Я согласна с
высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь
языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они
думают».
Мир вокруг нас слишком сложен и многообразен, поэтому мы не
думаем сразу обо всех вещах, а держим в голове лишь несколько проблем.
Поэтому, озвучивая свое мнение, мы показываем, что важно в этом мире
именно для нас, что именно мы видим вокруг себя, замечаем, чему
удивляемся, чем восхищаемся, а что совершенно не приемлем. Так, Б.
Васильев, рассказывая своим читателям сюжет о сборе материала для
школьного музея героев военных лет, показывает, что для него в этом
сюжете важны чувства и переживания действующих лиц. Это и передаёт
лексика: эпитеты «нескрываемое недоверие» (предложение №12), «вызывающая
агрессия» (предложение №24), метафора «вынули из души».
Автор и сам переживает за
своих героев, сочувствует матери, душа которой «ослепла» и «оглохла»
из-за черствости троих подростков, и его отношение ко всей этой истории
проявляется через выбор грамматических конструкций. Так, разговор
подростков и старой женщины не представляет собой диалога с вопросами и
ответами в классическом понимании. Среди реплик есть только два
вопросительных предложения (№ 20, 24), зато очень много побудительных
предложений с глаголами в повелительном наклонении – № 26,31,32. Из-за
этого атмосфера посещения воспринимается как недружественная, в чём-то
даже угрожающая.
Таким образом, благодаря выбору лексики в тексте
проявились те грани ситуации, которые занимали мысли автора в момент
написания своего произведения, а в выборе грамматических форм
отразилось его отношение, то есть то, «как» он по этому поводу думал.
— это сложная многоуровневая, но в то же время взаимосвязанная система. Так,
лексика (словарный запас языка) отображает представление человека о явлениях
действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи?
Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то
есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна.
Объясним данное утверждение с помощью конкретных примеров из текста Б.Л.
Васильева.
Например, в предложении 1 автор использует слово с эмоционально-экспрессивной окраской `бабуля` (лексическое явление названо). Оно выражает ласковое
отношение внучки Тани к своей бабушке (объяснена роль слова в тексте). Однако в
предложении существительное `бабуля` ещё является обращением (названо
грамматическое явление). Писатель употребил его в форме именительного падежа и
выделил запятой (прокомментировано грамматическое явление и названы основные
грамматические признаки обращений). Так знание грамматики помогло понять, к
кому девочка обращается с речью (названа роль речевой единицы в тексте).
Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: «Словарь языка
свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают».
Образец 3. Автор — Любовь Михайловна Бенделева. В отличие от предыдущих двух, это сочинение написано не по тексту проекта ДЕМО-2012.
На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику,
которую используют люди при общении. Так, в предложении 3, рассуждая о
развитии таланта поэта, И.Бунин прибегает к «высокой лексике»: « В
противном случае ваш талант неизбежно оскудеет, высохнет, подобно
колодцу…» Буквально через несколько предложений И.Бунин прибегает к
экспрессивно окрашенному слову: « …все рифмы давно использованы,
затрепаны». Но это разговорное слово звучит в речи поэта уместно,
нисколько не снижает качества его речи.
Чтобы понять смысл второй части высказывания, вспоминаю значение слова
«грамматика», раздела лингвистики, который изучает правила построения
словосочетаний и предложений. В предложенном тексте И. Бунин, рассуждая о
сущности таланта, говорил горячо, образно. В этом поэту помогла
экспрессия неполных предложений. В предложениях 10-12 он говорит:
«Опишите дерево. Море. Скамейку». В подобных синтаксических
конструкциях природой заложены огромные изобразительные возможности:
называя предметы, Бунин более четко и ярко обрисовывает то, о чем надо
писать молодому поэту.
Таким образом, смысл афоризма,
введенного в задание, я вижу в том, что и словарный запас человека, и
знание основ морфологии, синтаксиса и пунктуации помогают ему правильно и
ярко оформлять свою речь. ( 177слов)
Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка.
Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет
создать связное высказывание, текст.
Так, в
предложении 3, рассуждая о развитии таланта поэта, И.Бунин прибегает к высокой лексике: «В противном случае ваш талант неизбежно оскудеет,
высохнет, подобно колодцу…» Буквально через несколько предложений
И.Бунин уже использует экспрессивно окрашенное слово: « …все рифмы давно
использованы, затрепаны». Но это разговорное слово звучит в речи поэта
уместно, нисколько не снижает качества его речи. Интересны эти
предложения и с точки зрения грамматики. В том и другом используются
однородные члены, которые позволяют ярче описать речевую ситуацию.
лингвист Г.Степанов, утверждавший, что словарь языка «свидетельствует, о
чём думают люди, а грамматика – как они думают». (129 слов)
«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», — писал ученый Г.Степанов. Известный лингвист прав, потому что по манере разговора можно многое сказать о человеке. Докажем это.
так как в его лексикон входит книжное слово «почин» (предложение 5).
Кроме того, этот же герой нарушает грамматические нормы, неправильно
строит предложения. Например, он соединяет категорическое требование
«должны передать» и вежливое обращение «пожалуйста» (предложение 19,
20).
потому что культура мышления и культура речи связаны друг с другом.
Вероятно, это и имел в виду ученый-лингвист Г.Степанов.
«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», — писал ученый Г.Степанов. Высказывание ученого Г.Степанова, безусловно, справедливо, потому что
культура мышления и культура речи связаны друг с другом и
свидетельствуют об уровне образованности и воспитанности человека.
Попробуем доказать это.
Б.Васильева – показатель примитивности ее мышления, грубости и
бессердечия по отношению к своему товарищу: «трус несчастный»… (34),
«только пикни у нас» (35), «мы тебе такое устроим, что наплачешься»
(38).
нормы связей между предложениями. Правильно было бы поменять местами
предложения 5 и 6. Такая речь характеризует бедность словарного запаса
героя и незнание грамматики.
выражать свои мысли. По-видимому, это и имел в виду ученый Г.Степанов.
«Словарь языка свидетельствует, о чем думают люди, а грамматика – как они думают», — писал ученый Г.Степанов. Суждение лингвиста Г.Степанова вполне понятно, потому что лексика и
грамматика связаны друг с другом. В тексте Б.Васильева мы видим как
богатство лексики, так и разнообразие грамматики. Докажем это.
использует разного рода синонимы «разговор… обеспокоил ее, удивил и
обидел» (33), «она ждала…, вся была сосредоточена на этом скрипе» (40),
«горечь и… обида скоро оставили Анну Федотовну» (44), «он угас, погиб,
умер вторично» (52). Кроме того, описывая душевное состояние героини,
автор использует сложные синтаксические конструкции. Например,
сложноподчиненные предложения (14, 24, 30, 32).
свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно
понять это высказывание?
«Словарь языка» — это лексика. Все слова имеют собственное лексическое
значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё
необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических
значений.
«пикни» (предложение 35). Используя его в переносном значении, большая девочка
требует от мальчика не возражать, не возмущаться. То есть значение слова передаёт
её мысли, желания. Побуждение (требование) выражается через форму
повелительного наклонения глагола «пикнуть».
убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как
думают люди. (104 слова)
свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно
понять это высказывание?
значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё
необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических
значений.
качестве примера возьмём составное глагольное сказуемое «успел написать»
(предложение 9). Основное лексическое значение заключается в инфинитиве «написать»,
т.е. письменно обратиться к кому-то. Вспомогательная часть «успел» выражает
дополнительное лексическое значение (конец действия) и грамматические значения:
изъявительное наклонение, прошедшее время, единственное число, мужской род
глагола.
действительно свидетельствуют, о чём и как думают люди. (104 слова)
Известный лингвист Г. Степанов утверждает: «Словарь языка
свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Как можно
понять это высказывание?
