ГИА Синтаксические средства художественной изобразительности

В статье содержится теоретический материал, который можно использовать при подготовке к заданию С2.1 экзаменационного теста.


РИТОРИЧЕСКИЕ ВОСКЛИЦАНИЯ — заключают в себе особую экспрессию, усиливают напряжённость речи. Например: Пышный! Ему нет равной реки в мире! (о Днепре — Гоголь)

Значение: повышают эмоциональность высказывания, привлекают внимание читателя к определённым частям текста.
РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС — содержит утверждение или отрицание, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа. Например: Что ты тревожишь ты меня? Что ты знаешь, скучный шёпот?.. От меня чего ты хочешь? Ты зовёшь или пророчишь?
Значение:
Яркость, разнообразие эмоционально-экспрессивных оттенков. Может быть
использован в разговорной речи, в публицистической и научной прозе.

РИТОРИЧЕСКОЕ ОБРАЩЕНИЕ — подчёркнутое обращение к кому-нибудь или к чему-нибудь.

Например: Цветы, любовь, деревня, праздность,
                 Поля! Я предан вам душой.

Значение: призвано выразить отношение автора к тому или иному объекту, дать его характеристику, усиливать выразительность речи.

ПАРАЛЛЕЛИЗМ — одинаковое синтаксическое построение соседних предложений или отрезков речи. Например: В синем небе звёзды блещут, В синем море волны плещут.
Значение: может усиливать риторический вопрос и риторическое восклицание.
АНАФОРА — построение  слов или словосочетаний в начале предложений, стихотворных строк или строф (единоначатие). 
Например: Только в мире и есть, что тенистый
                 Дремлющих клёнов шатёр.
                 Только в мире и есть, что лучистый
                 Детски задумчивый взор.
Значение: усиливает выразительность речи, логическое выделение.
ЭПИФОРА — повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки. 
Например: Отчего прослыл я шарлатаном?
                 Отчего прослыл я скандалистом?
                 Прояснилась омуть а сердце мглистом.
                 Оттого прослыл я шарлатаном,
                 Оттого прослыл я скандалистом.
Значение: усиление интонаций, оттенков звучащей речи.
ИНВЕРСИЯ —  изменение обычного порядка слов и словосочетаний, составляющих предложение, с целью усилить выразительность речи. Например: …где глаз людей обрывается куцый. (Маяковский) Швейцара мимо он стрелой Взлетел по мраморным ступеням. (Пушкин)
Значение: усиливает выразительность фразы, придаёт ей новый выразительный оттенок.
ЭЛЛИПСИС — пропуск элемента высказывания, легко восстанавливаемого в данном контексте или ситуации. Например: Мы сёла — в пепел, грады — в прах, В мечи — серпы и плуги. (Жуковский)
Значение: придаёт высказыванию динамичность, интонации живой речи, художественной выразительности.
УМОЛЧАНИЕ — фигура, предоставляющая возможность догадываться и размышлять, о чём могла бы пойти речь во внезапно прерванном высказывании.
Например: Я не люблю, о Русь, твоей несмелой,
                 Тысячелетней рабской нищеты.
                 Но этот крест, но этот ковшик белый…
                 Смиренные, родимые черты! (Бунин)
Значение: пробуждает глубокие мысли и чувства, придаёт речи экспрессивность и эмоциональность. Часто используется в прямой речи.
  
СМЕЩЕНИЕ СИНТАКСИЧЕСКИХ КОНСТРУКЦИЙ — конец предложения даётся в ином синтаксическом плане.

Например: Но те, которым в дружной встрече
                 Я строфы первые читал…
                 Иных уж нет, а те далече…

Значение: передаёт прерывистость речи, волнение говорящего.

Читайте также:  ОГЭ 15.3 Сочинение на тему "Что такое жизненные ценности" по тексту В.С.Токаревой из Открытого банка заданий (ФИПИ)

ПРИСОЕДИНИТЕЛЬНЫЕ КОНСТРУКЦИИ — фразы не умещаются в одну смысловую плоскость, но образуют ассоциативную цепь.

Например: Есть у каждого города возраст и голос,
                 Есть одежда своя и особенно запах.
                 И лицо. И не сразу понятная гордость.

Значение: придаёт выразительность, отрезки текста становятся эмоционально насыщенными и яркими.

ПАРЦЕЛЛЯЦИЯ — деление предложения на слова. Например: И снова Гулливер. Стоит. Сутулясь. 
Значение: словоударная система, которая предполагает логическое ударение на каждое слово с целью его выразительности.

МНОГОСОЮЗИЕ (полисиндетон), БЕССОЮЗИЕ (асиндетон) — могут употребляться в близком контексте, придают большую выразительность речи и тексту.

Например: Был тиф, и лёд, и голод, и блокада. Всё кончилось: патроны, уголь, хлеб.

Значение:
многосоюзие способствует интонационному и логическому подчёркиванию
выделяемых предметов; бессоюзие придаёт стремительность, динамичность,
насыщенность впечатлений.

ГРАДАЦИЯ
— расположение слов, словосочетаний либо частей сложного предложения,
при котором каждое последующее усиливает или ослабляет значение
предыдущего. Например: Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особый, самобытный, ни с чем не сходный вид.
Значение: придаёт речи нарастающую интонацию и эмоциональную напряжённость.

Читаем также: 
Как писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему (памятка)

Источник: Е.В.Бузина «Анализ средств художественной выразительности в тестовых заданиях ЕГЭ» Омск 2004

Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Анонимный

    Я так и не поняла…средства худ изобразительности относить к грамматике или к лексике?

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Смотря к какой группе относятся средства худ. изобразительности. Существуют выразительные средства фонетики, лексики и фразеологии, морфологии и словообразования, синтаксиса. Подробнее обо всех перечисленных видах средств выразительности читайте здесь: http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/7.html
      Перечень грамматических и лексических явлений есть тут: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/01/21-2012.html#more

    2. Олег Юрин

      Здравствуйте, Марина Анатольевна. Очень внимательно прочитал Ваши материалы, а также ссылку http://www.prosv.ru/ebooks/Zagorovsk_Grig_Rus_yaz_EG_C/7.html. Запутался со стилистическими фигурами. Во всех средствах разбираюсь хорошо, но куда же относить градацию, антитезу, оксюморон, лексический повтор, анафору и эпифору? Из Ваших материалов понял, что эти средства можно использовать как пример лексического явления. Вы даёте ссылку на статью, а она говорит об обратном (эти средства относят к грамматическим явлениям). Я запутался, помогите…
      Как я понял, анафору и эпифору можно использовать и как пример лексического явления, и как пример грамматического. SD каких случаях они будут примером лексического, а в каких случаях — грамматического? В одной статье прочитал, что анафора и эпифора являются грамматическими средствами (морфологическими), если повторяются только морфемы, или части сложных слов, а лексическими средствами они будут, если повторяются целые слова. Но, если судить по Вашим примерам, то у Вас и в лексической, и в грамматической анафоре/эпифоре повторяются целые слова. Если сможете, объясните, пожалуйста, как Вы их классифицируете.

  2. Анонимный

    О еее круто)Только где оксюморон и синтаксический параллелизм?А не понятно для тупых

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Определение параллелизма есть в статье, а оксюморон — это будет лексическое понятие.

  3. Анонимный

    Огромное Вам спасибо, представлен очень подробный материал, лёгкий для восприятия.

  4. Носи усы

    Спасибо!

  5. Аня

    Спасибо, большое за информацию!

  6. Анонимный

    Нормально но чучуть не понятно