ОГЭ Средства речевой выразительности (подготовка к заданию 3)

Статья содержит теоретический материал и ссылки на онлайн-тесты.

Для того чтобы успешно выполнить задание 3 теста ОГЭ-2015, нужно знать определение следующих средств выразительности:

1. МЕТАФОРА – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, существительными.


Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.


2. ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ – наделение неодушевлённых предметов признаками и свойствами человека.


Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

3. ЭПИТЕТ – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прилагательными и наречиями.


Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.


Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

4. СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:

  • а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО, ПОДОБНО (в значении союза КАК)                     Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.
  • б) сравнительным придаточным предложением Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.
  • в) существительным в Т.п.                                 Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

5. ГИПЕРБОЛА – преувеличение.


Например: Я тебе миллион раз говорил.

6. АНТИТЕЗА – противопоставление, основанное на параллелизме.


Например: Они сошлись. Волна и камень,
                 Стихи и проза, лёд и пламень.

7. ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ – устойчивые сочетания слов.


Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса

Данный материал вы можете посмотреть и в виде презентации, которая содержит образцы экзаменационных заданий по данной теме.

Онлайн-тесты:

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!
Комментарии: 57
  1. Гагага Эээ

    Спамибо большое . Очень помогли

  2. Анонимный

    спасибо!)

  3. Анонимный

    Спасибо большое!!!!!!
    Побольше бы таких учителей. Покамись незнаю ни одного такого хорошего учителя как вы был в трёх школах (Простите за грамматику)

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Благодарю ))

  4. Анонимный

    Спасибо большое)

  5. Anna Anna

    только эти могут быть на реальном огэ 2015?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      В 9 классе да, только эти.

    2. Лариса Кистенева

      Марина Анатольевна, спасибо за сайт. Хотелось бы уточнить у Вас одно задание. "Мириадами алмазов искрился под месяцем снег". Не могли бы Вы объяснить почему дается ответ "метафора"? Я вижу ярко выраженное сравнение с помощью сущ. В Т.п., выделено два объекта сравнения снега с мириадами алмазов? Почему же это метафора -не могу объянить сыну. Заранее благодарна

    3. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Лариса, я думаю, допущена ошибка в ответе. Такое, к сожалению, случается.

  6. Анонимный

    пожалуйста не могли бы вы помочь разобраться в этом задании
    нужно найти речевые средства выразительности в отрывке
    Погода злая, мрачная, много хуже даже той, китайской, когда Чанг с капитаном встретили друг друга. Несет острым мелким снегом, снег косо летит по ледяному, скользкому асфальту пустого приморского бульвара и больно сечет в лицо каждому еврею, что, засунувши руки в карманы и сгорбившись, неумело бежит направо или налево. За гаванью, тоже опустевшей, за туманным от снега заливом слабо видны голые степные берега. Мол весь дымится густым серым дымом: море с утра до вечера переваливается через мол пенистыми чревами. Ветер звонко свищет в телефонных проволоках…

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Есть эпитеты: злая, мрачная; метафора: снег сечёт в лицо; олицетворение: море переваливается; сравнение: чревами; инверсия: погода злая.

  7. Анонимный

    И ещё, если мне дано слово "вышвыривая", я подобрала синоним "выкидывая", а в ответах — "выбрасывая". "Выкидывая" и "выбрасывая" это одно и то же слово? И ошибка ли это?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Дело в том, что в данном задании обычно просят подобрать не просто синоним, а стилистически нейтральный синоним. А слово "выкидывая" больше относится к разговорному стилю.

    2. Анонимный

      Спасибо)

  8. Анонимный

    Ответьте на вопрос пожалуйста, если мне было дано слово "ладно" и я подобрала к нему синоним "складно", а в ответах слово "слаженно", это же одно и то же слово, будет ли это считаться, как ошибка.

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Без контекста сложно сказать. Но, судя по всему, подобранный вами синоним имеет совершенно другой смысл. В трудных случаях советую обращаться к этому словарю: http://jeck.ru/tools/SynonymsDictionary/

    2. Анонимный

      Спасибо за сайт. Вот предложение, в котором употреблено это слово: "Поварихи тоже стали глядеть на дорогу и, пока женщина делала паузу, как бы забыв что-то повторили первые слова песни, а потом уж все вместе ладно и согласно закончили:"

  9. Анонимный

    Круто и понятно.

  10. Анонимный

    Подскажите, вот я выбрала как антитеза первое, а в ответах третье, объясните пожалуйста, почему.
    А3. Укажите предложение, в котором средством выразительности речи является
    противопоставление.
    1) Ученик, отступающий от правил школы, – не лентяй, не лоботряс, не хулиган, а просто смешной человек.
    2) «Не бойся, Шурик, – думал я, – ты ничего не знаешь, а я тебя уже спас». Хотелось быть ласковым и добрым.
    3) Геракл совершал свои подвиги как храбрец, а этот молодой человек совершил свой подвиг из трусости…
    4) Надо сказать, что Харлампий Диогенович не давал никому привилегии: смешным мог оказаться каждый.

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Основа антитезы — антонимы. В первом предложении их нет, а в 3 есть: Геракл и "этот молодой человек", "храбрец" и "трус".