«Словарь языка» — это лексика. Все слова имеют собственное лексическое
значение. С его помощью человек передаёт свои мысли собеседнику. Но словам ещё
необходима и определённая форма, которая служит для выражения грамматических
значений.
качестве примера возьмём составное именное сказуемое «была сосредоточена»
(предложение 40). Именная часть «сосредоточена» передаёт основное лексическое
значение: Анна Федотовна была напряжена, «ждала скрипа задвигаемого ящика».
Глагол-связка «была» выражает грамматические значения: изъявительное
наклонение, прошедшее время, единственное число, женский род.
убедились, что лексика и грамматика действительно свидетельствуют, о чём и как
думают люди. (99 слов)
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как
они думают», – утверждает известный
лингвист Г. Степанов. Я полностью согласен (согласна) с этим высказыванием.
слова имеют собственное лексическое значение, с помощью которого человек
передаёт свои мысли собеседнику. А знание строения синтаксических единиц
(словосочетания, предложения, текста) формирует умение логически стройно
выражать наши мысли.
Возьмём предложение №45. С помощью лексических значений слов мы
понимаем, что предметом речи являются два события. Во-первых, внучка читала
письмо; во-вторых, Анна Федотовна проговорила. Эти события противопоставлены
друг другу и в тексте передаются с помощью сложносочинённого предложения. Оно
состоит из двух простых предложений, связанных между собой противительным
союзом «но».
Степанов прав в своём мнении: лексика и грамматика действительно
свидетельствуют, о чём и как думают люди.
«Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а
грамматика – как они думают», –
утверждает известный лингвист Г. Степанов. Я полностью согласен
(согласна) с этим высказыванием.
слова имеют собственное лексическое значение, с помощью которого человек
передаёт свои мысли собеседнику. А знание строения синтаксических единиц
(словосочетания, предложения, текста) формирует умение логически стройно
выражать наши мысли.
Возьмём предложение №33. С помощью лексических значений слов мы
понимаем, что предметом речи являются два события. Во-первых, она [Анна Федотовна] слышала плохо; во-вторых,
разговор обеспокоил, удивил и обидел её. В тексте эти события переданы с
помощью сложноподчинённого предложения. Придаточное указывает на причину того,
о чём говорится в главном предложении. Это значение передаётся вопросом
(почему?) и подчинительным союзом «потому что».
Степанов прав в своём мнении: лексика и грамматика действительно
свидетельствуют, о чём и как думают люди.
спс
Первый комментарий из 2014 года 😀
Марина Анатольевна помогите написать сочение-рассуждение на тему"Словарь языка свидетельствует,о чем думают люди,а грамматика — как думают"
(1)Хмурый лейтенант – так прозвали в нашем полку лѐтчика Ярового, и прозвище это лучше всего соответствовало его характеру. (2)Редко кто видел улыбку на его резко очерченных губах. (3)Он был очень странным, этот высокий, нескладный в движениях лейтенант. (4)В свои неполные двадцать семь лет он казался многое повидавшим человеком, всегда гладко выбритое лицо было прорезано глубокими морщинами, а глаза, спокойные, холодные, светло-голубые, смотрели так, как смотрят на мир глаза человека, прожившего долгую жизнь. (5)Как-то по-особенному блестели его глаза. (6)Но не волнение и не испуг, а злость появлялась в них, когда лейтенант буквально выпрашивал у командира каждый лишний вылет, а когда возвращался на аэродром, снова становился мрачным и неразговорчивым.
– (7)Задание выполнил, – докладывал он коротко.
(8)Оружейники начинали производить послеполѐтный осмотр и не находили ни одного снаряда. (9)Яровой старался расстрелять в полѐте весь боекомплект подчистую.
– (10)Так нельзя, – сказал ему однажды майор Черемыш.
– (11)А если на обратном пути вас перехватят «мессеры», как будете отбиваться? (12)Я вам запрещаю расходовать весь боекомплект.
– (13)Есть, товарищ командир, – сухо ответил лѐтчик.
(14)Но летать продолжал с тем же холодным азартом. (15)Самолѐт, на котором летал Яровой, почти ежедневно возвращался с пробоинами. (16)Даже командир полка, опытный лѐтчик, недоумевал, почему Яровой такой отчаянный.
(17)Однажды вечером, когда хлынул неожиданный для осени тѐплый проливной дождь с громом и яркими молниями и лѐтчики решили устроить «вечер отдыха», около одиннадцати в землянке появился Яровой. (18)Очевидно, после ужина он бродил где-то по лесным опушкам, потому что к голенищам его сапог прилипли осенние листья. (19)Он молча сбросил мокрую шинель, прошѐл в самый дальний угол и сел на свою постель. (20)Когда молодой лѐтчик Лѐвушкин посмотрел в угол, он увидел, что Яровой, подперев ладонями голову, сосредоточенно рассматривает большую фотографию. (21)Лѐвушкин, а за ним следом и ещѐ двое подошли к нарам. (22)Яровой никогда не показывал никому из нас ни своих фотографий, ни своих писем, и то, что сейчас он долго и пристально рассматривает какой-то снимок, заинтересовало всех.
– (23)Это кто? (24)Жена? – осторожно спросил Лѐвушкин, не рискуя глянуть через плечо Ярового на фотоснимок.
– (25)Нет, сын, – тихо ответил Яровой.
(26)Все мы ожидали, что лейтенант молча уберѐт снимок. (27)Возможно, так бы и случилось, если бы не настойчивый Лѐвушкин. (28)Взъерошив и без того лохматую голову, он нерешительно попросил:
– (29)А можно посмотреть?
(30)Яровой, ни слова не говоря, протянул фотографию. (31)С открытки глядело улыбающееся лицо двухлетнего мальчугана. (32)Мальчик прижимал к себе плюшевого медведя. (33)В больших глазах ребѐнка застыло удивление перед громадным, ещѐ не понятным ему миром.
– (34)Он что, у вас, в Ленинграде? – спросил Лѐвушкин, откуда-то знавший, что Ленинград – родина Ярового.
– (35)Был в Ленинграде, – ответил лейтенант.
– (36)А теперь его нет, – ответил он тихо бесстрастным голосом, в котором не было ничего, кроме сильной усталости.
– (37)Вы помните сообщение о первом крупном налѐте «юнкерсов» на Ленинград? (38)Фашистская фугаска попала тогда в дом. (39)Сын и жена…
(40)Голос его оборвался… (41)Яровой поднял голову, и лѐтчики увидели его глаза… (42)И каждый подумал в ту минуту, что, очевидно, такими они бывают, когда Яровой идѐт на цель на своѐм самолѐте и жмѐт на гашетки, обрушивая на врага снаряды и бомбы…
(По Г. Семенихину)
Семенихин Геннадий Александрович (1919–1984) – русский писатель. Собственный опыт участия в боевых действиях во время Великой Отечественной войны помог Геннадию Семенихину написать книги о военных лѐтчиках. Широкую известность автору принесли произведения «Лѐтчики», «Взлѐт против ветра», «Хмурый лейтенант», «Космонавты живут на земле», «Над Москвой небо чистое» и др.
Ирина, написать сочинение по данной теме поможет эта памятка: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2012/01/21-2012.html#more
Какие изменения ожидаются в ГИА 2013 по части С2? Какая будет тема? Заранее спасибо.
Если коротко, то часть С2 на ГИА 2013 будет представлять собой написание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по высказыванию о русском языке. А если подробнее, то смотрите материалы здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/05/2013_6481.html
Здравствуйте Марина Анатольевна, у меня вопрос:Обязательно надо писать термин того лексического или грамматического средства которое вы используете в тексте?
Поскольку это сочинение на лингвистическую тему, то вы должны продемонстрировать свои знания по лингвистике, поэтому названия лингвистических явлений (терминов) в сочинении писать нужно.
А у вас нет примеров сочинения-рассуждения по цитате Л.В.Успенского :"Один словарный состав без грамматики ещё не составляет языка. Лишь поступив в распоряжение грамматики, он получает величайшее значение." ????
