8 сентября на сайте ФИПИ был опубликован долгожданный демонстрационный вариант КИМа, точнее, его проект, который значительно отличается от прошлогоднего варианта. В данной статье я представляю анализ произошедших в КИМах изменений.
Теперь тест состоит из 2 частей:
- часть 1 содержит 24 задания (без чёткого деления на уровень А и В),
- часть 2 — 1 задание под номером 25 (сочинение по прочитанному тексту).
ИСКЛЮЧИЛИ задания по таким разделам лингвистики, как словообразование, морфология, синтаксис:
А4 (Построение предложения с деепричастием).
А6 (Замена придаточной части СПП причастным оборотом).
А7 (Последовательность предложений в тексте).
А9 (Грамматическая основа предложения).
А10 (Сложные предложения с разными видами связи).
А11 (Части речи).
А20 (Пунктуация перед союзом И в сложносочиненном предложении и предложении с однородными членами).
А24 (Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении).
В1 (Основные способы словообразования).
В2 (Части речи).
В3 (Подчинительная связь в словосочетании: согласование, управление, примыкание).
В4 (Грамматическая основа предложения, двусоставные и односоставные предложения).
В5 (Простое осложненное предложение).
В6 (Сложное предложение).
Таким образом, количество тестовых заданий сократилось на 14.
Если соотнести вопросы обновлённой версии с вопросами прошлогоднего теста, то получится такая картина:
задание № 1 соответствует заданию А27 (Смысл тектса),
№ 2 — А8 (Средства связи предложений в тексте),
№ 3 — А12 (Лексическое значение слова),
№ 4 — А1 (Орфоэпические нормы),
№ 5 — А2 (Употребление паронимов),
№ 6 — А3 (Образование форм слова),
№ 7 — А5 (Нарушение синтаксических норм),
№ 8 — А14 (Правописание гласной в корне),
№ 9 — А15 (Правописание приставок),
№ 10 — А17 (Правописание суффиксов (кроме -Н-/-НН-)),
№ 11 — А16 (Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени),
№ 12 — А18 (Правописание НЕ и НИ),
№ 13 — А19 (Слитное, дефисное, раздельное написание слов),
№ 14 — А13 (Правописание -Н- и -НН- в суффиксах),
№ 15 — А23 (Знаки препинания в простом предложении с однородными членами),
№ 16 — А21 (Знаки препинания в предложениях с обособленными членами),
№ 17 — А22 (Знаки препинания в предложениях с вводными конструкциями),
№ 18 — А25 (Знаки препинания в сложноподчиненном предложении с придаточным определительным),
№ 19 — А26 (Знаки препинания в сложных предложение с разными видами связи),
№ 20 — А28 (Соответствие высказывания содержанию текста),
№ 21 — А29 (Функционально-смысловые типы речи),
№ 22 — А30 (Лексическое значение слова),
№ 23 — В7 (Средства связи предложений в тексте),
№ 24 — В8 (Языковые средства выразительности).
Задания 1-6, 8-13, 15, 20, 21, 24 имеют варианты ответа, но они не пронумерованы, поэтому вместо номера выбранного ответа выпускникам нужно будет грамотно написать сами слова.
Изменилось и количество вариантов ответа, их теперь не 4, как было раньше, а 5.
Также количество ответов по указанным вопросам может быть более одного. Поэтому выпускники должны внимательно читать формулировку задания.
Вопросы под номерами 14, 16 — 19, 22, 23 представляют собой задания открытого типа, т.е. без указания возможных вариантов ответа.
Ответами к заданиям 14, 16 — 19, 23 являются числа.
Ответом к заданию 22 являются слова.
Значительно изменилась формулировка вопроса 7, где теперь нужно установить соответствия.
Кроме того, в КИМах после каждого задания появилась строка для ответа.
Задание 25 (сочинение) осталось без изменений.
Максимальный балл, который можно набрать за всю экзаменационную работу, теперь 55:
- 32 балла за часть 1 (по 1 баллу за задания 1 — 6, 8 — 14, 16 — 23; 5 баллов за задание 7; 2 балла за задание 15; 4 балла за задание 24),
- 23 балла за сочинение.
ВЫВОД:
1. изменилось количество частей и заданий;
2. изменён формат заданий;
3. изменён максимальный первичный балл.
СКАЧАТЬ ДЕМОВЕРСИЮ МОЖНО НА САЙТЕ ФИПИ.
ЧИТАТЬ АНАЛИЗ ПРОЕКТА ДЕМОВЕРСИИ МАКСИМОВИЧ Т.И.
