ОГЭ Роль грамматических явлений (подготовка к заданию 15.1)

Данный материал пригодится при написании той части сочинения-рассуждения на лингвистическую тему (задание 15.1), где необходимо привести пример, иллюстрирующий грамматические явления.

1. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ

  • помогают перечислить действия героев;
  • позволяют увидеть одновременные, последовательные действия предмета;
  • конкретизируют признак предмета.


2. ОБРАЩЕНИЕ
  • называет собеседника, того, к кому  (звательная функция): Лена, дай мне одну краску.
  • выражает к нему определённое отношение говорящего, то есть выполняет оценочную функцию: Живёте на износ, бесценная наша, …
  • раскрывает авторское представление о герое: Товарищ сержант, приказываю оставить вверенный вам пост.
  • в лирике выполняет изобразительно-выразительную роль, усиливая лирическое настроение текста: «Куда бежишь, тропинка милая, …


3. ВВОДНЫЕ СЛОВА
  • выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого (уверенность, предположение, сомнение, неуверенность и т.п.): 
     конечно, несомненно, безусловно, бесспорно, очевидно, без всякого сомнения, вероятно, по всей вероятности, по сути дела, разумеется, само собой разумеется, может быть, должно быть, наверное, пожалуй, по-видимому, действительно и др. 
    Горный воздух, без всякого сомнения, действует благотворно на здоровье человека.
  • выражают чувства говорящего (радость, удовольствие, сожаление, удивление, негодование и т.п.): 
    к счастью, к радости, к удовольствию, к сожалению, к несчастью, к удивлению, к изумлению, к огорчению, к прискорбию, к досаде, странное дело, неровен час, чего доброго, как нарочно и др. Но, к несчастью, в это время подвернулся губернатор.
  • указывают на связь мыслей, последовательность изложения:
    во-первых, во-вторых и т.д., с одной стороны, с другой стороны, наконец, наоборот, напротив, однако, в общем, в частности, кстати, кстати сказать, итак, следовательно, значит, кроме того, например, так, таким образом и др. Вся жизнь Никиты не была постоянным праздником, а, напротив, была неперестающей службой.
  • указывают на приемы и способы оформления мыслей: словом, одним словом, короче говоря, вообще говоря, иначе говоря, так сказать, другими словами и др. 
     Признаться сказать, ни в какое время Колотовка не представляет отрадного зрелища.
  • указывают на экспрессивный характер высказывания: лучше сказать, грубо выражаясь, мягко выражаясь, по правде говоря, между нами говоря, смешно сказать, сказать по совести и др. По правде говоря, я не очень рассчитывал на его помощь.
  • указывают на источник сообщаемогопо словам, по сообщению, по мнению, по слухам, по сведениям, по-моему, по-твоему и т.п., дескать, мол, по моим расчетам, с точки зрения, как известно и др. По словам капитана, до ближайшего порта остается два дня пути. 
  • используются также  для привлечения внимания собеседника к сообщаемому, для внушения определенного отношения к излагаемым фактам: видишь (ли), видите (ли), понимаешь (ли), понимаете (ли), пойми, поймите, вообразите себе, извините, простите, пожалуйста, сделайте милость, помнишь (ли), помните (ли), помилуйте, послушайте, согласитесь, заметьте себе, позвольте и др. Одичаешь, знаете, если будешь все время жить взаперти. 


4. ОБОСОБЛЕННЫЕ СОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 
  • помогают конкретизировать определяемое существительное, уточнить признак предмета: Людей, пренебрегавших здоровьем, мама считала жестокими.
  • помогают автору полнее раскрыть отличительные свойства предмета;
  • помогают автору «сжать» информацию, позволяя в определении передать содержание, которое можно выразить и придаточной частью СПП: Выросшие за лето медвежата играли на камнях… (сравните: Медвежата, которые выросли за лето, играли на камнях…)



5. ОБОСОБЛЕННЫЕ НЕСОГЛАСОВАННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ 
  • помогают автору ярко, многогранно представить предмет: Здесь уже начинался город, с высокими домами, с шумом трамваев.
  • помогают автору дополнить и усилить картину, установить причинно-следственные связи: Степан, в рваной телогрейке, пыльных сапогах, был похож на бродягу.

5. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПРИЛОЖЕНИЯ
  • поясняют или уточняют нарицательное существительное;
  • помогают автору уточнить, кого он подразумевает, раскрывает содержание определяемого слова-местоимения: А когда я уезжала к себе на квартиру, одинокую, холодную, они, мать и отец, стояли на лестничной площадке, и плакали, и махали, и повторяли мне вслед.


6. ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
  • выражают добавочное действие к основному;
  • помогают автору уточнить основное действие с помощью добавочного, выраженного деепричастным оборотом;
  • помогают автору выделить качество основного действия: Мне стало невообразимо жаль его, и я сказала, едва сдерживая слёзы.
  • помогают автору обозначить цель основного действия: Все толпились у окна, стараясь почувствовать тонкий сладковатый аромат, и интересовались, что за растение, почему оно цветёт.
  • помогают автору конкретизировать причину основного действия: Да, несчастны, ибо не ведаем, что делаем, чего хотим, надеясь жить на земле вечно. 
  • помогают автору конкретизировать время основного действия: И лишь повзрослев, понял что это задание дала маме её совесть.
  • помогают автору обозначить условие, вопреки которому совершается основное действие: Постепенно, сама того не желая, мама приучила соседей обращаться к ней не только по медицинским вопросам, но и с другими просьбами.
  • помогают автору сказать об условии основного действия: Но, внимательно всмотревшись, он понял: серое пятно в кустах — это олень Песчаных холмов.
  • помогают автору точнее сказать о том, как, каким образом совершается действие: Толик вглядывался в Тёмино осунувшееся лицо и всё думал: сумел бы он так, не на словах пожалеть, как это часто бывает, а на самом деле? 
  • помогают автору сравнить одно с другим на основании общего для них признака: Он уже горел вовсю, словно факел.


7. ОБОСОБЛЕННЫЕ ДОПОЛНЕНИЯ
  • несут значение исключения, то есть выполняют ограничительную функцию;
  • помогают автору внести в предложение значения включения или исключения: Он не видел ничего, кроме Таборки.


8. ОБОСОБЛЕННЫЕ УТОЧНЯЮЩИЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • помогают автору конкретизировать предшествующий член предложения: В соседнем доме, на первом этаже, болел парнишка…


9. ОБОСОБЛЕННЫЕ ПОЯСНИТЕЛЬНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
  • помогают автору обозначить одно и то же понятие другими словами: Как же могла она, мать и жена, не ходить в палаты после дежурства…
  • помогают автору внести дополнительные разъяснения или замечания: Рабочие лесопромхоза, их было человек десять, играли в карты, лениво переговаривались и курили.


10. СЛОЖНОСОЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ
  • ССП с противительными союзами А, НО, ДА (=НО), ЗАТО, ОДНАКО помогают автору показать, что одно событие противопоставлено другому: После пятого урока у меня был кружок, но я не остался.
  • ССП с соединительными союзами И, ДА (=И), НИ…НИ, ТОЖЕ, ТАКЖЕ, КАК…ТАК И, НЕ ТОЛЬКО…НО И помогают автору показать последовательно происходящие события: Город кончался, и вскоре показалось море.
  • ССП с разделительными союзами ИЛИ, ЛИБО, ТО…ТО, НЕ ТО…НЕ ТО позволяют автору указать на чередование событий: То скрипнет дверь, то тихо отворится калитка…



11. СЛОЖНОПОДЧИНЁННОЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ

  • СПП с придаточным изъяснительным помогают автору раскрыть смысл глагола в главной части: Я должен немедленно доказать ей, что «предполагаемый диагноз» предположили напрасно, что всё будет хорошо. 
  • СПП с придаточным определительным помогают автору раскрыть признак существительного из главной части: Она не могла пройти мимо человека, который недомогал.
  • СПП с придаточным времени помогают автору указать на время протекания действия в главной части: Поесть не очень стыдно, когда от голода подводит худой грязный живот и в глазах темнеет.
  • СПП с придаточным цели помогают автору указать на цель, с которой выполняется действие в главной части: Она ела для того, чтобы не умереть. 
  • СПП с придаточным причины помогают автору указать на причину, по которой происходят действия в главной части: Эта неудача была совершенно естественна, так как Демосфен имел очень слабый голос…
  • СПП с придаточным условия помогают автору указать на условие, при котором действие в главной части станет возможным: Кабы люди за все друг с дружкой рассчитываться принялись, весь бы мир в магазин превратили.

12. БЕССОЮЗНЫЕ СЛОЖНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

  • помогают автору показать одновременно происходящие события:  Стояла поздняя осень, за окном лил сильный дождь, стучало железо по крыше.
  • помогают автору пояснить смысл сказуемого из первой части: 
    Наконец мы дождались: позвонил папа.
  • помогают автору указать на причину того, о чём говорится в первой части: 
    Расспрашивать его было бесполезно: он был молчальником.
  • помогают автору дополнить то, о чём говорится в первой части: Я знаю: в вашем сердце есть и гордость, и прямая честь.
  • помогают автору противопоставить два события: 
    Лето припасает — зима поедает.
  • помогают автору уточнить, в какое время (когда) происходит событие, о котором говорится во второй части: 
    Кончил дело — гуляй смело.
  • помогают автору указать на условие, при котором совершается действие во второй части:  Посеешь ветер — пожнёшь бурю.
  • помогают автору сделать вывод из того, о чём говорится в первой части: 
    Дети стали большими — им надо серьёзно учиться.
  • помогают автору передать быструю смену событий
    Раздался выстрел — зверь упал.
  • помогают автору сравнить события: 
     Скажет слово — соловей поёт.