Есть. Посмотрите в этой статье: http://uchimcauchitca.blogspot.ru/2013/02/89-2013.html#more
сочинение рассуждение раскрывая смысл высказывания А.П.Чехова:"слова-одежда всех мыслей и фактов"
Мария Анатольевна, а в сочинении обязательно нужно писать номера предложений для примера?Или можно без них?
а на лингвистическую тему есть что нибудь
Благодарю вас за столь замечательный сайт.
Спасибо, Елена!
Спасибо большое за Ваш сайт, благодаря ему я поняла как нужно писать сочинения и формулировать предложения в нем!
Благодарю! Удачи!
Откуда сведения о выборе формы экзамена в 2013 году?
Данная информация прозвучала на конференции, которая проходила в Москве в конце сентября 2013 года.
какой образец можно выбрать чтобы можно было написать по любому тексту?
Практически любой.
он и отец это тавтология?
Нет, это не тавтология.
А приложения относятся к лексике?
Нет, к грамматике.
а в образце 12 все хватает или надо еще про грамматику что нибудь написать??
Нет, добавлять ничего не надо.
Здравствуйте;скажите пожалуйста какие могут быть замечания к такой работе С2.1 и можно ли так вообще?
С 2.1: Лингвист Степанов сказал:"Словарь языка свидетельствует,о чем думают люди,а грамматика — как думают".С этим высказыванием невозможно не согласиться .
Во-первых,словарь языка-это выбор лексических средств,которые помогают понять чувства человека.Например в предложении … автор использует …("цитирую")…поясняю какую роль играет в тексте…
Во-вторых,грамматика-это система способов словообразования,морфологичеких категорий и синтаксических конструкций,помогающия ясно излагать собственные мысли и чувства.Например в предложении … …("цитирую")…поясняю какую роль играет в тексте…
Таким образом мы доказали,что грамматика и лексика играют важную роль в жизни нашего языка.
Спасибо вам большое за такое подробное описание лексических и грамматических явлений;видно как вы относитесь к людям и своей работе!Еще раз большое спасибо)
Необходимо 3 или 4 абзаца?Нам говорили,что нужно 3 абзаца,а у вас везде-4.
Можно и 3, и 4.
А можно пять?
если я напишу 2 образец то сколько приблизительно баллов мне дадут??
Максимальное кол-во балов 9 если все напишешь правильно!
СПАСИБО БОЛЬШОЕ! БУДУ СТАРАТЬСЯ!
Не за что; самому бы еще написать)
Спасибо,не могли бы вы прояснить что или какие приёмы относятся а лексикологии а какие к грамматике?
О приёмах читайте здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/01/21-2012.html
Тема полный бред… Соответственно, все сочинения тоже самое. Это примерно, как если написать — В холодильнике холодно потому что он белый и прямоугольный.
(1)На хуторе сон и тишина. (2)Мы идём вдоль низкого, белого под
луной заборика, по-южному сложенного из плоского дикого камня. (З)Такое
чувство, словно и родился я здесь, и прожил здесь жизнь, и теперь
возвращаюсь домой.
(4)Громко стучу в раму окна. (5)Нечего спать, раз мы вернулись. (6)И
сейчас же распахивается дощатая дверь. (7)Панченко, ординарец мой,
сонный, зевающий, босиком стоит на пороге.
— (8)Заходите, товарищ лейтенант.
(9)Хорошо вот так ночью вернуться с плацдарма домой. (10)Об этом не
думаешь там. (11)Это здесь со всей силой чувствуешь. (12)Мне никогда до
войны не приходилось возвращаться домой после долгой разлуки. (13)И
уезжать надолго не приходилось. (14)Первый раз я уезжал из дома в
пионерский лагерь, второй раз я уезжал уже на фронт. (15)Но и тот, кто до
войны возвращался домой после долгой разлуки, не испытывал тогда того,
что испытываем мы сейчас. (16)Они возвращались соскучившиеся — мы
возвращаемся живые…
(17)Сидя на подоконниках, разведчики смотрят, как мы двое едим, и
глаза у них добрые. (18)А в углу стоит широкая деревенская кровать.
(19)Белая наволочка, набитая сеном, белая простыня. (20)Многого не
понимали и не ценили до войны люди. (21)Разве в мирное время понимает
человек, что такое чистые простыни? (22)3а всю войну только в госпитале я
спал на простынях, но тогда они не радовали.
(23)Я ложусь на свою царскую кровать, пахнущую сеном и свежим
бельём, и проваливаюсь, как в пух. (24)Глаза слипаются, но едва
задрёмываю, как, вздрогнув, просыпаюсь опять. (25)Я просыпаюсь от
тишины. (26)Даже во сне я привык прислушиваться к разрыву снарядов.
(27)И лезут в голову мысли о ребятах, оставшихся на плацдарме.
(28)3ажмурюсь — и опять всё это перед глазами: землянка связистов, в
которую попала бомба, дорога в лесу и чёрные высоты, занятые немцами…(29)Нет, я, кажется, не усну. (ЗО)Осторожно, чтоб не разбудить ребят,
выхожу во двор, аккуратно притворив дверь. (31)Как тихо! (32)Словно и нет
войны на земле. (ЗЗ)Впереди луна садится за глиняную трубу, только
краешек её светится над крышей. (34)И что-то такое древнее, бесконечное в
этом, которое было до нас и после нас будет.
(35)Я сижу на камне и вспоминаю, как в школе сорок пять минут урока
были длиннее двух веков. (Зб)Государства возникали и рушились, и нам
казалось, что время до нас бежало с удивительной быстротой и теперь только
пошло своим нормальным ходом. (37)Впереди у каждого из нас была целая
человеческая жизнь, из которой мы прожили по четырнадцать, пятнадцать
лет.
(38)Я воюю уже третий год. (39)Неужто и прежде годы были такие
длинные?.. (40)Возвращаюсь в дом, укрываюсь с головой и, подрожав под
шинелью, засыпаю.
здрасти
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, нужно ли давать определение грамматики в сочинении. Нам в школе говорили, что обязательно должны присутствовать определения лексики и грамматики. Я обычно пишу: "Словарь языка — это его лексический состав". Надо ли писать, что такое грамматика?
Вам правильно сказали!
Скажите пожалуйста, все эти сочинения С 2.1 верные? т.е. я читала все советы М.А. как начать, как писать основную часть, как закончить, а в этих сочинениях такого нет! Я пишу по всем вашим критериям и получается ОЧЕНЬ много слов!
И какое,по-вашему мнению самое правильное сочинение?
Все сочинения соответствуют критериям оценивания задания С2.1. Если Вам кажется, что в Вашей работе слишком много слов, Вы можете её сократить. Помните о том, что сочинение — это творческая работа.
(1)Ученикам о войне он рассказывал скупо. .
— (2)А где вас ранило? — спрашивали ребята.
— (3)В Польше, уже в наступлении. (4)Вот, руку отняли.
(5)Что было потом, не рассказывал: не хотел вспоминать, как учился
писать левой — почерком, не лишённым элегантности, как приспособился
ловко надевать рюкзак одной рукой. (б)После госпиталя приехал в Москву и
вернулся в университет, в котором учился до войны.
(7)Какое это было счастье — полных три года он восстанавливал себя
сам: чистил кровь Пушкиным, Толстым, Герценом…
(8)Потом отправили по распределению в среднюю школу посёлка
Калиново Вологодской области преподавать русский язык и литературу.
(9)Жильё выделили при школе. (Ю)Комната и прихожая, откуда
топилась печь. (П)Дровами обеспечивали. (12)Кроме литературы, ещё
приходилось учить географии и истории.
(13)Всё в Калинове было бедным, разрушенным, в изобилии только
нетронутая робкая природа. (14)И люди были, пожалуй, получше городских,
тоже почти не тронутые городским душевным развратом.
