Подготовка к заданию А4 (что влияет на количество букв и звуков в слове)

Что ещё необходимо знать, чтобы быть подготовленным к заданию А4 экзаменационного теста? Напомню: предыдущие статьи были посвящены изучению гласных и согласных звуков.

А в этом посте я отдельно рассмотрю случаи, когда в слове не совпадает количество букв и звуков. 

Случай 1. Звуков больше, чем букв.

Это возможно тогда, когда в слове есть буквы Е, Ё, Ю, Я , которые могут давать 2 звука. Подробнее об этом читаем тут. 

Например, в слове ЁЛКА 4 буквы, но 5 звуков, т.к. буква Ё даёт два звука, потому что стоит в начале слова. 

Случай 2. Букв больше, чем звуков.

Это возможно, если:

а) в слове есть непроизносимые согласные, которые выпадают, т.е. не дают никакого звука. Например: в слове ГРУСТНЫЙ букв 8, а звуков 7, т.к. буква Т выпадает.

б) в слове есть Ь или Ъ, которые не дают никакого звука. Например: в слове ЛЕНЬ 4 буквы и 3 звука.

в) в слове есть удвоенные согласные, которые дают 1 звук. Например: в слове КЛАСС 5 букв и 4 звука.

г) в слове есть сочетания из 2-х или 3-х букв, дающих один звук (напомню: сочетания СЧ, ЗЧ (ЗДЧ), ЖЧ дают звук [ Щ ]; а сочетания ТС и ДС дают звук [ Ц ] ). Например: в слове ГРУЗЧИК 7 букв и 6 звуков; в слове ДЕТСТВО 7 букв, 6 звуков.

Обратите внимание, что в русском языке есть слова, в которых количество букв и звуков уравнивается за счёт компенсации.
Например, в слове  ЯКОРЬ 5 букв и звуков тоже 5, т.к. в нём имеет место и Случай 1, и Случай 2 (пункт б). То есть буква Я даёт два звука, т.к. стоит в начале слова, но Ь не даёт звука. Происходит компенсация: количество букв и звуков выравнивается.
Читаем также по этой теме:

Подготовка к заданию А4 (Фонетика. Гласные звуки)

Подготовка к заданию А4. Теория (согласные звуки)

Подготовка к заданию А4. Практика (согласные звуки)

Подготовка к заданию А4. Презентация Егораевой Г.Т.

20 вариантов задания А4

А4 Фонетический анализ слова  (тренировочные упражнения в режиме онлайн)

 

Читайте также:  ОГЭ Сочинение-рассуждение по тексту из сборника И.П.Цыбулько на тему "Что такое красота" (задание 15.3, вариант 25)
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!