Материал к сочинению на тему «Изобразительно-выразительные средства в художественном тексте и их функции»

ТРОПЫ
1. Метафора повышает точность поэтической речи и её эмоциональную выразительность.
2. Метонимия — это приём краткой выразительной речи.
3. Ирония помогает создать комический эффект.

4. На гиперболах строится образность сатирических произведений, гиперболизация является источником юмора, средством насмешки.
5. Олицетворение повышает моциональную выразительность текста.
6. Синекдоха — усиливает экспрессию речи и придаёт ей глубокий обобщающий смысл.
7. Литота служит средством для создания сатирического и юмористического эффекта.
8. Эпитет создаёт зримый образ предмета, явления, формирует эмоциональное впечатление, передаёт психологическую атмосферу, настроение. Также характеризует, поясняет какое-нибудь свойство, качество понятия, предмета или явления; воплощает мироощущение писателя. В описании природы выражает чувства, настроения, внутреннее состояние человека.
9. Аллегория используется для того, чтобы выразить идеи глубокого философского содержания. Широко используется в эзоповом языке — манере, обнаруживающей изворотливость в изобретении оговорок, недомолвок и прочих обманных средств. Используется для того, чтобы обойти цензуру.
10. Перифраза подчёркивает существенные стороны, характерные признаки предмета или явления.
11. Многозначные слова придают языку гибкость, живость, выразительность при описании предметов, явлений, свойств.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЛЕКСИЧЕСКИЕ КАТЕГОРИИ
1. Омонимы придают языку живость, выразительность. Могут придавать комическую окраску, двусмысленность, характер каламбура.
2. Синонимы свидетельствуют о богатстве языка, служат для более точного выражения мыслей и чувств.
3. Антонимы делают речь яркой, эмоциональной. Служат для создания контраста.
ЛЕКСИКА АКТИВНОГО И ПАССИВНОГО ЗАПАСА
1. Общеупотребительные слова обозначают жизненно важные предметы, действия, признаки, явления.
2. Архаизмы служат для создания колорита древности при изображении старины. Выполняют яркую стилистическую роль, выступая как средство создания гражданско-патриотического пафоса речи. Являются источником возвышенного звучания речи.
3. Историзмы служат для создания колорита древности, минувшей эпохи, придают описанию прошлых времён историческую достоверность.
4. Неологизмы являются своеобразным приёмом усиления выразительности.
5. Профессионализмы используются в художественной литературе и публицистике как выразительное средство для описания обстановки, создания производственного пейзажа, речевой характеристики определённой сферы деятельности человека.
6. Жаргонизмы используются в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей и создания нужного колорита.
7. Диалектизмы вызывают у читателя более яркие представления о том месте, где развиваются описываемые события с целью речевой характеристики персонажа.
8. Заимствованные слова — источник пополнения словаря.
9. Разговорная лексика используется в произведениях художественной литературы с целью речевой характеристики персонажей.
10.Просторечные слова — средство речевой характеристики героев.
11.Термины служат для точного, строго научного определения научных и специальных понятий. Используются для характеристики изображаемой среды и языка.
12.Фразеологизмы придают речи яркость и выразительность.
СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ
1. Градация предельно точно и выразительно передаёт мысль автора.
2.  Антитеза выражает экспрессию, отражает философские вопросы жизни и смерти.
3. Оксюморон подчёркивает противоречивое психологическое состояние, выраженное в предельно лаконичной форме, создаёт эмоциональное впечатление.
4. Лексический повтор выделяет ключевое понятие.
5. Анафора — средство создания поэтического подтекста.
6. Эпифора — средство эмоционального воздействия на читателя, выделения ключевого понятия.
О том, КАК писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, читайте В ЭТОЙ СТАТЬЕ.
Если вам захочется поблагодарить автора блога за предоставленные материалы, кликните по одной или нескольким рекламным ссылкам, размещённым на блоге, и автор будет благодарен вам =)
Источник: Е.В.Бузина «Анализ средств художественной выразительности в тестовых заданиях ЕГЭ» Омск 2004
Читайте также:  Как избавиться от страха перед экзаменами?
Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Анонимный

    ваш блог очень мне помогает…огоромное вам спасибо, Марина Анатольевна!)
    не знаю что бы я делала без вашего блога))

  2. Марина Анатольевна Крюкова автор

    По-моему, эта статья как раз и создана для этого =)

  3. Анонимный

    Марина Анатольевна помогите написать соинение на тему "изобразительно-выразительные средства в художественном тексте и их функции" или что — нибудь подскажите? Пожалуйста!