(15)Общение с деревенскими ребятами развеяло его студенческие
иллюзии: доброе и вечное, конечно, не отменялось, но повседневная жизнь
была слишком груба. (16)Всё время мучительно думал: нужны ли все эти
культурные ценности девочкам, укутанным в чинёные платки, успевшим до
зари прибрать скотину и малых братьев-сестёр, и мальчикам, выполнявшим
всю мужскую тяжёлую работу? (17)Учёба на голодный желудок и потеря
времени на знания, которые никогда и ни при каких условиях им не
понадобятся?
(18)Детство у них давно закончилось, они все сплошь были недоросшие
мужики и бабы, и даже те немногие, кого матери отпускали в школу, как
будто испытывали неловкость, что занимаются глупостями вместо
настоящей серьёзной работы. (19)Из-за этого некоторую неуверенность испытывал и молодой учитель — и впрямь, не отвлекает ли он их от
насущного дела жизни ради излишней роскоши. (20)Какой Радищев?
(21)Какой Гоголь? (22)Какой Пушкин, в конце концов? (23)Обучить грамоте
и поскорее отпустить домой — работать. (24)Да и сами они только этого и
желали.
(25)Тогда он впервые задумался о феномене детства. (26)Когда оно
начинается, вопросов не вызывало, но когда оно заканчивается и где тот
рубеж, начиная с которого человек становится взрослым? (27)Очевидно, что
у деревенских ребятишек детство заканчивалось раньше, чем у городских.
(28)Северная деревня всегда жила впроголодь, а после войны все
обнищали вконец, работали бабы и ребята. (29)Из тридцати ушедших на
фронт местных мужиков вернулись с войны двое. (ЗО)Дети, маленькие
мужики-школьники, рано начинали трудовую жизнь, и детство у них было
украдено. (31)Впрочем, что тут считать: у одних было украдено детство, у
других — юность, у третьих — жизнь.
(По Л. Улицкой)*
какие лексические и грамматические явления здесь есть ?
заранее спасибо Мария Анатольевна!:)
Привести пример лексического явления вам поможет задание В1, где называется лексическая единица: разговорное слово, термин или просторечие… Остается только сделать вывод, какую роль это слово играет в тексте.
Подсказка для грамматического явления содержится в задании В7, где назван вид сложного предложения. Не забудьте тоже определить его роль в этом тексте.
спасибо большое:)
сократить не судьба да????
Мария Анатольевна! Скажите пожалуйста. Я так и не понял, на ГИА 2012 по русскому языку, будет с 2.1 такая же как и тут, про Степанов???
Да, точно такая же. Только исходный текст будет другой.
Исходный текст чего?
То есть текст, по которому вы будете выполнять задания части 2 и 3.
Было очень интересно читать сочинения, которые вы выложили, но у меня только один, но на мой взгляд, довольно значимый вопрос- А где же те 70 слов, которые сейчас требуют??? во всех представленных сочинениях слов было намного больше чем 70
70 — это минимум! Верхний предел не ограничен.
где можно посмотреть роль грамматических явлений?
Посмотрите тут: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/03/21.html#more
К каждому варианту сколько сочинений написано?
А все образцы представленные здесь грамматически правельно написаны?
Да, конечно.
у вас сочинения по чувашскому языку для гиа 2012 года
Таких сочинений нет.
Здравствуйте,а можно пример в с2.1 так писать.
Например,в предложение 1 слово "зажмуривал" имеет лексическое значение "сильно закрыл глаза"
1)он вызывающе зевал на уроках:зажмуривал глаза,морщил нос и широко разевал рот.
Например,в предложение 4 в конце стоит восклицательный и вопросительный знак.Это говорит о том,что герой эмоционально спрашивает собеседника.
4)Почему ты зеваешь?!-раздраженно спрашивал Женечка.
"ВНИМАНИЕ!
В 2012 году на государственном экзамене в 9-ом классе во всех школах РФ будет такая же формулировка задания С2.1."-это правда или просто так написано?
Это правда.
Известный лингвист Г.Степанов писал: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика — как они думают". Я полностью согласен с этим высказыванием.
Под словом "словарь", я считаю, Степанов подразумевал лексику. Например, слово "зашёл" автор заменяет синонимичным словом "забрёл" (предложение 24). Это показывает, что существует несколько слов с одинаковым значением.
Теперь перейдём ко второй части высказывания. Без грамматических правил невозможно правильно построить предложение и донести его смысл до читателя. Например, в предложении 12 "Так захотелось завыть, позвать хозяина или Толика, завыть дико, на весь город!" однородные сказуемые позволяют ярче описать изображаемую действительность.
Из всего вышеизложенного можно сделать вывод, что высказывание Степанова является справедливым.
оцените пожалуйста
Здравствуйте. Скажите пожалуйста, если взять составное именное сказуемое или составное глагольное сказуемое и охарактеризовать его и по грамматике и по лексике, то это будет считаться за 2 примера.
Можно использовать один и тот же пример для иллюстрирования лексических и грамматических явлений.
Можно общий вариант! чтобы потом только примеры подставить и все!И вдруг такое у кого-нибудь еще будет!
здравствуйте Марина Анатольевна !скажите пож.на настоящем гиа тоже тема сочинения такая же будет?
Да, точно такая же.
Здравствуйте.Помогите,пожалуйста,я не могу разобраться.Если в тексте есть сравнение-"как солдаты под огнем" это относится к 1 или ко 2?Лексика или грамматика?И еще 2 вопроса.Если в тексте глагол повелительного наклонения "читай письмо!" это относится к лексике или к грамматике?Если в предложении указано "сказал как пописаному"т.е уверенно.Это относит к лексике или к грамматике?
Спасибо.
Если вы напишете, что "как солдаты под огнём" — это такое художественное средство, как сравнение, то относится к лексике. Если напишете, что это такая синтаксическая конструкция, как сравнительный оборот, то к грамматике. Глагол повелительного наклонения — это грамматика. Сказал как по писаному — это устойчивое сочетание (фразеологизм), поэтому относится к лексике.
Здравствуйте, Марина Анатольевна. Не могли бы вы мне помочь с заданием С2.1. Я всё никак не пойму: это что, на экзамене в данном задании будет именно высказывание Степанова? Или же на экзамене могут дать совершенно другую тему? и зависит ли тема сочинения в С2.1 от варианта КИМа? Заранее спасибо)
Во всех вариантах будет только высказывание Степанова.
очень хороший сайт,до 9 класса можно сказать вообще не учила правила,но сейчас пришлось и ваш сайт мне очень помог. но вот сочинения,нам сказали типа, сочинения с2.1 на худой конец напишите,т.к в новой форме нужна написать, объединяя грамматику и лексику, и нельзя начинать и заканчивать сочинения словами Степанова. если вам не трудно ,не могли бы вы написать сочинения в новой форме.
На блоге есть памятка, которая поможет Вам подготовиться к заданию С2.1: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/01/21-2012.html
можно ваш образец сочинение с1
Мой образец можно посмотреть здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/09/21.html
Марина Анатольевна скажите пожалуйста а вы уверены что задание C2.1 будет звучать именнотак так? Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о
чём думают люди, а грамматика – как они думают».
нас почему то готовят к сочинению на лингвистическую тему.
Да, уверена. Это официальная информация. Это и есть сочинение на лингвистическую тему. А прошлогодних тем (про знаки препинания)в этом году на экзамене не будет.
Здравствуйте,а есть сочинение с2.1 по автору Е.Гришковцову ? Срочно надо !!!!
К сожалению, такого нет.
у вас тесты задания А и В
Тренировочные тесты есть здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.com/search/label/%D0%9A%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D1%82%D0%B5%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2
где можно найти образцы сочинение С.1 и С.2 и как они будут сформулированы?