Марина Анатольевна, сколько баллов за каждое задание 2-14 может получить ученик (ОГЭ) в 2015г? Спасибо.
По 1 баллу за каждое задание.
Согласно демоверсии от 30-го октября задание 1 — 2 балла (за каждый правильный ответ по 1 баллу), таким образом, получается 56 баллов! (новостная лента на сайте ФИПИ)
Марина Анатольевна!
Извините, пожалуйста, за вопрос не по той теме, но больше негде узнать! Волнует итоговое сочинение. Опубликовано 5 направлений, конкретные темы будут известны непосредственно перед экзаменом. Скажите, это будут темы по какому-то одному направлению или по всем пяти?
Пока не могу ответить на этот вопрос, т.к. официальной информации нет. Нужно дождаться методических рекомендаций, которые должны появиться на сайте ФИПИ в октябре.
Марина, Анатольевна, спасибо большое за Ваш сайт! Скажите, пожалуйста, в сочинении теперь нужен комментарий проблемы БЕЗ ОПОРЫ на текст. Правильно?
Нет, неверно. Если комментарий будет без опоры на текст, то баллы не начислят. Об этом написано в критериях оценивания. То есть требования к комментарию не изменились.
Спасибо, коллега!!!
Уважаемые коллеги, я думаю, многие из вас выполнили новую демо-версию ЕГЭ-2015. А скажите, не заметил ли кто-то из вас наличие там ошибок, в том числе весьма грубых? В ФИПИ я на эту тему писать не стану, т.к. дело это безнадежное (проверено). Гораздо приятнее было бы услышать мнение знающих людей. Может я чего-то недопонял (это со мной бывает). Итак, две ошибки.
Ошибка №1. Задание 1.
Ответ: "35"
Правильный ответ: "3
Ошибка №2. Задание 20.
Ответ: "134"
Правильный ответ: "3".
Детали здесь:
http://www.rus-exam.ru/forum/4—pro-18—/2312——2015#2312
Здравствуйте, Пётр! Пересмотрела задания. На мой взгляд, в задании 1 ошибки нет, т.к. в 3 и 5 вариантах ответа сформулирована одна и та же мысль, только по-разному. По заданию 2: вариант ответа 1 соответствует содержанию текста (см. 1 и 2 абзацы), Подтверждение варианту ответа 4 есть в предложении 43. Так что, по-моему, ошибок нет ))
Добрый вечер, Марина Анатольевна!
О задании 20: загляните, пожалуста, вот сюда: http://www.rus-exam.ru/forum/4—pro-18—/2312——2015?limit=15&start=15#2355
Очень хотелось бы услышать Ваши возражения, Марина Анатольевна.
С ув. — Т.И.Максимович
Марина Анатольевна, спасибо за ваш ответ.
Можно согласиться, что в задании 1 ответ "35" верный. Однако, по отзывам репетиторов, многие сильные ученики принципиально выбирают ответ "3" (без "5"). Я не думаю, что было бы справедливо лишать таких экзаменуемых балла, поскольку в пункте "5" испарился такой важный компонент, как маркер причинно-следственной связи. То есть здесь, на мой взгляд, сразу ДВА правильных ответа: "35" и "3". А такой вариативности на ЕГЭ быть не должно, согласитесь. Это я и называю ошибкой.
Насчет задания 20 вы абсолютно правы, пункт 4 подтверждается текстом (это моя невнимательность). Чего не скажешь о пункте 1: "Подходы к участку обороны у подножия Мамаева кургана днём насквозь простреливались противником". В ответе не может быть лишних слов. Раз сказано, обстреливались ДНЁМ, значит именно днем, только днем. А в тексте об этом ничего не сказано. Поэтому, как мне представляется, думающий выпускник имеет полное моральное право исключить пункт 1 из ответа (ответ "34"), за что он и будет лишен балла.
Уважаемые коллеги, а каков порог нынче? Я вроде бы про 36 баллов читала….
Про порог, насколько мне известно, пока официальной информации нет.
Зравствуйте, Марина Анатольевна! Тоже очень благодарна Вам, пользуюсь всем добром самым бессовестным образом, спасибо! Мне показалось, что нет причин для горьких сожалений по поводу изменений в КИМах: меньше теории, больше практики; больше внимания на навыки функционального чтения. Думаю, золотую середину нашли или нащупали, по крайней мере.
С уважением, Светлана.
Согласен с Вами. Не согласен только с исключением заданий А4, А20 и А24, особенно с А4, никакое его "присоединение куда-то там" не годится, это должно быть полноценное задание, и его наличие в КИМах обязательно. Все эти три задания практико-ориентированные, а остальные (из тех, что убрали) — чистая теория, их значение второстепенно.
