Задание В8 в формате ГИА 2012

Теория по этому заданию здесь. Подготовительное упражнение тут.




1. Среди предложений 37 – 44 найдите
сложноподчинённое предложение с последовательным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения. 



(37)А по небу планетария летело небесное
светило — солнце, дающее всему жизнь. (38)Оно проходило по игрушечному небу,
над игрушечной Москвой, и само солнце было игрушечным. (39)Вот оно закатилось
за зубцы домов, зал погрузился в темноту. (40)Было жарко. (41)Лина махала
газетой возле лица, думала о том, как долго еще находиться ей в этом душном
зале?

(42)И вдруг купол над ней зацвел бесчисленными
звездами. (43)Такими же звездами, какие она привыкла видеть с тех пор, как
научилась видеть. (44)И откуда-то с озарённых звёздным светом высот, нарастая,
ширясь и крепчая, полилась музыка, наполнявшая душу какой-то особой радостью.


2. Среди
предложений 13 – 18 найдите сложноподчинённое
предложение с однородным подчинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.

(13)Города – груды развалин, дороги от бомбежек словно пила, и поля радиоактивные
по ночам светятся… (14)Вот и скажи, что это, если не последняя подлость?..
(15)Никакой тебе утехи, кроме этих наших праздников…(16)Мальчишка мысленно перебрал праздники, в которых участвовал за
последние годы. (17)Вспомнил, как все рвали книги, разжигали из них костры на
площади и смеялись, точно пьяные. (18)А «торжество» науки месяц тому назад,
когда приволокли в город последний автомобиль, когда бросили жребий и
счастливчики могли по одному разу ударить машину кувалдой!..

3. Среди предложений 1 – 6 найдите
сложное предложение с параллельным подчинением
придаточных. Напишите номер этого предложения.

(1)Вдоль дороги по двое, по трое подстраивались к очереди люди, которых
приманил в город праздник и базарный день.
(2)Мальчик устремил взгляд туда, где очередь пропадала за разваленной
взрывом каменной стеной.
(3)– Говорят, она улыбается, – сказал мальчик. – (4)Говорят, она
сделана из краски и холста и ей четыреста лет.
(5)– Коли уж на то пошло, никому не известно, какой сейчас год, –
проговорил кто-то.
(6)– Две тысячи шестьдесят первый! – отозвались из очереди.


4. Среди предложений 38 – 44
найдите сложное предложение с однородным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(38)Вдруг верховой объявил о том, что власти постановили в полдень
передать портрет на площади в руки здешних жителей, дабы они могли принять
участие в уничтожении…

(39)Мальчишка и ахнуть не успел, как толпа, крича, толкаясь, мечась,
понесла его к картине. (40)Резкий звук рвущегося холста… (41)Толпа выла, и руки
клевали портрет, словно голодные птицы. (42)Мальчик почувствовал, как его
буквально швырнули сквозь разбитую раму. (43)Слепо подражая остальным, он
вытянул руку, схватил клочок лоснящегося холста, дернул и упал, а толчки, и
пинки, и удары вышибли его из толпы на волю. (44)Весь в ссадинах, разорванной
одежде, с расшибленным локтем, он смотрел, как старухи с горящими глазами жевали
беззубыми ртами куски холста, как мужчины разламывали золочёную раму, поддавали
ногой жесткие лоскуты, рвали их в мелкие-мелкие клочья.



5. Среди предложений 31 – 36 найдите
сложноподчинённое предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.



(31)И тогда Вася снова начинал представляться мне кем-то вроде
волшебника из сказки, а не одиноким калекою, до которого никому нет дела. (32)Я
так засмотрелся, так заслушался, что вздрогнул, когда Вася неожиданно заговорил:

(33)— Эта музыка написана человеком, которого лишили самого
дорогого. 

(34)Вася думал вслух, не переставая играть:
(35)— Если у человека нет матери, нет отца, но есть родина, он еще не
сирота. (36)Все проходит: любовь, сожаление о ней, горечь утрат, даже боль от
ран, — но никогда-никогда не проходит и не гаснет тоска по родине…



6. Среди предложений 42 – 53
найдите сложноподчинённое предложение с последовательным
подчинением придаточных. Напишите номер этого предложения.