Образцы сочинения С2.1 в этой статье (задание на экзамене будет сформулировано так же).
Образцы сочинения С2.2 можно посмотреть тут: http://uchimcauchitca.blogspot.com/search/label/%D0%A12.2%20%D0%A1%D0%BE%D1%87%D0%B8%D0%BD%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5-%D1%80%D0%B0%D1%81%D1%81%D1%83%D0%B6%D0%B4%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BC%D0%BE%D1%80%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%BE-%D1%8D%D1%82%D0%B8%D1%87%D0%B5%D1%81%D0%BA%D1%83%D1%8E%20%D1%82%D0%B5%D0%BC%D1%83
Марина Анатольевна!в части С2.1 сочинение должно быть написано не меньше 90 слов.сочинение может быть написано до 142 слов.С2.1 с 90 и до скольких слов может быть написано сочинение.заранее спасибо подскажите пожалуйста.
Минимальный объём сочинения в 2012 году — 70 слов, а не 90. Максимальный же предел не ограничен.
вы бы хоть варианты написали по каким пишите а то примеры показаны но рассмотреть их нельзя
я не совсем поняла- тема про выражение Степанова будет как на самом экзамене, так и на пробном?
Да, так должно быть.
хотелось бы узнать-когда ответы переносишь в бланки ответов,в инструкции написано,что запятые и пробелы ставить не надо,как-то странно получается…без пробелов 2 слова писать?
однако в некоторых демоверсиях написано что запятые ставить надо,а в некоторых-нет..и что же делать?((
Правила оформления ответов в бланке, как и сами бланки, по регионам могут отличаться. Поэтому ориентируйтесь на то, что вам скажет учитель. Можно будет также проконсультироваться по этому вопросу во время экзамена у ассистентов.
Спасибо за ответ Марина Анатольевна!!!!!
А если потренироваться с заданиями А1-А7,В1-В9,то на экзаменах будет проще?Самое страшное пережить это-если написать изложение,сочинение!!!!!Ну если готовиться к экзаменам то у кого то, есть надежда чему то научится,чтобы в дальнейшем знать как это делать…
Безусловно, тренировочные упражнения будут на пользу!
Здравствуйте Марина Анатольевна, скажите пожалуйста..а когда изложение диктовать будут ,там будут хоть как нибудь указываться абзацы? заранее спасибо!
Обычно между абзацами делаются паузы. Будут ли они отчётливо выражены в экзаменационной аудиозаписи текста для изложения — не могу сказать. Следите за мыслью. Меняется тема рассуждения — значит, надо начинать новый абзац.
Спасибо вам!!!!!!!!!!!
Марина Анатольевна,в С2.1 точно такая формулировка будет?это достоверная информация?просто наш учитель сомневается в этом.
Да, это точно! Пусть ваш учитель не сомневается!
Не страшно, если я возьму какой нибудь пример и напишу на гиа, если канешно мне такой пример попадется? ничего небудет если так же напишу?!
Думаю, ничего страшного не произойдёт =)
В С2.1 там будет такое задание?
Да, такое. Только текст другой.
помогите подобрать примеры из текста про Гриничку.
Никак не могу подобрать примеры из текста!!!:( Что делать? (Аня)
Какой текст и какое задание?
А кто-нибудь знает что-нибудь насчёт изменений в ГИА 2012 ПО РУССКОМУ?Какие-нибудь изменения в заданиях произойдут?
Обо всех изменениях в ГИА 2012 читайте в рубрике "Новости ГИА" http://uchimcauchitca.blogspot.com/search/label/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8%20%D0%93%D0%98%D0%90
А точно на экзамене это сочинение будет?
Тема (высказывание Степанова) будет такая же, только исходный текст другой.
Здравствуйте, скажите, пожалуйста, какие грамматические основы в предложении: "Он не боялся смерти, потому что погибнуть ради жизни других — достойный конец"? заранее спасибо
В данном предложении 2 основы: 1)он — подлежащее, не боялся — сказуемое; 2) погибнуть — подлежащее, конец — сказуемое.
Здравствуйте, скажите пожалуйста..а когда изложение диктовать будут ,там будут хоть как нибудь указываться абзацы? заранее спасибо!Кит
Марина Анатольевна, скажите пожлуйста, какой балл ГИА считается "проходным", т.е. каков минимум баллов, чтобы Считать ГИА сданным?
Оценка "3" ставится, если выпускник набрал 18 баллов. Это по шкале ФИПИ. Но регионам разрешается подкорректировать шкалу, так что уточняйте эту информацию в местном аналитическом центре.
Да да это верно. Но в целом сочинение на сколько баллов вот это может пойти?
Если примеры будут указаны верно и правильно прокомментированы, то, думаю, максимальный балл можно заработать.
Я согласна(сен) с высказыванием известного лингвиста Г. Степанова о том, что «словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Лексика (словарный запас языка, который используют люди в речи) отображает представление человека о явлениях действительности, то есть образ его мыслей. Но как выразить свои мысли в речи? Без знания грамматики (раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений) невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст. Связь грамматики и лексики очевидна.
Например, используя в предложении….(сюда вставить номер предложения, где есть разговорное слово – оно дано в задании В) разговорное слово «…..»(сюда вставить слово из задания В1), автор эмоционально воздействует на читателя. А в предложении….. (сюда вставить номер предложения, где есть вводное слово – оно дано в задании В5) автор использует вводное слово «……»(сюда вставить вводное слово– оно дано в задании В5 ), чтобы выразить отношение говорящего к высказываемой мысли.
Итак, справедливым является утверждение Г. Степанова: "Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика как они думают".
Неплохой шаблон. Но есть одно "но"! Если ученик не найдёт в задании В5 вводное слово и допустит ошибку, тогда эта ошибка будет перенесена и в сочинение.
Ещё один момент: вводные слова не только выражают отношение говорящего к высказываемой мысли, но и выражают оценку говорящим степени достоверности сообщаемого, чувства, указывают на связь мыслей, последовательность изложения, на приемы и способы оформления мыслей, на источник сообщаемого и т.д. Поэтому ученик должен хорошо ориентироваться во всех значениях вводных слов.
Марина Анатольевна, преогромнейшее вам спасибо за эти материалы. Они очень помогли мне в подготовке. Ещё раз спасибо.
нет ли других нем сочинения?
В этом нет необходимости, т.к. на экзамене задание С2.1 будет сформулировано именно так, как в этой статье.
Здравствуйте Марина Анатольевна,немогу написать сочинение С2.1 по тексту Улицкой. Ни как немогу найти нужные примеры для лексического явления.
(1)Интересно проследить траекторию неминуемой встречи предназначенных друг
другу людей. (2)Иногда такая встреча происходит как будто без особых усилий судьбы, следуя естественному ходу событий, скажем, люди живут в одном дворе или ходят в одну школу. (3)Эти трое мальчишек вместе учились. (4)Илья и Сашка – с первого класса.
(5)Мишка попал к ним позже. (6)Все трое в школе занимали самые низкие позиции –
благодаря полнейшей непригодности ни к драке, ни к жестокости.
(7)Сашкино положение было худшим. (8)Он учился в музыкальной школе, играл на
пианино, и многие видели, как он с бабушкой следовал по улице Чернышевского – бывшейи будущей Покровке – в музыкальную школу имени Игумнова. (9)В этой школе, не то что в общеобразовательной, Сашкой восхищались – он играл такого Грига, которого не каждый мог осилить. (10)Умилению способствовал и малый рост исполнителя: его принимали за пятиклассника. (11)В общеобразовательной школе по той же причине у Сашки было прозвище Гном. (12)И никакого умиления – одни злые насмешки. (13)Илью Сашка избегал: не столько из-за насмешек одноклассников, сколько из-за унизительной разницы в росте.
