3 образца сочинения по тексту М.Горького «Хорошее дело» (задания С2.1 и С2.2)


Статья содержит текст, задания С2.1 и С2.2, три образца сочинения, а также ссылку на презентацию.



ТЕКСТ

(1)Дед неожиданно продал дом, купив другой, по Канатной улице. (2)Новый дом был нарядней, милей прежнего; его фасад покрашен тёплой и спокойной тёмно-малиновой краской; на нём ярко светились голубые ставни трёх окон и решётчатая ставня чердачного окна; крышу красиво прикрывала густая зелень вяза и липы.

       (3) В доме жили разные люди. (4)Особенно крепко захватил и потянул меня к себе Хорошее Дело. (5)Это был худощавый, сутулый человек, с чёрной раздвоенной бородкой на белом лице, с добрыми глазами, в очках.  (6)Был он молчалив, незаметен и, когда его приглашали обедать, чай пить, неизменно отвечал:
  —  (7)Хорошее дело.
      (8)Так его и стали звать.
      (9)Дождливыми вечерами, если дед уходил из дома, бабушка устраивала в кухне интереснейшие собрания, приглашая пить чай всех жителей, и всегда в углу, около печи, неподвижно стоял Хорошее Дело.
     (10)Однажды бабушка устроила такой вечер.
      (11)Сыпался и хлюпал неуёмный осенний дождь, ныл ветер, шумели деревья, царапая сучьями стену, — в кухне было тепло, уютно, все сидели близко друг к другу и были как-то особенно молчаливы. (12)Бабушка сидела на краю печи, наклонясь к людям, освещённым огнём маленькой, жестяной лампы, и сказывала хорошую историю про Ивана-воина и Мирона-отшельника; мерно лились сочные, веские слова.
      (13)Уже в начале рассказа я заметил, что Хорошее Дело взволнован: он беспокойно потирал руки, снимал и надевал очки, помахивал ими в меру певучих слов, кивал головою. (14)А когда бабушка замолчала, он бурно вскочил и, размахивая руками, как-то неестественно закружился, забормотал:
  —  (15)По-моему, это удивительно, это надо записать, непременно! (16) Это – страшно верное, наше… русское…
     (17)Было видно, что Хорошее Дело плачет, — глаза его были полны слёз; глаза купались в них; это было странно и очень жалостно. (18)Потом он вдруг как-то сорвался с голоса, замолчал, поглядел на всех и тихонько, виновато ушёл, склонив голову.
     (19)Стало грустно; какое-то уныние щемило сердце.  (20)Хорошее Дело очень удивил меня, было жалко его, — так ясно помнились его утонувшие глаза.
     (21)Он не ночевал дома, а на другой день пришёл после обеда – тихий, явно сконфуженный.
  —  (22)Вера я шумел, — сказал он бабушке виновато, словно маленький. —  (23)Вы не сердитесь?   (24)Видите ли, я страшно один, нет у меня никого! (25)Молчишь, молчишь, — и вдруг – вскипит в душе, прорвёт…
    (26) И меня потянуло к нему.
     (27)Я видел, как изменилось, опрокинулось его лицо, когда он сказал «страшно один». (28) В этих словах было что-то понятное мне, тронувшее меня за сердце, и я пошёл за ним.
     
(По М. Горькому)
Максим Горький (Алексей Максимович Пешков, 1868-1936) – русский писатель, прозаик, драматург. Представленный фрагмент взят из его автобиографической повести «Детство», в которой рассказывается о становлении личности подростка.



ЗАДАНИЕ С2.1

Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова
известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о
чём думают люди, а грамматика – как они думают».
  
Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).
 
Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте
цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая
тему на лингвистическом материале. 
Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

СОЧИНЕНИЕ (образец №1) 

          «Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», — утверждал лингвист Г. Степанов.


          Люди думают о разных вещах: о добре и зле, войне и мире, справедливости и беззаконии. Это, несомненно, отражается в словаре, ведь лексика и есть выражение мыслей людей. Слова «плачет», «слезы», «жалостно», «грустно», «уныние», «страшно» показывают, что рассказ бабушки тронул Хорошее Дело, натолкнул на размышления о его страшном одиночестве. Эта мысль трогает до слез каждого человека.


