла Лена. Все сразу за­шу­шу­ка­лись,(6) по­смот­рев на Витю,(7) а Витя низко опу­стил го­ло­ву.



Шаг 3. Находим в предложениях с сочинительными союзами грамматическую основу, проверяем, что соединяет сочинительный союз: однородные члены или части ССП.

!!! Поскольку, в соответствии с заданием, нужно выписать цифры, а не цифру и мы нашли всего два сочинительных союза, то ответ очевиден и без выделения грамматической основы.


Шаг 4. Выбираем те запятые, которые разделяют части ССП.

Шаг 5. Записываем ответ: 37




ПРИМЕР 2


Шаг 1. При чтении задания выделяем ключевые слова, указывающие на количество выписанных цифр (одна или несколько) и тип связи (сочинительная или подчинительная).

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Шаг 2. Читаем фрагмент текста и ищем сочинительные союзы, находящиеся после цифр.

Я не­пло­хо знал не­мец­кий,(1) до­маш­них за­да­ний ни­ко­гда по этому пред­ме­ту не го­то­вил,(2) но од­на­ж­ды на­стал и мой черёд,(3) когда Елена Фран­цев­на ни с того ни с сего вы­зва­ла меня к доске,(4) будто са­мо­го ря­до­во­го уче­ни­ка,(5) и ве­ле­ла чи­тать сти­хо­тво­ре­ние.

Шаг 3. Находим в предложениях с сочинительными союзами грамматическую основу, проверяем, что соединяет сочинительный союз: однородные члены или части ССП.

!!! Так как нужно выписать цифру, а не цифры, а мы нашли два сочинительных союза, то необходимо выяснить, какой из найденных союзов соединяет части ССП.

[Я не­пло­хо знал не­мец­кий,(1) до­маш­них за­да­ний ни­ко­гда по этому пред­ме­ту не го­то­вил],(2) но [од­на­ж­ды на­стал и мой черёд],(3) (когда Елена Фран­цев­на ни с того ни с сего вы­зва­ла меня к доске,(4) будто са­мо­го ря­до­во­го уче­ни­ка,(5) и ве­ле­ла чи­тать сти­хо­тво­ре­ние).

!!! «будто са­мо­го ря­до­во­го уче­ни­ка» — это сравнительный оборот

Шаг 4. Выбираем те запятые, которые разделяют части ССП.

Синтаксический анализ предложения указывает на то, что части ССП соединяет союз НО, а союз И соединяет однородные сказуемые «вызвала» и «велела».


Шаг 5. Записываем ответ: 2



Обратите внимание!

1. Сочинительный союз может соединять однородные члены, в этом случае он не соответствует требованию условия задания. Поэтому всегда проверяйте, что соединяет сочинительный союз.


2. «Однако» может быть и сочинительным союзом, и вводным словом. Если «однако» — союз, то его можно заменить синонимичным союзом «но». 


ПЕРЕЧЕНЬ сочинительных союзов:

и
а
но 
да (= и/но), 
да и
тоже, также
или (иль)
либо 
зато
однако
же 
ни — ни
то — то
не то — не то
то ли — то ли
как — так и
не только — но и 


А теперь выполните варианты задания 12, взятые из ОБЗ (ФИПИ), самостоятельно!

1. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Он,(1) не тор­гу­ясь,(2) за­пла­тил трид­цать руб­лей.
Звали его Три­фо­ном Пет­ро­ви­чем. Он был какой-то уют­ный,(3) весёлый и про­стой че­ло­век,(4) и хо­зяй­ка с пер­во­го же дня при­вык­ла к нему,(5) как к сво­е­му.

2. В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Дет­ство у них давно за­кон­чи­лось,(1) они все сплошь были не­до­рос­шие му­жи­ки и бабы,(2) и даже те не­мно­гие,(3) кого ма­те­ри от­пус­ка­ли в школу,(4) как будто ис­пы­ты­ва­ли не­лов­кость,(5) что за­ни­ма­ют­ся глу­по­стя­ми вме­сто на­сто­я­щей серьёзной ра­бо­ты.

3. В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Уви­дев Ба­буш­ки­на,(1) все су­ро­во умолк­ли,(2) и,(3) когда он кив­ком го­ло­вы,(4) улы­ба­ясь, (5) по­здо­ро­вал­ся с нами, (6) никто даже не взгля­нул на него.