(14)Соединил Илью и Саню Мишка, когда появился в классе, вызвав общий восторг:
он был идеальной мишенью для всякого неленивого – классическим рыжим. (15.)Коротко стриженная голова, отливающая красным золотом, прозрачные малиновые уши парусами, белизна и веснушчатость. (16)К тому же – очкарик.
(17)Однажды, когда вредные Мурыгин и Мутюкин нарочно подошли к Мишке, чтобы
отобрать портфель, из него высунулся котёнок. (18)Котёнка вытащили и стали
перекидывать из рук в руки. (19)Зашедший в этот момент Илья – самый высокий в классе! – поймал котёнка над головами волейболистов, и прозвеневший звонок прервал это интересное занятие.
(20)Входя в класс, Илья сунул котёнка подвернувшемуся Сане, и тот спрятал его в
портфель. (21)После уроков Саня вытащил испуганного котёнка и протянул Илье. (22)Тот передал его Мишке. (23)Саня улыбнулся Илье, Илья – Мишке, Мишка – Сане.
(24)Мишка подробно рассказал, как утром, по дороге в школу, вытащил котёнка почти
из самой пасти собаки, которая собиралась его загрызть. (25)Но отнести домой он не мог, потому что тётя, у которой он жил с прошлого понедельника, ещё неизвестно как бы к этому отнеслась.
(26)Саня гладил бедолагу по спинке и вздыхал: дома у них уже жила кошка, поэтому
родители точно не разрешат взять котёнка.
– (27)Ладно, я его возьму, – сказал Илья.
– (28)И дома – ничего? – поинтересовался Саня.
(29)Илья усмехнулся:
– (30)Дома как я скажу, так и будет. (31)У нас с мамой нормальные отношения.
(32)Она меня понимает.
(33)Саня смотрел на длинные пальцы Ильи и восхищался: две октавы возьмёт такими
пальцами. (34)Они вышли из школы. (35)Котёнка покормили растаявшим мороженым.
(36)Илья с воодушевлением рассказывал, какой фотоаппарат он купит себе на первые
заработанные деньги. (37)Саня ни с того ни с сего вдруг открыл свою тайну – руки у него маленькие, для пианиста бесперспективные, и это для исполнителя большой недостаток. (38)Мишка сообщил почти незнакомым мальчишкам, что живёт он у тётки, и если она его у себя держать не станет, то придётся опять в детский дом идти…
(39)Мальчишки брели и болтали, болтали и брели, а потом остановились возле Яузы,
замолчали. (40)Почувствовали одновременно – как хорошо: доверие, дружба, равноправие. (41)И мысли нет, кто главней, напротив, все друг другу равно интересны.(42)Что-то важное произошло: такая сцепка между людьми возможна только в юном возрасте. (43)Крючок впивается в самое сердце, и нить, связывающая людей детской дружбой, не прерывается на всю жизнь.
Можно рассмотреть следующие лексические явления:
1. предл. 17 — вредные — эпитет
2. предл. 26 — бедолага — разговорная лексика
3. предл. 39 — брели и болтали — лексический повтор
4. предл. 40 — доверие, дружба, равноправие — контекстуальные синонимы
5. предл. 43 — метафора
О роли данных лексических понятий в тексте написано здесь: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/01/21_24.html#more
Выберите нужную формулировку.
Уважаемая Марина Анатольевна, сайт просто замечательный! но я хотела бы спросить, если все заучат эти шаблоны, и у многих сочинения будут совпадать, не будут ли снижать за это баллы.
Всё равно работы будут отличаться, т.к. примеры, иллюстрирующие лексические и грамматические явления, будут разными. Не думаю, что за похожесть станут снижать баллы.
У меня вопрос. Скажите,пожалуйста, снизят ли баллы,если приведен только грамматический пример? или наоборот? и вообще,тут сложно различать. ведь,например, если я пишу о том,что с помощью восклицательного знака автор передает возмущение,то какой это пример? заранее спасибо!)
Безусловно, баллы потеряете. Чтобы разобраться в лексических и грамматических явлениях, рекомендую изучить эту памятку: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/01/21-2012.html#more
Марина Анатольевна, так ведь даны 25 тем сочинений. А вы пишете,что будет цитата именно Степанова. Почему?
Что вы! Какие 25 тем??? Вы, видимо, не в курсе изменений в ГИА 2012! Посмотрите это видео: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/12/2012_13.html#more О задании С2.1 говорится на минуте 2.50.
В ГИА дается не один вариант,а несколько.Так что же,во всех будет одинаковое задание С2.1?
Да, во всех вариантах задание С2.1 будет сформулировано одинаково, но тексты будут разные.
Где можно найти список тем сочинений которые будут в ГИА?
Если вас интересует задание С2.1, то оно будет звучать так: Напишите сочинение-рассуждение, приняв в качестве тезиса слова известного лингвиста Г. Степанова: «Словарь языка свидетельствует, о
чём думают люди, а грамматика – как они думают».
Что же касается задания С2.2, то оно, как правило, связано с толкованием указанного предложения из исходного текста.
Подскажите,каким должно быть максимальное количество слов в заданиях С2.
Марина Анатольевна, простите, что не по теме, но скажите у вас есть какой=нибудь месенджер(isq млм скайп и т.д) чтобы легче было общаться?
с уважением Владислав!
Если, например, текст на реальной основе и в нем есть диалог, то нужно писать "автор использует…" или "главный герой текста использует в своей речи…"?
Всё-таки автор.
А приведённые примеры сочинений написаны на отлично? Как думаете, если я сделаю несколько шаблонов сочинения и заучу их, я смогу рассчитывать на хорошую оценку?
Заучить, конечно, можно. Но не забывайте о том, что Вам нужно будет ещё привести по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления.Не будет примеров — потеряете баллы.
Здравствуйте, подскажите пожалуйста, к какому разделу относиться Тавтология, к лексике или к грамматике?
К лексике.
Здравствуйте, у меня есть вопрос, я написал сам сочинение оно получилось в 172 слова. Снизят ли мне оценку?
Если ваше сочинение будет соответствовать всем заявленным требованиям и если у вас нет проблем с правописанием, то, я думаю, такой объём допустим. Главное, чтобы слов в работе было не менее 70.
Здравствуйте, уважаемая Марина Анатольевна. С большим интересом прочитала материалы на этой страничке. В этом году больная тема — сочинение-рассуждение С2.1 в 9 классе. В двух сочинениях, приведенных здесь, нашла как аргумент слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, и это приводится как пример лексического явления. Но в таком случае не надо акцентировать внимание именно на суффиксах, а просто написать, что это экспрессивная лексика, выражающая, например, ласку ("бабуля", "Кусачка"). Если же акцентируется внимание на суффиксах, то здесь уже речь должна идти о грамматическом явлении. Словообразование (а это раздел грамматики) в русском языке является ярким источником речевой экспрессии, благодаря богатству и разнообразию суффиксов субъективной оценки. Наиболее сильной экспрессией обладают суффиксы существительного и прилагательного:
размерно-оценочные суффиксы:
уменьшительно-ласкательные суффиксы: -еньк- (дороженька), -оньк- (березонька),
-ц- (зеркальце), -ок- (дружок, снежок), -ик- (билетик, букетик), -к- (головка, ночка), -инк- (пылинка, росинка), -ишк- (домишко), -очек- (листочек), -ечк- (семечко), -ышек-(колышек). -ушек- (воробушек), — ышк- (солнышко), -очк- (звездочка, мордочка), -еньк- (добренький), -оньк- (легонький), -ехоньк- (смирнехонький), -ешеньк- (скорёшенький), -ошеньк- (легошенький) и др;
увеличительные (как правило, включают оттенок негативной оценки, хотя часто имеют и шутливую, ироническую окраску окраску): -ин- (домина, детина), -ищ- (домище); суффиксы, указывающие на категорию лица (выражают разнообразные экспрессивные оттенки негативной оценки): гуляка, кривляка, слабак, вертун, ловкач, рвач.