Светлана и Евгений, спасибо за высказанную точку зрения! Мы можем до конца октября оставлять свои отзывы о проекте демоверсии на сайте ФИПИ!
Марина Анатольевна!
Спасибо за Ваше подвижничество!
Периодически заглядываю к Вам на сайт. Радуюсь, что не оскудела земля русская талантливыми педагогами
О своем отношении к проекту демоверсии ЕГЭ 2015 я высказалась на сайте: http://www.rus-exam.ru/forum/4—pro-18—/2285—2015—#2301
Русский язык, действительно, вступил в "эпоху выживания"…
С ув. — Т.И.Максимович
Таисия Ивановна, благодарю Вас за комментарий! С большим интересом изучила Вашу точку зрения ))
Спасибо.
Спасибо за анализ, уважаемая Марина Анатольевна! Ваша работа позволила сэкономить время!
Марина Анатольевна, уточнение:
Максимальный балл, который можно набрать за всю экзаменационную работу, теперь 55.
За задания 1 — 24 максимальный балл — 32. За задание 25 (сочинение) максимальный балл — 23 балла.
21 балла за задания 1 — 6, 8 — 14, 16 — 23;
+ 5 баллов за задание 7;
+ 2 балла за задание 15;
+ 4 балла за задание 24,
= 32 за первые 24 задания,
+ 23 балла за сочинение, 25-ое задание.
ИТАК: Всего 25 заданий.
Верно выполненные задания с 1 по 24 дают 32 балла, а 25-ое задание дает 23 балла (это сочинение, такое же, как было в части С).
Спасибо большое за уточнение!
Большое Спасибо! За подробный и, главное, оперативный анализ.
Что ж, будем готовить…
Дорогие учителя не усложняйте жизнь своих воспитанников. Даже если с заданиями что-то не так, то уже поздно, пожалейте учеников, не заставляйте их снова ждать с ужасом в глазах. Зачем учителям делать из егэ страх и ужас для детей. Не надо быть живодёром. Правильно сделали, что упростили егэ, ведь не все собираются становиться учителями русского, на мой взгляд в нашем современном обществе достаточно знать лишь основы
Да уж, ждали-ждали… А получилось как всегда (( Когда же, наконец, наши выдумщики из Минобра будут советоваться с учителями? От нового "проекта" просто в шоке, раздрай полный: и детей начинать готовить уже пора, и абсолютное неприятие сего докУмента… Чтобы получить аттестат, по математике достаточно решить 4!!!!!! задачи. Видно, и наша очередь пришла. Как это они ещё умудрились сочинение не тронуть?
Впервые закралась мысль: а не пора ли заканчивать с преподаванием.. Эх, до выслуги целых два года…
Самое главное-то и забыла)) Марина Анатольевна, спасибо за подробный анализ изменений, завтра пойду "радовать" 10-классников. Теперь уж точно пороги все перейдут.
Уважаемые коллеги! Целиком и полностью разделяю ваше возмущение по поводу содержания этого примитивного КИМа, лишенного лингвистической логики, красоты и стройности. Если обратиться к названию экзамена (ГОСУДАРСТВЕННЫЙ), то в очередной раз может возникнуть мысль о том, что глубокие знания абсолютно не востребованы государством. Разрушается сама система современного русского языка, задания формулируются произвольно, видимо, по принципу нравится-не нравится составителям. Возникает парадокс: созданы новые учебники с достаточно трудными и интересными упражнениями, а проект ЕГЭ-2015 удивляет не просто легкими, а убогими заданиями, по сравнению с которыми поле "А" из прежних тестов — олимпийская головоломка. Кстати, изъятие этого поля скажется самым печальным образом на грамотности выпускников: лучше бы предложили несколько вариантов ответов, как было когда-то в апрельских тестах.
Самое главное — такой экзамен окончательно нивелирует разницу между торжествующими троечниками и настоящими отличниками. Никакое сочинение, тем более по предложенной "безоценочной" системе без учета грамотности, положение дел не спасет.
Грустно и стыдно за подобную демоверсию.
Гора родила мышь…
С уважением — Людмила Александровна.
P.S. Вам, Марина Анатольевна, огромное спасибо за трудолюбие, знания и остроумие.
Марина Анатольевна! Давно пользуюсь материалами Вашего сайта. Большое Вам спасибо!
))
Хочу немного уточнить: А4 полностью не исключили, его присоединили к №7 (там построение предложения с деепричастным оборотом как вид грамматической ошибки), и задание А20 частично входит в №15
Большое спасибо!