    2. Анонимный

      Спасибо, Марина Анатольевна, теперь всё понятно)

  11. Анонимный

    Марина Анатольевна, как отличить метафору от олицетворения?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Если неживое наделяется качествами человека — это олицетворение, например: "Взбесилась вьюга злая", "Ель рукавом мне тропинку завесила". В остальных случаях при переносном смысле — это метафора, например: "В саду горит костёр рябины красной".

  12. Анонимный

    Марина Анатольевна, блог очень хороший, но в этой теме есть недоработки, прошу принять к сведенью.

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Спасибо! О каких недоработках идёт речь?

  13. Ирина

    Большое спасибо за полезный материал!!!

  14. Alfring

    На мой взгялд, материал слегка перегружен для задания А3. Там кроме метафоры, фразеологизма и сравнения редко встречаются другие тропы. Для ЕГЭ же — самое то. И один вопрос: автор текста, определений и примеров — вы? Хорошо бы подписывать)))

  15. Анонимный

    а что из этого относится к лексическим средствам, а что к синтаксическим?

  16. Александр

    "Все флаги в гости будут к нам" — это, мне кажется, скорее синекдоха. Кстати, этого тропа я у Вас не увидел. Синекдоха — это перенос значения на целое с какой-либо части. Например, из "Золотого телёнка": Гувер — это голова, и Ганди — это голова… Или "у него есть волосатая рука" — говорят о ком-нибудь, кто поступил в институт по блату, понимая под рукой — какого-либо влиятельного человека.

    А метонимия — это перенос значения слова, но не образный, а по смежности понятий. Когда говорят "Вся школа гуляет" — то имеют в виду не саму школу, как учреждение, а учеников и преподавателей.
    Или, то же самое: "Съешь эту тарелку", или у Пушкина: "Самые обыкновенные риторические фигуры и тропы останавливали критика: можно ли сказать стакан шипит вместо вино шипит в стакане?" Вот пример метонимии

  17. Анонимный

    Нифигасибе ,столько лет русский изучаю, нифига не понятно, тут открыл сайт и всё , как прочёл, понял ВСЁ!!спасибо вам, спасибо!!!

  18. Анонимный

    А чем отличается лексический повтор от анафоры?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Лексический повтор — это повтор одного и того же слова или словосочетания, а анафора — это повтор слова или звуков: ЗАДРемали звёзды золотые, ЗАДРожало зеркало затона.

  19. Анонимный

    Спасибо, очень помогли)))

  20. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Без контекста трудно сказать, что это такое, но, скорее всего, это метафора. Порой бывает трудно отличить метафору от олицетворения, и это не случайно, ведь олицетворение — один из видов метафоры, в обоих случаях выражение имеет переносный смысл, но надо помнить о том, что при олицетворении неодушевлённому предмету, явлению или понятию придаются человеческие свойства (не просто свойства живого существа, а именно человеческие), задача олицетворения — соотнести изображаемый предмет с человеком.

  21. Анонимный

    Марина Анатольевна, скажите, пожалуйста, "визг колес" — это олицетворение или метафора? И как их различать?

  22. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Иван, я благодарю Вас за комментарий! Очень приятно знать, что материалы моего блога приносят пользу не только школьникам =)

    Желаю Вам творческих успехов и достижения поставленных целей!

  23. Анонимный

    Спасибо Вам, Марина Анатольевна! Блог замечательный!

    Я – не школьник, не студент, но взрослый человек, почерпнул много нового. И это новое поможет мне в моей журналистской деятельности.

    С почтением, Иван Дмитриев.

    P.S. Стремлюсь уже применять риторические приемы на практике. Перефразирую великого, напишу, что сделать текст выразительным — наша задача!

  24. Анонимный

    Большое спасибо, очень помогло с понятием задания А3!!!))

  25. Ася

    Спасибо миллион раз!
    P.S Теперь я знаю, что это гипербола:)

  26. Анонимный

    Спасибо огромное за блог))))очень помогает!!!)

  27. Анонимный

    Спасибо огромное столько искал материал, а тут сразу и так понятно! Спасибо ОГРОМНОЕ.

  28. Анонимный

    Уважаемая Марина Анатольевна!
    Скажите, пожалуйста, какая разница между метафорой и олицетворением?
    Заранее спасибо.

  29. Анонимный

    Большое спасибо. Ваш блог очень помогает с подготовкой к ГИА

  30. Анонимный

    Спасибо :)

    Алина

  31. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Насколько мне известно, на экзамене задание С2.1 будет только про знаки препинания.

  32. Анонимный

    Марина Анатольевна, а вот кроме этих средств речевой выразительности могут встретиться и другие на экзаменах?

    Алина

  33. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Воспользуйтесь рубрикой "Темы блога"!

  34. Анонимный

    хороший блог! вот только тут не совсем понятно где что можно найти)
    плохо ориентируюсь пока :)

  35. Анонимный

    Огромное спасибо))) Все доступно и понятно!

  36. Анонимный

    Очень хороший блог. Спасибо!

  37. Анонимный

    Спасибо!

  38. Анонимный

    спасибо за блог!

  39. Maiddem

    ОЧень помогает Спасибо большое!!!!!!!!!!!!!!!!!

  40. Анонимный

    Да спасибо.

  41. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

    Благодарю =)

  42. Анонимный

    Дорогая Марина Анатольевна! Спасибо Вам огромное за ваш блог! Замечательный!

  43. Анонимный

    помогло.спасибо)

Комментарии закрыты.