(42)Давно уже нет композитора на свете, но боль его, тоска его, любовь
к родной земле, которую никто не мог отнять, живы до сих пор.
(43)Вася замолчал, говорила скрипка, пела скрипка, угасала скрипка. (44)Голос
ее становился всё тише и тише, он растягивался в темноте тонюсенькой светлой
паутинкой. (45)Паутинка задрожала, качнулась и почти беззвучно оборвалась.
(46)Я убрал руку от горла и выдохнул тот вдох, который удерживал
грудью, рукой, оттого что боялся оборвать светлую паутинку. (47)Но все равно
она оборвалась. (48)Печка потухла. (49)Слоясь, засыпали в ней угли. (50)Васи не
видно. (51)Скрипки не слышно.
(52)— Иди домой, а то бабушка будет беспокоиться.

(53)Я привстал с порога и, если бы не схватился за
деревянную скобу, упал бы. 


7. Среди предложений 1-5 найдите сложноподчиненное предложение с
неоднородными придаточными частями. Напишите номер этого предложения.

 1)Мама, мама!  2)Я помню руки твои с того мгновения, как я
стал сознавать себя на свете. 3)За лето их всегда покрывал загар, он уже не
отходил и зимой, — он был такой нежный, ровный, только чуть-чуть темнее на
жилочках. 4)А может быть, они были и грубее, руки твои, — ведь им столько
выпало работы в жизни, — но они всегда казались мне такими нежными, и я так
любил целовать их прямо в темные жилочки.
5)Да, с того самого мгновения, как я стал
сознавать себя, и до последней минуты, когда ты в изнеможении, тихо, в
последний раз положила мне голову на грудь, провожая в тяжёлый путь жизни, я
всегда помню руки  твои в работе.

8. Среди данных
предложений найдите сложноподчинённое предложение с однородными придаточными:

14) И Семен Григорьевич запросил дьячка-белгородца , на каких условиях
тот может принять в ученье Мишу и сколько это будет стоить.
15)Письма в те времена шли долго, особенно в осеннюю пору.
16)И чтобы во время длительной переписки сын не разбаловался, Семён
Григорьевич велел: «Станешь снова всякий день ходить в школу к Никите
Михайловичу, протверживать зады…»

9. Среди
предложений 19—24 найдите сложноподчинённое предложение с однородными
придаточными. Напишите номер этого предложения.

(19)Люди
слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
(20)У Кинтеля в кармане были лишь деньги, которые дал дед и которые можно было
тратить только на картошку. (21)А будь у него свои деньги — хоть сто рублей! —
он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки. (22)Хотя… посмел бы он?
(23)Все сразу начали бы глядеть на него. (24)И она посмотрела бы — на
неловкого, стриженного арестантским ёжиком, в мятой, узлом на пузе завязанной
рубашке… 

10. Среди предложений 6 — 7 найдите сложноподчинённое
предложение с последовательной связью. Напишите номер этого предложения.

(6) Уже знаешь, что ждет за поворотом, потому что
потерял им счет, но сердцу не прикажешь, и оно снова и снова замирает в груди,
и ты упрямо надеешься успеть понять, додумать, написать. (7) Но уже ничего не вернешь, и неразгаданные мысли, ненаписанные
романы и невстреченные встречи, что призрачным роем еще вьются вокруг, уже для
других.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!
Комментарии: 9
  1. Анонимный

    Допустимо ли если изложение 60,а сочинение 90??

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Нет! Минимум 70 + 70.

  2. Анонимный

    каефффффф

  3. Анонимный

    В 8-ом(И Семен Григорьевич запросил дьячка-белгородца , на каких условиях тот может принять в ученье Мишу и сколько это будет стоить.)
    О главной части(Семен Григорьевич запросил) задачем вопрос к обоим придаточным вопрос — о чем?
    Разве оба придаточных не составляют одно?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Здесь однородный тип подчинения. Придаточные зависят от одного и того же предложения и отвечают на один и тот же вопрос. Запятая между ними не ставится, т.к. они связаны союзом "и". Здесь не может быть одного придаточного, т.к. грамматическая основа не одна, а две: тот может принять, это будет стоить.

    2. Анонимный

      Большое спасибо. Так понятно.

  4. Анонимный

    Объясните, пожалуйста, 3 задание! Единственное, где я допустила ошибку:( Я выбрала, что 4 правильный ответ, ошиблась…

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      В 5-ом предложении главное стоит между придаточными — никому не известно. От него мы задаём вопросы к обоим придаточным. Вопросы разные.

      никому не известно ЧТО? какой сейчас год
      никому не известно ПРИ КАКОМ УСЛОВИИ? Коли уж на то пошло

    2. Анонимный

      Благодарю!

Комментарии закрыты.