Здравствуйте, уважаемая Марина Анатольевна! Лично я дневала и ночевала на сайте ФИПИ. И вот утром 8 сентября увидела… "откровение". По-другому, на мой взгляд, назвать этот "шедевр" педагогической мысли нельзя! Сначала про то, что НЕ испортило настроения. Это задание № 7. Пожалуй, одно из лучших. У нас с ребятами это всё очень хорошо отработано. Оно несложное, но интересное. Сочинение-рассуждение оставили. И на том спасибо. А вот в задании № 8 (А 14), № 11 (А 16) оставили по одному слову в строчке. Как в бывшем ГИА. Действительно, зачем перегружать ум одиннадцатиклассника. Пускай готовится к сдаче других предметов. А русский-то ему зачем? Общаемся SMS'ками, и ладно. Понимаем же друг друга? В общем, совсем решили сделать из наших учеников китайских болванчиков, которым ум не нужен — кивай себе головой. Я считаю ПРЕСТУПЛЕНИЕМ отсутствие заданий бывшей части В (В 1, В 3, В 4, В 5, В 6)!!! Детей преднамеренно делают безграмотными. Кто-то не справился, и давай занижать планку! И так уже проходной понизили. Предлагаю в следующем году ограничиться БУКВАРЁМ — знаем буквы, и то хорошо! Моему возмущению НЕТ предела! Об этом я в первый же день выхода ДЕМО написала в ФИПИ. Причём всё назвала своими именами. Потому что не боюсь ни директора школы, ни завуча, ни кого там ещё? Я — репетитор — индивидуальный предприниматель. Исправно плачу взносы в ПФ и налоги государству, не занимаюсь заполнением никому не нужных отчётов и т. п. Даю детям хорошее знание РУССКОГО ЯЗЫКА! Такое, какое в своё время получила от моего педагога — основательное, грамотное, советское. И то, что сейчас они там выдумали у себя в кулуарах, меня повергает в ступор. А Вас, Марина Анатольевна? Слабая надежда на то, что это ПРОЕКТ. Но, может быть, мы, все учителя русского языка, напишем в ФИПИ и ПОТРЕБУЕМ вернуть часть В в полном объёме, пусть это будут задания под номерами 24, 25, 26, 27, 28, а бывшее задание В 8 будет под номером 29. Неплохая же идея, согласитесь! Иначе потеряем последнюю надежду на грамотное поколение. И никакое сочинение не спасёт! Нельзя убирать МОРФЕМИКУ И СЛОВООБРАЗОВАНИЕ, СИНТАКСИС ПРОСТОГО И СЛОЖНОГО предложений. И всё это должно быть отражено на анализе основного ТЕКСТА! Я уже не говорю про 9 класс. Потому что эмоций не хватает. Как можно было убирать задание на правописание корней с проверяемыми, непроверяемыми и чередующимися гласными и ФОНЕТИКУ? В прошлом году мои детки получили 65, 72, 90, 92, 95 баллов. Это не просто цифры. А что Вы думаете по поводу всего этого? С уважением, Александра Викторовна.
Уважаемая Александра Викторовна, я полностью разделяю Ваше мнение! Сегодня была на семинаре Егораевой Галины Тимофеевны, которая тоже без восторга отозвалась о демоверсии. Пока это ПРОЕКТ, мы можем что-то изменить. Поэтому двумя руками поддерживаю Ваше предложение написать в ФИПИ!
Самое печальное, что никого не интересует мнение тех, КТО К ЭТИМ ЭКЗАМЕНАМ ГОТОВИТ, а создатели этих КИМов, равно как и современных учебников, явно детей в последний раз видели…давно, а уж интересовались особенностями их психологии и подавно!
До конца октября каждый желающий может высказать своё мнение на сайте ФИПИ!
В шоке дети, родители и мы, учителя. Как можно так пренебрежительно относиться к родному языку? Сегодня 11-классники сказали мне:"Здорово, 10 лет Вы учили нас, что слова пишутся друг от друга через пробел, а на экзамене всё должно быть написано слитно!" Моя рука не поднимается, чтобы в бланке ответов было написано;"апотому", "тугосложно". Безобразие! Про содержание даже говорить не хочу.
Мне кажется что изменения в лучшую сторону, ведь как и раньше представители "дружеских государств" будут сдавать огэ за взятки, так почему же для простых российских школьников задания должны быть сложными?
Большое спасибо, Марина Анатольевна, за столь подробный сравнительный анализ!
Рада помочь коллегам ))