В наше время яркой экспрессией выделяются многие глаголы, получающие сниженную окраску, благодаря словообразованию: Пооткормили меня, поотлежался, да вдругорядь на фронт (В.Белов); Кормёжка подналадилась (В.Белов); Сгуляли свадьбу (В.Лихоносов); Рая пуганула их (И.Зверев).
Мне кажется, надо ребяткам пояснить, что если речь идет о словах с уменьшительно-ласкательными суффиксами, то это может быть пример как лексического явления (но тогда называем всё экспрессивной лексикой), так и грамматического явления (словообразование — большая составная часть грамматики. (Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает строение слов (словообразование), правила словоизменения (морфология), правила построения словосочетаний и предложений (синтаксис). Грамматика устанавливает законы (правила) строения, функционирования (с точки зрения его грамматических свойств), употребления слов и синтаксических единиц: словосочетаний и предложений). С уважением, Иванова Светлана Юрьевна.
Уважаемая Светлана Юрьевна, спасибо Вам большое за такое подробное разъяснение! Обязательно примем к сведению эту важную информацию.
Здравствуйте,хотела бы спросить с какого текста нужно приводить примеры в С2.1?
Текст находится в КИМах.
Уважаемая Марина Анатольевна! при записи ответов в зад.В запятые ставятся или всё пишем без пробелов, без запятых?
Не могу сказать точно, т.к. правила оформления ответов на задания уровня В регионы устанавливают индивидуально. Бланки тоже отличаются. Поэтому этот вопрос Вам нужно уточнить у своего учителя.
Марина Анатольевна, не могли бы вы выложить сочинение на тему:"Почему в текстах художественного стиля используются простые нераспространенные предложения".Заранее спасибо!
Простое нераспространенное предложение более удобно для экспрессивной, эмоциональной и динамичной речи, почему оно и оказывается излюбленным синтаксическим средством ряда писателей (Пушкин, Шолохов, А. Толстой, Ю. Олеша и др.).
Часто нераспространёнными являются назывные предложения. Об их функциях хорошо написано здесь:
http://bibliofond.ru/view.aspx?id=125264
Ещё материал про нераспространённые предложения есть тут: http://www.kakprosto.ru/kak-92094-zachem-nuzhny-nerasprostranennye-predlozheniya
Марина Анатольевна,сколько всего надо набрать баллов чтобы получить 5?
Крис.
Крис, оценка «5»ставится, если набрано 37 – 42 балла, из них не менее 6 баллов по критериям ГК1 — ГК4 (за грамотность). Подробнее тут: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2011/12/2012_21.html#more
Для "Анонимный Jan 27, 2012 10:41 PM"
Посмотрите эту статью:
Степанов Г.В. О филологии и филологах // Энциклопедический словарь юного филолога (языкознание)/Сост. М.В. Панов.– М.: Педагогика, 1984, с. 5–11.
Татьяна Васильевна, спасибо за помощь!
И.П. Цыбулько пообещала в своей статье в газете "1 сентября", что методические рекомендации будут. Уже февраль. Их ещё нет. Ждём-с…
Я думаю, благодаря оперативности и кропотливому труду многих учителей (в том числе и благодаря Вам, Татьяна Васильевна!), которые не стали дожидаться методичек и разработали собственные материалы для подготовки к заданию С2.1, коллеги уже получили представление о том, как готовить своих учеников к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему. Большое спасибо им за это!
Марина Анатольевна, добрый день.Восхищена вашим профессионализмом и умением так быстро реагировать на изменения в экзаменах.По-моему, нас просто бросили на произвол судьбы, изменив формулировку сочинения на лингвистическую тему и не оказав при этом методическую помощь.По крупицам собираю материал в качестве подготовки своих учеников. Спасибо вам за огромную работу и помощь.
Светлана, полностью согласна с Вами! Если бы не наши талантливые и трудолюбивые коллеги, которые быстро сориентировались в изменившейся ситуации и поделились своими наработками через Интернет, то многие учителя до сих пор бы оставались в неведении. Но в нашем регионе (Омской области) уже появился замечательный методический материал по подготовке к заданию С2.1, составителем которого является Бузина Елена Владимировна. Мне известно, что это пособие обязано своим появлением учителям Омска и Омской области, города Губкинского, Ноябрьска, Салехарда и Тарко-Сале ЯНАО. Колллеги! Спасибо всем большое! Пособие получилось замечательное! О методичке можно прочитать в этой презентации: http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/01/2012_20.html#more
К сожалению, я затрудняюсь ответить на Ваш вопрос. Но могу поделиться ссылкой на статью, в которой содержится краткая биография лингвиста. Там же названы его труды. Возможно, это высказывание Вы найдёте в одном из трудов Степанова. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2,_%D0%93%D0%B5%D0%BE%D1%80%D0%B3%D0%B8%D0%B9_%D0%92%D0%BB%D0%B0%D0%B4%D0%B8%D0%BC%D0%B8%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87
здравствуйте, у меня сын в 9 классе, пишут сочинения используя слова Степанова. Подскажите пожалуйста, в какой именно своей статье Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». это просто для себя, мне интересно. Пожалуйста просто очень интересно. подскажите!!!!
Добрый вечер, скажите, пожалуйста, где можно найти шаблоны к С2.1?Спасибо.
Шаблонов нет, но, возможно, эта статья тоже пригодится http://uchimcauchitca.blogspot.com/2012/01/21-2012.html#more
Спасибо за содержательный обмен информацией…
спасибо,сайт отличный всё пригодилось)
на реальное гиа тоже оветы будут?
Таня, наверное, огорчу, если отвечу отрицательно.
Спасибо большое,очень хороший сайт и много полезной информации!
помогите,пожалуйста с сочинением "как подчеркнуть свою речевую индивидуальность?"
Удачи Вам в Вашей работе!
Спасибо большое за сайт. Ваша помощь неоценима. Пять минут назад я была в отчаянии — только узнала об изменениях. Полгода готовились по материалам прошлого года. У нас никто и не говорит об изменениях!!! Дай Вам Бог здоровья. СПАСИБО.
Удивлена такой некомпетентности !Полгода не знать об изменениях в КИМах ГИА! Ведь есть сайт ФИПИ — главный помощник и направляющий в подготовке к экзамену!!!!
Конечно, уверена! Человек осваивает элементарные грамматические правила уже с ранних лет. Он слышит речь взрослых и старается выражать собственные мысли по образцу. Представьте себе такую ситуацию: Вы решили освоить какой-нибудь иностранный язык, выучили необходимое количество слов из словаря. При этом Вы никогда не общались с носителем данного языка, не слышали устную речь и не читали книг. Сможете ли Вы на этом языке построить хотя бы одно предложение в соответствии с грамматическими нормами данного языка? Думаю, это вызовет у Вас большие трудности. Так что, мне кажется, Вы не правы, утверждая, что "многие, не имея представления о каких-то грамматических правилах, отлично создают связные тексты". Такого просто не может быть.
"Без знания грамматических правил невозможно создать связное высказывание, то есть построить предложение, текст." (из сочинения Борисова С.А.) ВЫ УВЕРЕНЫ? Многие, не имея представления о каких-то грамматических правилах, отлично создают связные тексты. Поэтому в тезисах, которые нужно будет аргументировать, требуется ясность.
Спасибо ,большое мне очень помогло …
Спасибо за сочинение! Но почему мы все молчим и не протестуем против усложнения ГИА !! Нам бы со спокойной душой выпустить наших "умников", пусть пополняют ряды трудящихся, поступают в техникумы и пту. И нам спокойно, и детям , и родителям.Я писала диктант и поступила в институт!
хорошая работа!!!
помогите написать сочинение-рассуждение "Как уточняющие члены предложения помогают детально представить изображаемое?"
Обязательно ли начинать сочинение со слов Степанова? Можно ли их употребить в выводе?