О роли лексических явлений читаем здесь.

ИсточникБузина Е.В. «Пишем сочинение на лингвистическую тему. Русский язык. 9 класс. Подготовка к итоговой аттестации» Омск ОмГПУ 2012 

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!
Комментарии: 39
  1. Анонимный

    к любой теме подойдут эти материалы? и можно ведь какую угодно написать?(грамматич.примеров)

  2. Елизавета Хренникова

    Спасибо❤️❤️❤️ Премного благодарна�� очень помогли!

  3. Елизавета Хренникова

    Спасибооо!!!!! Очень помогли!!! Безмерно благодарна!!❤️

  4. Maks Nollan

    Спасибо

  5. Анонимный

    фапще нармальна
    спасиба

  6. Анонимный

    Отличная информация!Спасибо)всем советую)Важно)))

  7. Анонимный

    У Вас всегда можно найти очень много полезной и нужной информации.Спасибо Вам огромное, Марина Анатольевна, за Ваш сайт и за Ваш труд =)

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Благодарю вас ))

  8. Анонимный

    Скажите пожалуйста, а диалоги являются грамматическим явлением?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Да, диалог — это грамматическое явление. Про функции диалога материал есть в этой статье: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2011/03/blog-post_30.html

  9. Анонимный

    Очень полезная информация. Спасибо.

  10. Анонимный

    Спасибо Вам, Вы — Учитель От Бога! Повезло же Вашим ученикам! Лучшие учителя-это учителя языков, так как они разбираются в своём предмете, и могут объяснить его детям. Но Вы еще и помогаете всем! Огромное спасибо!
    С праздником!

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Благодарю Вас за добрые слова!

  11. Анонимный

    Сайт просто супер! Вот только у меня вопрос: сравнение это лексическое или грамматическое явление?

  12. Анонимный

    спасибо огромное! бесценный материал!
    ГИА сдать нелегко,но возможно. пробные пишу на "5"
    Желаю всем удачи!:)

  13. Анонимный

    какой то бред. ГИА я никогда не сдам. Так что делать мне нечего на этом сайте. Всем желаю удачи.

  14. Анонимный

    Спасибо большое:)))Очень помогли по написанию сочинения))

  15. Анонимный

    Очень нужный материал! 9 класс к ГИА готовлю первый год, много вопросов по написанию сочинений…

  16. Анонимный

    большое спасибо)

  17. Анонимный

    Огромное спасибо за систематизацию материала! Клад и для ученика, и для учителя.

  18. Анонимный

    только сегодня увидела этот чудесный сайт!жаль,что не посмотрела раньше…Но все равно, спасибо Вам!

  19. Анонимный

    Спасибо Вам огромное!
    Очень нравится Ваш блог, всё очень ясно написано, понятно объяснено, спасибо еще раз :)

  20. Анонимный

    вводные слова это и есть вводные конструкции?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Вводные слова — это разновидность вводных конструкций.

  21. Анонимный

    а многоточие к какому явлению отнести, грамматическому или к лексическому……..

  22. Анонимный

    подскажите, пожалуйста,а если в тексте много многоточий, это к каким отнести явлениям грамматическим или лексическим…

  23. Анонимный

    ваще чётка

  24. Анонимный

    В качестве примера, иллюстрирующего грамматическое явление, можно взять морфологические средства связи предложений в тексте:местоимение и союз. (Автор использует сочинительный союз "и", чтобы связать данное предложение с предыдущим.)

  25. Анонимный

    Спасибо большое!!!))

  26. Анонимный

    чудо сайт!если незнаю как писать,всегда захожу сюда и нахожу ответ))

  27. Анонимный

    Спасибо, Марина Анатольевна! Ваш труд заслуживает тысячу похвал. Вы здорово нас выручаете.

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Я рада =)

    2. Анонимный

      жаль что этот сайт только для русского языка

  28. Анонимный

    Марина Анатольевна, а умолчания для чего нужны?

    1. Марина Анатольевна Крюкова (автор)

      Про умолчание написано здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/01/blog-post.html?showComment=1333748072025#c4698724658031306932

  29. Анонимный

    а умолчания?

  30. Анонимный

    хороший сайт . спасибо большое. очень нужная информация

  31. Анонимный

    Отличный материал! Спасибо!

  32. У НЕБО НА ГЛАЗАХ

    Спасибо большое)

Комментарии закрыты.