          Обращаясь ко второй части высказывания Г.Степанова, вспомним, что синтаксис является частью грамматики. В предложении 11 тире предстает в качестве разделения двух миров. Первый – холодный, мрачный, а второй – уютный, теплый, спокойный.


          Я считаю, что этими примерами мне удалось доказать правоту Г.Степанова.

СОЧИНЕНИЕ (образец №2) 

Из презентации Вохмяниной И.Г., учителя русского
языка и литературы МБОУ «СОШ № 3» г. Братска

         «Словарь
языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают», —
писал известный лингвист Г. Степанов. Докажем это на примерах из произведения. М. Горького.
            В данном тексте писатель знакомит
нас с героем по имени Хорошее Дело. Бабушкины сказки оказывают на него сильное
впечатление, и автор, передавая волнение 
героя, использует предложения с однородными членами № 13, № 14, № 18.
            Сопереживая герою, рассказывая о
его чувствах, автор использует слова в переносном значении (метафоры): «опрокинулось его лицо»,
«вскипит в душе».
                Эти грамматические и
лексические средства помогают создать образ героя, искреннего, доброго,
одинокого человека.

                                                                                       
( 77-78 слов)
ЗАДАНИЕ С2.2
Напишите
сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл предложения 26 текста:
«И меня
потянуло к нему».

Приведите в сочинении два аргумента из
прочитанного текста, подтверждающие Ваши рассуждения.
Приводя примеры,
указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.
Объём сочинения должен
составлять не менее 70 слов.


СОЧИНЕНИЕ
Из презентации Вохмяниной И.Г., учителя русского языка и литературы МБОУ 
«СОШ № 3» г. Братска.

          Я понимаю смысл
предложения «И меня потянуло к нему» так: 
автору Хорошее Дело стал очень интересен, потому
что он был 
искренний, чувствительный, впечатлительный человек.
           
          Он очень волнуется, слушая  рассказ бабушки, что 
подтверждается в предложениях № 13. № 14, № 17 .
      
          Сам рассказчик такой же чувствительный.
После ухода 
Хорошего Дела он пишет, что «стало грустно; какое-то уныние щемило 
сердце», «было жалко
его», «помнились его утонувшие глаза».
           
          А ещё Хорошее Дело, 
как и рассказчик,  был «страшно
один» 
(предложения № 24, № 27).
          
          Автора «потянуло к нему», 
так как он почувствовал родственную 
душу.


Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!
Комментарии: 69
  1. Анонимный

    Я,Роза,сколько слов должно быть в сочинении-рассуждении?Не менее 70 слов и не более скольких слов?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Не менее 70 и не более 200.

  2. Анонимный

    Сколько абзацев должно быть в сочинении-рассуждении?

  3. Анонимный

    Скажите, пожалуйста, а правда что теперь установили ограничение? сочинение больше 139 слов не проверяется?

  4. Анонимный

    Спасибо большое за сочинения!!!!!

  5. Анонимный

    "Да, на экзамене задание С2.1 будет по высказыванию Степанова, поэтому сочинения будут похожи. Но всё же отличаться они должны — примерами из текста."
    Вы имели ввиду ГИА или пробный экзамен?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Речь идёт об экзамене 5 июня.

  6. Анонимный

    Вообщето в сочинение должно быть 4 абзаца.А не 5

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Количество абзацев в сочинении зависит от того, как автор излагает свои мысли, поэтому абзацев может быть и 4, и 5. Главное, чтобы их было не менее трёх.

  7. Анонимный

    Кто проверяет вторую часть экзамена? Эксперт или компьютер?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Изложение и сочинение проверяет эксперт.

  8. Анонимный

    где можно найти готовые сочинения на задание С2.1?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Сочинения есть здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/11/21-2012.html и здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/09/21.html
      Ещё рекомендую это: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/01/21-2012.html

  9. Анонимный

    помогите пожалуйста с сочинением рассуждением как вы понимаете смысл слова лиса:"Ты навсегда в ответе за всех, кого приручил". привести 2 примера

  10. Анонимный

    Меня интересует вопрос!часть С 2.1 она всегда такая:«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают».Будет ли она такая же на экзамене?Ведь можно просто выучить и написать текст, потому что там ответ один и тот же.