Большое спасибо за помощь. Я тоже использую шаблоны для подготовки к ГИА, учу детей находить примеры.
Если Вас интересует задание С2.1, то читайте предыдущий комментарий.
Скажите, а какое сочинение будет на экзамене? Оно похоже на сочинения из подготовительного?
Да, в экзаменационном тесте задание С2.1 будет сформулировано точно так же, только текст будет другой.
А в С2.1. постоянный вопрос(в смысле, про вот этого известного лингвиста)?
да
Очень интересный сайт, спасибо всем!!!
Скорее всего, учителя не запрещали, а порекомендовали выбрать сочинение С2.2, т.к. в этом году изменилась формулировка задания С2.1. Окончательный выбор всё равно остаётся за учениками. Если Вы чувствуете, что справитесь с сочинением на лингвистическую тему, то почему бы Вам не выбрать его?
Очень полезная информация 8-). Мы сегодня писали пробное ГИА,думал поможет(((нет! Учителя запретили и сказали писать С2.2. ужас какой-то!
Не совсем, в некоторых случаях везёт
Спасибо за инфу!!! Оч полезно!!!!!!!
А что можно о морфологии написать, как к цитате привязать морфологию???
Вопрос: "…можно ли во второй части упоминать о морфологии? По-моему, она является одним из разделов грамматики?"
Ответ: да, конечно, можно!
Спасибо огромное! Такой обмен опытом просто необходим! Обязательно использую это в своей работе.
Здравствуйте, можно ли во второй части упоминать о морфологии? По-моему, она является одним из разделов грамматики?
Хочу поблагодарить Любовь Михайловну за рекомендации по написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему, а также за готовые работы! На мой взгляд, все советы Любови Михайловны заслуживают внимания и отзывов коллег. Уважаемые коллеги! Пожалуйста, не скупитесь на комментарии! Только обсуждение этого вопроса поможет выработать методику подготовки к заданию С2.1
Любовь Михайловна, огромное Вам спасибо за сочинения и советы! Очень помогает! Всегда с интересом захожу на страничку.
Продолжу свои размышления.
На мой взгляд, надо учить ребят искать пример для анализа по лексике и синтаксису в ОДНОМ предложении. Это позволит сделать сочинение четче и лаконичнее. Приведу в пример работы моей ученицы Насти по тесту 23 Сборника тестов ФИПИ.
1 вариант
Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
Так в первой части предложения 30 «Всею своей собачьей душою расцвела Кусака, и это изменило ее до неузнаваемости», нахожу ярчайшую метафору, придавшую предложению особую выразительность, эмоциональность.
Интересно предложение 30 и с точки зрения грамматики. Это сложносочиненное предложение, состоящее из двух простых. Если в первом – констатируется факт преображения собаки, то во втором – подводится его итог .
Могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший что «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (112 слов)
2 вариант
Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
Так в предложении 27 «Кусачка, милая Кусачка, поиграй!» автор использует лексический повтор: слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами, говорящие о том, что дети очень полюбили собаку.
Интересно это предложение и с точки зрения грамматики: оно содержит в себе два обращения, используемые для выражения отношения детей к животному.
Могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший что «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (100 слов)
Уважаемые коллеги! Выставлять работы на ваш суд сложно! Пожалуйста, не оставляйте их без комментариев! Это позволит и автору, и читателям находить оптимальные варианты написания экзаменационного сочинения.
Размышления по поводу написания сочинения на лингвистическую тему
Некоторые учителя ориентируют ребят на написание сочинения в разделе ЛЕКСИКА по заданию А3. Думаю, что это не всегда оправданно. А если ученик ошибочно определит, где метафора или эпитет? Тогда эта ошибка "пролезет" и в сочинение…Думаю, что более надежный вариант, который подсказывает тест, это задание В1. Там указано, какое это слово: разговорное, просторечное, термин…А научить делать вывод, какую роль он играет в тексте, не сложно.
Это же, на мой взгляд, можно сказать и по синтаксическому блоку. Опасно брать для примера задания В4 и В5, так как дети могут ошибиться и не найти обособление или вводные слова. А вот вариант с В7 оправдан: там назван вид сложного предложения.
А как вы считаете, коллеги?
Спасибо за созданный сайт, дельные рекомендации. Пыталась найти хоть какие-то советы по написанию части С 2.1 на сайте ФИПИ, ничего… Замечательно, что есть люди, оперативно реагирующие на изменения, которые ежегодно(!) вносятся разработчиками ГИА
Марина Анатольевна ! БлагодарЮ за консультации-очень помогают!Коллегам тоже спасибо!
Надя, если по всем остальным параметрам Ваше сочинение будет соответствовать критериям С1К1-С1К4, то из 9 баллов, которые можно набрать за задание С2.1, Вы потеряете 2.
Здравствуйте! Скажите, пожалуйста, как будет оценена работа, если я выучу шаблон, данный учителем, а примеры из текста не подберу? Заранее спасибо.
Надя.
Вот то же сочинение, но сокращенное.
Г. Степанов, на мой взгляд, говорит о единстве содержания и формы языка. Лексика отражает наше представление о мире, а грамматика позволяет создать связное высказывание, текст.
Так в предложении 3 , рассуждая о развитии таланта поэта, Бунин прибегает к «высокой лексике»: « оскудеет». Буквально через несколько предложений поэт прибегает к экспрессивно окрашенному слову: « затрепаны». Но это разговорное слово звучит в его речи уместно, нисколько не снижает качества его речи. Интересны эти предложения и с точки зрения грамматики. В том и другом используются однородные члены, позволяющие ярче описать речевую ситуацию.
Могу уверенно сказать, что прав был известный лингвист Г. Степанов, утверждавший что «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». (115 слов)
Вот мои размышления: я считаю, что не так черт и страшен. В первую часть учу писать все, что касается лексики + тропы, построенные на переносном значениии слова, а во вторую часть пишут все по синтаксису: однородные члены, обращения, вводные слова и их функция + фигуры речи и стилисический синтаксис: антитеза, повтор, параллелизм, градация и т.д.
Любовь Михайловна! А не могли бы Вы на этой странице выложить "грамматические и лексические явления"?
Любовь Михайловна, спасибо Вам за сочинения! Думаю, они пригодятся и коллегам, и ребятам. Вы просите оценить работы. Боюсь, что объективной оценки я не смогу дать, т.к., во-первых, нет перед глазами исходного текста, а во-вторых, у меня, к сожалению, отсутствует опыт работы экспертом в экзаменационной комиссии. Поэтому, если я ошибусь, надеюсь, знающие коллеги меня поправят. На мой взгляд, сочинения хорошие, они соответствуют критериям С1К1-С1К4. Единственное, мне кажется, в первой Вашей работе не хватает вступления. Вы также спрашиваете, почему я не объединила статьи с образцами сочинений. Просто не хотелось нагромождать пост. Но я сделала в обеих статьях ссылки друг на друга.
Марина Анатольевна! А я на той странице, где Демоверсия, писала, вернее, перечисляла эти грамматические и лексические явления… Интересно, почему разные страницы блога. Почему нельзя объединить? Как Вы оцениваете вторую работу моей ученицы?
"а можете выложить эти лексические и грамматические явления?"
Да, конечно. Я сделаю это в ближайшее время.
Чтобы ответить на Ваш вопрос, процитирую само задание С2.1: "Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера)". То есть необходимо назвать и лексические явления, и грамматические.
если я напишу одно из данных сочинений приводя свои примеры сколько баллов я наберу?
Если Ваше сочинение будет соответствовать критериям, то наберёте 9 баллов.
я получила 6 баллов за одно из ваших сочинений)
Марина Анатольевна, скажите, пожалуйста, приводя пример грамматического явления, обязательно ли называть роль речевой единицы в тексте или достаточно назвать грамматические признаки?
а можете выложить эти лексические и грамматические явления?