Материал к сочинению на тему «Роль деепричастий в речи»

1. Что такое ДЕЕПРИЧАСТИЕ?

Дееприча́стие — неизменяемая форма глагола — самостоятельная часть речи, соединяющая в себе признаки глагола (вид и возвратность) и наречия (неизменяемость, синтаксическая роль обстоятельства), обозначает дополнительное действие при основном. Отвечает на вопросы что делая? что сделав?

 2. РОЛЬ деепричастия в речи

  • Деепричастия делают речь более точной, динамичной, они передают множество действий, происходящих одновременно.
  • Деепричастия обладают богатыми выразительными возможностями. Ёмкость, компактность, выразительность – эти свойства деепричастий широко используют поэты и писатели в своих произведениях.
  • Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

3. ОБРАЗЦЫ рассуждения о роли деепричастий в конкретном тексте

Образец 1

     Я исследовал роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывке из романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин» – «Зима!.. Крестьянин, торжествуя…» и обнаружил, что в 11 строчках поэт использовал пять деепричастий и деепричастных оборотов.

     Деепричастие «торжествуя» точно передаёт состояние крестьянина, который долго ждал зимы и теперь радуется, что труд его будет облегчен и освещён красотой обновлённой природы.
     Деепричастный оборот «снег почуя» помогает понять действие лошадки. Она «плетётся», т.к ей трудно передвигаться с грузом по снегу.
     Удивительно точный рисунок действия, совершаемого кибиткой помогает создать деепричастный оборот «бразды пушистые взрывая». Когда мы читаем эту строчку, то не только видим стремительно летящий из-под копыт пушистый снег, но ощущаем запах зимней свежести.
     Благодаря деепричастным оборотам («в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив») автору удалось создать зримый образ дворового мальчика, радующегося приходу зимы, и передать свой отношение к нему – доброе, шутливое.
     Таким образом, Пушкин не случайно так широко использовал в этом фрагменте деепричастия и деепричастные обороты. С их помощью достигается такая «живопись», что хоть бери кисть и рисуй эту картину начавшейся русской зимы.

Образец 2
 
     Я исследовала роль деепричастий и деепричастных оборотов в отрывках из поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри», и вот что мне удалось установить.

     В деепричастном обороте «красуясь меж дерев прозрачной зеленью листов» деепричастие «красуясь» играет оценочную роль: с его помощью поэт оценивает действие виноградных лоз.
     Деепричастный оборот «гладкой чешуей блестя» не только «дорисовывает» действие змеи («скользила»), но и помогает представить её внешний вид, акцентируя внимание на качестве действия.
     Деепричастие «устав» не только обозначает добавочное действие лермонтовского героя, но объясняет его причину: «…устав, прилёг между высоких гор».
     Всё это позволяет сделать вывод о том, что деепричастия и деепричастные обороты выполняют в лермонтовском тексте разнообразные функции, являясь выразительным средством языка.

Образец 3

Читайте также:  ЕГЭ Предлог (материал для подготовки к заданиям А11 и В2)

     Я исследовал фрагмент из рассказа И.С. Тургенева «Бежин луг». Этот текст является повествованием. Вот почему в данном отрывке преобладают глаголы и деепричастия.
     Глаголы помогают писателю рассказать о последовательных действиях, а деепричастия – «дорисовать» их, передать их точный рисунок.
     Так, деепричастные обороты «сидя без шапок в старых полушубках», «болтая руками и ногами» помогают представить не только позу крестьянских мальчиков, но и их внешний вид, характер их движения.
     Зримые образы лошади и рыжего космача тоже помогают создать деепричастия. С помощью деепричастного оборота «навострив уши» передаётся состояние лошади во время бега, а деепричастные обороты «задравши хвост и беспрестанно меняя ногу» помогают представить внешний вид несущегося табуна, передать характер движения, совершаемого им.

     Итак, Тургенев не случайно так часто использует деепричастные обороты. Простые предложения, осложнённые деепричастными оборотами, более экономичны и ёмки по сравнению с синонимичными сложноподчинёнными предложениями с придаточными обстоятельственными. Их использование помогает писателю на достаточно малом пространстве текста создавать зримые, яркие, запоминающиеся образы, точно «дорисовывая» действия персонажей.

Источник
 
О том, КАК писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему, читайте ЗДЕСЬ

Оцените автора
По уши в ОГЭ и ЕГЭ!

Комментарии закрыты.

  1. Анонимный

    ффффффффффууууууууууууууууууууууууууу отстой учитель по русскому будет не в восторге !!! 🙂 🙂

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Тогда напиши так, чтобы твой учитель был в восторге ))

  2. Анонимный

    спасибо огромное учитель по русскому будет в восторге !!!1

  3. Максим СмОЛЯКОВ

    😛

  4. Анонимный

    Огромное спасибо ! =)

  5. антон

    огромнейшее спасибо вам!)

  6. Анонимный

    большое спасибо

  7. Анонимный

    блин а я не
    нашла то что мне нужно было..черт побери(

  8. Анонимный

    Спасибо огромное!! Очень помогли!!!:***

  9. Анонимный

    спасибо большое!!!! очень помогли! мне задали сочинение на эту тему, а в голову ничего не лезло,решила поискать, и, как раз,вы помогли. только по теме деепричастий у меня остался один вопрос: почему в морфологическом разборе не указывается возвратнось (по крайней мере, в нашем учебнике- бунеев 7 класс)? если ответите — буду очень благодарна!!!

    1. Марина Анатольевна Крюкова автор

      Очевидно, просто в этом нет особой необходимости!

  10. Анонимный

    спс всё чё надо то и дали

  11. Анонимный

    Спасибо)Очень помогли.

  12. Анонимный

    спасибо вам большое

  13. Анонимный

    Всё чётко и понятно) огромное спасибо за помощь

  14. Анонимный

    спасибо огромнейшее

  15. Анонимный

    спс, классный сайт