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Да, на экзамене задание С2.1 будет по высказыванию Степанова, поэтому сочинения будут похожи. Но всё же отличаться они должны — примерами из текста.

    2. Анонимный

      спасибо!

    3. Анонимный

      а вы в этом уверены?

  11. Анонимный

    Скажите пожалуйста! В сжатом изложение нужно? Не меньше 90 слов или не больше 90 слов?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      90 слов было в прошлом году. В 2012 году — не менее 70 слов и не более примерно 80.

  12. Анонимный

    Марина Анатольевна,подскажите пожалуйста,можно ли в с2.1 привести 1 пример и на нем рассматривать и лексические и грамматические явления,или обязательно разные примеры?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Можно и так, и так.

    2. Анонимный

      спасибо!завтра пишем пробник!

  13. Анонимный

    А на экзамене будут сочинения на лингвистическую тему?Например:"Зачем нужна запятая".Или это отменила?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Этих тем в 2012 году не будет. Подробнее об изменениях в задании С2.1 читайте здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/09/21.html

  14. Анонимный

    Здравствуйте!Меня мучает вопрос:"В каком значении употребляется в предложении слово "сочные"?"(Предложение:"Бабушка сидела на краю печи,наклонясь к людям,освещенным огнем маленькой жестяной лампы,и сказывала хорошую историю про Ивана-воина и Мирона-отшельника;мерно лились сочные,веские слова.")Варианты:1)мелодичные;2)выразительные..Я считаю,что выразительные,а учитель говорит,что мелодичные,но я не соглашаюсь.Подскажите,пожалуйста,как Вы считаете.

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      В самом предложении есть подсказка: это слово "лились". Слова лились, как музыка, как мелодия. Значит, здесь более уместен вариант под номером 1 — мелодичные.

    2. Анонимный

      Спасибо большое!

  15. Анонимный

    Большое Спасибо за материал! Аня.

  16. Анонимный

    Помогите пожалуйста с С2.2 звучит вопрос так: " Напишите сочинение-рассуждение. Обьясните, как вы понимаете смысл финала текста: "Она перебирала в памяти все, что люди считают счастьем: любимую работу, дружную семью и многое другое, но ей казалось, что этого мало. Она была убеждена, что для полноты счастья нужно что-то ещё, но это "что-то" все время ускальзало от неё. И только уже засыпая, когда трудно было разобрать, что происходит на самом деле, а что снится он просто чувствовала это "что-то""" Этот текст взят из из "Повести о лесах" Паустовского, глава Мать и дочь. А то у меня с этим сочинение ничего не выходит. Заранее спасибо

  17. Анонимный

    Скажите, а почему у вас не совпадают задания с частями ?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Не поняла вопрос.

  18. Анонимный

    Советую прочесть книгу С.В. Драбкина, Д.И. Субботина Русский язык 2012 (ГИА в новой форме для выпускников 9х классов. Успешная подготовка)Там подробно расписано о баллах для всех заданий, а так же очень много полезного и конкретный разбор всех заданий)))
    Всем УДАЧИ!!!!))))

    1. Анонимный

      Скажите, а есть электронный вариант? Если есть дайте пожалуйста ссылку.

    2. Анонимный

      Сколько слов должно содержать сочинение С 2.2 — вот нам учитель говорил, что от 50 до 70, а у вас не меньше 70, почему так? где найти истину?

    3. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Истину найдёте в демоверсии 2012 года. В самом задании чётко прописано: "Объём сочинения должен составить не менее 70 слов". 50 слов — это минимальный объём сочинения в прошлом году. Очевидно, ваш учитель не в курсе изменений, которые произошли в заданиях ГИА 2012 года. Советую с ними познакомиться: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/01/2012_14.html#more

    4. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Электронный вариант книги Драбкиной и Субботина можно посмотреть здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/03/blog-post_28.html#more

    5. Анонимный

      А можно и здесьhttp://www.alleng.ru/d/rusl/rusl291.htm

  19. Анонимный

    Одни учителя говорят, что на экзамене приветствуется использование клише, а другие наоборот. А что вы скажете?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Если клише вам помогают выражать и связывать собственные мысли, то почему бы ими не воспользоваться. Строгих ограничений в отношении клише нет.