4. В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Стис­нув до по­бе­ле­ния губы,(1) зыр­кая ис­под­ло­бья,(2) Жека пы­тал­ся от­нять порт­ре­ты,(3) а их пе­ре­бра­сы­ва­ли с парты на парту,(4) пе­ре­да­ва­ли по кругу – на­ча­лась дет­ская игра «А ну-ка,(5) от­ни­ми!»…

5. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

А поезд бежал,(1) и вот уже скоро наша стан­ция. Я пла­кал,(2) не желая вы­хо­дить из ва­го­на,(3) тогда лётчик обнял меня и ска­зал:
– Ни­че­го,(4) поезд ещё долго будет идти. Мы обя­за­тель­но до­ста­нем книгу и пришлём тебе. Скажи мне,(5) где ты живёшь?

6. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

3а всю войну толь­ко в гос­пи­та­ле я спал на про­сты­нях, (1) но тогда они не ра­до­ва­ли. Я ло­жусь на свою цар­скую кро­вать,(2) пах­ну­щую сеном и све­жим бельём,(3) и про­ва­ли­ва­юсь,(4) как в пух.

7. В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Он сидел всё в одном и том же месте,(1) около ножки кро­ва­ти,(2) и,(3) когда кто-ни­будь на­кло­нял­ся над ним,(4) он с гроз­ным бес­си­ли­ем вы­став­лял вперёд за­зуб­рен­ную клеш­ню.

8. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

— Я про­сто хотел узнать,(1) по­че­му она воет. Ей плохо,(2) да?
— Ты прав,(3) ей плохо. Янка при­вык­ла днём гу­лять,(4) а я на ра­бо­те. Вот при­е­дет моя жена,(5) и всё будет в по­ряд­ке.

9. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Входя в класс,(1) Илья сунул котёнка под­вер­нув­ше­му­ся Сане,(2) и тот спря­тал его в свой порт­фель. На по­след­ней пе­ре­ме­не глав­ные враги рода че­ло­ве­че­ско­го,(3) Му­ры­гин и Мутю­кин,(4) котёнка не­мно­го по­ис­ка­ли,(5) но вско­ре за­бы­ли.

10. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Он вска­раб­кал­ся на остат­ки трух­ля­во­го пень­ка,(1) чтобы быть по­вы­ше,(2) и запел. Это был свет­ля­чок – ма­лень­кая бу­ка­шеч­ка,(3) и пел он свою не­за­тей­ли­вую пе­сен­ку о том,(4) что видел: пре­крас­ную кар­ти­ну за­ка­та,(5) кра­си­вое небо,(6) зелёное море травы,(7) се­реб­ря­ные слёзы росы и лю­бовь.

11. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Об этой но­во­сти нель­зя было узнать ни из газет,(1) ни из со­об­ще­ний по радио. Дво­рец пи­о­не­ров был по­ме­чен на гит­ле­ров­ских кар­тах как во­ен­ный объ­ект. Как были по­ме­че­ны и Эр­ми­таж,(2) и Рус­ский музей. Из рай­о­на в район,(3) из дома в дом пе­ре­да­ва­ли как па­роль: «Со­брать­ся в на­зна­чен­ный час…»,(4) и по ули­цам осаждённого го­ро­да дви­га­лись дети – так на­чал­ся по­двиг пе­да­го­гов и вос­пи­тан­ни­ков ле­нин­град­ско­го Двор­ца пи­о­не­ров.

12. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Сде­лав по­след­нее уси­лие,(1) он вы­би­ра­ет­ся сам и вы­тас­ки­ва­ет Жучку. Но те­перь,(2) когда дело сде­ла­но,(3) силы быст­ро остав­ля­ют его,(4) и он па­да­ет в об­мо­рок.

13. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Венца на моей го­ло­ве,(1) увы,(2) не было,(3) а вен­це­нос­ные за­маш­ки име­лись,(4) и ко­ман­до­вать я очень лю­би­ла. Цар­ство иг­ру­шек по-сво­е­му от­ра­жа­ло ре­аль­ный мир,(5) ни­ко­го не уни­жая,(6) а меня воз­вы­шая.

14. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

При­бли­зив­шись,(1) я при­оста­но­вил­ся и хотел было не­за­мет­но про­ско­чить,(2) но мать,(3) за­ви­дев меня и сразу за­све­тясь лас­ко­вой улыб­кой,(4) по­ма­ха­ла рукой,(5) и я,(6) хоть мне и было ужас­но стыд­но перед то­ва­ри­ща­ми,(7) подошёл к ней.

15. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

У меня дочь пят­на­дца­ти лет,(1) и она це­лы­ми днями слу­ша­ет какой-то визг. У нас рос­кош­ная биб­лио­те­ка,(2) боль­шая,(3) с ред­ки­ми кни­га­ми,(4) но она ни­че­го­шень­ки не хочет. Придёт из школы,(5) кое-как уроки сде­ла­ет,(6) вклю­чит маг­ни­то­фон и слу­ша­ет до ве­че­ра.

16. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Уютно бе­ле­ю­щая в зе­ле­ни хата вб­ли­зи ока­за­лась ста­рой,(1) врос­шей в землю,(2) об­луп­лен­ной до­ждя­ми и вет­ра­ми. Одной сто­ро­ной хата сто­я­ла на краю об­ры­ва,(3) и кри­вая тро­пин­ка,(4) сбе­гая вниз,(5) при­во­ди­ла к за­бро­шен­но­му ко­лод­цу.

17. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Он боль­шой,(1) зелёный,(2) есть где иг­рать и в мяч,(3) и в пря­тал­ки,(4) и в раз­ные дру­гие игры. Ре­бя­та иг­ра­ли почти каж­дый день,(5) осо­бен­но летом. И я по­сте­пен­но пе­ре­зна­ко­мил­ся с ними,(6) и все мы от­но­си­лись друг к другу по-хо­ро­ше­му.

18. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

По­ло­жив труб­ку,(1) я извлёк из ги­та­ры ква­ка­ю­щий звук. Взвыл Кит. На этом фоне я изоб­ра­зил ти­ка­нье часов и крики чаек,(2) а Кит – гудок па­ро­во­за и гудок па­ро­хо­да. Он знал,(3) как под­нять мой осла­бев­ший дух. А я вспом­нил,(4) до чего был жут­кий мороз,(5) когда мы с Китом вы­бра­ли друг друга на Пти­чьем рынке…

19. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Олег тоже любил ба­буш­ку,(1) по­это­му со­гла­сил­ся учить­ся му­зы­ке. Была куп­ле­на ви­о­лон­чель,(2) и Олег начал хо­дить в му­зы­каль­ный кру­жок. В от­ли­чие от ба­буш­ки,(3) отец хотел,(4) чтобы Олег стал в бу­ду­щем тол­ко­вым ин­же­не­ром.

20. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.
Когда я учил­ся в стар­ших клас­сах,(1) ро­ди­те­ли пре­по­да­ва­ли в уни­вер­си­те­те. Мама вела тер­мо­ди­на­ми­ку,(2) а отец ра­бо­тал за­ве­ду­ю­щим ка­фед­рой на эко­но­ми­че­ском фа­куль­те­те. Но ал­геб­ра,(3) гео­мет­рия и фи­зи­ка по-преж­не­му были са­мы­ми тёмными для меня пред­ме­та­ми. Ро­ди­те­ли сами по­ни­ма­ли,(4) что по их сто­пам я не пойду,(5) и даже не на­ме­ка­ли на это.

21. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Вы­ти­рая ла­до­ни о свою майку,(1) Гоша топ­чет­ся бес­по­мощ­но,(2) мор­га­ет,(3) но Ве­роч­ка не­умо­ли­ма. И тогда,(4) отдав ей тран­зи­стор,(5) Гоша плетётся к себе в квар­ти­ру.

22. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.
Ста­рин­ное это га­да­нье,(1) од­на­ко,(2) и сбы­лось,(3) и не сбы­лось. Сабля,(4) дей­стви­тель­но,(5) пред­ре­ши­ла мою жиз­нен­ную до­ро­гу,(6) но и от книж­ной пре­муд­ро­сти я не отрёкся.

23. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

И ба­буш­ка,(1) лю­бив­шая хо­дить в кино,(2) как и я,(3) от­кла­ды­ва­ла по­боль­ше,(4) а эко­но­ми­лись день­ги потом на обе­дах. По мне­нию ро­ди­те­лей,(5) мы с ба­буш­кой по­сту­па­ли не­ра­зум­но и были не­пра­виль­ны­ми лю­дь­ми,(6) и это нас объ­еди­ня­ло.

24. В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Маль­чиш­ки — их было че­ло­век пять — за­зва­ли Лёвку после уро­ков на зад­ний двор,(1) окру­жи­ли,(2) о чём-то за­спо­ри­ли,(3) и вдруг Мед­ведь,(4) глав­ный силач клас­са,(5) охва­тил Лёвку за шею,(6) опро­ки­нул его рыв­ком на­вз­ничь,(7) осталь­ные с кри­ка­ми «ого-го!» на­бро­си­лись,(8) Лёвка со­про­тив­лял­ся,(9) бил но­га­ми,(10) но его,(11) ко­неч­но,(12) смяли,(13) скру­ти­ли,(14) кто-то сел ему на грудь.

25. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Слов не было слыш­но,(1) но Ко­роль­ков улав­ли­вал смысл кон­флик­та. Кон­фликт со­сто­ял в том,(2) что На­деж­да хо­те­ла си­деть за сто­лом вме­сте с молодёжью,(3) а Ок­са­на имен­но этого не хо­те­ла и при­во­ди­ла в при­мер дру­гих ма­те­рей, (4) ко­то­рые не толь­ко не сидят за сто­лом,(5) но даже ухо­дят из дома.

26. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

На улице было много пла­щей и зон­ти­ков,(1) но маму он узнал сразу. А она,(2) за­ме­тив,(3) что Толя обер­нул­ся,(4) спря­та­лась за углом ста­ро­го двух­этаж­но­го дома.
«Пря­чет­ся!» — сер­ди­то по­ду­мал Толя. И по­бе­жал ещё быст­рей,(5) чтоб мама не взду­ма­ла до­го­нять его. Возле самой школы он обер­нул­ся ещё раз,(6) но мамы уже не было.

27. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Часто она за­би­ра­ла Олины ра­бо­ты,(1) чтобы по­ка­зать маме, (2) и взяла слово,(3) что,(4) когда мама на­ко­нец под­ни­мет­ся,(5) Оля на­ри­су­ет её порт­рет. Люся и сама по­ти­хонь­ку ри­со­ва­ла,(6) но мы ви­де­ли толь­ко её за­го­лов­ки в школь­ном юмо­ри­сти­че­ском жур­на­ле,(7) ко­то­рый,(8) по пред­ло­же­нию Оли,(9) носил на­зва­ние «Дет­ский лепет».

28. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

А между тем в те­ат­ре было тепло,(1) в зале при­ят­но и слож­но пахло,(2) в фойе гу­ля­ли на­ряд­ные люди,(3) окна были уку­та­ны што­ра­ми из па­ра­шют­но­го шёлка,(4) будто ку­че­вы­ми об­ла­ка­ми. Да,(5) храм. На­вер­ное. Но это не мой храм, (6) и боги в нём не мои.

29. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Маше су­ли­ли чин ака­де­ми­ка,(1) Ляле – по­ко­ри­тель­ни­цы силь­но­го пола и со­зда­тель­ни­цы счаст­ли­вой семьи,(2) а я про­сто была их по­дру­гой. Мне ни­че­го не су­ли­ли. Я гор­ди­лась Ля­ли­ной кра­со­той и Ма­ши­ны­ми та­лан­та­ми более гром­ко,(3) чем соб­ствен­ны­ми до­сто­ин­ства­ми,(4) имен­но по­то­му,(5) что эти до­сто­ин­ства были всё-таки не моими: в не­скром­но­сти меня об­ви­нить не могли.

30. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Ни­че­го,(1) к со­жа­ле­нию,(2) не вышло и со сред­ней ис­то­ри­ей. Дед Савва,(3) к ко­то­ро­му я при­стал с рас­спро­са­ми,(4) от­мах­нул­ся:
– Какая,(5) к ле­ше­му,(6) у нашей де­рев­ни ис­то­рия! Бе­до­ва­ли в этой ча­що­бе – вот и вся ис­то­рия.
Ис­то­рия Тыжи оста­лась не­на­пи­сан­ной,(7) но в де­рев­не меня те­перь зовут не иначе как «Коль­ка-ле­то­пи­сец»…

31. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Толь­ко сама иг­руш­ка вы­гля­де­ла гряз­ной и потрёпан­ной,(1) а в не­ко­то­рых ме­стах была по­ре­за­на,(2) и от­ту­да тор­ча­ла вата. Мед­ве­жо­нок по-преж­не­му на­стой­чи­во ука­зы­вал на меня лапой.
Я решил съез­дить на дачу,(3) ко­то­рая была прак­ти­че­ски за­бро­ше­на,(4) и отыс­кать на чер­да­ках-под­ва­лах мед­ве­жон­ка среди ба­рах­ла. Пе­ре­рыв там всё вверх дном,(5) я в самом даль­нем углу в пыль­ном мешке из-под кар­тош­ки нашёл иг­руш­ку.

32. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

«Оде­тую» мной книгу Жит­ко­ва «Что я видел» Та­тья­на Львов­на при­зна­ла об­раз­цо­вой,(1) и я,(2) уеди­нив­шись в биб­лио­теч­ных ку­ли­сах,(3) мно­жил,(4) вдох­новлённый по­хва­лой,(5) свои об­раз­цы. Бла­го­го­вей­ная ти­ши­на,(6) за­па­хи книг ока­зы­ва­ли на меня ма­ги­че­ское дей­ствие. На моём счету чис­ли­лось пока что ни­чтож­но мало про­чи­тан­но­го,(7) зато вся­кий раз имен­но в этой ти­ши­не книж­ные герои ожи­ва­ли в моём во­об­ра­же­нии!

33. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Он сидел пе­ре­до мной такой шо­ко­лад­ный,(1) и у него были раз­ные глаза: один его соб­ствен­ный — жёлтый стек­лян­ный,(2) а дру­гой боль­шой белый — из при­ши­той пу­го­ви­цы от на­во­лоч­ки. Но это было не­важ­но,(3) по­то­му что Мишка смот­рел на меня сво­и­ми раз­ны­ми гла­за­ми и обе лапы под­нял квер­ху,(4) как будто он уже за­ра­нее сдаётся…

34. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

И скоро на­ча­лось то,(1) чего я опа­сал­ся. Сне­жин­ки вдруг за­кру­жи­лись в таком танце,(2) что через не­сколь­ко минут на­ча­лась на­сто­я­щая пурга,(3) вско­ре пе­ре­шед­шая в боль­шой буран. Узень­кую до­рож­ку,(4) ко­то­рая вела в наше село,(5) то и дело за­сы­па­ло сне­гом,(6) а потом она и со­всем про­па­ла.

35. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Я узнал спа­си­тель­ное свой­ство земли: под силь­ным огнём при­жи­мал­ся к ней в на­деж­де,(1) что смерть ми­ну­ет меня. Это была земля моей ма­те­ри,(2) род­ная земля,(3) и она хра­ни­ла меня с ма­те­рин­ской вер­но­стью. Один,(4) толь­ко один раз земля не убе­рег­ла меня… Я оч­нул­ся в те­ле­ге,(5) на сене. Я не по­чув­ство­вал боли,(6) меня му­чи­ла не­че­ло­ве­че­ская жажда.

36. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Анна Ни­ко­ла­ев­на рас­ска­зы­ва­ла про по­след­ние из­ве­стия с фрон­та,(1) а Вовка,(2) такая у него была почётная обя­зан­ность,(3) пе­ре­дви­гал флаж­ки на карте под ру­ко­вод­ством учи­тель­ни­цы.
Наши били фри­цев,(4) флаж­ки дви­га­лись каж­дый день,(5) рас­ши­ряя фронт атак,(6) и в тот день скак­ну­ли да­ле­ко вперёд.

37. В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.
Ты ви­дишь,(1) как де­воч­ка любит Катю: она её из рук почти не вы­пус­ка­ет,(2) и ло­жит­ся спать,(3) и ест вме­сте с ней,(4) а мы с тобой день и ночь ску­ча­ем на тум­боч­ке.

38. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Нет,(1) она не из­ме­ни­лась. Почти не из­ме­ни­лась. Во вся­ком слу­чае,(2) она не хуже,(3) но и не лучше преж­не­го. Не­мно­го вы­рос­ла по срав­не­нию с про­шлым годом,(4) но во всём осталь­ном осо­бен­ных пе­ре­мен в ней нет.

39. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.
В при­го­ро­де од­но­го са­мо­го обыч­но­го го­ро­да жила самая обыч­ная семья: папа Витя,(1) мама Вика,(2) сын Митя и дочь Ника. Дети были по­слуш­ны­ми,(3) но они очень не лю­би­ли ло­жить­ся спать. Каж­дый вечер был скан­дал:
— Дети,(4) ло­жи­тесь спать! Уже позд­но… — сер­дил­ся папа Витя.
— Ну,(5) папа,(6) ещё пол­ча­си­ка можно мы по­иг­ра­ем?

40. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

«Зо­ло­тые дни» не вечны,(1) на смену им при­хо­дят «су­ро­вые дни»,(2) когда мы на­чи­на­ем чув­ство­вать себя са­мо­сто­я­тель­ны­ми и по­сте­пен­но уда­ля­ем­ся от мамы. И вот уже нет пре­крас­ной дамы и ма­лень­ко­го ры­ца­ря,(3) а если он и есть,(4) то у него дру­гая пре­крас­ная дама – с ко­сич­ка­ми,(5) с ка­приз­но на­ду­ты­ми гу­ба­ми,(6) с кляк­сой на пла­тье…

41. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.
Био­гра­фию вир­ту­аль­но­му Мите она при­ду­ма­ла без труда,(1) а фо­то­гра­фию взяла из ма­ми­но­го аль­бо­ма: мо­ло­дой че­ло­век сидит вер­хом на какой-то огра­де и кра­си­во улы­ба­ет­ся. Глаза у него свет­лые,(2) а во­ло­сы тёмные,(3) как по за­ка­зу… Сде­лав всё,(4) что нужно,(5) для за­пол­не­ния Ми­ти­ной стра­ни­цы,(6) Нина удо­вле­творённо вы­дох­ну­ла и от­ки­ну­лась на спин­ку ком­пью­тер­но­го крес­ла,(7) чтобы по­лю­бо­вать­ся делом рук своих.

42. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Ма­ми­на ла­до­шка коснётся твоих волос,(1) по­треп­лет их иг­ри­во,(2) и вот ушли все не­при­ят­но­сти и огор­че­ния,(3) как будто мама от­ве­ла их от тебя своей ма­те­рин­ской рукой. Самое до­ро­гое со­кро­ви­ще,(4) самая боль­шая цен­ность в нашей жизни – руки нашей мамы!

43. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Учи­тель­ни­ца Кира Ген­на­дьев­на уго­ва­ри­ва­ла од­но­класс­ни­ков схо­дить к Пашке в боль­ни­цу или хотя бы на­пи­сать ему за­пис­ки,(1) но все от­ка­за­лись самым ре­ши­тель­ным об­ра­зом. Вень­ка не мог даже пред­по­ло­жить,(2) что ещё кого-то в клас­се не любят так же,(3) как его са­мо­го. Очень хо­ро­шо зная,(4) как тя­же­ло быть од­но­му,(5) Вень­ка решил съез­дить к Пашке са­мо­сто­я­тель­но.

44. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Год назад,(1) когда она пе­ре­во­ди­лась в эту школу,(2) Агния была хруп­кой милой де­воч­кой с по­тря­са­ю­щи­ми длин­ны­ми ме­до­во-ру­сы­ми во­ло­са­ми,(3) по­хо­жей на прин­цес­су на­столь­ко,(4) на­сколь­ко может быть по­хо­жей на прин­цес­су дев­чон­ка,(5) не от­ли­ча­ю­ща­я­ся бла­го­нрав­ным ха­рак­те­ром. Но во­ло­сы она об­стриг­ла и пе­ре­кра­си­ла в первую же не­де­лю,(6) а со вто­рой она уже за­пи­са­лась в какие-то сек­ции,(7) и те­перь язык не по­во­ра­чи­вал­ся на­звать её «хруп­кой».

45. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Если уда­ва­лось прой­ти так,(1) чтобы ни одна из них не скрип­ну­ла,(2) Чай­ков­ский са­дил­ся за рояль и усме­хал­ся. Не­при­ят­ное оста­лось по­за­ди,(3) а сей­час начнётся уди­ви­тель­ное и весёлое: рас­сох­ший­ся дом запоёт от пер­вых же зву­ков рояля. На любую кла­ви­шу от­зо­вут­ся тон­чай­шим ре­зо­нан­сом сухие стро­пи­ла,(4) и двери,(5) и ста­руш­ка люст­ра,(6) по­те­ряв­шая по­ло­ви­ну своих хру­ста­лей,(7) по­хо­жих на ду­бо­вые ли­стья.

46. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Он ехал в марш­рут­ном такси,(1) и,(2) когда де­вуш­ка в ро­зо­вой курт­ке вышла на про­спек­те По­бе­ды,(3) он,(4) пе­ре­са­жи­ва­ясь на её место,(5) уви­дел мо­биль­ный те­ле­фон на си­де­нье. Ко­неч­но,(6) можно было крик­нуть,(7) оста­но­вить эту рас­тя­пу,(8) но по­че­му это вдруг он дол­жен о ней за­бо­тить­ся,(9) нет уж,(10) пусть таких жизнь учит.

47. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Она так осла­бе­ла,(1) что у неё не было даже сил под­нять­ся. И всё-таки,(2) когда сто­рож хотел по­гля­деть,(3) целы ли её ма­лы­ши,(4) она оска­ли­ла зубы и по-преж­не­му была го­то­ва их за­щи­щать. Убе­див­шись,(5) что ма­лы­ши не­вре­ди­мы,(6) сто­рож ушёл,(7) а ро­со­ма­ха с тру­дом при­под­ня­лась и стала нежно ли­зать взъеро­шен­ную шёрстку своих детёнышей.

48. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

А муж­чи­ны,(1) сдви­нув брови и под­жав губы,(2) тоже уста­ви­лись на ху­то­рок,(3) и кое-кто из них не­воль­но под­тя­ги­вал,(4) не зная слов или стес­ня­ясь петь в голос. И целый час все вме­сте пели они эту песню,(5) по не­сколь­ку раз по­вто­ряя одни и те же строч­ки,(6) а баржа ка­ти­ла себе вниз по Вет­лу­ге,(7) по лес­ной дикой реке.

49. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Рас­ска­жу вам ис­то­рию,(1) как мои дру­зья по­мог­ли мне в одной ме­ло­чи. Я очень люблю чи­тать Дик­кен­са,(2) но в со­бра­нии со­чи­не­ний,(3) ко­то­рое стоит вон на той книж­ной полке,(4) не хва­та­ло толь­ко од­но­го тома – два­дцать ше­сто­го. Как-то раз я по­про­си­ла дру­зей ку­пить мне этот том,(5) если он им попадётся в бу­ки­ни­сти­че­ском ма­га­зи­не. По­про­си­ла,(6) а через не­де­лю уеха­ла от­ды­хать в дру­гой город.

50. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

И вдруг купол над ней зацвёл звёздами,(1) и от­ку­да-то с высот,(2) на­рас­тая,(3) ши­рясь и креп­чая,(4) по­ли­лась му­зы­ка. Лина слы­ша­ла эту му­зы­ку не раз. Она даже знала,(5) что это му­зы­ка Чай­ков­ско­го,(6) и на мгно­ве­ние уви­де­ла ска­зоч­ных ле­бе­дей и тёмную силу,(7) под­сте­ре­га­ю­щую их.

51. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Над рекой висел про­зрач­ный туман,(1) но сол­неч­ные лучи уже зо­ло­ти­ли тихую гладь. Под­ни­мав­ший­ся берег по­кры­ва­ла изу­мруд­ная трава,(2) ис­пещрённая бес­чис­лен­ны­ми ис­кор­ка­ми росы. Воз­дух,(3) на­сы­щен­ный пря­ны­ми аро­ма­та­ми диких цве­тов,(4) за­стыл. Ва­дим­ка сидел на бе­ре­гу и смот­рел,(5) как ста­рый то­поль ро­ня­ет бе­ло­снеж­ные,(6) кру­жа­щи­е­ся в за­стыв­шем воз­ду­хе пу­шин­ки и как они бе­лы­ми ко­раб­ли­ка­ми плы­вут по реке. Маль­чик вздрог­нул – вспом­нил,(7) зачем пришёл сюда. Слёзы под­кра­лись к горлу,(8) стали ду­шить,(9) но он сдер­жал­ся – не за­пла­кал.

52. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.
И с какой,(1) верно,(2) тя­го­стью ждёт она ночи. Все люди пе­ре­жи­ли горь­кое и за­бы­ли,(3) а у бабы Дуни оно всплы­ва­ет в па­мя­ти снова и снова. Про ба­буш­ку ду­мать было боль­но. Но как по­мочь ей? Раз­ду­мы­вая,(4) Гриша шёл не­то­роп­ли­во,(5) и в душе его что-то теп­ле­ло и таяло,(6) там что-то жгло и жгло.

53. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

– Во­ди­тель,(1) – за­кри­чал кто-то,(2) – оста­но­вись,(3) маль­чик оста­нов­ку про­пу­стил!
Трол­лей­бус по­слуш­но при­тор­мо­зил,(4) дверь с ши­пе­ни­ем рас­пах­ну­лась,(5) Фёдор вы­прыг­нул,(6) за­це­пив­шись ногой за по­ро­жек,(7) грох­нул­ся на до­ро­гу и уда­рил­ся ко­ле­ном. Ост­рая боль прон­зи­ла его,(8) и он слов­но оч­нул­ся.

54. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Око­че­нев,(1) он под­пры­ги­вал рядом с ла­воч­кой и рас­ти­рал ла­до­ня­ми по­бе­лев­шие щеки. Ровно в час гу­ля­нье за­кон­чи­лось,(2) и,(3) взяв­шись за руки,(4) мы с дедом пошли домой. Де­ре­вья сто­я­ли стек­лян­ные от мо­ро­за,(5) и неж­ный го­лу­бо­ва­тый печ­ной дым под­ни­мал­ся из труб.

55. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.
Ка­па­лу­ха си­де­ла на сучке,(1) вы­тя­нув вслед нам шею. Но глаза её уже не сле­ди­ли за нами. Они це­ли­лись на гнез­до,(2) и,(3) как толь­ко мы не­мно­го ото­шли,(4) она плав­но сле­те­ла с де­ре­ва,(5) за­полз­ла в гнез­до,(6) рас­пу­сти­ла кры­лья и за­мер­ла.

56. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

А вот ба­буш­ка,(1) ма­ми­на мама,(2) та не могла жить без кофе,(3) и свя­щен­ный ба­буш­кин ко­фей­ный ри­ту­ал,(4) когда в её квар­ти­ру все­лял­ся дух кофе,(5) за­во­ра­жи­вал Ан­дрю­шу. Де­фи­цит­ным про­дук­том ба­бу­лю обес­пе­чи­ва­ла со­сед­ка Нина,(6) про­дав­щи­ца овощ­но­го от­де­ла в га­стро­но­ме на углу.

57. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Я ухва­тил­ся за это пред­ло­же­ние,(1) пе­ре­рыл все му­зей­ные ар­хи­вы,(2) со­брал целую папку фо­то­гра­фий,(3) а потом на­пи­сал с ве­ли­ким тру­дом с де­ся­ток му­чи­тель­но вялых стра­ниц и бро­сил всё. Ни­че­го не по­лу­чи­лось. Не на­шлось ни слов,(4) ни об­ра­зов. В ре­дак­ции меня от­ру­га­ли,(5) а ста­тью через год на­пи­сал дру­гой,(6) уже на­сто­я­щий ис­кус­ство­вед.

58. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Когда ра­бо­та­ешь на «ско­рой по­мо­щи»,(1) готов ко всему,(2) но та­ко­го обо­ро­та дела он не ожи­дал. Когда маль­чик и шофёр по­до­шли к ма­ши­не,(3) там уже начал со­би­рать­ся народ. Ма­ши­на «ско­рой по­мо­щи»,(4) сто­я­щая поперёк мо­сто­вой,(5) успе­ла при­влечь зевак. Они тол­пи­лись у ма­ши­ны,(6) спра­ши­вая друг друга,(7) что слу­чи­лось,(8) в чём дело,(9) кого за­да­ви­ли.

59. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифры, обо­зна­ча­ю­щие за­пя­тые между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.
Рядом с Ан­дрю­шей за пар­той си­де­ла ма­лень­кая ху­день­кая де­воч­ка Ася. То,(1) что она была ма­лень­кая и сла­бень­кая,(2) ещё можно было про­стить,(3) но то,(4) что Ася была трус­ли­ва,(5) – с этим Ан­дрю­ша никак не мог при­ми­рить­ся. Асю можно было ис­пу­гать,(6) сде­лав ей страш­ные глаза; она бо­я­лась каж­дой встреч­ной со­ба­чон­ки,(7) убе­га­ла от гусей. Очень не­при­ят­но было Ан­дрю­ше си­деть с такой тру­си­хой,(8) и он вся­че­ски ста­рал­ся из­ба­вить­ся от Аси.

60. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Гринь­ка и Федя со­бра­лись на луг за щавелём,(1) и Ваня пошёл с ними.
– Сту­пай,(2) сту­пай,(3) – ска­за­ла ба­буш­ка. – Наберёшь ща­ве­лю – зелёные щи сва­рим.

Ве­се­ло было на лугу: траву ещё не ско­си­ли,(4) кру­гом да­ле­ко-да­ле­ко пест­ре­ли цветы – и крас­ные,(5) и синие,(6) и белые. Весь луг был в цве­тах. Ре­бя­тиш­ки раз­бре­лись по лугу,(7) ши­ро­ко рас­ки­нув­ше­му­ся до са­мо­го го­ри­зон­та,(8) и стали рвать ща­вель. Всё даль­ше ухо­ди­ли они по вы­со­кой не­ко­ше­ной траве, (9) по весёлым цве­там.

61. В при­ведённых ниже пред­ло­же­ни­ях из про­чи­тан­но­го тек­ста про­ну­ме­ро­ва­ны все за­пя­тые. Вы­пи­ши­те цифру, обо­зна­ча­ю­щую за­пя­тую между ча­стя­ми слож­но­го пред­ло­же­ния, свя­зан­ны­ми со­чи­ни­тель­ной свя­зью.

Маль­чи­ки вме­сте ходят в школу в один класс,(1) вме­сте учат уроки и вме­сте иг­ра­ют. Они на­сто­я­щие дру­зья,(2) и всё у них ла­дит­ся. Стоит толь­ко од­но­му за­бо­леть,(3) дру­гой тут как тут: книж­ку по­чи­та­ет,(4) ис­то­рию рас­ска­жет,(5) уроки разъ­яс­нит,(6) а если од­но­го из них ро­ди­те­ли на­ка­жут,(7) кто как не друг поймёт и уте­шит?

МАТЕРИАЛ  ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

1-4
2-2
3-2
4-3
5-1
6-1
7-2
8-45
9-2
10-3
11-4
12-4
13-34
14-25
15-14
16-3
17-6
18-2
19-2
20-2
21-3
22-6
23-46
24-310
25-13
26-16
27-6
28-6
29-2
30-7
31-2
32-17
33-12
34-6
35-3
36-1
37-4
38-4
39-3
40-3
41-2
42-2
43-1
44-67
45-3
46-18
47-7
48-36
49-2
50-1
51-19
52-35
53-8
54-25
55-2
56-3
57-5
58-2
59-38
60-1
61-2


Читайте также АЛГОРИТМ выполнения задания 12 (знаки препинания в СПП)
Читайте также:  Как сдать ЕГЭ по русскому языку в 2014 году (рекомендации по русскому языку от Цыбулько И.П., видеоматериал в 2-х частях)
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Анонимный

    А где подчинительная связь?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Ссылка в конце статьи.