    2. Анонимный

      Ну вот я пробные писала всегда с клише и получала довольно высокие оценки.
      Уже за этот учебный год я привыкла к клише.С ними легче)
      И вот еще один вопрос. Я всегда пишу большие сочинения и вот в последний раз я, наверно, даже около 200 слов написала.Это плохо? мне надо сокращать сочинения?
      Первый раз перед пробным я услышала, что надо больше 70 слов, но меньше 100 написать. И я долго сидела, пыталась сократить и ничего не получилось(трудно это для меня). Я так расстроилась, что перед следующим,узнав что нету этого ограничения,написала аж на 200 слов.

    3. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      На самом деле в 2012 году нет ограничений верхнего предела объёма сочинения. Об этом я писала в этой статье: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/09/2012_02.html#more

      Обычно учителя советуют писать поменьше, чтобы выпускник не допустил много ошибок в работе и чтобы экспертов не утомляла проверка сочинения. Если же у вас с грамотностью всё в порядке, то пишите, как привыкли, в 200 слов.

    4. Анонимный

      Спасибо) Завтра последний пробный и этот сайт мне очень помог)

  20. Анонимный

    какой текст будет на экзамене

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Этого не знает никто.

  21. Анонимный

    Можно вопрос немного не по теме?
    Как думаете, можно ли в сочинении ставить авторские тире? Или не стоит? Я очень люблю это дело и часто пользуюсь, учителя на обычных контрольный не придираются, но что будет на ГИА?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Думаю, лучше не рисковать =)

    2. Анонимный

      да эт ваще по бараде!!!))))))))

  22. Анонимный

    скажите а текст на гиа этот будет?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Нет, на ГИА текст будет другой.

  23. Анонимный

    не пойму сколько частей всего в гиа , учитель говорил что в части А только 1и2, а тут у вас больше, как мне это понять, да уж гиа скоро, я запутался полностью.

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      ГИА по русскому языку состоит из 3-х частей: 1 — сжатое изложение, 2 — тесты уровня А и В, 3 — сочинение-рассуждение (С2.1 или С2.2).

  24. Анонимный

    а откуда взяты слова Г. Степанова для сочинения (образца № 2)

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      В конце статьи есть ссылка на презентацию, в которой содержится исходный текст.

  25. Анонимный

    Здравствуйте, а вот меня интересует к гиа за сколько нужно начинать готовится, я вот сейчас 8 класс заканчиваю и нам учительница сказала, что я уже опоздала и в это время другие ученики у нее сдавали уже на отлично , а потом даже только получали результат на 4 ( в баллах),
    вот скажите какие у меня есть шансы сдать гиа по русскому на следующий год, если у меня по русскому 4.

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Вы не опоздали! У вас ещё впереди целый год! Так что готовьтесь, и всё будет хорошо!

    2. Анонимный

      спасибо)

  26. Анонимный

    Скажите а вот этот текста получается ко всем частям С,
    А вот на самом гиа будет этот текст или только подобный.
    Спасибо.

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Конечно, на экзамене будет другой текст.

    2. Анонимный

      а вы не знаете какой??)

  27. Анонимный

    Я вот тут сочинение пишу,и оно начинается так: "Мнение мамы рассказчика я понимаю так:(тут должна быть тема текста)" меня интересует вот что, тему текста нужно писать если эта тема используется уже в самом сочинении??

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Честно говоря, не совсем поняла вопрос.

    2. Анонимный

      Наверное, АнонимныйApr 11, 2012 05:39 AM имел ввиду: нужно ли переписывать в свое сочинение предложение из текста, смысл которого нужно объяснить. Я вот сама тоже не знаю. Я всегда переписывала, а мне сказали, что это не надо делать. Если я перепишу, слова этой фразы тоже считаются?

    3. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Если вы перепишете одно предложение, то ничего страшного. Слова из цитаты считаются. Плохо, когда цитаты в сочинении занимают бОльший объём, чем ваши рассуждения.

  28. Анонимный

    Все хорошо. А на сколько баллов эти сочинения?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Объективный ответ на этот вопрос могут дать только эксперты.

    2. Анонимный

      а если примерно, то на сколько баллов может быть?

    3. Анонимный

      сколько раз начинал сочинение с фразы "я думаю, я считаю" мне всегда всё перечеркивали

    4. Анонимный

      мне тоже перечеркивали!

Комментарии закрыты.